История Олимпийских игр
план-конспект урока по физкультуре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока - презентации
Тема: История Олимпийских игр
Цели и задачи урока:.
- Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр и игр современности, первыми спортивными традициями;.
- Расширить кругозор учащихся с помощью данной темы.
- Пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.
- Портестировать детей по усвоению темы урока.
Место проведения: компьютерный кабинет школы
Ход урока.
1. Организация начала.
2. Объявление темы.
3. Вызов ассоциаций.
-Что вы представляете при произнесении сочетания "олимпийские игры"?
-Что вы о них знаете?
- От куда они произошли?
(Как правило, учащиеся мало отвечают на данные вопросы…)
Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей возникновения олимпийских игр, узнаем, кто был первым чемпионом ОИ, какие традиции были заложены и т.д
Рассказ и показ слайдов
Олимпийские игры... Их удивительная история не одно столетие привлекает внимание поэтов, писателей, историков и учёных.
Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. (1-2) Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия. Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета. У древних греков различались два метода использования и применения физических упражнений: гимнастика, или общее физическое развитие, и агонистика – специальная тренировка к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество по поводу победы и т.п.).
Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность. Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою военно-физическую подготовку, были Олимпийские игры. Первые известные олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Местом проведения игр была Олимпия, В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасия, стадион и ипподром.
В период с VIII по II век до нашей эры в играх могли участвовать только свободнорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди не греческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться дома, а перед играми он вместе со своим учителем проходил тридцатидневную подготовку в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
В общественной жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI – IV вв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Олимпийские игры в этот период способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами и никто не имел права с оружием в руках вступать на землю Олимпии. На олимпийские праздники собиралось до 50 тысяч зрителей. Их посещали знаменитые философы, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков.
Олимпийские праздники проводились одни раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами: по ним греки некоторое время вели летоисчисление. Греческий историк Тимей ввел в основу хронологический счет времени по олимпиадам. Промежуток между двумя олимпийскими играми, состоящий из 1417 дней, считался олимпийским годом, и отсюда пошло название олимпиада.
(3) Программа олимпийских игр вначале состоящая только из бега на одну греческую стадию (192,27 м), впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), в борьбе, кулачном бое и панкратионе, в состязаниях колесниц и верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в играх стали принимать участие и дети.
на 33-й Олимпиаде, в 648 году до н. э., появляется самый трудный и, несомненно, самый жестокий вид соревнований - панкратион, соединяющий в себе приемы кулачного боя и борьбы.
В панкратионе позволялось все: любой удар, захват, пинки ногами, болевые приемы и даже... укусы. Позже в программу Игр были включены бег в вооружении, бег трубачей и герольдов, состязания колесниц, запряженных мулами, соревнования для детей по борьбе, скачкам, пятиборью, а в 200 году до н. э., на 145-й Олимпиаде, появляется даже панкратион детей.
Нарушения правил, зафиксированные в исторических памятниках, были весьма разнообразны. Например, на 71-й Олимпиаде, в 496 году до н. э., элланодики (судьи) не признавали атлета Клеомеда победителем в кулачном бою, потому что он во время состязания случайно убил своего противника. На 75-й Олимпиаде, в 480 году до н. э., был оштрафован знаменитый атлет Теаган за то, что он отказался от участия в панкратионе, сказав, что утомился во время кулачного боя, а по правилам все виды состязаний, входившие в программу Игр, тогда являлись обязательными для каждого участника.
(4 - 5) Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители олимпийских игр (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх была ветвь оливкового дерева и венок из лаврового листа. Статуи победителя олимпийских игр, именовавшегося «олимпионик», устанавливалась в том городе, откуда он был родом, изображения чемпиона чеканили на монетах, в его честь слагались гимны.
(6)
Более тысячи лет развалины Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена. А еще раньше, в 1707 году, монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге "Палеография Греции" ратовал за раскопки олимпийского городка. По иронии судьбы человек церкви стал новым открывателем Олимпии - места, пятнадцать веков назад осужденного церковью.
В конце 19 века бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.
(7)В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.
25 ноября 1892 года, в парадном зале Сорбонны в Париже Кубертен прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: - Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!
Учредительный конгресс - состоялась 23 июня 1894 года все там же в Сорбонне, в зале, украшенном аллегорическими фресками. Двумя тысячами делегатами от двенадцати стран единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК). Это высший руководящий орган олимпийского движения, в состав которого вошли четырнадцать представителей от двенадцати стран, в том числе от России - генерал А. Д. Бутовский. Первые члены МОК были и организаторами национальных олимпийских комитетов в своих странах.
Олимпийские игры современности (рассказ по слайдам 8-16)
- Слайд 9 – разобрать с уч-ся какой цвет принадлежит какому континенту.
- Слайд 17 – Соревнования между мальчиками и девочками – по очереди называют виды спорта, относящиеся к программе летних ОИ. Слайд 18 – проверить, что не назвали. Если какие-то виды спорта не знакомы - дать домашнее задание – приготовить мини-сообщение об этом виде спорта (оформить его как реферат)
- Слайд 19 – угадать, какие виды спорта нарисованы. Соревнования между мальчиками и девочками – по очереди называют виды спорта, относящиеся к программе зимних ОИ.
Закрепление усвоеных знаний – 5 мин
Тестирование (приложение 1) По окончанию теста уч-ся в парах меняются ответами друг друга и оценивают по ключу, данному в конце теста.
Вопрос 1. С какого года ведут отсчет I Олимпийские игры Древней Греции?
- 936 г. до н.э.
- 776 г. до н.э.
- 678 г. до н.э.
- 538 г. до н.э.
Вопрос 2. Назовите имя атлета, победившего в беге на один стадий на I Олимпийских играх Древней Греции.
- Милон
- Гермоген
- Пелопс
- Короибос
Вопрос 3. Какую награду получал победитель олимпийских соревнований в Древней Греции?
- Медаль
- Кубок
- Венок из ветвей оливкового дерева
- Денежное вознаграждение
Вопрос 4. Кто из знаменитых ученых Древней Греции победил на Олимпийских играх в соревнованиях кулачных боев?
- Архимед (механик)
- Пиатон (философ)
- Пифагор (математик)
- Страбон (географ)
Вопрос 5. Какова протяженность беговой дистанции (один стадий) на стадионе в Олимпии в современной метрической системе, которую, по преданию, обмерил легендарный Геракл?
- 164м 31см
- 176м 43 см
- 190м 40см
- 192м 27 см
Вопрос 6. В каком году, и в каком городе было принято историческое решение о возрождении современных олимпийских состязаний?
- 1890г. Лондон
- 1892г. Рим
- 1894г. Париж
- 1986г. Афины
Вопрос 7. Кому из перечисленных людей принадлежала инициатива возрождения Олимпийских игр?
- Деметриусу Викелису (Греция)
- Алексею Бутовскому (Россия)
- Анри де Бейелатуру (Бельгия)
- Пьеру де Кубертену (Франция)
Вопрос 8. В каком году, и в каком городе состоялись игры I Олимпиады современности?
- 1890г., Москва
- 1896г., Афины
- 1902г., Париж
- 1906г., Лондон
Вопрос 9. Какой континент символизирует кольцо красного цвета в олимпийской эмблеме?
- Азия
- Австралия
- Африка
- Америка
- Европа
Вопрос 10. Назовите город и страну последней летней олимпиады?
- Москва, Россия
- Осло, Финляндия
- Лондон, Англия
- Пекин, Китай
Вопрос 11. Назовите девиз Олимпийских игр.
Вопрос 12. Назовите 3-5 российских известных спортсменов, укажите в каком виде спорта они прославились.
Оценивание:
10-12 ответов – «5»
7-9 ответов – «4»
До 6 ответов – «3»
Домашнее задание – 1 мин.
Подготовить мини-рефераты по темам:
- Виды спорта летних ОИ (триатлон, тхеквондо, хоккей на траве и т.д.)
- Виды спорта зимних ОИ (кёрлинг, фристайл, селетон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История Олимпийских игр в истории страны". Классный час
История Олимпийских игр, Россия в Олимпийских играх....
Сценарий открытого интегрированного (английский язык, история, физкультура) урока-проекта "История Олимпийских Игр"
Проект содержит интересные факты по истории древних и современных олимпийских игр, а так же тестовые задания, презентации, физические разминки....
Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения (урок по теме «Имя числительное в языке и речи» на материале, посвящённом Олимпийским играм)
Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 год...
История Олимпийских игр. Олимпийский Урок-презентация по физической культуре в 8 классе
Предлагаю Вашему вниманию Олимпийский Урок-презентацию, в котором используются сведения, безусловно, интересные и нужные для пропаганды истории Олимпийского движения. Вскоре пройдут Олимпийские игры, ...
Олимпийское образование. Из истории Олимпийских игр
История возникновения Олимпийских игр. Первые чемпионы и первые рекорды!!!...
Презентация к классному часу "Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в вопросах и ответах" (викторина)
Материалы к Всероссийскому конкурсу мультимедийных презентацийк внеклассному мероприятию «Зимние Олимпийские игры. Сочи – 2014»Пояснительная запискаАвторЧиркова Ангелина Владимировна, учитель русского...
Олимпийский урок «Занимательная история Олимпийских игр»
открытый урок...