Рабочая программа по физкультуре 8-11 классы
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочая программа по физкультуре 8-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8kl.2012-2013uch.g.doc | 101.5 КБ |
raabochaya_programma_10-11kl_2012-2013uch.g.doc | 99.5 КБ |
rabochaya_programma_9klass_2012-2013uch.g.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол № ____ школы по УВР ГБОУ СОШ № 422
ГБОУ СОШ № 422 __________ О.Н. Богданова
____________20____г. ___________С. Н. Пятанова Приказ № _______
____________20___г. __________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
8 класс
Разработана:
Мурашова Н.В.,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2012-2013 учебный год
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по физической культуре для 8-ых классов.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы». Авт.Лях В.И., Зданевич А. А., М.«Просвещение» 2010г.
Содержание программы в большей степени ориентирована на укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей. Формирование потребностей у учащихся и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Изменения, внесенные учителем в рабочую программу не влияют на выполнение программы по курсу физическая культура. Сохранены все ее разделы, основные темы. Выполнение рабочей программы позволяет расширить и углубить знания и умения учащихся по физической культуре.
Обеспечивает условия для реализации практической направленности обучения курсу «Физическая культура» и индивидуальных особенностей учащихся, а так же на охрану здоровья, и умения оказать первую медицинскую помощь в экстремальной ситуации и может быть использована в реальном учебном воспитательном процессе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) За основу рабочей программы (второго вида) курса физическая культура взята авторская программа для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы» авторы Лях В.И., Зданевич А.А. М. «Просвещение» 2010 г.
2) Планирование учебного материала по физкультуре в ГБОУ СОШ № 422 составлено с учетом нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Приказ Министерства образования и науки России от 16.07.2002 г. № 27/15/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждений Российской Федерации в котором рекомендовано ввести третий, дополнительный час физической культуры в I-XI классах общеобразовательных учреждений за счет часов регионального школьного компонента Базисного учебного плана.
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов М. «Просвещение» 2009г. авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.
- Приказ Минобрнауки от 03.06.08 г № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования». В раздел кроссовая подготовка включены темы по общефизической подготовки с использованием тренажерно-нформационных систем.
Все разделы базовой части рабочей программы (второго вида) в данном планировании сохранены полностью. Лыжная подготовка может быть заменена на спортивные игры или общефизическую подготовку по причине климатических условий г Санкт-Петербурга. Распределение часов вариативной части связаны с региональными особенностями, по согласованию с дирекцией школы и методическим объединением по физической культуре.
Количество планируемых часов сохранено.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Задачи физического воспитания учащихся 8 классов.
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
содействие гармоничному физическому развитию;
закрепление навыков правильной осанки;
развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,;
воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене и влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
развитие волевых и нравственных качеств, выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности и содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Уровень развития физической культуры учащихся 8 класса.
В результате освоения основного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны:
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• провоить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 12 180 — | — 165 18 |
К вынослиности | Кроссовый бег 2 км | 8 мин 50 с | 10 мин 20 с |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях:
- пробегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого старта;
- в ранномерном темпе бежать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки);
- после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину;
- выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
- выполнять беговые, прыжковые и общеразвивающие упражнения.
В метаниях на дальность и на меткость:
- метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма;
- метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м,
- метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
- выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения метантеля.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях:
- выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
- выполнятьк комбинаяцию движений с одним из предметов(мяч,палка,скакалка,обруч;
- уметь выполнять опорные прыжки через гимнастического коня и козла.
В спортивных играх: знать правила игры и играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности:
- самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости;
- соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности:
- участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью:
- бег 60 м,
- прыжок в длину или в высоту с разбега,
- метание,
- бег на выносливость;
- участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Распределение программного материала в учебных часах по разделам и темам физической культуры при 3-х часовом обучении.
Разделы программы | Рабочая программа | Рабочая программа (с изменением климатических условий) |
Базовая часть | 84 | 84 |
Основы знаний о физической культуре и инструктаж по технике безопасности на уроках | 6 | 6 |
Легкая атлетика | 21 | 21 |
Спортивные игры: Баскетбол Волейбол Футбол | 18 6 6 6 | 18 6 6 6 |
Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 21 |
Лыжная подготовка | 18 | - |
Кроссовая или общефизическая подготовка | - | 18 |
Вариативная часть: Баскетбол Волейбол Футбол | 18 6 6 6 | 18 6 6 6 |
Инструктаж по технике безопасности | 6 | 6 |
Всего | 102 | 102 |
Примечание: Уровень физической культуры вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель по согласованию с дирекцией школы.
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 8-ых КЛАССОВ.
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ 84часа
Основы знаний о физической культуре 6ч.
1. Основные движения и комплексы учитывая возростно-половые особенности.
2. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система.
3. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии.
4. Этапы развития ФК в России.
5. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
6. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
7. Повышение учебно-трудовой активности.
8. Основы истории Олимпийского движения, отечественного спорта.
9. Техника безопасности на уроках.
10. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения.
11. Предупреждение травматизма и оказание пассивной помощи при травмах.
12. Физ. культура её значение, формирование здорового образа жизни.
13. Способы самоконтроля.
14. Оздоровительные системы ФВ и спортивная подготовка.
15. Олимпийские игры древности и современности.
16. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физкультуры.
17. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок.
18. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
19. Физическая культура и ее значение в формировании ЗОЖ.
20. Достижения спортсменов на олимпийских играх (отечественных и зарубежных).
Легкая атлетика 21 ч.
1. Низкий старт до 30 м.
2. Бег с ускорением от 40 до 80 м.
3. Бег на результат 60 м.
4. Бег в равномерном темпе до 15 мин (дев), 20 мин (мал).
5. Бег на 2000м (м), 1500 м (д).
6. Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега.
7. Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега.
8. Метание теннисного мяча на дальность.
9. Метание мяча весом 150г
10. Бег с изменением скорости.
Кроссовая и общефизическая подготовка 18 ч.
1. Бег с препятствиями.
2. Бег на местности.
3. Круговая тренировка.
4. Кросс до 15 мин.
5. Бег по пересеченной местности.
6. Кросс по слабопересеченной местности.
7. Кросс до 1500 м.
8. Метание и упражнения с мячами весом 1кг,3кг
9. Упражнения в висах и упорах.
10.Упражнения с гантелями, гирей, штангой..
11.Длительный бег до 15 мин.
Баскетбол 12 ч. (базовая часть – 6ч, вариативная – 6ч.)
Упражнения без мяча:
Стойки игрока, перемещение в стойке.
Упражнения с мячом:
Ловля и передача мяча двумя руками от груди
Ловля и передача мяча одной рукой от плеча в движении.
Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
Броски одной и двумя руками.
Перехват мяча
Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактические действия:
Тактика свободного нападения.
Позиционное нападение.
Личная защита.
Нападение быстрым прорывом.
Взаимодействие двух игроков.
Игра по упрощенным правила мини-баскетбол.
Игры и игровые задания (3х2), (3х3).
Волейбол 12 ч. (базовая часть – 6ч., вариативная часть – 6ч.)
Упражнения без мяча:
Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек.
Упражнения с мячом:
Передача мяча сверху двумя руками.
Передача мяча над собой.
Отбивания мяча кулаком ч/з сетку.
Прямая нижняя подача мяча через сетку (расстояние 3-6м).
Прямой нападающий удар.
Прием подачи.
Тактические действия:
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2), (2:3)
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар
Игра по упрощенным правилам пионербола, мини-волейбола.
Футбол 12 ч. (базовая часть – 6ч., вариативная часть – 6ч.)
Упражнения без мяча:
Перемещения, остановки, повороты, ускорения.
Упражнения с мячом:
Удары по катящему мячу внутренней и внешней стороной подъема
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.
Ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости ведения.
Удары по воротам указанным способом на точность (меткость).
Вырывание, выбивание и перехват мяча.
Тактические действия:
Игры и игровые задания.
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар
Игра по правилам мини-футбола и футбола..
Гимнастика с элементами акробатики 21 ч.
Строевые упражнения:
1. Освоение строевых упражнений.
2. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.
3. Обще развивающие упражнения без предметов.
4. Обще развивающие упражнения с предметами.
Висы и упоры:
1. Мальчики: подъем махом назад в сед ноги врозь.
2. Девочки: вис лежа на нижней жерди, сед боком на нижней жерди, соскок.
3. Прыжок согнув ноги через гимнастического козла.
4. Прыжок боком через гимнастического коня с поворотом на 900 .
5. Подтягивании на высокой (м) и низкой перекладине (дев).
6. Отжимание от пола и гимнастической скамейки.
Акробатические упражнения:
1. Кувырок вперед и назад.
2. Длинный кувырок.
3. Стойка на голове и руках.
4. Кувырок назад в упор, стоя ноги врозь (м).
5. Мост и поворот в упор, стоя на одном колене (дев).
6. Самостоятельное сопоставление простейших комбинаций упражнений.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 18 часов
1. Баскетбол
2. Волейбол.
3. Футбол.
При выборе материала вариативной части предпочтение имеют игровые виды спорта: баскетбол, волейбол и футбол, которые имеют большое для учащихся с учетом их интересов и склонности. Вариативную часть определяет учитель по согласованию с дирекцией школы и с учетом материально-технической базы школы.
Список рекомендуемой учебной литературы:
1. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с. Авторы Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А.
2. Программы общеобразовательных учреждений. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»; М. «Просвещение» 2010г., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.
3. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 144 с. В.С Родиченко
4. Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: изд. «Просвещение», 2010. – 154с. Автор А.П. Матвеев
5. Формирование здорового образа жизни подростков 5-9 классы «Вентана-граф»
2005 г. Матвеев А.П., Петрова Т.В.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол № ____ школы по УВР ГБОУ СОШ № 422
ГБОУ СОШ № 422 __________ О.Н. Богданова
____________20____г. ___________С. Н. Пятанова Приказ № _______
____________20___г. __________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
10 -11 класс
Разработана:
Мурашова Н.В.,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2012-2013 учебный год
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по физической культуре для 10-11-ых классов.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы». Авт.Лях В.И., Зданевич А. А., М.«Просвещение» 2010г.
Содержание программы в большей степени ориентирована на укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей. Формирование потребностей у учащихся и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Изменения, внесенные учителем в рабочую программу не влияют на выполнение программы по курсу физическая культура. Сохранены все ее разделы, основные темы. Выполнение рабочей программы позволяет расширить и углубить знания и умения учащихся по физической культуре.
Обеспечивает условия для реализации практической направленности обучения курсу «Физическая культура» и индивидуальных особенностей учащихся, а так же на охрану здоровья, и умения оказать первую медицинскую помощь в экстремальной ситуации и может быть использована в реальном учебном воспитательном процессе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 10 – 11 класс
1) За основу рабочей программы (первого вида) курса физическая культура взята авторская программа для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы» авторы Лях В.И., Зданевич А.А. М. «Просвещение» 2009 г.
2) Планирование учебного материала по физкультуре в МБОУ СОШ № 8 составлено с учетом нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Приказ Министерства образования и науки России от 16.07.2002 г. № 27/15/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждений Российской Федерации в котором рекомендовано ввести третий, дополнительный час физической культуры в I-XI классах общеобразовательных учреждений за счет часов регионального школьного компонента Базисного учебного плана.
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов М. «Просвещение» 2009г. авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.
- Приказ Минобрнауки от 03.06.08 г № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования».В раздел кроссовая подготовка включены темы по общефизической подготовки с использованием тренажерно-нформационных систем.
Все разделы базовой части рабочей программы (второго вида) в данном планировании сохранены полностью. Лыжная подготовка может быть заменена на спортивные игры или общефизическую подготовку по причине климатических условий г Санкт-Петербурга. Распределение часов вариативной части связаны с региональными особенностями, по согласованию с дирекцией школы и методическим объединением по физической культуре.
Количество планируемых часов сохранено.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, - сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов направлены на:
- содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
- дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости идр.) способностей;
- формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значений занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
- закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
- дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности.
• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, ос,обенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
• самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приемы массажа и самомассажа;
• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
• судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м | 5,0 с | 5,4 с |
Бег 100 м | 14,3 с | 17,5 с | |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине | 10 раз | — |
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз | — | 14 раз | |
Прыжок в длину с места, см | 215 см | 170 см | |
К выносливости | Кроссовый бег на 3 км | 13 мин 50 с | — |
Кроссовый бег на 2 км | — | 10 мин 00 с |
Двигательные умения, навыки и способности:
В метанаях на дальность и на меткость: метать различньв по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четьтрехшажного варианта бросковьтх шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по канату без помощи ног и с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществштть соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Распределение программного материала в учебных часах по разделам и темам
физической культуры при 3-х часовом обучении.
Разделы программы | Авторская программа | Рабочая программа (с изменением климатических условий) |
Базовая часть | 87 | 87 |
Основы знаний о физической культуре и инструктаж по технике безопасности на уроках | 6 | 6 |
Легкая атлетика | 21 | 21 |
Спортивные игры: Баскетбол Волейбол Футбол | 21 7 7 7 | 21 7 7 7 |
Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 21 |
Лыжная подготовка | 18 | - |
Кроссовая или общефизическая подготовка | - | 18 |
Вариативная часть: Баскетбол Волейбол Футбол | 15 5 5 5 | 15 5 5 5 |
Всего | 102 | 102 |
Примечание: Уровень физической культуры вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель по согласованию с дирекцией школы.
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 10 – 11 КЛАССОВ
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ 87уроков
Основы знаний о физической культуре 6часов
1. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности
2. Всесторонность развития личности; укрепление здоровья.
3. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения
4. Способы планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками.
6. Понятие телосложения и характеристика его основных типов
7. Использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
8. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья
9. Основы техники безопасности и профилактики травматизма.
10. Физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни
11. Способы самоконтроля.
13. Достижения спортсменов на олимпийских играх (отечественных и зарубежных).
14. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий
Легкая атлетика 21 час
1. Высокий и низкий старт до 40 м.
2. Стартовый разгон.
3. Эстафетный бег.
4. Бег на результат 100 м.
5. Бег в равномерном темпе до 15 мин (дев), 20 мин (мал).
6. Бег на 3000м (мал), 2000 м (дев).
7. Бег в переменном темпе 15 мин (дев), 20 мин (мал).
8. Прыжок в длину с 13 шагов разбега.
9. Прыжок в длину с 15шагов разбега.
10. Прыжок в высоту с 9 шагов разбега.
11. Прыжок в высоту с 11 шагов разбега.
11. Метание мяча 150г.
12. Метание в горизонтальную и вертикальную цель.
13. Метание гранаты 500г (мал), 300г (дев) с места.
14. Метание гранаты 500г (мал), 300г (дев) с 4-5 шаг. разбега.
15. Бег с изменением скорости.
16. Эстафеты с разнообразными предметами (мяч, шайба, теннисная ракетка. воздушный шар).
17. Круговая тренировка.
Кроссовая и общефизическая подготовка 18 часов
1. Бег с препятствиями.
2. Бег на местности.
3. Круговая тренировка.
4. Кросс до 15 мин.
5. Бег по пересеченной местности.
6. Кросс по слабопересеченной местности.
7. Кросс до 3км (мал), 2км (дев).
8. Упражнения с мячами весом 1кг,3кг
9. Упражнения в висах и упорах.
10.Упражнения с гантелями, гирей, штангой.
11.Круговая тренировка, комбинированные упражнения и эстафеты.
12. Длительный бег до 20 мин.
Баскетбол 12 часов (базовая часть –7ч, вариативная – 5ч.)
Упражнения без мяча:
Стойки игрока, перемещение в стойке.
Упражнения с мячом:
Ведение, ловля и передача мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Броски одной и двумя руками в прыжке.
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват ,накрывание).
Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактические действия:
Тактика свободного нападения.
Позиционное нападение и личная защита на одну корзину.
Нападение быстрым прорывом 3:2.
Взаимодействие 3-ех игроков (малая восьмерка).
Игра по упрощенным правилам баскетбола.
Игра по правилам.
Волейбол 12 часов (базовая часть – 7ч., вариативная часть – 5ч.)
Упражнения без мяча:
Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек.
Упражнения с мячом:
Техника приема и передачи мяча у сетки, в прыжке ч/з сетку.
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.
Верхняя и нижняя прямая подача в зоны площадки.
Прием мяча, отраженного сеткой.
Тактические действия:
Варианты нападающего удара через сетку.
Варианты блокирования нападающих ударов(одиночное и вдвоем), страховка.
Игра в нападении в зоне 3; в защите.
Комбинации из освоенных элементов.
Подвижные игры и эстафеты с мячом и без мяча.
Игра по упрощенным правилам волейбола.
Игра по правилам.
Футбол 12 часов (базовая часть – 7ч., вариативная часть – 5ч.)
Упражнения без мяча:
Перемещения, остановки, повороты, ускорения.
Упражнения с мячом:
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.
Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Варианты остановок мяча ногой и грудью.
Удары по воротам указанным способом на точность (меткость).
Вырывание, отбор и перехват мяча.
Тактические действия:
Игры и игровые задания.
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом.
Комбинации из освоенных элементов: прием мяча, остановка, удар по воротам.
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
Подвижные игры и эстафеты с мячом без мяча.
Игры по упрощенным правилам на площадке в мини-футбол и футбол.
Игра по правилам.
Гимнастика с элементами акробатики 21 часов
Строевые упражнения:
Совершенствование строевых упражнений
Совершенствование комплексов из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении.
Висы и упоры:
Лазание по канату с помощью рук и без помощи ног на скорость (мал.).
Подъем в упор силой (мал.)
Вис согнувшись, прогнувшись, сзади (мал.)
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (мал.).
Угол в упоре (мал.).
Подъем переворотом (мал.).
Подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад (мал.)
Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь (дев.)
Толчком двух ног вис углом (дев).
Равновесие на нижней жерди (дев).
Упор присев на одной ноге, махом соскок (дев)
Подтягивание на высокой (мал.) и низкой перекладине (дев.)
Опорные прыжки:
Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120см (мал).
Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину высотой 110см(дев).
Акробатические упражнения:
Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см (мал).
Стойка на руках с помощью (мал).
Кувырок назад через стойку на руках с помощью.
Сед углом.
Стоя на коленях наклон назад.
Стойка на лопатках без помощи рук (дев)
Переворот боком.
Самостоятельное сопоставление простейших комбинаций из 5-6 упражнений.
Упражнение на развитие гибкости..
Упражнения с гимнастической скамейкой.
Упр. на гимнастическом бревне (дев).
Комбинации упражнений с предметами, без предметов (лента, обруч, гантели до 8кг,.сакалка, штанга, набивным мячом, на тренажерах).
Круговая тренировка, комбинированные упражнения и эстафеты.
Ритмическая гимнастика
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 15 часов
1. Баскетбол
2. Волейбол.
3. Футбол.
Список рекомендуемой учебной литературы:
1. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с. Авторы Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А.
2. Программы общеобразовательных учреждений. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»; М. «Просвещение» 2009г., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.
3. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 144 с. В.С Родиченко
4. Физическая культура. Учебник для 10 – 11 классов – М.: изд. «Просвещение» Лях
В.И., Зданевич А.А.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол № ____ школы по УВР ГБОУ СОШ № 422
ГБОУ СОШ № 422 __________ О.Н. Богданова
____________20____г. ___________С. Н. Пятанова Приказ № _______
____________20___г. __________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
9 класс
Разработана:
Мурашова Н.В.,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2012-2013 учебный год
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по физической культуре для 9-ых классов.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы». Авт.Лях В.И., Зданевич А. А., М.«Просвещение» 2010г.
Содержание программы в большей степени ориентирована на укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей. Формирование потребностей у учащихся и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Изменения, внесенные учителем в рабочую программу не влияют на выполнение программы по курсу физическая культура. Сохранены все ее разделы, основные темы. Выполнение рабочей программы позволяет расширить и углубить знания и умения учащихся по физической культуре.
Обеспечивает условия для реализации практической направленности обучения курсу «Физическая культура» и индивидуальных особенностей учащихся, а так же на охрану здоровья, и умения оказать первую медицинскую помощь в экстремальной ситуации и может быть использована в реальном учебном воспитательном процессе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) За основу рабочей программы физическая культура взята авторская программа для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы» авторы Лях В.И., Зданевич А.А. М. «Просвещение» 2010 г.
2) Планирование учебного материала по физкультуре в ГБОУ СОШ № 422 составлено с учетом нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Приказ Министерства образования и науки России от 16.07.2002 г. № 27/15/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждений Российской Федерации в котором рекомендовано ввести третий, дополнительный час физической культуры в I-XI классах общеобразовательных учреждений за счет часов регионального школьного компонента Базисного учебного плана.
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов М. «Просвещение» 2010г. авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.
- Приказ Минобрнауки от 03.06.08 г № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования». В раздел кроссовая подготовка включены темы по общефизической подготовки с использованием тренажерно-нформационных систем.
Все разделы базовой части рабочей программы в данном планировании сохранены полностью. Лыжная подготовка может быть заменена на кроссовую или общефизическую подготовку по причине климатических условий города Санкт - Петербурга. Распределение часов вариативной части связаны с региональными особенностями, по согласованию с дирекцией школы и методическим объединением по физической культуре.
Количество планируемых часов сохранено.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Задачи физического воспитания учащихся 9 классов.
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
содействие гармоничному физическому развитию;
закрепление навыков правильной осанки;
развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,;
воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене и влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
развитие волевых и нравственных качеств, выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности и содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Уровень развития физической культуры учащихся 9 класса.
В результате освоения основного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны:
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• провоить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 12 180 — | — 165 18 |
К вынослиности | Кроссовый бег 2 км | 8 мин 50 с | 10 мин 20 с |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях:
пробегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бежать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание», выполнять беговые, прыжковые и общеразвивающие упражнения.
В метаниях на дальность и на меткость:
метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м; метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м; выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения метантеля.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях:
выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки); выполнятьк комбинаяцию движений с одним из предметов(мяч,палка,скакалка,обруч; уметь выполнять опорные прыжки через гимнастического коня и козла.
В спортивных играх: знать правила игры и играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности:
самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности:
участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью;бег 60 м; прыжок в длину или в высоту с разбега; метание; бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Распределение программного материала в учебных часах по разделам и темам
физической культуры при 3-х часовом обучении.
Разделы программы | Авторская программа | Рабочая программа (с изменением климатических условий) |
Базовая часть | 84 | 84 |
Основы знаний о физической культуре и инструктаж по технике безопасности на уроках | 6 | 6 |
Легкая атлетика | 21 | 21 |
Спортивные игры: Баскетбол Волейбол Футбол | 18 6 6 6 | 18 6 6 6 |
Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 21 |
Лыжная подготовка | 18 | - |
Кроссовая или общефизическая подготовка | - | 18 |
Вариативная часть: Баскетбол Волейбол Футбол | 18 6 6 6 | 18 6 6 6 |
Всего | 102 | 102 |
Примечание: Уровень физической культуры вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель по согласованию с дирекцией школы.
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
9 КЛАССОВ
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ 84часа
Основы знаний о физической культуре 6ч.
1. Всесторонность развития личности; укрепление здоровья.
2. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения.
3. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной культуре.
4. Понятие телосложения и характеристика его основных типов.
5. Использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
6. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.
7. Основы организации двигательного режима.
8. Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия
9. Способы самоконтроля.
10 Достижения спортсменов на олимпийских играх (отечественных и зарубежных).
11. Способы регулирования массы тела.
12. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование прикладных видов.
Легкая атлетика 21 ч.
1. Высокий и низкий старт до 40 м.
2. Стартовый разгон.
3. Эстафетный бег.
4. Бег на результат 100 м.
5. Бег в равномерном темпе до 15 мин (дев), 20 мин (мал).
6. Бег на 3000м (мал), 2000 м (дев).
7. Бег в переменном темпе 15 мин (дев), 20 мин (мал).
8. Прыжок в длину с 13 шагов разбега.
9. Прыжок в длину с 15шагов разбега.
10. Прыжок в высоту с 9 шагов разбега.
11. Прыжок в высоту с 11 шагов разбега.
11. Метание мяча 150г.
12. Метание в горизонтальную и вертикальную цель.
13. Эстафеты с разнообразными предметами (мяч, шайба, теннисная ракетка. воздушный шар).
Кроссовая и общефизическая подготовка 18 ч.
1. Бег с препятствиями.
2. Бег на местности.
3. Круговая тренировка.
4. Кросс до 15 мин.
5. Бег по пересеченной местности.
6. Кросс по слабопересеченной местности.
7. Кросс до 3км (мал), 2км (дев).
8. Упражнения с мячами весом 1кг,3кг
9. Упражнения в висах и упорах.
10.Упражнения с гантелями, гирей, штангой.
11.Круговая тренировка, комбинированные упражнения и эстафеты.
12. Длительный бег до 20 мин.
Баскетбол 12 ч. (базовая часть – 6ч, вариативная – 6ч.)
Упражнения без мяча:
Стойки игрока, перемещение в стойке.
Упражнения с мячом:
Ведение, ловля и передача мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Броски одной и двумя руками в прыжке.
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват ,накрывание).
Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактические действия:
Тактика свободного нападения.
Позиционное нападение и личная защита на одну корзину.
Нападение быстрым прорывом 3:2.
Взаимодействие 3-ех игроков (малая восьмерка).
Игра по упрощенным правилам баскетбола.
Игра по правилам.
Волейбол 12 ч. (базовая часть – 6ч., вариативная часть – 6ч.)
Упражнения без мяча:
Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек.
Упражнения с мячом:
Техника приема и передачи мяча у сетки, в прыжке ч/з сетку.
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.
Верхняя и нижняя прямая подача в зоны площадки.
Прием мяча с подачи и с отражением от сетки.
Тактические действия:
Варианты нападающего удара через сетку.
Варианты блокирования нападающих ударов(одиночное и вдвоем), страховка.
Игра в нападении в зоне 3 и в защите.
Комбинации из освоенных элементов.
Подвижные игры и эстафеты с мячом и без мяча.
Игра по упрощенным правилам волейбола.
Игра по правилам.
Гимнастика с элементами акробатики 21 ч.
Строевые упражнения:
Совершенствование строевых упражнений
Совершенствование комплексов из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении.
Висы и упоры:
Лазание по канату с помощью рук (мал).
Лазание по гимнастической стенке.
Вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю, переход в упор на нижнюю жердь.
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (мал).
Угол в упоре (мал).
Подъем переворотом в упор махом силой (мал).
Подъем махом вперед в сед ноги врозь (мал)
Толчком двух ног вис углом (дев).
Подтягивание на высокой (мал) и низкой перекладине (дев)
Опорные прыжки:
Прыжок согнув ноги врозь через козла в длину высотой 115см (мал).
Прыжок боком (конь в ширину высотой 110см (дев).
Акробатические упражнения:
Длинный кувырок в прыжке с трех шагов разбега.
Стойка на голове и руках с помощью (мал).
Кувырок назад через стойку на руках с помощью.
Сед углом.
Равновесие на одной, выпад вперед, кувырок вперед (дев)
Стойка на лопатках.
Переворот боком.
Самостоятельное сопоставление простейших комбинаций из 5-6 упражнений.
Упражнение на развитие гибкости..
Упражнения с гимнастической скамейкой.
Упр. на гимнастическом бревне (дев).
Прыжки через скакалку.
Комбинации упражнений с предметами, без предметов (лента, обруч, гантели до 8кг,.сакалка, штанга, набивным мячом, на тренажерах).
Круговая тренировка, комбинированные упражнения и эстафеты.
Ритмическая гимнастика
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 18 часов
1. Баскетбол
2. Волейбол.
3. Футбол.
При выборе материала вариативной части предпочтение имеют игровые виды спорта: баскетбол, волейбол и футбол, которые имеют большое для учащихся с учетом их интересов и склонности. Вариативную часть определяет учитель по согласованию с дирекцией школы и с учетом материально-технической базы школы.
Список рекомендуемой учебной литературы:
1. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с. Авторы Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А.
2. Программы общеобразовательных учреждений. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»; М. «Просвещение» 2010г., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.
3. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 144 с. В.С Родиченко
4. Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: изд. «Просвещение», 2010. – 154с. Автор А.П. Матвеев
5. Формирование здорового образа жизни подростков 5-9 классы «Вентана-граф»
2005 г. Матвеев А.П., Петрова Т.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по физкультуре 5 - 9 классы
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Гимнастика и акробатика», «Лёгкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные и спортивные игры», и является продолжением программы 1 — 4 ...
Рабочие программы по физкультуре для начальных классов и для 5-9 кл.
Распределение программного материала по часам на год....
Авторская рабочая программа по физкультуре 5-9 классы с бадминтоном и фитнес-аэробикой
Программа составлена с изменением вариативной части.В программу включены бадминтон и фитнес-аэробика....
Рабочая программа по физкультуре 5-9 классы
Рабочая программа по физкультуре 5-9 класс....
Рабочая программа по физкультуре 10-11 классы
Рабочая программа по физкультуре 10-11 классы....