Из опыта работы учителя физкультуры.
статья по физкультуре по теме
В данной статье представлено: использование материала других учебных дисциплин на уроке физической культуры, для его повторения или закрепления и повышения эмоционального фона детей, при отработке двигательных навыков в процессе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya_fizkultur1.docx | 36.67 КБ |
opyt_ispolzovaniya_skazok_v_rabote_s_detm1.docx | 31.24 КБ |
scenariy_uroka.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя физкультуры
Дата публикации: 28.08.2012
Раздел: Образовательный процесс
Количество просмотров: 680
Количество комментариев: 0
Автор: Мелёхин Сергей Анатольевич, учитель физической культуры Эммаусская СОШ (Тверская область)
Некоторые современные молодые люди рассуждают приблизительно так: “Зачем нужна математика, когда под рукой всегда мобильный телефон, с помощью которого можно решать примеры любой сложности. А таблицу умножения можно не учить, а нажать несколько раз на кнопочки. Зачем нужна грамотность, когда в современных компьютерах заложены программы коррекции и достаточно набрать 2-3 буквы, и появляются варианты возможных слов. Выбрал из них нужное, ”кликнул”, и оно зафиксировалось на мониторе. Получаем печальный остаток: ” В современном мире необходимо уметь владеть компьютером, читать, чтобы выбирать варианты ответов и знать географию, чтобы отдыхать там, где хочется, а не куда отправили. Физическая культура превращается в предмет прикладного характера. Служит для поддержания формы, коррекции фигуры и развлечения в виде игр.
Учитывая всё это, можно и нужно направлять физическую активность ребёнка в нужное русло с помощью игр и повышения мотивации к занятиям физкультурой и спортом путём нестандартных приёмов.
1 Физические качества и умственное развитие.
В эпоху развития современных технологий, повальной компьютеризации и интернета часто можно услышать такую фразу: " Зачем нужны активные занятия физической культурой и спортом? Бесполезная трата времени. Спортсмены кроме мышц ничего не имеют. Они все "тупые" ". Так может рассуждать человек, который очень далёк от современного подхода к занятиям физической подготовки. Существует масса способов заинтересовать детей разного возраста в занятиях физической культурой, как развитием физических качеств, так и повышением эмоционального фона и умственного развития. Над развитием физических качеств без применения игровых способов могут работать только очень целеустремлённые люди, хорошо понимающие что, и для чего они делают.
Школьники зачастую не понимают, для чего они выполняют то или иное упражнение и при определённой степени утомления порой отказываются выполнять задание. В этот момент хорошо бы переключить их внимание, и акцентировать его на других элементах. Применяя игровые методы и подключая умственную активность, ребёнок заинтересовывается упражнением и не замечает самого факта его выполнения. Используя на уроках физической культуры пройденный материал по другим предметам, позволяет не только заинтересовывать ребят выполнением упражнения, но и проверить их знания, полученные на уроках по другим предметам.
2. Начиная с малого.
В начальной школе сам факт выполнения упражнения должен сопровождаться игрой, только так можно заинтересовать ребёнка в развитии определённых качеств и навыков. Если ребёнок не будет бояться, что за плохое выполнение того или иного упражнения его ждёт наказание, он не будит бояться ходить на занятия
Интерес к занятиям воспитывается с детства. Игра в начальных классах позволяет повысить мотивацию у ученика.
Предположим, на уроке по физической культуре мы проходим развитие скоростно-силовых качеств. Наряду с игровыми методами (игры с использованием беговых, прыжковых заданий), можно поиграть с ребятами, например, в “Живую математику”. Для самых маленьких: закрепление материала” Чётные и нечётные числа”
Класс можно рассчитать на 1-2 или по порядку. По команде: “Чётные”- упражнение выполняют только вторые либо все чётные номера и соответственно по команде: “Нечётные”- упражнение выполняют только первые или все нечётные номера. Это задание даёт возможность закрепить знание по математике для самых маленьких школьников, которые проходят тему: ”Чётные и нечётные числа”. Постепенно усложняя задания в плане умственной активности и по мере прохождения материала по программе, в упражнение можно включать математические действия. Примеры на сложения и вычитания (1+2;2+5;12-8). Ребёнок, номер которого, совпадает с результатом примера, должен выполнить упражнение. Особенно нравится выполнять задания, детям разного возраста, связанные с решением таблицы умножения
3.Межпредметные связи.
По такому же принципу можно давать задания связанные с другими предметами. Вот, например, использование связи физическая культура и грамматика. Упражнения даются с закреплением того или иного материала. На пример правописание глаголов оканчивающиеся на - тся, - ться, или слова с безударными гласными. В первом случае можно одновременно закреплять материал по математике: ” чётные и нечётные числа ”. Расчёт по порядку; чётные упражнение в случае наличия мягкого знака в окончание глагола, нечётные – его отсутствие. Например: драться - выполняют чётные; дерётся – выполняют нечётные номера.
Очень нравится ребятам задания связанные со звукобуквенным анализом. Дети выбирают любую букву из алфавита и должны её представить в любом слове, где она есть, как она пишется и как произносится звук. Задача учителя подобрать слова с использованием этих букв. Например, в слове РОССИЯ задействованы 5 букв Р, О, С (две буквы), И,Я. Это означает, что среди детей должно быть как минимум 2 ребёнка имеющие данные буквы. Причём дети, имеющие буквы “ О ” или “ А ” должны сообразить, как именно пишется это слово. Ведь это слово пишется с буквой “ О ”, хотя слышится “ А ”. И только тот ребёнок, который имеет букву, находящуюся в данном слове должен выполнить то или иное задание. В зависимости от того, какая цель преследуется учителем. Победителем этих маленьких соревнований станет, естественно только тот, кто имеет не только хорошие физические качества, но и правильно решает задания связанные с другими предметами.
Если проанализировать схему этих игр-соревнований, то вместо математики и русского языка можно использовать другие учебные дисциплины, например:
География – определение страны и столицы (1-е номера-страны;2-е номера-столицы)
определить на каком континенте находится та или иная страна (расчёт на 1-4)
Химия – металлы, неметаллы; количество электронов на внешней эл. оболочке
Ботаника – лиственные-хвойные; голосеменные-покрытосеменные; деревья-кустарники;
Биология – млеко питающиеся-пресмыкающиеся-птицы-рыбы; живородящие-яйцекладущие
Физика – твёрдые-жидкие-газообразные
4.Подводим итог
Как видим из вышеизложенного, физическая культура может не только развивать физические качества, но и закреплять материал, полученный на других предметах. Такие занятия повышают интерес к уроку и показывают ученику, что мало обладать сильными мышцами, надо ещё уметь думать и грамотно применять свои знания.
Данные примеры приведены из практики и используются мною на уроках физической культуры уже в течение многих лет
Предварительный просмотр:
Опыт использования сказок в работе с детьми, или Мы играем в сказку!
Ни для кого не секрет, что дети любят играть. Да и не только дети, но и взрослые тоже. Только многие взрослые боятся (или стесняются) в этом признаться. Да и игры у детей и взрослых сильно отличаются.
К сожалению, мы, взрослые, часто забываем, во что и как играли в детстве.
И с развитием общества, с появлением новых электронных приборов и игрушек практически навсегда ушли в прошлое наши старые, добрые игры: лапта, казаки разбойники, двенадцать палочек, жмурки, прятки, классики и многое другое. На смену им пришли компьютерные страшилки и стрелялки. Многие дети читают из-под палки, да и то только то, что задают в школе. В семье, где родители мало времени уделяют детям, ребёнок не знает наших сказочных героев. А если и вспомнит, кого ни будь, то сюжет сказки он знает плохо, а то и вообще не вспомнит действия главного героя.
Чтобы как то освежить в памяти сказочного персонажа и на себе прочувствовать его жизнь в сказке я на своих уроках, для младших школьников, предлагаю ребятам поиграть в сказку.
Для начала выбираю более-менее известного сказочного персонажа из сказок русского народного творчества. Например - колобка. Быстро вспоминаем сюжет этой сказки, а дальше … всё зависит от фантазии преподавателя и задач, поставленных перед уроком.
Для развития определённых навыков придумываем сюжет сами (можно совместно с детьми). В реле колобка может выступать весь класс (если в сказке не задействованы другие персонажи) и разрабатываем маршрут колобка с преодолением различных препятствий и выполнением заданий. Для большей заинтересованности детей можно предложить им вариант перевоплощения (трансформации) колобка в другое существо: для выполнения прыжков – в зайца, для выполнения переползаний – в червяка, гусеницу или змею.
Если добавить в сказку других персонажей, то их надо выбрать из ребят в классе. Причём по сюжету эти персонажи выполняют такое же задание, как и остальные ребята.
Детям, чуть постарше (3-4 класс) можно дать полосу препятствий, которая, естественно, готовится раньше.
Характер этих игр таков, что их можно проводить в "домашнем режиме", было-бы желание и фантазия у родителей. Времени на их подготовку и проведение много не требуется, а упражнения составляются в зависимости от условий проведения (можно и в небольшой комнате придумать несколько упражнений).
Эти игры дают необычайный эмоциональный подъём детям. Стоит только один раз поиграть с ребёнком, и он будет просить ещё. Начальный возраст играющих детей не имеет значения, лишь бы он понимал задание. В процессе выполнения упражнений ни в коем случае не ругать детей за неправильное выполнение заданий, а подсказывать им как надо их выполнять. Через некоторое время дать детям возможность придумать задание самим или даже самим придумать свою сказку, и её же сыграть. Вам останется только контролировать процесс выполнения упражнений.
Если родители в состоянии подключиться к игре и, вместе с ребёнком способны выполнить упражнения, то это будет дополнительным стимулом для него.
Занимаясь с детьми на улице нужно учитывать несколько обстоятельств: одежду ребёнка; особенности местности наличие автотранспорта и др.
Играйте с детьми в сказки! Это лучше чем современные компьютерные монстры! Сказки учат детей добру!
Предварительный просмотр:
Сценарий урока "Мы играем в сказку"
Место: Спортивный зал
Оборудование: Шведская стенка, 3 гимнастических мата, гимнастическая скамейка, 5-6 кеглей (или предметов их заменяющие), мел.
Ход игры: Предварительно расставляются кегли по залу, устанавливается скамейка, раскладываю маты в длину, и чертятся линии мелом (см. схему)
Строю класс, объявляю о начале игры: "Внимание ребята, сегодня мы с вами поиграем в сказку! Кто из вас знает сказку про колобка? Оооо, все знаете! Настя, подскажи нам, с кем пришлось встретиться колобку в сказке!
Правильно Настя, с медведем, волком, зайцем и лисой! Колобок от всех "убежал", а лиса его слопала! У нас сказка будет немножко другой. Каждый из вас будут колобком! И так нас уже бабушка испекла, лежим мы на подоконнике и думаем: а не прогуляться ли нам немножко? И колобки, спрыгнув во двор, покатились в лес. Побежали ребята за мной аккуратненько между деревьями (кеглями).
Катится, катится колобок, лесами, полями и прикатился к речке. Вдруг слышит кто- то сзади к нему крадется, посмотрел и увидел большого медведя! Что делать? Сзади медведь впереди река! Не очень хочет колобок, чтоб его медведь съел, решается он перепрыгнуть речку. А ножки у колобка маааленькие, прям как у воробушка! Оттолкнулся колобок двумя ножками сразу и перепрыгнул речку! Молодцы, все перепрыгнули, никто не утонул! (возможно, сделать несколько прыжков подряд) Покатился колобок дальше и увидел на поляне лежит волк, то ли умер, то ли претворился.
Подкатился поближе, а волк дремлет, видимо уже съел кого то, трёх поросят или козлика. Хотел колобок дальше покатиться , но волк проснувшись зацепил его ножку! Больно стало колобку, но надо спасаться. Поскакал колобок через поляну на одной ножке, а когда больная ножка прошла, он поскакал на ней до самого леса, увидел тропинку и бросился наутёк, только его волк и видел!
Прибежал колобок к обрыву, а на самом краю его с обеих сторон стоят два дерева. Не успел он отдышаться, как за своей спиной услышал шорох в кустах. Это был голодный заяц, которого прогнали из огорода и не дали полакомиться морковкой.
Делать нечего надо лезть на дерево (шведская стенка), перелезать на другое и спускаться на другой стороне обрыва (зайцы по деревьям не лазают). Спустился колобок на другой стороне обрыва, отдышался (комплекс упражнений на дыхание), и покатился дальше по лесу. А впереди нашего колобка ждали новые испытания. Сразу за лесом находилась огромная пропасть! Только колобок к ней приблизился, как услышал сладкий голос лисы: "Не ходи туда колобок, сорвёшься, упадёшь, пропадёшь. Иди лучше ко мне, я тебе сказку расскажу про белого бычка!".
Но наш колобок не дурачок слушать лисьи байки.
Стал он искать выход. И нашёл! Через пропасть лежало большое дерево, и он аккуратненько по нему пополз. Только лиса его и видела. Оказавшись на другой стороне, колобок почувствовал волшебные силы, которые превратили его в червяка. Но нечего делать, пополз наш червяк-колобок дальше (переползание по матам). А волшебные силы продолжали действовать! Превратился наш колобок в крокодильчика (упражнение "крокодильчик").
Добравшись до перелеска действие волшебных сил закончилось. А внизу, в долине, он увидел родной дом, где его ждали к обеду дед с бабкой! Но лучше быть съеденным родными людьми, чем врагами подумал колобок и смело отправился судьбе навстречу! Когда колобок очутился в своём дворе он увидел своих знакомых: курочек, уточек, гусей, киску и собачку! И почувствовал колобок, что воздействие волшебных сил на него повлияли удивительным способом: он теперь по желанию мог превращаться во что угодно! Только посмотрел на стаю гусей и превратился в маленького гусёнка (передвижение "гусиным шагом").
А когда колобок посмотрел в вечернее небо и увидел полную луну, то представил себя луноходиком и тут же в него превратился (передвижение "луноходиком"). Но самое приятное его ждало дома : после стольких приключений и испытаний наш колобок стал сильным и твёрдым. И дед с бабкой его есть не стали. Больно уж он окреп, и оставили его жить с собой. На этом наша сказка заканчивается и о чём она нам говорит, Витя? Правильно, если не бояться неприятностей, преодолевать трудности и заниматься физической культурой, то никто нас не съест, и будем сильными, ловкими и выносливыми!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание опыта работы учителя физкультуры
учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....
доклад "Из опыта работы учителя физкультуры".
Здесь содержится материал о проведении уроков физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 вида....
Обобщение опыта работы учителя физкультуры Шнякина АВ
Обобщение опыта работы учителя физкультуры МБОУ "Новочадовская СОШ" Шнякина АВ....
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....
Повышение качества обучения как фактор формирования профессиональной компетентности учителя: работа с обучающимися с низкой мотивацией. (Из опыта работы учителя).
Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете комплекса...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)
Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...