Модель человека со сформированной культурой ЗДОРОВЬЯ
материал по физкультуре по теме
Каждый день здороваясь, мы желаем другим здоровья, а следим ли за собственным?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте! Мы так привыкли к этому приветствию, что не задумываемся над его значением. Каждый день мы желаем другим здоровья. Так почему мы, зачастую, не следим за своим здоровьем?
Что такое «Здоровье»? Здоровье – неотъемлемая часть культуры человека. Великий Гиппократ считал состояние здоровья человека показателем его гармоничного развития. Еще создатель Афинской демократии знаменитый оратор и полководец Перикл определял здоровье как состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды. 3
Сравните мысли Перикла с определением Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав ВОЗ, 1946]. За разделяющие эти формулировки 2500 лет человечество существенно не изменило своего взгляда на эту проблему. 4
Культура подразумевает не только наличие определённой системы знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению . 5
Выделяют 3 уровня ценности здоровья: Биологический – совершенная саморегуляция организма, слаженная работа всех его физиологических процессов, что позволяет человеку успешно адаптироваться к природным и другим условиям жизнедеятельности; Социальный (нравственный)- мера проявления человеком социальной активности в учёбе, работе, любой деятельности, его деятельного отношения к миру; Личностный (психический) – рассматривающий здоровье, как отрицание болезни, ее предотвращение, профилактику (предупреждение). 6
Здоровье человека определяется совокупностью причин-факторов, куда входят: качество условий жизни; качество образа жизни; качество наследственности человека; качество внешней (окружающей) среды качество медицины. 7
Согласно данным ВОЗ вклад первых двух факторов (условие, образ жизни, включая питание) составляет более 50%. По 20% отводится на генетику и природные условия, в которых существует человек. Вклад непосредственно здравоохранения оценивается в 10 %. Впрочем, как и любое процентное распределение, это также не является постоянным и зависит от множества факторов. 8
Важно рассматривать здоровье не как застывшее состояние, а как непрерывный процесс, процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. При этом переход от здоровья к болезни характеризуется постепенным снижением способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций. 9
Базовыми элементами ЗОЖ считают: окружающую среду (безопасная и благоприятная для обитания); питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, а также информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активную жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; гигиену организма : соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание ; отказ от вредных привычек : курения, употребления психоактивных веществ, употребления алкоголя. 10
Определение «Здоровый образ жизни» Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Придерживаясь здорового образа жизни Вы сможете предотвратить возникновение многих заболеваний, в первую очередь СС и онкологических. Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой . 11
Все базовые элементы первостепенны и, что называется, обязательны к исполнению. Формируя здоровый образ жизни, рекомендуют всегда помнить о принципах - систематичности, последовательности. Начиная с 1-2 элементов в школе, а может и в д\с к 7 классу необходимо овладеть всеми остальными. 12
Качество жизни Качество жизни зависит от состояния здоровья, свободы от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию. А также наличия любимой работы (работа по призванию, по способностям), соблюдения правильного ритма жизни (режим труда, отдыха, сна), соблюдения принципов рационального питания. 13
Здоровый образ жизни – это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека. 14
Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о нем по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара. 15
Все болезни развиваются из причин при наличии условий, Без условий от причин не бывает последствий, поэтому, делай так, чтобы не было условий для болезни. Здоровье – основа счастливой и полноценной жизни Древняя мудрость 16
По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики . Сегодня лишь 4-6% выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми. По данным различных исследований, процент младших школьников, полностью здоровых, составляет не более 11-12 %. Низкий исходный уровень здоровья первоклассников самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам. 17
Когда и где успели потерять своё здоровье первоклассники? По данным Российской академии медицинских наук (РАМН), за последние годы не было выявлено ни одного абсолютно здорового ученика в школах. Еще в детском саду примерно половина детей болеют, в школе здоровье ухудшается, заболеваемость российских детей выросла более чем на 20%. 18
По данным Минздрава, чаще всего наши дети страдают болезнями органов дыхания – аллергией, астмой, бронхитом. На них приходится более 60%. Врачи объясняют это высокой загазованностью атмосферы, большим количеством автомобилей и популярностью бытовой химии. Второе место делит целый ряд недугов: инфекционные заболевания, травмы, болезни опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы . Каждый десятый ребенок обращается к врачам с жалобами на какую-либо из этих болезней 19
Затем идут заболевания органов пищеварения (9%). Две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания . Согласно исследованиям НИИ питания Российской академии медицинских наук, в рационе российских школьников недостаточно витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, что приводит к задержке роста, анемии, остеопорозу , болезням пищеварения. Неудобные парты и столы , как следствие – сколиозы, доска находится на неправильном расстоянии от учеников, ближе или дальше, чем положено, в результате каждый пятый оканчивает школу с нарушением зрения. 20
Но особенно сильно здоровье детей подкашивают умственные нагрузки . Большинство учебных программ связаны с широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности школьников . Учебный день в младших классах достигает 8 - 10 часов – вместе с д\з, в старших – 12–15 часов . Такие учебные нагрузки на школьников в несколько раз превышают их возможности. Детям очень нелегко выдержать по шесть, а то и по восемь уроков в день, элементарно высидеть все это время на месте, а еще усвоить информацию. 21
Что же говорят цифры о наших гимназистах: среди 9 кл.- пришло в 1 класс 10% здоровых (1 гр.) детей – сейчас 4%, в 11 классе: пришло здоровых в 1 класс 30 % - сейчас выпускается 10%. Какие же заболевания получили учащиеся за эти годы из числа считавшихся здоровыми - Данные по нашей гимназии– 22
Гимназия № 4 классы 1 группа % 2 группа % 3 группа % Нарушение осанки % Нарушение зрения % 4 класс- 70 человек в 1 классе 10 14,2 46 65,7 14 20 22 31,4 9 12,8 сейчас 5 7,1 48 68,5 17 24,2 21 30 16 22,8 9 класс- 76 человек в 1 классе 8 10,5 61 80,2 7 9,2 17 22,3 3 3,9 сейчас 3 3,9 48 63,1 25 32,8 16 21 22 28,9 11 класс – 73 человека в 1 классе 23 31,5 44 60,2 6 8,2 12 16,4 2 2,7 сейчас 7 9,5 26 35,6 40 54,7 16 21,9 29 39,7 23
24 Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о нем по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней . В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения . По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара.
Мир ребёнка окружают взрослые, поэтому мы ! должны задуматься, чем можно помочь ему уже сегодня. Как привить культуру к ЗОЖ, чтобы, как говорил Станиславский К.С. «Трудное сделать привычным, а привычное – лёгким и приятным » 25
26 Рекомендации – советы- просьбы: всем кто окружает детей в школе
27 Понятие модели… – как говорят на цвет и вкус… Для всех важно что-то своё.. Важно время от времени что-нибудь вспоминать, совершенствоваться. Понятие модели… – как говорят на цвет и вкус… Для всех важно что-то своё.. Важно время от времени что-нибудь вспоминать, совершенствоваться. Так давайте не откладывать на завтра, а помогать делами каждый день уже сейчас. Понятие модели… – как говорят на цвет и вкус… Для всех важно что-то своё.. Важно время от времени что-нибудь вспоминать, совершенствоваться.
28 Наше счастье на 9\10 зависит от здоровья. С ним всё становится источником наслаждения и, напротив, без него любое внешнее благо не принесёт удовольствия, и даже остальные субъективные ценности: свойства души, сердца, темперамента угнетаются болезнью и приводят в упадок.
29 Поэтому своё здоровье и здоровье детей в наших руках. Наша группа желает всем доброго здоровья: Продолжайте заниматься спортом, закаляйтесь, чаще ходите в баню, не подавайтесь вредным привычкам, чередуите труд и отдых, старайтесь более хладнокровно выходить из стрессовых ситуаций – продолжайте его совершенствование по сохранению и укреплению, Наша группа делает всем небольшой подарок: знания о самых полезных и вредных продуктах в нашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология человека. Культура здоровья.
В работе представлена рабочая программа факультативного курса для 8 класса Экология человека. Культура эдоровья....
Культура здоровья человека
В данной работе исследована роль закаливания как одно из направлений культуры здоровья человека, его воздействия на организм и рассмотрены его виды....
Сформированность культуры здоровья у педагогического состава
Борясь за сохранение здоровья обучающихся, педагогический коллектив не забывает и о себе. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения педагогов к собственному здоровью и соблюдения ими з...
Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
Мониторинг здоровья-это процесс систематического отслеживания состояния здоровья ребенка....
Диагностика Н.С.Гаркуша "Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников"
Диагностика направлена на определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников....
Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»
Авторы: Захарова Валерия, Борисенко СофьяАктуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по этому воп...