Выбор форм и методов занятий физической культурой с воспитанниками специальных медицинских групп, в зависимости от показаний и противопоказаний.
статья по физкультуре по теме
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями с учащимися специальных медицинских групп - важнейшее средство укрепления здоровья молодежи. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма занимающихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), и уровень их физической подготовленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Оренбургское президентское кадетское училище
Предметно-методическая кафедра «Физическая культура»
Выбор форм и методов занятий физической культурой с воспитанниками специальных медицинских групп, в зависимости от показаний и противопоказаний.
Боброва Г.В. кандидат педагогических наук, инструктор-методист
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями с учащимися специальных медицинских групп - важнейшее средство укрепления здоровья молодежи. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма занимающихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), и уровень их физической подготовленности [2,3].
Высокая эффективность занятий достигается правильным выбором методических приемов. Определяя содержание каждого занятия, преподаватель должен уметь подобрать и использовать наиболее рациональные средства и методы физического воспитания, отвечающие состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся, и при этом учитывать медицинские противопоказания и педагогические рекомендации. Очень сложно подобрать средства для занятия так, чтобы соблюдался индивидуальный подход к занимающимся (по разным заболеваниям не рекомендуется выполнять различные упражнения). К тому же противопоказания по содержанию занятий, представленные в научно-методической литературе, даны в соответствии с клиническими диагнозами и носят общий характер. Это вызывает у педагогов, работающих с учащимися СМГ, определенные трудности в выборе средств и методов преподавания, так как возникают некоторые вопросы при выборе упражнений и методов их выполнения с той или иной категорией занимающихся.
Следует отметить, что педагоги, проводящие занятия в СМГ, слабо ориентируются в выборе наиболее рациональных средств и методов физической культуры, которые одновременно отвечали бы состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности занимающихся и при этом учитывали медико-педагогические противопоказания.
Для того чтобы не нанести вреда здоровью занимающихся в СМГ и достигнуть максимального эффекта от занятий физической культурой преподаватели обязаны знать упражнения, которые противопоказаны студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
На занятиях со студентами специальных медицинских групп необходимо вводить некоторые ограничения в объеме физической нагрузки и использовать рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.
Не рекомендуется использовать на занятиях в СМГ упражнения анаэробного характера, выполняемые с максимальной скоростью, с большим статическим напряжением, с максимальной амплитудой движений, силовые (например, различные ускорения, поднятие тяжестей и тому подобное). Противопоказаны резкие движения, движения, сложные в координационном отношении. Необходимо исключить средства, способные вызвать перенапряжение организма. Это упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и ОДА (например, длительный бег, быстрая ходьба). Практически при всех заболеваниях не рекомендуется выполнять упражнения с задержкой дыхания, с чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса, упражнения, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник и вызывают нервное перенапряжение.
Опыт многолетней работы и анализ литературных источников [1,4,5] позволил расширить и систематизировать программный материал, который показан и противопоказан большинству занимающихся в СМГ. С этой целью мы более детально подошли к определению и описанию средств ФК, способных оказать негативное влияние на организм студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Исключив из содержания программного материала все упражнения, которые противопоказаны большинству занимающихся, нами была разработана таблица, которая объединила по разделам программы нерекомендуемые упражнения и движения.
Противопоказанные и рекомендованные движения и упражнения по разделам программы физического воспитания со студентами Вузов
Таблица 1
Нерекомендуемые движения и упражнения | Разрешенные движения и упражнения, рекомендации |
В разделе «Легкая атлетика» |
- прыжки в длину с разбега; - прыжки в высоту с разбега; - спрыгивание с большой высоты; - метание на дальность; - бег с ускорением; - продолжительный бег; | - бег (не более 3 мин) допускается в спокойном медленном темпе, с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки, в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями (девушки – 1000-1200 м, юноши - 1500 м); - метания разрешаются в горизонтальную и вертикальную цели; - количество прыжков с места и многоскоков ограничивается (не более 3-4раз) |
В разделе «Гимнастика и аэробика» |
- кувырки, стойки на голове, на руках и на лопатках; -упражнения на гибкость с высокой амплитудой движений, наклоны вперёд с прямыми ногами из и. п. - основная стойка; - положения вниз головой; - опорные прыжки; - упражнения на гимнастических снарядах; - глубокий присед с подъемом на полупальцы; - одновременный подъем туловища и ног из и. п. -лежа на животе; - сед и упор углом; - «поза барьериста» - сед: одна нога вперед, другая согнута в сторону-назад; - движения таких элементов народных танцев, как присядка, прыжки в глубоком приседе; - ходьба «гусиным шагом»; - во всех упражнениях запрещены баллистические, «хлестообразные», «рывковые» движения | - разные виды строевых упражнений; - ОРУ с предметами и без, на гимнастической стенке; - наклон вперёд с прямыми ногами из и. п. - широкая стойка; - упражнения в лазанье, ползании и перелезании; - упражнения в равновесии на низкой опоре и т. п.; - танцевальные элементы, выполняемые в аэробном стиле (чарлстон, ча-ча-ча, мамбо); - ходьба в полуприседе |
Движения головой |
- вращения головой и перекат («полукруг») головой по спине; - наклон головы назад | - перекат («полукруг») головой по груди в медленном темпе;- наклон головы в сторону |
Движения туловищем |
- наклоны туловища в стороны и вперед (согнувшись или прогнувшись) без упора руками о бедра, колени; - наклоны туловища назад из любых положений; - круговые движения туловищем и наклоны с поворотами; - поднимание туловища из положения лежа на спине в сед или упор сидя | - полунаклоны туловища в стороны и вперед с опорой руками о бедра, колени; - небольшое поднимание рук, ног назад, вытягиваясь в длину из положения лежа на животе; - дуга туловищем («полукруг» через наклон вперед) с опорой руками о бедра; - из положения лежа на спине с согнутыми ногами, стопы на полу, поднимание туловища (лопатки над полом), не сгибаясь, без наклона головы |
Движения ногами |
- махи прямыми ногами вперед выше 90°; - махи прямыми ногами назад; - мах прямой ногой в сторону из положения лежа на боку с опорой на предплечья; - махи прямой ногой в сторону из упора на коленях; - махи ногой назад в упоре на коленях; - приседы и выпады со сгибанием коленей меньше 90° (колени выходят за линию стоп); - поднимание прямых ног из положения лежа на спине; - круговые движения коленями в положении стоя или приседе | - махи прямыми ногами вперед не выше 45°; - мах голенью в любом направлении; - мах прямой ногой в сторону не выше 45° из положения лежа на боку, одна рука согнута под головой, другая в упоре спереди; - из упора на коленях и предплечьях поднимание согнутой ноги в сторону; - махи ногой назад не выше 45° в упоре на коленях и предплечьях; - в приседах и выпадах угол в коленных суставах больше 90°, колени направлены в сторону носков, немного развернутых наружу, тяжесть тела перенесена на пятки; - поднимание ног из положения лежа на спине с согнутыми ногами (носки могут касаться пола); - перемещение коленей по дуге вперед («полукруг») в медленном темпе, колени не должны выходить за линию стоп |
Движения руками |
- активные поднимания, круги и сгибания-разгибания рук с максимальной амплитудой и скоростью; - сгибания и разгибания рук в упоре сидя (лежа) сзади | - движения рук с постоянным мышечным контролем, с амплитудой в зоне визуального контроля; - сгибания и разгибания рук в упоре лежа с согнутыми ногами (колени на полу) |
В разделе «Плавание» |
- длительное дистанционное плавание (800 – 1000 метров); - плание коротких отрезков с максимальной скоростью; - плавание способом баттерфляй (более 50 метров); - нежелательны спортивные старты с тумбочки. | -релаксационные упражнения; - виды плавания и их упражнения; -плавание отрезков в спокойном темпе с небольшим отдыхом (4 – 10 х 50, 100 м.); - необходимо учитывать температурный режим, чтобы избежать переохлаждения организма |
В разделе «Спортивные игры» |
- двусторонняя игра в баскетбол и футбол; - резкие броски и передачи мяча в баскетболе и футболе | - игры на месте, подвижные игры малой и средней интенсивности; - игра в настольный теннис, бадминтон; - допускается игра в баскетбол в одно кольцо; - волейбол - по упрощенным правилам с элементами пионербола; - элементы футбола (ведение мяча, обводка, удар по воротам); - продолжительность игр - не более 10 мин (через каждые 3-5 мин - упражнения на расслабление и восстановление дыхания) |
Эти ограничения и рекомендации носят общий характер, поэтому преподаватель при выборе форм, средств и методов занятий должен индивидуально, в зависимости от заболевания учащегося, подбирать упражнения для занятий физической культурой.
Разработанная таблица позволит упростить преподавателям выбор упражнений при занятиях с занимающихся в специальных медицинских группах.
Литература
1. Болдырев, Ю.Г. Исследование эффективности академических занятий по физическому воспитанию студентов в подготовительных отделениях по различным видам спорта // Материалы XXV науч. метод, конф. по физическому воспитанию студентов /Ю.Г. Болдырев.- Л., 1985 - с. 37-40.
2. Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – Вып. 6. – С. 28-33.
3. Дубровский, В.М. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / В.М. Дубровский. - М: Владос, 1998. - 608 с.
4. Крючек Е.С.. Аэробика: Содержание и методика проведения оздоровительных занятий /Е.С. Крючек. – М.: Терра-спорт, 2001. – 64 с.
5. Макарова, Т.Н. Образование и здоровье / Т.Н.Макарова // Материал Всеросс. научн.-практ. конф. - Пермь, 2002. - С.231 - 232.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для занятий физической культурой для студентов специальных медицинских групп
учебно-педагогический процесс для занимающихся в специальной медицинской группе должен одновременно решать вопросы учебно-педагогического плана и медицинской реабилитации, т.е. выполнять роль восстано...

Методика проведения занятий по физической культуре с учениками специальной медицинской группы
Настоящее время можно считать периодом своеобразной "эпидемией" двигательной активности человека основными причинами возникновения, которой являются эпохальные изменения образа жизни.Известно, что ог...

Конспект урока по физической культуре для учащихся специальной медицинской группе с нарушением осанки 1-4 классов.
Технологическая карта урока. Тема урока: Гимнастика...

Индивидуальная образовательная программа по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования»
Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы «А»
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подго...

Презентация "Занятия на уроке физической культуры с детьми специальной медицинской группой здоровья"
Занятия на уроке физической культуры с детьми специальной медицинской группой здоровья...