«Изучение достаточности кумулятивного тренировочного эффекта уроков ФК по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения для развития и поддержание некоторых двигательных способностей»
методическая разработка по физкультуре по теме
«Изучение достаточности кумулятивного тренировочного эффекта уроков ФК по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения для развития и поддержание некоторых двигательных способностей»
Цель работы: изучить возможность использования Адаптационного потенциала системы кровообращения для оценки кумулятивного тренировочного эффекта уроков ФК.
Задачи метод. разработки:
- изучить изменения уровня физической подготовленности группы уч-ся за период наблюдения ( 10 сентября 2009 г – 10 сентября 2011г).
- оценить изменения Адаптационного потенциала системы кровообращения уч-ся этой группы.
- сопоставить направления и величину изменений Адаптационного потенциала системы кровообращения и показателей физической подготовленности .
- изучить изменения «структуры здоровья» уч-ся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках ФК.
- изучить возможность оценки кумулятивного эффекта нагрузок уроков ФК по Адаптационному потенциалу системы кровообращения.
Гипотеза работы:
-кумулятивный тренировочный эффект и его достаточность для развития и поддержания основных двигательных способностей может оцениваться по изменениям Адаптационного потенциала системы кровообращения, выявляемых в этапных обследованиях в течении учебного года.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1.Анализ специальной литературы по этой проблеме.
2.этапные обследования учащихся.
3.Этапные контрольные испытания./уровень физической подготовленности и определение изменений Адаптационного потенциала системы кровообращения.
4.Методы математической статистики.
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников по Адаптационному потенциалу системы кровообращения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ap_sistemy_krovoobrashcheniya.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение Средне-образовательная школа № 34 ., г.Ставрополь
Методическая разработка
Тема:
«Изучение достаточности кумулятивного тренировочного эффекта уроков ФК по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения для развития и поддержание некоторых двигательных способностей»
Автор: Первых Александр Николаевич.
Учитель ФК МБОУ СОШ №34
.
В Оргкомитет Всероссийского
открытого конкурса журнала
«Физическая культура в школе»
Ведение
В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «достаточность кумулятивного тренировочного эффекта уроков физической культуры».
Дифференцированный подход к учащимся при занятиях физической культурой и спортом в практике физического воспитания осуществляется чаще всего на основании их принадлежности к основной, подготовительной и специальной медицинской группе.
Однако, в одинаковых возрастных группах наблюдаются большие индивидуальные отклонения в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья. Имеется существенное несоответствие между паспортным и биологическим возрастом школьников /Н.И.Миклашевская, В.С.Соловьева, С.З.Годик, А.В.Волкова, 1975 г./. Поэтому без учета индивидуальных особенностей школьников нельзя рационально построить процесс физического воспитания и регламентировать физическую нагрузку. Нас не может удовлетворить методика рассчитанная на, так называемого, «среднего» школьника. Один из основных принципов обучения и воспитания – учет особенностей каждого ученика в целях выбора адекватных методов педагогического воздействия. Известна мысль: нет двух одинаковых учеников. Эта педагогическая аксиома должна быть ведущим требованием в разработке дифференцированного подхода к учащимся.
Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности – двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями. Повседневную двигательную активность следует рассматривать, как естественную основу накопления резервов здоровья.
Выход из двигательного кризиса видится как в использовании методов комплексного(интегрального) развития физических качеств, так и в повышении интенсивности и объема физических нагрузок в уроке ФК(3).
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирования нагрузок. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока .Когда учащимся дается одинаковая для всех физическая нагрузка, то для одних она оказывается оптимальной, для других – недостаточной, для третьих – слишком большой.
В итоге первые работают с достаточным кумулятивным тренировочным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют снижением
кумулятивного тренировочного эффекта и стойким неприятием физических упражнений.
Следовательно, в практической работе учителю необходимо умело индивидуализировать нагрузку. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении двигательной подготовленности учащихся/В.И.Лях,1990 г./.
Острота действия многих факторов постоянно меняется, адекватно должна меняться и нагрузка.
Все это и определило цель работы: изучить возможность использования адаптационного потенциала системы кровообращения для оценки кумулятивного тренировочного эффекта уроков физической культуры.
А также определило задачи работы:
1. Изучить изменения уровня физической подготовленности группы учащихся ( за период наблюдения).
2. Оценить изменения адаптационного потенциала системы кровообращения учащихся этой группы.
3. Сопоставить направленность и величину адаптационного потенциала системы кровообращения и показателей физической подготовленности учащихся за период исследования.
4. Изучить возможность оценки кумулятивного эффекта нагрузок уроков физической культуры по адаптационному потенциалу системы кровообращения .
5. Изучить изменения «структуры здоровья» учащихся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры.
Гипотеза работы:
Кумулятивный тренировочный эффект и его достаточность для развития и поддержания основных двигательных способностей может оцениваться по изменениям адаптационного потенциала системы кровообращения, выявленных в этапных обследованиях в течении учебного года.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ специальной литературы по проблеме;
Этапные исследования учащихся (измерения роста, веса тела, частоты пульса, артериального давления);
Этапные контрольные испытания уровня физической подготовленности учащихся;
Определение адаптационного потенциала системы кровообращения и его изменений по этапам;
Методы математической статистики.
Тезисы
1.В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов ФВ, одним из основных является « достаточность кумулятивного тренировочного эффекта уроков ФК».
Дифференцированный подход к учащимся при занятиях ФК и спортом в практике ФВ осуществляеться чаще всего на основании их принадлежности к основной, подготовительной и специальной мед. группе. Однако в одинаковых возрастной группах наблюдается большие индивидуальные отклонения в физ.развитии, физ.подготовленности, состоянии подготовленности учащихся. Поэтому без учета индивидуальных особенностей школьников нельзя рационально построить процесс ФВ и регламентировать физ.нагрузки. Нас не может удовлетворить методика, на так называемого «среднего ученика». Один из основных принципов обучения и воспитания - учет особенностей каждого ученика в целях выбора адекватных методов пед. Воздействия. Известна мысль: нет двух одинаковых учеников. Эта пед.аксиома должна быть ведущим требованием в разработке дифференцированного подхода к ученику.
Учитель ФК, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями.
Повседневную двигательную активность следует рассматривать как естественную основу накопления резервов здоровья.
Для урока ФК характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузок. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока. Когда для учащихся дается одинаковая для всех физическая нагрузка, то для одних она оказывается оптимальной, то для других – недостаточной, для третьих – слишком большой.
Остротота действия многих факторов меняется, адекватно должна меняться и нагрузка.
2. Это определило цель, задачи методической разработки и выбор методов исследования.
Цель работы: изучить возможность использования Адаптационного потенциала системы кровообращения для оценки кумулятивного тренировочного эффекта уроков ФК.
Задачи метод. разработки:
- изучить изменения уровня физической подготовленности группы уч-ся за период наблюдения ( 10 сентября 2009 г – 10 сентября 2011г).
- оценить изменения Адаптационного потенциала системы кровообращения уч-ся этой группы.
- сопоставить направления и величину изменений Адаптационного потенциала системы кровообращения и показателей физической подготовленности .
- изучить изменения «структуры здоровья» уч-ся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках ФК.
- изучить возможность оценки кумулятивного эффекта нагрузок уроков ФК по Адаптационному потенциалу системы кровообращения.
Гипотеза работы:
-кумулятивный тренировочный эффект и его достаточность для развития и поддержания основных двигательных способностей может оцениваться по изменениям Адаптационного потенциала системы кровообращения, выявляемых в этапных обследованиях в течении учебного года.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1.Анализ специальной литературы по этой проблеме.
2.этапные обследования учащихся.
3.Этапные контрольные испытания./уровень физической подготовленности и определение изменений Адаптационного потенциала системы кровообращения.
4.Методы математической статистики.
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников по Адаптационному потенциалу системы кровообращения.
Содержанием этапных обследований явилось измерение – роста, веса, ЧСС, артериального давления. Контрольные испытания были направлены на определение некоторых показателей физической подготовленности и их изменение в течение наблюдения (челночный бег 3*10м, поднимание туловища из исходного положения лежа – количество раз за 1 мин, прыжок в длину с места). Выбор контрольных тестов обусловлен возможностью их проведения в зале. Испытание проводились по общепринятой методики. Определение Адаптационного потенциала системы кровообращения у каждого уч-ся проводилось по методике предложенной Н.Н.Сиваковой и П.А.Филеши.
Полученные данные позволили провести сравнительную оценку изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и проведенных контрольных испытаний.
Сравнительная характеристика изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 12-13 лет за 9 месяцев учебных годов /2009,2010,2011/.
МОУ СОШ №34 г.Ставрополь
Юноши 12-13 лет /в количестве 110 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 2009г | 2009-2011г | t | Р |
АП | 1.70 | 1.84 | 1,924 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 9.6 | 9.4 | -1.254 | >0,05 |
Поднимание туловища (раз за 1 мин) | Силовые способности | 26 | 30 | -0.054 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.59 | 1.64 | -0.029 | >0,05 |
Потягивание (кол-во раз) | Силовые способности | 3 | 6 |
МОУ СОШ №34 г.Ставрополь
Девушки 12-13 лет /в количестве 102 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 2009г | 2009-2011г | t | Р |
АП | 1.86 | 1.98 | 1,845 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 9.9 | 9.6 | -1.005 | >0,05 |
Поднимание туловища(раз за 1 мин) | Силовые способности | 18 | 19 | -0.894 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.44 | 1.46 | -0.580 | >0,05 |
Отжимание (кол-во раз) | Силовые способности | 20 | 24 |
Как видно из приведенных даны, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования указывает на то, что кумулятивный эффект под воздействием уроков ФК фактически не формируеться.
Мной не выявлены достоверные изменения АП, что происходит при формировании кумулятивного эффекта. Вместе с тем известно, что развивающее воздействие физических упражнений на организм ведет к улучшению его адаптаспособности, проявляющейся в снижении величин АП, уже в рани сроки. Так, в работе П.А. Филеши, О.Н.Борышевой (1991г) указывается, что улучшение АП и результативности физ.подготовленности под воздействием тренировок, являющиеся следствием формирования кумулятивного эффекта, наблюдалось уже через 2 месяца. То же самое подтверждает работа Сиваковой Н.Н. (1994г).
Увеличение величин АП при последующих обследованиях в обеих группах в моем исследовании, рассматривающиеся как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – я склонен рассматривать как результат естественного роста школьников.
Известно, что формирование тренировочного кумулятивного эффекта способствует повышению уровня здоровья. Изменения уровня здоровья может определиться по АП не только у отдельных индивидуумов, но и на уровне целых коллективов, что будет характеризовать «структуру здоровья», которая характеризуется распределением лиц с различной степенью адаптации к условиям среды в процентах.
Структура здоровья – является достаточно информационным показателем, который дает разносторонию характеристику группы.
МОУ СОШ №34 г.Ставрополь
Сравнительная характеристика динамики средних величин АП системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 12-13 лет в течении исследовании /2003 – 2006 уч.год/.
Показатели | юноши | девушки |
2009 | 2009-2011 | 2009 | 2009-2011 |
АП | 1.69 | 1.76 | 1.74 | 1.80 |
Подтягивание, поднимание(кол-во раз | 32 | 34 | 20 | 20 |
Чел.бег 3*10м | 9.2 | 9.03 | 9.5 | 9.4 |
Прыжок в длину с места | 160 | 161 | 149 | 149 |
В группе юношей и девушек по истечению 2 лет выявлено устойчивое снижение числа уч-ся с удовлетворительной степенью адаптации (от16 в 2009г до 8 в 2011г). В 2011 году появились уч-ся с усилившимся напряжением механизмов адаптации – 4 уч-ся и один уч-ся даже с неудовлетворительной адаптацией.
Представленные мною данные дают основание говорить о том, что ухудшение структуры здоровья, еще раз подтверждает отсутствие положительного влияния уроков ФК с традиционными нагрузками и обычной двигательной активностью на укрепление здоровья уч-ся.
Изложенные данные позволяют считать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
ВЫВОДЫ:
1.Выявленное за период исследования незначительное недостоверное увеличение результатов контрольных испытаний физической подготовленности является результатом их естественного роста.
2.Ухудшение средних величин АП системы кровообращения является выражением накопления у учащихся утомления под воздействием учебного режима школы.
3.Отсутствие достоверного улучшение показателей физ. подготовленности и ухудшение АП, позволяет считать, что имевшая место структура, содержание и методика проведения уроков ФК не обеспечивали формирование кумулятивного тренировочного эффекта, способствующего развитию физ.качеств.
4.Наблюдавшиеся изменения АП и результатов тестирования физ.подготовки позволяет так же считать, что наличие и величина кумулятивного тренировочного эффекта нагрузок уроков ФК может оцениваться по степени выраженности улучшения АП системы кровообращения.
5. «Структура здоровья» наблюдавшиеся группы учащихся, определяемая по АП за период исследования ухудшилось, что свидетельствует об отсутствии необходимой устойчивости школьников к воздействию учебного режима школы.
6.Главным направлением обеспечения оздоровительного воздействия уроков ФК для повышения уровня здоровья уч-ся должно стать увеличение объемов и интенсивности нагрузок на основе индивидуальной оптимизации их (спортивные школы, секции, режим дня и учебы и т.д.).
Учитель высшей категории МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь, МС, судья всероссийской категории ______ Первых А.Н.
Методы исследования.
Сбор показателей для определения АП системы кровообращения проводился в октябре – феврале 2009,2010, 2011 года в МБОУ СОШ №34 г.Ставрополя. В эксперименте было задействовано 110 юношей и 100 девушек 6-7х классов. Для возрастной однородности в группу были включены уч-ся, хронологический возраст которых на месяц обследования составлял 12-13 лет.
Сбор информации для определения АП (длина и масса тела, АД и ЧСС) проводился по общепринятой методике.
После сбора этих показателей проводились контрольные испытания с целью определения физической подготовленности.
В подборе контрольных испытаний и условий их проведения, я опирался на методические рекомендации, разработанные Л.Б. Корчагиной в своей работе «Таблица оценки физической подготовленности уч-ся общеобразовательных школ г.Москвы». В связи с этим контрольные испытания №1 и №2 каждый год проводились в индинтичных условиях (время, место, содержание, форма одежды и др).
В процессе эксперимента все результаты фиксировались в протоколах. Определялся фактический возраст школьников. В обследовании детей это важно в связи с имеющимися погодовыми изменениями признаков физического развития и функционального состояния организма. Индекс А – соотношения систолического давления и диастолического артериального давления с учетом возраста: САД + возраст и ДАД. Определение нормальной массы (НМ) тела осуществлялся по таблице, составленной по стандартам физического развития школьников Ставропольского края в соответствии с возрастом и ростом. После этого определялся избыток или дефицит массы тела(М):
М = т-НМ.
Соотношение массы тела с частотой пульса определяли индекс Б .
Затем вычислялся адаптационный потенциал (АП):
АП =___А__+__Б__
100
При анализе экспериментальных данных и оценке групповых различий я уделял серьезное внимание проблеме математико-статистической обработке данных.
Для сравнения результатов в экспериментальных группах №1 и №2 и показателей достоверности такого сравнения определились: средняя арифметическая величина всех показателей исследования, коэфициэнт корреляции, среднее квадратичное отклонение средней арифметической величины полученной на выборочной совокупности от истинной, которая была-бы получена на генеральной совокупности, достоверность коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для боле точной оценки достоверности сравниваемых показателей использовался критерий Стьюдента.
Наиболее простым методом определения АП является его вычисление по показателям частоты пульса (ЧП), уровня артериального давления (АД), роста (Р), массы тела (МТ) и возраста (В) по формуле:
АП = 0.004(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) – 0,009(Р) + 0.014(В) – 0.27
САД – систолическое артериальное давление
ДАД – диастолическое артериальное давление
Полученные данные сравниваться с таблицами, приводимым в метод. рекомендациях по оценке АП системы кровообращения школьников, составленными П.А.Филеши и Н.Н.Сиваковой, Ставрополь ,1989 год.
Приложения.
На основании сделанных выводов предлагается программа по повышении адаптационного потенциала системы кровообращения
Программа здоровья на базе спортивного клуба «Патриот»МБОУ СОШ №34
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ I—IV КЛАССОВ:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
-овладение школой движений;
-развитие координационных (точности "воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности- реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
-формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
-выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
-приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.'
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Учащиеся, оканчивающие начальную школу, должны достигнуть следующего уровня физической культуры.
Знания: влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность; гигиенические правила при выполнении физических упражнений, проведении закаливающих процедур; режим дня и двигательный режим; элементарные знания о правилах и формах занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное -время.
Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, 'другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7—9 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3—5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7—9 шагов; прыгать с поворотами на 180—360°;
совершать опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, ' козла; проплывать 25 м. В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы массой до 150 г на дальность из разных исходных • положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой руками -(с места и с 1—3 шагов разбега); толкать набивной мяч:
массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастичёского обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек. В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся I—IV классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5—2 кг с' соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять прыжок с мостика на козла или коня высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50—' 100 см с выполнением стоя и в приседе с поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сед; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой .
для учащихся I—IV классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в. коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола и единоборствах: осуществлять простейшие единоборства:
„«Бои петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из крута».
' В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом- держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр комплексно воздействующих на организм ребенка
типа «Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности:, осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на Занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы- помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемых самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
ЧАСТЬ 1 УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
1-1- Цели и задачи:
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов;
-средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом уроке.
. Вместе с тем отличительной особенностью. учебных занятий:
-в начальной школе является акцент на решении образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных, а также" кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должно явиться выработанное умение и интерес- учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. В процессе уроков учитель должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых Качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
1.2. Организационно-методические указания
Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности, учащихся класса. "Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в соответствии с температурными и погодными условиями.
Организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с учащимися I— IV классов особенно важно правильно называть, упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для. обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на, уроке развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того, как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое- внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.
Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна Сочетаться с предоставлением им определенной свободы, и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); с математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Оценка успеваемости должна складываться, главным образом, из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, -способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнении усредненных учебных количественных нормативов.
Уроки физической культуры должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства. Обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре,' уже с младшего школьного возраста, необходимо учитывать интересы и склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия внутри даже одного возраста, учитель должен -стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого он может использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно среди мальчиков и девочек.
При трех и более разовых занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.
Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с 1-х классов.
1.4. Базовая 'часть содержания, программного материала уроков:
1.4.1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по разделу «Основы знаний»: приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний. Общее понятие о здоровье: Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек).
Занятия физической культурой и укрепление здоровья, преимущества здорового образа жизни. Понятие о духовном и те-- лесном самосовершенствовании. О вреде курения, алкоголя, нар-. котиков. Профилактика заболеваний. Личная гигиена (уход за полостью рта и зубами, за глазами, ушами, волосами и кожей);
сон и отдых; физические упражнения и физическая подготовленность; необходимость периодических осмотров, здоровый образ жизни. Правила проведения закаливающих процедур. Режим дня и двигательный режим. Отдых и расслабление. Правила поведения и безопасности на занятиях. Понятия о спортивных. достижениях. -
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5—10 мин, постепенно довести до 30—60 мин (температура воздуха от +22 до +16°С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Летом световоздушные ванны — 10—60 мин и дольше. Солнечные ванны. В средней полосе между 9—11 ч от 4 :
до 60 мин (на все стороны тела). Водные процедуры. Обтирание рано утром, после зарядки или до дневного сна 2— 3 мин. Обливание — утром после зарядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40—Г20 с (в зависимости от возраста, инди- . видуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном, 90—120 с. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24°С, воды от +20°С, продолжительность — около 2 мин. В дальнейшем пребывание— в воде может быть постепенно увеличено до 10—15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких минут хождения босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение" по траве .
При хорошем состоянии здоровья зимой возможны в течение 10—40 с хождение и бег по снегу.
Способы саморегуляции. Изменение телесных и психических проявлений состояний организма. Контроль и регуляция тонуса скелетной мускулатуры. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения. Самомассаж.
Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости).
1.4.2. Гимнастические упражнения
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий.
В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг, общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазаний и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.
Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С. их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи и прежде всего образовательные.. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым или необычным.
Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей. Количество общеразвивающих упражнений фактически безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных, к более сложным.
В урок следует включать от 3—4 до 7—8 таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии Примерно 3—6 минут на общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной школы реальные кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий.
В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, .резьба, лепка, конструирование) и стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количества Преподаватель должен помнить, что упражнения с предметами должны содержать элементы новизны Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых) или всей формы привычного двигательного, действия. Среди упражнений с предметами наибольшее. внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.
Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью,. возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.
Выполняя программный материал по построению и перестроению, не рекомендуется много времени тратить на их. осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.
1.4.3. Подвижные игры
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте .они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели к собственному содержанию игр.
1.4.5. Плавание
Если в начальной школе главными задачами обучения являлось овладение основными умениями проплывать 50 м, соблюдая правильную координацию движений рук, ног, в сочетании с дыханием, а также умения прыгать и погружаться в глубокую воду", то в V—IX классах требования к плавательной подготовленности учащихся повышаются. :
Основной целью освоения данного раздела , является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается
решением следующих задач: прочное освоение техники одного ;
из способов .спортивного плавания; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, ;старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей,
В школах, где есть возможность заниматься плаванием, круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы. Уроки плавания могут осуществляться также в виде отдельных курсов. При соответствующих климатических условиях эти занятия можно , выносить за сетку учебных часов и проводить в теплое время | года в городских и загородных оздоровительных лагерях.
Из 45 минут урока не менее 30 минут следует проводить в воде. Остальное время отводится общеразвивающим и специальным упражнениям пловца. При изучении таких умений, как стартовые прыжки, прыжки в воду, ныряние и плавание под водой, особое внимание следует уделять безопасности проведения занятий и состоянию водоема.
1.4.7. Единоборства:
Начиная с VI класса в содержание программного материала включены элементы единоборств. Этот материал, во-первых. овладению учащимися жизненно важных навыков\ во-вторых, оказывает разностороннее воздействие., как координационных , быстрота реагирования и перестроения двигательный действии, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному мышления, дифференцирование силовых движения) и кондиционных (скоростно-силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием единоборства содействуют также воспитанию волевых качеств (смелости, решительности, уверенности).
Элементы данного раздела можно изучать в течение всего урока и включать отдельными частями других разделов, и прежде всего гимнастика Занятия по овладению техническими приемами единоборств требуют подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности. При соответствующей подготовке учителя программный материал может быть расширен за счет приемов других видов:
Единоборств /рукопашный бой/ - Часы на более углубленное освоение можно выделить из вариативной части программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Изучение возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы. Расчет адаптационного потенциала.
Конспект занятия вместе с презентацией к этому занятию. Конспект написан к программе Краевой экологической школе. Занятие ориентировано на углубленное изучение сердечно-сосудистой системы человека в с...
Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии
Развитие творческого потенциала личности в обученииТворческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)На сегодняшний день, комплекс з...
Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...
Система работы по развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся при обучении м атематике
Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу нужны люди способные быстро и правильно решат...
Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности
Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качес...
Кумулятивный тренировочный эффект
Это результат соединения ближайших и отставленных эффектов тренировочных занятий, воплощенный в приобретении или улучшении состояния тренированности, которая имеет своей основой более или менее сущест...