Здоровые дети - здоровье нации
статья по физкультуре по теме
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет, число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
Поэтому главной задачей школы сегодня является не только обучение детей основам наук, но и воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabota_o_chelovecheskom_zdorove.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет, число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
На данный момент в нашей школе из 758 учащихся основную группу здоровья имеют лишь 350 детей, 391 ребенок имеет подготовительную группу и 17 – спецгруппу. Как не печально, но число учащихся с основной группой здоровья в старшем возрасте резко снижается, а в некоторых классах таких учащихся нет.
Основная масса детей имеющие те или иные нарушения опорно-двигательного аппарата – сколиозы и плоскостопия - выпадает на 8-9 классы. Это связано с увеличением учебной нагрузки, более продолжительным сидячем образе жизни.
Поэтому главной задачей школы сегодня является не только обучение детей основам наук, но и воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Поэтому наша работа основана на:
- возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
- воспитании культуры здоровья,
- наличии гигиенического контроля;
- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
- вариативности методов и форм обучения,
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
- использовании наглядности,
- сочетании различных форм предоставления информации,
- создании эмоционально благоприятной атмосферы,
- формировании положительной мотивации к учебе
Существует постоянная взаимосвязь с медицинскими работниками школы, знакомимся с результатами медицинских осмотров детей, учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
Стараемся создавать комфортные условия на уроке:
- температура и свежесть воздуха в помещении
- рациональное освещение
- исключение монотонных звуковых раздражителей
- спортивный инвентарь по возрасту
- наличие у каждого учащегося сменной спортивной формы и обуви
Постоянно применяются оздоровительные моменты:
- дыхательные упражнения
- сочетание нагрузки с восстановлением
- закаливающее влияние уроков на свежем воздухе
- применение музыки для стимулирования физиологических процессов организма
(ни для кого не секрет, что музыка воздействует на нервную систему, может раздражать и
может успокаивать).
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности - является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; (различные соревнования внутри и вне школы)
В нашей школе спортивный зал для учащихся открыт ежедневно, на каждой перемене и по окончанию учебного процесса, дети с удовольствие приходят в зал играть, они получают во время игры большой заряд позитивной энергии, большой опыт общения в коллективе со сверстниками и более старшими учащимися. Проводятся различные соревнования между классами и выездные соревнования со борной школы.
Внеурочная работа представлена секциями волейбола в двух возрастных категориях и секцией аэробики.
В оздоровительных целях необходимо проводить на каждом уроке физкультминутки, каким бы не был по сложности урок. Необходимо давать:
- постоянный контроль за осанкой учащихся в начальной школе
- гимнастику для глаз
- массаж активных точек шеи и ушных раковин
- пальчиковую гимнастику, гимнастику для рук и т.д.
Цель оздоровительных моментов
- отдых центральной нервной системы
- профилактика утомления, нарушения осанки и зрения
Сократ сказал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».
К великому сожалению здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можем надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно ( « Я не знаю большей красоты, чем здоровье» Г.Гейне), но и физически и справится с теми большими целями, которые определяет для него государство. А ведь здоровые дети – это здоровье нации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"
Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и России. Забота о здоровье нации – одно из...
Здоровые дети - здоровая нация
Презентация на тему "Здоровые дети - здоровая нация" рассказывает о том, что желание смохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей. Здесь приводятся доводы...
Проектно-исследовательская работа: "Здоровые дети -здоровая нация"
Проектно-исследовательская работа "Здоровые дети -здоровая нация"...
Программа "Здоровые дети - здоровая нация"
Это программа по ЗОЖ для воспитанников интернатов....
Классный час для 5 класса "Здоровье детей - здоровье нации"
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни...
Классный час на тему: «Здоровая семья – здоровые дети – здоровая Россия.»
Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия....
Здоровая семья – Здоровые дети –Здоровая Россия!
Презентация к лассному часу "Здоровая семья - здоровые дети - здоровая Россия"...