3 час физической культуры для 5-6 классов
рабочая программа по физкультуре по теме

Волощенко Ирина Александровна

Пояснительная записка

План-график

Календарно-тематическое планирование

Требования к окончанию 5-6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

На основании приказа Минобрнауки России от 30 августа 2010 года за № 889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр-2997 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани 23 октября 2009 г. и пунктом 9 поручения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № ВП-П12-6952  в образовательных учреждениях вводится «Третий час учебного предмета «Физическая культура»

Целью введения третьего часа по физической культуре является увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:

- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и вести активный образ жизни;

- содействие развитию современных систем физического воспитания;

- применение новых форм и видов активной спортивной деятельности.

Особенности программы:

- программа предназначена для увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся 5-6 классов;

- занятия имеют специальную направленность на внедрение современных систем физического воспитания, приобретение новых знаний в области физической культуры и спорта.

Условия реализации:

- наличие материальной базы (зала) и необходимого  инвентаря по видам спорта, в том числе нестандартного;

- организация, дисциплина и техника безопасности занятий;

- наличие, как индивидуального подхода, так и дифференцированного с учетом возраста, пола, принадлежности к группе здоровья (ЛФК, СМГ);

- доброжелательная обстановка и эмоциональный фон на занятиях.

Оценка результатов:

Полученные знания, умения и навыки учащиеся 5-6 классов, занимающиеся по программе третьего часа, демонстрируют во время соревнований и товарищеских встреч, на спортивных мероприятиях различного уровня.

Обучающиеся должны знать историю возникновения и развития, сущность и  основные правила проведения соревнований по различным видам спорта.

Обучающиеся должны уметь:

выполнять основные технические приемы и тактические действия, присущие изучаемой спортивной игре;

при помощи физических упражнений атлетической и ритмической гимнастики конструировать свое телосложение и поддерживать спортивную форму самостоятельно;

владеть элементарными навыками туртехники (разведение костра, установка палатки, вязание узлов и др.)

Программный материал:

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

Учащимся 5-6 классов предлагаются элементарные знания в области медицины по здоровому образу жизни и оказанию первой медицинской помощи.

- Здоровье и факторы его формирования (понятие «здоровье», гомеостаз, норма здоровья, взаимосвязь здоровья и болезни, причины низкого уровня здоровья, факторы здоровья,  роль школы в формировании здоровья)

- Здоровый образ жизни и его составляющие (понятие ЗОЖ, оптимальный двигательный режим, оздоровительная физическая тренировка, тренировка иммунитета и закаливание, рациональное питание, психофизиологическая регуляция, рациональный режим жизни, профилактика вредных привычек)

- Первая медицинская помощь при кровотечении и травматическом шоке причины и виды кровотечений, общие принципы остановки кровотечения,

кровотечение из носа, травматический шок.

- Первая медицинская помощь при отравлениях (общие принципы диагностики и оказание неотложной помощи, отравления у детей, укусы ядовитых животных)

Бадминтон:

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям избранному виду спорта. Наличие спортивной базы позволяет вести обучение игре в бадминтон. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях школы мяча. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в  парах, создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных и кондиционных способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно данный материал по спортивной игре в бадминтон оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося, воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, и парных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с 5 класса необходимо обучать детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия  в нападении и в защите, начиная с применения комбинированной тактики  и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с воланом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особого внимания требуют дети со слабой игровой подготовкой. Необходимо активно включать их в разнообразные виды игровой деятельности.

Материал игры является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников.

В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям  бадминтоном.

Туризм:

Туризм – это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями.  В курсе физического воспитания по ОФП для учащихся  5- 6 классов программой третьего часа предусмотрены  учебно-тренировочные занятия по самодеятельному туризму. Туристский поход с проверкой туристических навыков и ориентированием на местности является составной  частью  физического воспитания. Из всех многочисленных форм отдыха наиболее доступным и эффективным является туристский поход выходного дня (не менее нескольких часов). Походы выходного дня дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы, любовь к природе, расширяется кругозор туриста. Учащиеся 5-6 классов кроме прохождения маршрута должны уметь ориентироваться на местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой, компасом, выбрать и оборудовать место для бивака, разжечь костер, приготовить пищу, избрать способ преодоления препятствий, знать правила охраны природы и др.

Исходя из условий школы и возможностей учащихся, более приемлемыми  по способу передвижения являются  пешие, лыжные и велосипедные виды похода. Данный вид туризма является прекрасным средством увеличения двигательной активности учащихся.

Гимнастика: (атлетическая и ритмическая)

Атлетическая гимнастика – это не только мощный фактор оздоровления, но и средство профилактики и реабилитации заболеваний детей 11- 12 лет. Атлетическая гимнастика  как средство физического воспитания использует, прежде всего, упражнения с отягощениями: штанга, гири, гантели, эспандеры. Для учащихся 5-6 классов оптимальным  в применении из отягощений является эспандеры, гантели и медицинболы. Необходимо избегать занятий с большими (предельными) тяжестями, поскольку костно-мышечная система еще не готова. На тренировках должны присутствовать элементы подвижных и спортивных игр и др. видов спорта, т. е. ориентация на Общеразвивающие упражнения, а тренировки с отягощениями не более 2/3 от максимума.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают атлетическую гимнастику  средством и методом развития  и формирования таких качеств, как сила, скорость, выносливость. Более того, атлетическая гимнастика способствует биологическому совершенству.

Ритмическая гимнастика – одно из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Повышает двигательную активность, улучшает осанку, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательной действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и физической работоспособности. Кроме того, танцевальная направленность упражнений способствует выразительности, пластичности, ритмичности движений и развивает музыкальный слух, чувство любви к прекрасному.

Все это делает ритмическую гимнастику хорошим средством и методом физического воспитания подростков. В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений:

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Ходьба, бег, прыжки

Упражнения художественной гимнастики

Танцевальные упражнения

Акробатические упражнения

Вольные упражнения



Предварительный просмотр:

Распределение времени

на различные виды программного материала по ОФП (для 5-6 классов)


п/п

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


2




2

2

Бадминтон

12

12

3

Туризм

12

12

4

Атлетическая гимнастика

4

4

5

Ритмическая гимнастика

4

4

Всего:

2

32

34

План-график 

(сетка часов)

прохождения учебного материала (5- 6 класс)

Раздел программы

I

II

III

IV

Всего

Теория (ЗОЖ)

1

1

2

Бадминтон

2

3

6

1

12

Туризм

4

2

2

4

12

А/гимнастика(ю)

Р/гимнастика (д)

2

2

2

2

8

Всего:

9

7

10

8

34



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

третьего часа учебного предмета «Физическая культура»

5 класс

поурочный план

I четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Основы медицинских знаний  и

здорового образа жизни

- здоровье и факторы его формирования


+

Бадминтон

Техника игры:

- хватка ракетки

- стойка и перемещения



+




+

Туризм

- подготовка к походу

- организация передвижения туристкой группы


+


+



+



+

Гимнастика

- комплекс упражнений подготовительного характера (юн)

- специальные упражнения для согласования с музыкой (дев)



+

+



+

+

II четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

10

11

12

13

14

15

16

Бадминтон

 Техника игры:

- подача

- удары



+




+




+

Туризм

- устройство бивака и организация питания в походе




+


+

Гимнастика

- комплекс упражнений с отягощением (юн)

- ходьба, бег, прыжки (дев)


+

+


+

+

III четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Бадминтон

Тактика игры:

- игра по боковым линиям

- игра к задней линии

- игра к сетке

- одиночные игры



+



+




+




+





+






+

Туризм

- элементы топографии на местности


+


+

Гимнастика

- упражнения  для строения тела (юн)

- техника танцевальных шагов (дев)


+

+


+

+

IV четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

27

28

29

30

31

32

33

34

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

- здоровый образ жизни и его составляющие



+

Бадминтон

- парные игры



+

Туризм

- обязанности участников похода и меры безопасности

- оказание первой помощи в походе



+


+





+




+

Гимнастика

- упражнения для различных мышечных групп (юн)

- техника шагов художественной гимнастики (дев)



 +


 +



+


+

Календарно-тематическое планирование

третьего часа учебного предмета «Физическая культура»

6 класс

поурочный план

I четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

- первая медицинская помощь при кровотечениях и травматическом шоке



+





Бадминтон

Техника игры:

- короткие удары

- плоские удары





+




+

Туризм

- разновидности спортивного туризма (пеший, лыжный, велосипедный)


+


+


+



+


Гимнастика

- силовое троеборье в атлетической гимнастике (юн)

- танцевальные комбинации на элементах бального танца (дев)


+


 +


+


+

        

II четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

10

11

12

13

14

15

16

Бадминтон

Тактика игры:

- комбинированная тактика одиночной игры



+



+



+

Туризм

- туртехника (полоса препятствий)


+


+

Гимнастика

- комплекс упражнений силовой направленности (юн)

- элементы народных танцев (дев)


+


+


+


+

III четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Бадминтон

Контрольные игры:

- одиночные игры

- парные игры



+



+



+




+




+




+

Туризм

- туристические узлы


+


+

Гимнастика

- упражнения для занятий в домашних условиях (юн)

- вольные упражнения (дев)


+


+


+


+

IV четверть

Наименование разделов и тем

Номера уроков

27

28

29

30

31

32

33

34

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

- первая медицинская помощь при отравлениях



+

Бадминтон

- комбинированная тактика парной игры


+

Туризм

- спортивное ориентирование


+


+


+


+

Гимнастика

- упражнения для развития качества мышц (юн)

- акробатические упражнения (дев)


+


+


+


+



Предварительный просмотр:

Примерные (условные) требования

к учащимся, оканчивающим 5-6 класс

Учебные нормативы по освоению  умений, развитию

двигательных качеств

Пятый класс

Разделы программы

Контрольные упражнения

1.

Бадминтон

Одиночная двусторонняя игра

зачет

2.

Туризм (туртехника)

Прохождение туристической полосы препятствий

(5-6 препятствий)


зачет

3.

Атлетическая гимнастика

Комплекс упражнений на определенную группу мышц

зачет

4.

Ритмическая гимнастика

Комплекс упражнений под музыку

зачет

                                                 

Шестой класс

Разделы программы

Контрольные упражнения

1.

Бадминтон

Парная двусторонняя игра

зачет

2.

Туризм (туртехника)

Прохождение туристической полосы препятствий

(7-8 препятствий)


зачет

3.

Атлетическая гимнастика

Комплекс упражнений на основную группу мышц

зачет

4.

Ритмическая гимнастика

Танцевальная композиция под музыку

зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры

Рабочая программа  учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...