Рабочая программа по физической культуре для 1-9 классов
рабочая программа по физкультуре по теме

Васильева Алла Алексеевна

Данная рабочая программа по предмету "физическая культура"составлениа на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида (1-9 классы) под редакцией В.В.Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx68.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКСКОУ « Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида»

Рабочая программа по физической культуре

1 – 9 классы

2012 – 2013 учебный год

                         

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

( 1-4 классы )

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 – 4 кл.) под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2009 г.   

   Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.

   Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

   Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

   коррекция и компенсация нарушений физического развития;

   развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

   формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

   развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

   укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

   Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:

   индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

   коррекционная направленность обучения;

   оптимистическая перспектива;

   комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

     У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.

    Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

    Программа состоит из следующих основных разделов:

    -Легкая атлетика;

    - Гимнастика;

    -Лыжная подготовка;

    -Подвижные игры (для 4 класса – пионербол).

    Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

    Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазанье, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки (3-4 кл.)

 

    Уроки лыжной подготовки проводятся с 1 класса, только в тихую погоду при слабом ветре, при температуре не ниже 12° С. Особое внимание на данных уроках уделяется соблюдению техники безопасности.

    Занятия на коньках (дополнительный материал) в программный материал не включены, т.к. учреждение не имеет материально – технической базы (коньков).

    В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.

    Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.

    Преподавание предмета «Физическая культура» в 1 – 4кл. имеет целью сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.

    Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:

Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.

Укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.

Содействовать формированию у учащихся правильной осанки

Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.

Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.

Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

    Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

    Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

    В целях контроля в 1 – 4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

    Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.

    В начальной школе организуются и проводятся «Дни здоровья» , «Веселые старты» ( 1 раз в четверть).

              

           

Распределение учебного материала по разделам

программы и классам

п/п

Вид программного

материала

                         Количество часов

                                       Класс

        1

        2

       3

       4

1.

Гимнастика

        9

        20

        20

        20

2.

Лёгкая атлетика

        9

        16

       16

        16

3.

Подвижные игры

        9

        20

      20

       20

4.

Лыжи

      5

       12

      12

       12

5.

Основы знаний

                                     В процессе урока      

6.

Всего часов

      32

       68

       68

        68

                                   

                                                          

   

 

                     

                   

                   

ПРОГРАММА

1КЛАСС

(32 ч.в год; по 1 ч. в неделю)

                                   Основы знаний

      Правила поведения в физкультурном зале и на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Значение утренней зарядки.

                                 I четверть (8 часов)

     I.Легкая атлетика (7 часов)

     Ходьба.

      Ходьба по заданным направлениям. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом.

     Бег.

      Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой.

     Прыжки.

      Прыжки в длину с места ( с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков).

     Метание.

      Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля мячей. Метание мяча с места правой и левой рукой.

   II.Подвижные игры (1 часа)

      Коррекционные игры: «Слушай сигнал», «Запомни порядок», «Летает – не летает»; игры с элементами ОРУ: «Вот так позы», «Совушка», «Удочка»; игры с бегом и прыжками: «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки»; игры с бросанием, ловлей и метанием: «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали тот и ловит».

                                        II четверть (8 часов)

     I.Гимнастика (7 часов)

     Строевые упражнения.

      Построение в одну колонну, шеренгу. Перестроение из одной шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»

     Элементы акробатических упражнений.

      Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.

     Лазанье.

      Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20-25 см, по гимнастической скамейке. Произвольное лазанье по гимнастической стенке. Подлезание  под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.

       Висы и упоры.

      Упор в положении присев и лежа на матах

      Равновесие.

      Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках. Ходьба по гимнастической скамейке с различными положением рук. Кружение на месте и в движении.

      Общеразвивающие  упражнения без предметов и с предметами (с флажками, гимнастическими палками, малыми обручами, большими и малыми мячами).

   II. Подвижные игры (1 час)

     

                                         III четверть (9 часов)

     I.Лыжная подготовка (5 часов)

      Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период.

      Ходьба на месте с подниманием носков лыж.

       Ходьба приставным шагом.

       Ходьба ступающим шагом.

       Прогулки на лыжах.

     II.Гимнастика (2 час)

      Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)

     III.Подвижные игры (2 час)

      Игры с коррекционной направленностью: на развитие пространственной ориентировки – «Запомни свое место»

                                        IV четверть (7 часов)

     I.Легкая атлетика (2часа)

      Отработка навыков ходьбы и бега.

       Отработка техники прыжков и метания.

     II.Подвижные игры (5 часов)

      Игры с ходьбой и бегом, с предметом на голове, с раскладыванием и собиранием предметов.

                                           

2 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2 ч. в неделю)

                                  Основы знаний

       Правильная осанка и дыхание во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

                                I четверть (16 часов)

     I.Легкая атлетика (11 часов)

      Ходьба.

      Ходьба с высоким подниманием бедра.

       Ходьба в полуприседе.

       Ходьба с различными положениями рук.

       Ходьба с перешагиванием через предмет.

       Ходьба по разметке.

      Бег

      Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно).

      Бег с преодолением простейших препятствий.

      Бег на скорость до 30 м.

      Медленный бег до 2 мин.

      Прыжки

      Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3-4 м., в высоту с прямого разбега).

      Метание.

      Метание м/м по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2-6 м. с места.

      Метание м/м на дальность.

      Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).

     II.Подвижные игры (5 часов)

      Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной», Веревочный круг», «Волшебный мешок»; игры с бегом и прыжками: «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое место»; игры с бросанием,ловлей и метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».

                                 II четверть (16 часов)

     I.Гимнастика (15 часов)

      Строевые упражнения

      Построение в шеренгу.

       Выполнение  строевых команд.

       Перестроение из колонны по одному в круг.

       Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину.

       Расчет по порядку.

      Элементы акробатических упражнений

       Кувырок вперед по наклонному мату.

       Стойка на лопатках, согнув ноги.

        Лазанье

       Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноименным и разноименным способами.

       Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий.

       Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.

     

      Висы и упоры

      Сгибание и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

      Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.

      Равновесие

      Ходьба по гимнастической скамейке с предметами.

      Ходьба на носках с различным движением рук.

     Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами)

      II.Подвижные игры (1 час)

                               

                                        III четверть (20 часов)

     I.Лыжная подготовка (12 часов)

      Переноска лыж.

      Ступающий шаг без палок и с палками.

       Скользящий шаг.

       Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж.

       Передвижение на лыжах до 600 м.

     II.Гимнастика (5 часов)

      Равновесие

       Ходьба боком приставными шагами.

       Ходьба по наклонной скамейке.

       Ходьба по полу по начертанной линии.

       Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)

       Построение в шеренгу по заданному ориентиру.

       Движение в колонне с изменением направлений.

       Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.

      Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.

       Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.

       Подбрасывание мяча вверх до определенного.

       Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя.

       Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.      

     III.Подвижные игры (3 час)

      Игры с элементами равновесия, лазанья и перелезания: «К обручу», «По наклонной доске», «Через ручей», «Уступи дорогу».

                                         IV четверть (16 часов)

     I.Легкая атлетика (5 часов)

      Совершенствование навыков медленного бега и бега на скорость.

      Совершенствование техники выполнения прыжков и метания.

     II.Подвижные игры (11 часов)

      Игровые упражнения и игры-задания.

       Игры на развитие внимания и памяти: «Все ли на месте?», «Отгадай по голосу»

                                             

                                                     

3 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2 ч. в неделю)

                                     Основы знаний

      Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

                                   I четверть (16 часов)

      I.Легкая атлетика (11 часов)

      Ходьба

      Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук.

       Ходьба с контролем и без контроля зрения.

      Бег

      Понятие высокий старт.

      Медленный бег до 3 мин.

      Бег в чередовании с ходьбой до 100 м.

      Челночный бег (3х5 м).

      Бег на скорость до 40 м.

      Прыжки

      Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед.

      Прыжки в длину способом «согнув ноги».

      Ознакомление с прыжком в высоту способом «перешагивание».

      Метание

      Метание м/м левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель

     II.Подвижные игры (5 часов)

      Игры с элементами ОРУ: «Самые сильные», «Мяч соседу».

       Игры с бегом и прыжками: «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «К своим         флажкам».

       Игры с бросанием, ловлей и метанием: «Зоркий глаз», «Попади в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч – среднему».

               

                                         II четверть (16 часов)

   I.Гимнастика (15 часов)

      Строевые упражнения

      Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя.

       Повороты на месте (направо, налево) под счёт.

       Размыкание и смыкание приставными шагами.

       Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в    

       движении с поворотом.

       Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!».

      Элементы акробатических упражнений

       Перекаты в группировки.

       Из положения лежа на спине «мостик».

       2 – 3 кувырка вперёд.

      Лазанье

       Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз разноимённым и одноимённым способами, в сторону приставными шагами.

       Лазанье по наклонной гимнастической скамейке с опорой на стопы и кисти рук.

       Пролезание сквозь гимнастические обручи.

      Висы и упоры

       Вис на гимнастической стенке на согнутых руках.

       Упор на гимнастическом бревне и на скамейке, гимнастическом козле.

      Равновесие

       Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет.

       Ходьба по рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа.

       Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперёд, назад с различными положениями рук.

      Опорные прыжки

       Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки.

       Прыжок в глубину из положения приседа.

      Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами, скакалками, набивными мячами).

      II. Подвижные игры (1 час)

                                                III четверть (20 часов)

     I.Лыжная подготовка (12 часов)

      Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах.

       Выполнение строевых команд.

       Передвижение скользящим шагом.

       Подъем ступающим шагом на склон.

       Спуск с горки в основной стойке.

       Передвижение на лыжах до 800 м.

     II.Гимнастика (5 часов)

     Лазанье

     Совершенствование навыков лазанья по наклонной гимнастической скамейке и гимнастической стенке.

      Опорные прыжки

     Отработка техники опорных прыжков через гимнастическую скамейку.

      Коррекционные упражнения ( для развития пространственно – временной дифференцировки и точности движений).

      Перестроение из круга в квадрат по ориентирам.

      Ходьба до различных ориентиров.

      Повороты направо, налево без контроля зрения.

      Принятие и.п. рук с закрытыми глазами по команде учителя.

      Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног.

      Прыжок в высоту до определённого ориентира.

      Дозирование силы удара мячом об пол.

    III.Подвижные игры (3час)

      Игры на развитие внимания: «Запрещенное движение», «Два сигнала», «Все ли на месте?».

                                 

                                           IV четверть (16 часов)

    I.Легкая атлетика (5часов)

      Совершенствование техники челночного бега и бега на скорость.

       Отработка навыков разбега и отталкивания в прыжках.

       Отработка техники метания м/м в цель.

     II.Подвижные игры (11 часов)

       Игры с бегом и прыжками, с бросанием, ловлей и метанием мяч.

        Понятие эстафетный бег.

        Встречная эстафета.

     

4 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2 ч. в неделю)

Основы знаний

      Активный отдых во внеурочное время и его значение для здоровья. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

                                     I четверть (16 часов)

     I.Легкая атлетика (11 часов)

      Ходьба

       Ходьба в быстром темпе (наперегонки).

       Ходьба в приседе.

       Сочетание различных видов ходьбы.

      Бег

      Понятие низкий старт.

       Быстрый бег на месте до 10 сек.

       Челночный бег (3х10 м).

       Бег с преодолением небольших препятствий на отрезке 30 м.

      Прыжки

       Прыжки с ноги на ногу до 20 м.

       Прыжки в высоту способом «перешагивание».

       Прыжки в длину с разбега на результат.

      Метание

       Метание мячей в цель и на дальность.

     II.Подвижные игры (5 часов)

      Игры с элементами ОРУ: «Светофор», «Фигуры», «День и ночь».

       Игры с бегом и прыжками: «Кто обгонит?», «Пустое место», «Волк во рву».

       Игры с бросанием, ловлей и метанием: «Подвижная цель», «Обгони мяч».

       

                                             II четверть (16 часов)

     I.Гимнастика (15 часов)

      Строевые упражнения

       Поворот кругом на месте.

       Расчет на «первый – второй».

       Перестроение из одной шеренги в две и наоборот.

       Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с поворотом.

      Элементы акробатических упражнений

       Кувырок назад.

       Комбинация из кувырков.

       «Мостик».

      Лазанье

       Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку.

       Лазанье по канату произвольным способом.

       Перелезание через бревно, козла.

      Висы и упоры

       Вис на рейке гимнастической стенки на время,на канате с раскачиванием.

       Подтягивание в висе на канате.

     Равновесие

       Ходьба по наклонной доске.

       Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке.

       Равновесие «ласточка».

        Опорные прыжки

       Опорный прыжок через козла: наскок в упор на колени, соскок с поворотом направо, налево с опорой на руку; в упор на колени, упор присев, соскок прогнувшись.

      ОРУ без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, скакалками, набивными мячами.

     II.Подвижные игры (1 час)

                                             III четверть (20 часов)

     I.Лыжная подготовка (12 часов)

       Выполнение строевых команд.

       Ознакомление с попеременным двухшажным ходом.

       Подъем «елочкой», «лесенкой».

       Спуски в средней стойке.

       Передвижение на лыжах до 1,5 км.

     II.Гимнастика (5 часов)

      Равновесие

       Ходьба по гимнастическому бревну высотой 60 см.

     Опорные прыжки

       Отработка техники опорного прыжка через козла.

      Коррекционные упражнения

       Построение в шеренгу, колонну с изменением места построения.

       Ходьба по ориентирам; по двум двум параллельно поставленным скамейкам.

       Прыжки в высоту до определенного ориентира с контролем и без контроля зрения.

       Броски мяча в стену с отскоком его в обозначенное место.

     III.Подвижные игры (3 час)

      Игры на развитие равновесия: «Лабиринт», «Сороконожка».

                                           IV четверть (16 часов)

     I.Легкая атлетика (5 часов)

      Отработка навыков ходьбы и бега.

       Совершенствование техники прыжков и метания.

     II.Подвижные игры (11 часов)

       Игра «Пионербол»: ознакомление с правилами; передача мяча руками, ловля его; подача одной рукой снизу.

      Понятие эстафета круговая.

       Круговая эстафета.

                           

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

(5 – 9 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

   Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 кл.) под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Владос» 2010 г.

   Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

   Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым обучением.

   Программа ориентирует на последовательное решение основных задач физического воспитания:

   - укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;

   -развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

   - приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

   - развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

   - формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;

   Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность

   Основная форма учебной работы – урок, продолжительность которого составляет 40 мин. На прохождение программного материала по физической культуре учебным планом отводится в 5 классе – 3 часа в неделю, в 6 – 9 классах по 2 часа в неделю.

   В программу  включены следующие разделы: гимнастика, акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные.

   В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.

   На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений, элементами акробатики, упражнениями в лазанье и перелезании, висами и упорами, упражнениями в поднимании и переноске грузов, опорными прыжками и упражнениями в равновесии.

   Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование осуществляется на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.

   Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.

   Особое место в данном разделе уделено метанию, т.к. при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер.

   Уроки лыжной подготовки проводятся при температуре до - 15°С при несильном ветре. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики.

   Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом.

   Занятия на коньках (дополнительный материал) , плавание и упражнения на брусьях в программный материал не включены, т.к. учреждение не имеет материально-технической базы.

   Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков.

      Преподавание предмета «Физическая культура» в 5 – 9 кл. имеет целью сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.

       Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:

Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.

Укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.

Содействовать формированию у учащихся правильной осанки

Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.

Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.

      6.Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

    Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

    Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

   По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м., прыжки в длину и высоту, метание м/м на дальность.

   Тесты проводятся 2 раза в год (в сентябре и мае).

   Особый подход в обучении и при принятии нормативов используется по отношению к детям с текущими состояниями и различными заболеваниями.

   1 раз в четверть организуются и проводятся «Дни здоровья».

                             

       

         

                                         

              

           

                 

Распределение учебного материала по разделам

программы и классам

п/п

Вид программного

материала

                                 Количество часов

                                          Класс

      5

       6

      7

      8

       9

1.

Гимнастика

     18

     18

     16

     14

     14

2.

Легкая атлетика

     22

     20

     20

     22

     22

3.

Подвижные и спортивные игры игры

     16

     18

     20

     20

     20

4.

      Лыжи

     12

     12

     12

     12

     12

5.

Основы знаний

                                В процессе урока

Всего часов:

    68

     68

     68

     68

     68

     

                                   

                                   

ПРОГРАММА

5 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2 ч. в неделю)

                                        Основы знаний

   Значение физических упражнений в жизни человека. Требования к выполнению утренней гигиенической гимнастики. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

                                              I четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (11 часов)

    Теоретические сведения

     Фазы прыжка в длину с разбега. Техника безопасности при выполнении прыжков в длину.

    Ходьба

     Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя. Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий.

    Бег

     Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег на скорость с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег (60 м. по кругу).

    Прыжки

     Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание».

    Метание

     Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание м/м на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча с места одной рукой (вес 1 кг.)

   II.Подвижные игры (5 часов)

    Пионербол

     Изучение правил игры, расстановку игроков и правила их перемещения на площадке.

    Баскетбол

     Правила игры. Основная стойка игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Ловля и передача мяча. Повороты на месте.

    Игры с элементами ОРУ

     Игры с бегом.

     Игры с прыжками.

     Игры с бросанием, ловлей и метанием.

                                               II четверть (16 час)

   I.Гимнастика (14 час)

    Теоретические сведения

     Фланг, интервал, дистанция. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

     Строевые упражнения

     Ходьба в различном темпе по диагонали. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три). Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятие «интервал». Ходьба в обход с поворотами на углах, с остановками по сигналу.

   ОР и корригирующие упражнения без предметов

     Упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц; основные положения движения головы, конечностей, туловища.

    ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах

     Упражнения с гимнастическими палками, с большими обручами, с малыми мячами, с набивными мячами; на гимнастической скамейке.

    Упражнения на гимнастической стенке

     Наклоны вперед, влево, вправо, стоя боком к стенке. Прогибание туловища, стоя спиной к стенке. Взмахи ногой назад, держась за рейку руками на высоте груди, пояса.

    Акробатические упражнения

     Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. «Мост» из положения лежа на спине.

    Простые и смешанные висы и упоры

     Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке.

     Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа на гимнастической стенке; вис на канате с захватом его ногами скрестно.

    Переноска груза и передача предметов

     Передача набивного мяча в колонне и шеренге. Переноска гимнастической скамейки, бревна, гимнастического козла, гимнастического мата.

    Танцевальные упражнения

     Ходьба с сохранением правильной осанки под музыку. Танцевальный шаг с подскоком, приставной шаг вперед, в сторону, шаг галопом.

    Лазание и перелезание

     Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания. Лазание по гимнастической стенке по диагонали. Лазание по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий. Лазание по канату произвольным способом.

    Равновесие

     Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол, с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну с перешагиванием через веревочку (выс. 20-30 см.)

     Опорный прыжок

     Прыжок через козла ноги врозь.

    Подвижные игры (2 часа)

                                             Ш четверть (20 часов)

   IЛыжная подготовка (12 часов)

    Теоретические сведения

     Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма. Как бежать по прямой и по повороту.

    Практическая часть

     Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече. Поворот на лыжах вокруг носков лыж. Передвижение ступающим и скользящим шагом. Спуск со склонов в низкой и основной стойке. Подъем по склону «лесенкой». Передвижение на скорость на отрезке 40-60 м.Передвижение на лыжах до 1 км. Игры на лыжах.

   II.Гимнастика (4 часов)

    Переноска груза и передача предметов

     Эстафеты с переноской и передачей 2-3 набивных мячей.

    Лазание и перелезание

     Перелезание через препятствия разной высоты (до 1 м.). Вис на руках на рейке. Лазание по канату в три приема.

    Равновесие

     Набивные мячи (бросание и ловля). Опуститься на одно колено и встать с помощью и без помощи рук.

Равновесие на одной ноге «ласточка». Расхождение вдвоем при встрече поворотом.

   Упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений

     Построение в различных местах зала. Ходьба по диагонали по начерченной линии, «змейкой», по ориентирам. Повороты кругом без контроля зрения. Стоя у гимнастической стенки, поднимание ноги на заданную высоту. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в длину с разбега и приземлением в обозначенное место.  Подлезание под препятствие определенной высоты с контролем и без контроля зрения.

   III. Подвижные игры (4 часов)

     Игры с элементами пионербола и баскетбола.

                                           IV четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (11 часов)

    Ходьба

     Ходьба приставным шагом левым и правым боком.Ходьба с различными положениями рук, с предметами в руке.

    Бег

     Отработка навыков медленного бега. Бег широким шагом на носках. Совершенствование техники бега на скорость.

    Прыжки

     Прыжки через скакалку на месте и в движении. Прыжки произвольным способом через набивные мячи. Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Совершенствование техники прыжков в длину и высоту.

    Метание

     Отработка техники метания м/м в цель и на дальность.

   II.Спортивные и подвижные игры (5 часов)

     Пионербол. Баскетбол.

     Коррекционные игры: на внимание, развивающие, тренирующие наблюдательность.

                                           

                                                         

                                                         

6 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2 ч. в неделю)

                                       Основы знаний

     Основные части тела. Как укреплять свои кости и мышцы. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

                                             I четверть (16 часов)

   IЛегкая атлетика (11 часов)

    Теоретические сведения

     Фазы прыжка в высоту с разбега. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.

    Ходьба

     Ходьба с изменением направлений. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий.

    Бег

     Медленный бег до 5 мин. Бег с ускорением (60 м.). Бег с ускорением (30 м.). Кроссовый бег 300-500 м.

    Прыжки

     Прыжки на одной, двух ногах с поворотом направо, налево, с движением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».

    Метание

     Метание м/м в вертикальную цель, в мишень из различных исходных положений. Метание м/м на дальность. Толкание набивного мяча (2 кг) с места в сектор стоя боком.

   IIСпортивные и подвижные игры (5 часов)

    Пионербол

     Отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля мяча.

    Баскетбол

    Влияние занятий баскетболом на организм человека.

    Закрепление правил поведения при игре. Основные правила игры. Остановка шагом Передача мяча двумя руками от груди. Ловля мяча двумя руками на месте. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места.

    Подвижные игры с элементами ОРУ

     Игры с бегом, прыжками, метанием мяча.

                                            II четверть (16 часов)

   

   I.Гимнастика (14 часов)

    Теоретические сведения

     Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.

    Строевые упражнения

     Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки на месте и в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в стороны. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!». Повороты кругом. Ходьба по диагонали.

   

   ОР и корригирующие упражнения без предметов

     Упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц; основные движения головы, конечностей, туловища.

    ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах

     Упражнения с гимнастическими палками, с большими обручами, с малыми мячами, с набивными мячами. Упражнения на гимнастической скамейке.

    Упражнения на гимнастической стенке

     Прогибание туловища. Взмахи ногой вперед, назад, в сторону,стоя боком к стенке и держась за рейку одной рукой.

    Акробатические упражнения

     Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Два последовательных кувырка вперед. «Шпагат» с опорой руками о пол.

    Простые и смешанные висы и упоры

     Мальчики: Махом одной и толчком другой выйти в упор.; махом назад – соскок.

     Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; вис лежа; вис присев;вис на канате.

    Переноска груза и передача предметов

     Переноска набивных мячей, гимнастических матов,козла, бревна. Передача по кругу, в колонне, в шеренге предметов (вес до  4 кг.). Передача флажков друг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева на право, и наоборот.

    Танцевальные упражнения

     Ходьба под музыку, с остановками в конце музыкальной фразы.Танцевальный шаг на носках. Шаг с подскоком. Приставной шаг вперед. Сочетание танцевальных шагов.

    Лазание и перелезание

     Лазание по гимнастической стенке различными способами, с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом руками., с предметом в руке. Передвижение в висе на руках(вверх, вниз, вправо влево. Лазание по канату в три приема.

    Равновесие

     Равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке, на бревне. Ходьба по бревну с поворотами налево, направо с различными движениями рук., с хлопками под ногой, с набивным мячом в руках. Повороты в приседе, на носках. Соскок с бревна с сохранением равновесия при приземлении. Простейшие комбинации из ранее изученных упражнений.

    Опорный прыжок

     Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 . Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком боком с опорой на левую-правую руку.

    Подвижные игры (2 час)

                                            III четверть (20 часов)

   I.Лыжная подготовка (12 часов)

    Теоретические сведения

      Для чего и когда применяются лыжи. Правила передачи эстафеты.

    Практическая часть

     Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом. Передвижение на скорость на расстояние до 100 м. Подъем по склону прямо ступающим шагом. Спуск с пологих склонов. Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой». Торможение плугом. Передвижение на лыжах до 1,5 км (девочки), до 2 км (мальчики). Игры на лыжах.

   

II.Гимнастика (4 часа)

    Лазание и перелезание

     Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия.

    Равновесие

     Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Расхождение вдвоем при встрече.

    Упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений

     Построение в две шеренги по заданным ориентирам и без них. Ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира. Прохождение расстояния до 5 м. от одного ориентира до другого за определенное количество шагов с контролем и без контроля зрения. Сочетание простейших и. п. рук и ног с контролем зрения и без контроля. Из и.п. лежа и сидя поднимание ног до определенной высоты с контролем и без контроля зрения. Ходьба по наклонной гимн. Скамейке по ориентирам, изменяющим длину шага. Прыжок вправо, влево, назад в обозначенное место без контроля зрения. Ходьба или легкий бег на месте 5, 10, 15 сек. Отжимание в упоре лежа.

   III.Подвижные игры (4 часа)

     Игры с элементами пионербола, волейбола, баскетбола.

                                             IV четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (9 часов)

    Ходьба

     Понятие о спортивной ходьбе. Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом. Переход с ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя.

    Бег

     Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30-50 м. с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (выс. 30-40 см.). Эстафетный бег (100 м.) по кругу. Отработка навыков бега с ускорением и кроссового бега.

    Прыжки

   Совершенствование техники прыжков в длину и высоту, отработка отталкивания.

    Метание

     Метание м/м на дальность отскока от стены и пола. Отработка навыков метания м/м в цель и на дальность.

   II.Подвижные и спортивные игры (7 часов)

     Пионербол.

     Волейбол. Общие сведения о волейболе, расстановка игроков, перемещение по площадке.

     Баскетбол. Эстафеты с ведением мяча.

                                                 

                                               

                                                             

7 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2 ч. в неделю)

                                      Основы знаний

   Что разрешено и не разрешено на уроках физкультуры. Что такое двигательный режим. Самоконтроль и его основные приемы. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

                     

                                          I четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (11 часов)

    Теоретические сведения

     Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Основы кроссового бега. Бег по виражу.

    Ходьба

     Продолжительная ходьба (20-30 мин.) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Ходьба «змейкой». Ходьба с  различными положениями туловища (наклоны, присед).

    Бег

     Бег с ускорением и на время (40, 60 м.). Медленный бег до 4 мин. Кроссовый бег на 500-1000 м.

    Прыжки

     Запрыгивания на препятствия выс.60-80 см. Прыжки со скакалкой до 2 мин. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», переход через планку.

    Метание

     Метание м/м в цель из положения лежа. Метание м/м на дальность с разбега. Метание набивного мяча (2-3 кг) различными способами. Толкание набивного мяча (2-3 кг) с места на дальность, в цель

   II.Подвижные и спортивные игры (5 часов)

    Волейбол

     Правила и обязанности игроков, техника игры в волейбол, предупреждение травматизма.

     Верхняя передача мяча. Учебная игра.

    Подвижные игры с элементами ОРУ

     Игры с бегом на скорость,с прыжками в длину и высоту, с метанием мяча.

                                              II четверть (16 часов)

   I.Гимнастика (14 часов)

    Теоретические сведения

     Как правильно выполнять размыкания уступами. Как перестроиться из колонны по одному в колонну по два,три. Как осуществлять страховку при выполнении другим учеником упражнения на бревне.

    Строевые упражнения

     Понятие  о строе, шеренге, ряде, колонне, двух шереножном строе, флангах, дистанции. Размыкание уступами по счету. Повороты направо, налево при ходьбе на месте. Выполнение команд: «Чаще шаг!», «Реже шаг!». Ходьба «змейкой», противоходом.

    ОР и корригирующие упражнения без предметов

     Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища.

   ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах

     Упражнения с гимнастическими палками, со скакалками, с набивными мячами. Упражнения на гимнастической скамейке.

    Упражнения на гимнастической стенке

     Наклоны к ноге, поставленной на высоте колена, бедер.Сгибание  и поднимание ног в висе поочередно и одновременно. Различные взмахи.

    Акробатические упражнения

     Стойка на руках, переворот боком (для мальчиков).

    Простые и смешанные висы

     Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя ногами (низкая перекладина); передвижение в висе, махом назад соскок.

     Девочки: махом одной и толчком другой переворотом в упор на нижнюю жердь.

    Переноска груза и передача предметов

     Передача набивного мяча над головой в колонне.

    Танцевальные упражнения

     Простейшие сочетания танцевальных шагов. Чередование ходьбы на месте с шагом «галопом» в сторону в темпе музыки.

    Лазание и перелезание

     Лазание по канату в два и три приема (на скорость). Вис и раскачивание на канате (слабые девочки). Передвижение вправо, влево в висе на гимнастической стенке. Подтягивание в висе на гимнастической стенке (на результат).

    Равновесие

     Ходьба на носках приставными шагами, с поворотом, с различными движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке спиной вперед. Расхождение вдвоем при встрече на гимнастической скамейке, на бревне. Простейшие комбинации упражнений на бревне.

     Бег по коридору шир.10-15 см. Бег по скамейке с различными положениями рук и с мячом. Расхождение вдвоем при встречи переступанием через партнера

    Опорный прыжок

     Прыжок согнув ноги через козла в ширину. Прыжок ноги врозь через козла в ширину с поворотом на 180 (для мальчиков).

 Упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений

     Построение в колонну по два (по ориентирам и без них). Ходьба «змейкой» по ориентирам. Прохождение рас. до 7м. от одного ориентира до другого с контролем и без контроля зрения. Выполнение и.п.: упор присев, упор лежа, упор стоя на коленях, упор сидя сзади. Ходьба боком, с удержанием равновесия, переноской различных предметов.

      Подвижные игры (2час)

                                             III четверть (20 часов)

   I.Лыжная подготовка (12 часов)

    Теоретические сведения

     Как влияют занятия лыжами на трудовую деятельность учащихся. Правила соревнований.

    Практическая часть

     Совершенствование двухшажного хода. Одновременный одношажный ход. Совершенствование торможения «плугом». Подъем «полуелочкой», «полулесенкой». Передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м., 150-200 м. Передвижение до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). Лыжные эстафеты на кругах 300-400 м. Игры на лыжах.

   II. Гимнастика (2 часа)

    Лазание и перелезание

     Отработка навыков лазания по канату в два и три приема.

     Совершенствование техники прыжка ноги врозь через козла в ширину.

   III.Спортивные и подвижные игры (6 часа)

    Баскетбол

     Основные правила игры. Штрафные броски.

     Отработка техники игры.

                                             IV четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (9 часов)

    Бег

     Отработка навыков медленного бега и бега на скорость (60-100 м.). Бег на 80 м. с преодолением 3-4 препятствий. Встречные эстафеты.

    Прыжки

     Во время бега прыжки вверх на баскетбольное кольцо. Многоскоки с места и с разбега на результат. Отработка техники прыжков в длину и высоту.

    Метание

     Совершенствование техники метания м/м в цель и на дальность.

   II.Подвижные игры и игровые упражнения (7 часов)

    Коррекционные игры

     Игры на внимание, развивающие, тренирующие наблюдательность.

    Игры с элементами ОРУ

     Игры: с бегом, прыжками, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием. Игры с элементами волейбола и баскетбола.

                                                   

                                                   

                                                           

                                                       

8 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2ч. в неделю)

Основы знаний

   Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Как вести себя в процессе игровой деятельности на уроке. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

I четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (11 часов)

    Теоретические сведения

     Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию. Правила передачи Эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах. Как измерять давление, пульс.

    Ходьба

     Ходьба на скорость (до 15-20 мин.). Прохождение на скорость отрезков от 50-100 м. Ходьбе группами наперегонки.

    Бег

     Бег в медленном темпе до 8-12 мин. Бег с различного старта. Бег с ускорением и на время (60-100 м). Кроссовый бег на 500-1000 м по пересеченной местности.

    Прыжки

     Выпрыгивание и спрыгивание с препятствия. Выпрыгивания вверх из низкого приседа с набивным мячом. Прыжки на одной ноге через препятствия с усложнениями. Прыжки со скакалкой на месте и с продвижением. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Тройной прыжок с места и с небольшого разбега. Прыжок с разбега сп. «перешагивание»: подбор индивидуального разбега.

    Метание

     Броски набивного мяча различными способами. Метание м/м в цель и на дальность. Толкание набивного мяча (2-3 кг) со скачка в сектор.

   II.Спортивные и подвижные игры (5 часов)

    Волейбол

     Техника приема и передачи мяча и подачи. Наказания при нарушениях правил игры. Прием и передача мяча сверху и снизу в парах. Подачи нижняя и верхняя прямые. Прямой нападающий удар . Блок.

    Игры с элементами ОРУ

     Игры с бегом, прыжками, метанием.

                                             II четверть (16 часов)

 

   I.Гимнастика (14 часов)

    Теоретические сведения

     Что такое фигурная маршировка. Требования к строевому шагу. Фазы опорного прыжка.

    Строевые упражнения

     Закрепление всех видов перестроений. Ходьба в различном темпе, направлениях. Повороты на месте и в движении направо, налево.

    ОР и корригирующие упражнения без предметов

     Упражнения на осанку, дыхательные упр-я, упр-я в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища.

    ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах

     С гимнастическими палками, со скакалками, с набивными мячами.

     Упражнения на гимнастической скамейке.

   Упражнения на гимнастической стенке

     Взмахи ногой в сторону, стоя лицом к стенке. Приседание на одной ноге (другая поднята вперед).

    Акробатические упражнения

     Кувырок назад из положения сидя; стойка на голове с согнутыми ногами (мальчики). Поворот направо, налево из положения мост (девочки).

    Простые и смешанные висы и упоры

     Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев. Мальчики: повторение ранее изученных висов и упоров.

    Переноска груза и передача предметов

     Техника безопасности при переноске снарядов.

     Передача набивного мяча в колонне между ног.

Переноска нескольких снарядов по группам (на время).

    Танцевальные упражнения

     Простейшие сочетания танцевальных шагов.

    Лазание и перелезание

     Лазание на скорость различными способами по гимнастической стенке и канату. Лазание в висе на руках и ногах по бревну. Подтягивание в висе на гимнастической стенке.

    Равновесие

     Быстрое передвижение по бревну. Полушпагат с различными положениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием  с пола предметов. Простейшие комбинации на бревне.

    Опорный прыжок

     Совершенствование опорного прыжка ноги врозь через козла в длину и ширину.

    Упражнения на развитие пространственной ориентации и точности движений

     Построение в две колонны с соблюдением заданного интервала и дистанции. Фигурная маршировка до различных ориентиров. Выполнение и.п.: упор присев, упор лежа, упор стоя на коленях, упор сидя сзади без контроля зрения. Передвижение в колонне прыжками с соблюдением определенной дистанции.

II.Подвижные игры (2 часа)

                                         III четверть (20 часов)

   I.Лыжная подготовка (12 часов)

    Теоретические сведения

     Занятия лыжами, значение этих занятий для трудовой деятельности человека.

     Как правильно проложить учебную лыжню. Знать температурные нормы для занятий на лыжах. Правила соревнований по лыжным гонкам.

    Практическая часть

     Совершенствование одновременного бесшажного и одношажного ходов. Одновременный двухшажный ход. Поворот махом на месте. Комбинированное торможение лыжами и палками. Обучение правильному подению. Передвижение в быстром темпе (40-60 м). Передвижение до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). Лыжные эстафеты (на кругу 300-400 м). Игры на лыжах.

   II.Спортивные и подвижные игры (8 часов)

    Баскетбол

     Правильное ведение мяча с передачей, бросок в кольцо. Ловля и передача мяча в парах в движении шагом.Ведение мяча в беге. Выполнение бросков в движении и на месте с различных положений и расстояния. Игры с элементами баскетбола.

    Игры с элементами ОРУ

     Игры с лазанием и перелезанием, акробатикой и равновесием.

                                         IV четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (11 часов)

    Ходьба

     Ходьба по пересеченной местности до 1,5-2 км. Ходьба по залу со сменой видов ходьбы, в различном темпе с остановками на обозначенных участках.

    Бег

     Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Бег 100 м с преодолением 5 препятствий. Эстафета 4 по 100 м.

    Прыжки

     Отработка техники прыжков в длину и высоту. Знакомство с техникой прыжка в высоту с разбега способом «перекат» или «перекидной».

    Метание

     Метание нескольких мячей в различные цели из различных и.п. и за определенное время. Отработка техники метания м/м на дальность.

   II.Спортивные и подвижные игры (5 часов)

     Волейбол.

      Баскетбол.

      Игры с элементами ОРУ.

                                               

                                                 

                                                   

                                                         

9 КЛАСС

(68 ч. в год, по 2 ч. в неделю)

Основы знаний

   

   Понятие спортивной этики. Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

I четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (11 часов)

    Теоретические сведения

     Как самостоятельно провести легкоатлетическую разминку перед соревнованиями. Практическая значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека.    

    Ходьба

     Ходьба на скорость с переходом в бег и обратно. Фиксированная ходьба.

    Бег

     Кроссовый бег 800-1000 м. Бег на скорость 60-100 м. Медленный бег 10-12 мин.

    Прыжки

     Специальные упражнения в высоту и в длину. Прыжок в длину с полного разбега сп. «согнув ноги». Прыжок в высоту с полного разбега сп. «перешагивание». Прыжок в высоту с разбега сп. «перекидной» (для сильных юношей).

    Метание

     Метание различных предметов  в цель и на дальность с различных и.п. Толкание ядра (мальчики-4 кг).

   II.Спортивные и подвижные игры (5 часов)

    Волейбол

     Влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться. Подачи и приемы мяча. Прямой нападающий удар. Блокирование мяча.

    Игры с элементами ОРУ

     Игры с бегом на скорость, прыжками, метанием.

                                          II четверть (16 часов)

   I.Гимнастика (14 часов)

    Теоретические сведения

     Что такое строй. Как выполнять перестроения. Как проводятся соревнования по гимнастике.

    Строевые упражнения

     Выполнение строевых команд (четкость и правильность) за предыдущие годы. Фигурная маршировка.

    ОР и корригирующие упражнения без предметов

     Упражнения на осанку, дыхательные упр-я, упр-я в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища.

    ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах

     Упр-я с гимнастическими палками, со скакалкой, с набивными мячами. Упражнения на гимнастической скамейке.

    Упражнения на гимнастической скамейке

     Пружинистые приседания в положении выпада вперед. Сгибание и разгибание рук в положении лежа на полу,опираясь ногами на вторую-третью рейку.

    Акробатические упражнения

     Мальчики: кувырок вперед из положения сидя на пятках.; стойка на голове с опорой на руки.

     Девочки: Из положения «мост» поворот направо-налево в упор на правое-левое колено.

    Простые и смешанные висы и упоры

     Повторение ранее изученных висов и упоров. Вис на время с различными положениями ног.

   Переноска груза и передача предметов

     Передача набивного мяча в колонне справа, слева. Передача нескольких предметов в кругу.

    Танцевальные упражнения

     Сочетание разученных танцевальных шагов.

    Лазание и перелезание

     Обучение завязыванию каната петлей на бедре. Соревнование в лазанье на скорость. Подтягивание в висе на канате. Лазанье в висе на руках по канату.

    Равновесие

     Упражнения на бревне высотой до 100 см.

    Опорный прыжок

     Совершенствование всех видов ранее изученных прыжков с увеличением высоты снаряда, расстояния мостика от козла. Преодоление полосы препятствий.

    Упражнения на развитие пространственной ориентации и точности движений   

     Поочередные однонаправленные и разнонаправленные движения рук. Поочередные однонаправленные и разнонаправленные движения рук и ног. Совершенствование поочередной координации в ходьбе.Ходьба «зигзагом» по ориентирам с контролем и без контроля зрения.

   Подвижные игры (2час)

                                            III четверть (20 часов)

   I.Лыжная подготовка (12 часов)

    Теоретические сведения

     Виды лыжного спорта. Правила проведения соревнований по лыжным гонкам. Сведения о готовности к соревнованиям. Сведения о технике лыжных ходов.

    Практическая часть

     Совершенствование техники изученных ходов. Поворот  на месте махом назад. Спуск в средней и высокой стойке. Преодоление бугров и впадин. Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне. Прохождение на скорость отрезка до 100 м. Прохождение дистанции 3-4 км. Прохождение на время 2 км.

   II.Спортивные и подвижные игры (8 часов)

    Баскетбол

     Понятие о тактике игры. Практическое судейство.

     Повороты в движении с мячом и без мяча. Передача мяча из-за головы при передвижении бегом. Ведение мяча с изменением направлений. Броски мяча в корзину с различных положений. Учебная игра. Игры с элементами баскетбола.

                                           

                                           IV четверть (16 часов)

   I.Легкая атлетика (11 часов)

    Ходьба

     Прохождение отрезков 100-200 м. Пешие переходы по пересеченной местности от 3 до 4 км.

    Бег

     Совершенствование техники бега на скорость. Бег на средние дистанции (800 м). Отработка навыков медленного бега. Совершенствование эстафетного бега (4 по 200м).

    Прыжки

     Совершенствование техники прыжков в длину и высоту, всех фаз прыжка.

    Метание

     Отработка навыков метания различных предметов в цель и на дальность.

   II.Подвижные игры и игровые упражнения (5 часов)

     Игры с элементами ОРУ: игры с бегом, прыжками, метанием.

      Игры с элементами волейбола .

                           

                         

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 1- 4 класса

Рабочая пртграмма для 1-4 класса по новым стандартам....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре и ОБЖ . 5 класс. Программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по физической культуре, для 5 х  классов,  разработана на основе примерной про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....