Статья из опыта работы "Метопредметные связи в физической культуре".
статья по физкультуре по теме
«Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество» В. И. Андреев.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metopredmetnye_svyazi_v_fiz.kult_.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы на тему:
«Межпредметные связи физической культуры и необходимости постоянной, целенаправленной работы учителя физической культуры и необходимость по расширению своего кругозора, интеллектуальных особенностей личности, с целью повышения интереса школьников к предмету».
«Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество» В. И. Андреев.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности. У школьников наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в частности к уроку.
Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов.
Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир. Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.
Реализация межпредметных связей обеспечивает формирование целостного представления учащихся о явлениях природы, делает их знания более глубокими и действенными.
В основу таких занятий должны быть положены межпредметные связи, которые позволяют вычленять главные элементы содержания образования, предусматривать развитие системообразующих идей, понятий, приёмов учебной деятельности. Интеграция даёт возможность показать «мир в целом».
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно - научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью меж предметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять меж предметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.
Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, меж предметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
-в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
-не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.
Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.
С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.
Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре.
Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип историзма. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность научных событий, взглядов, идей.
Связь с литературой. При выполнении строевых упражнений можно вспомнить басню : где щука, рак и лебедь действуют по своему.
Учитель на уроках проводит связь даже с религией. При выполнении сложных или даже простейших упражнений:
«Не посылай проклятье другому…
Будешь дважды проклят сам…?
Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты).
Полезно показать взаимосвязь биологии, анатомии и физиологии. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии.
Опыт учителей-энтузиастов позволяет привести такие примеры. Давая характеристику мышц человека, учитель биологии показывает их топографию сначала на учащемся, затем на таблице. Потом демонстрируются движения, связанные с работой этих мышц, даются пояснения, говорится о значении их развития. На уроке физкультуры закрепляются знания анатомии и физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие.
На уроке по теме "Работа сердца" приводятся данные об изменении деятельности сердечно - сосудистой системы при мышечной работе - учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт.ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм рт. ст.) Еще лучше продемонстрировать пульс и кровяное давление на конкретном ученике, потом дать нагрузку - 20 приседаний за 30 с, и снова определить эти показатели.
Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.
На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом анатомии и физиологии терминологией. Практика выявляет недостаточное понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля нагрузок, отсюда чрезмерные тренировки с гантелями, езда на велосипеде "до упаду". Такое обучение биологии и физической культуре ведет к уменьшению оздоровительного содержания этих предметов.
Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Повышается результативность физической подготовленности при сдаче контрольных нормативов. У старшеклассников проявляется интерес к сдаче экзамена по физической культуре. В своей работе я применяю межпредметные связи, начиная с начальной школы. Я подбираю темы уроков, подвижные игры, эстафеты, из реальной жизни детей и полученных знаний на других уроках.
Применяя на практике межпредметные связи, убеждаешься, что это является востребованной необходимостью, так как предмет "физическая культура" имеет многоаспектные связи с другими предметами. Основная идея применения меж предметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия). Актуальность использования меж предметных связей объясняется необходимостью разносторонней оценки явлений, формирования целостного представления учащихся об окружающем мире; потребностью в специалистах широкого профиля, умеющих ориентироваться в разнообразных ситуациях; престижностью определенных учебных предметов и необходимостью формирования базового ядра знаний; перегруженностью существующих базовых программ. Итак, решение меж предметных заданий позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам.
Основная идея применения меж предметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия). Актуальность использования меж предметных связей объясняется необходимостью разносторонней оценки явлений,
-формирования целостного представления учащихся об окружающем мире;
-потребностью в специалистах широкого профиля, умеющих ориентироваться в разнообразных ситуациях;
-престижностью определенных учебных предметов и необходимостью формирования базового ядра знаний; - перегруженностью существующих базовых программ.
При конструировании таких уроков необходимо учитывать следующие факторы:
— Объект, для познания которого создается межпредметный урок, должен обладать многоаспектными характеристиками;
— Необходимо обеспечить разнообразие не только содержательной, но и операционной стороны’
— Важно предусмотреть развитие логического мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т. д.);
— Продумать возможность создания у учащихся целостной картины объекта.
Решение меж предметных заданий позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам.
Возможны три типа меж предметных заданий:
— Индуктивные, когда обобщению подвергаются факты из различных учебных предметов;
— Частично индуктивные, предусматривающие обобщение уже обобщенных предметных знаний;
— Дедуктивные, когда требуется доказательство определенных положений с помощью знаний из различных предметов.
Например, задание «Процесс дыхания» включает в себя знания и умения из учебных предметов:
— Физическая культура (ЖЕЛ, режим дыхания при различных нагрузках);
— Ботаника (дыхание растений, кислород);
— Зоология (дыхание животных);
— Химия (состав воздуха, химические свойства газов, в него входящих;
— Физика (физические свойства этих газов);
— Анатомия (процесс дыхания человека, органы дыхания, экология).
С целью развития познавательной деятельности учащихся посредством межпредметных связей на уроках физической культуры мною разработаны и применяются карточки задания с физикой, математикой.
Например:
Карточка № I
Задание: Определить среднюю длину шага.
1. Измерить число своих шагов п.укладывающихся в длину спортивного зала L.
2. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = L/n.
3. Измерить число шагов укладывающихся в две длины спортивного зала.
4. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = 2L/n¦
5. Определить среднюю длину шага по формуле 1 = 1 + 1/2.
В меж предметных связях:
По хронологическому признаку различают (А. А. Ятайкина) связи сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к изучаемому предмету;
по информативному признаку – фактические, понятийные, теоретические;
по способу организации интеграция имеет следующий вид:
конструирование и проведение занятия двумя и более учителями разных дисциплин;
конструирование и проведение занятия одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью. Закономерности интегрированного занятия следующие:
-все занятие подчинено авторскому замыслу;
занятие объединяется основной мыслью (стержень занятия);
занятие составляет единое целое;
-этапы занятия – это фрагменты целого;
-этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
-отображенный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
-цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность;
-связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором – выполняются сопутствующие задания).
В процессе реализации государственной образовательной политики в области обучения физической культуры, наиболее актуальными являются принципы гуманизации и гуманитаризации, экологизации, внешней и внутренней дифференциации, межпредметных связей, которые и положены в основу опыта «Межпредметные связи урока физической культуры с другими предметами».
Опыт имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, увеличения количества специальных знаний и их углубление как по теории и методике физической культуры, так и из смежных с ней областей. Позволяет учащимся более полно и глубоко осмыслить изучаемый программный материал.
Нетрадиционные формы занятий способствуют плодотворной и эффективной деятельности учащихся, поддерживают интерес к предмету и повышают мотивацию к учению. Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, они учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
Научной и методической основами опыта в процессе обучения является необходимость перестройки физического воспитания и его преобразования в развивающую, открытую, гуманистическую систему в которой высшей степенью является ученик с его индивидуальными особенностями.
Уровень новизны носит творческий характер. Обобщенный передовой педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие урока, а именно воспитание у школьников интереса к занятиям физической культурой. Автор использует сюжетно-игровой (в начальной школе), соревновательный (в среднем звене) и интегрированный способ в старшем звене. Данный опыт очень прост и мобилен в использовании, так как доступен и не требует специального оборудования. Таким образом, опыт может быть использован в школе на разных этапах и уровнях в процессе обучения на уроке, в группе продленного дня и занятиях во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание личного опыта "Развитие интеллекта средствами физической культуры"
"Развитие интеллекта дошкольников средствами физической культуры"...
Статья "Учитель и родители" (заметки учителя физической культуры)
Статья посвящена описанию взаимоотношений учителя и родителей в процессе обучения ребенка на уроках физической культуры и внеурочной деятельности....
Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя по физической культуре).
В данном материале представлены способы и методы использования современных технологий в образовательном процессе....
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)
Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандарто...
Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОО (из опыта работы инструктора по физической культуре)
Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не толь...
Методическая разработка из опыта работы "Организация урока физической культуры с использованием модели смешанного обучения и индивидуально-ориентированного подхода"
Разработка открытого урока с целью знакомства обучающихся 2-3 классов с комплексом ГТО, используя ИКТ-технологии и метод круговой тренировки. Данный урок разработан на основе рабочей программы по физи...
Статья "Межпредметные и метапредметные связи в физической культуре"
В статье рассматриваются основные вопросы формирования метапредметных и межпредметных компетенций...