Программа по плаванию. Автор В.В. Красников
элективный курс по физкультуре (10 класс) на тему

Красников Владимир Викторович

Программа по плаванию состоит из 3 частей: теоретической, практической, диагностической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_plavaniyu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ №3

 «Утверждаю»                                                                    

Директор МОБУ                                                    

Новобурейская СОШ №3

 

________________(С.Д. Косачёв)                                

«___»______________2012 г.                            

 

П Р О Г Р А М М А

«Юный пловец», 

физкультурно-спортивной  направленности,

разработана в 2012 году,  срок реализации 1 год,

возраст обучающихся 13 -16 лет

 

форма организации образовательной деятельности – секция

автор программы  В.В. Красников

 

 

П. Новобурейский 2012 г.

Пояснительная записка.

Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.

Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.

Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.

Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:

Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.

Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.

Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.

Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.

Обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.

Начальная ступень обучения (2 – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V – IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям физической культурой. На заключительной ступени обучения (X - XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий физкультурой и спортивной деятельностью.

Прогнозируемый результат и способы его проверки.

В течение года будут проводиться соревнования:

- «веселые старты» в спортивном зале

- скоростное плавание

- «веселые старты» на воде

- соревнования по прикладному плаванию.

В конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.

Критерии оценки:

- 1-4 классы - преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди

- 5-9 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем

- 10-11 классы – преодоление дистанции 100 м избранным стилем или комплексным способом.

Детям, справившимся с этим заданием, вручается удостоверение «Умею плавать» и значок с символикой «25», «50», «100» м.

Содержание программы.

Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную.  Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с широкодоступной апробированной «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон, 1996 г.).

Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся школ.

Примерное распределение учебного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю


п/п

Вид программного материала

классы

1-4

5-9

10-11

1

1.1

1.2



1.2.1

1.2.2

1.2.3

2

2.1

2.2



2.3


2.4

2.5

Базовая часть

Основы знаний

Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности)

Подвижные и спортивные игры

Гимнастика

Легкая атлетика

Специализированная часть

Основы знаний

Освоение или совершенствование техники плавания

Развитие двигательных способностей на суше и воде

Прикладное плавание

Овладение организаторскими умениями

56


В процессе урока


18

18

20

46

В процессе урока

36



10


-

-

58


В процессе урока


19

25

14

44

В процессе урока

40



4


-

-

58


В процессе урока


19

19

20

44

В процессе урока

12



12


12

8

Содержание программного материала уроков плавания для учащихся

1-4 классов.

Теоретический раздел

Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.

Практический раздел

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).

Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног).

Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».

Плавание брассом (движение ног у ботика, движение рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений ног и рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).

Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.

Нормативы: проплыть одним из способов без остановки 50 метров во втором классе и 200 метров в четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.

Содержание программного материала уроков плавания для учащихся

 5-9 классов.

Теоретический раздел

Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию.

Практический раздел

Плавание способом дельфин (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием. Проплывание отрезков до 15 метров способом дельфин с задержкой дыхания; транспортировка «тонущего»).

Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.

Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег».

Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при плавании способом дельфин. Техника выполнения непрямого массажа сердца.

Ныряние брассом и кролем.

Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча.

Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде. Проплывание отрезков 25-50 метров по 4-8 раз, 100-200 метров по 3-4 раза, 400 метров.

Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания способом дельфин.

Содержание программного материала уроков плавания для учащихся

 10-11 классов.

Теоретический раздел

Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме.

Практический раздел

Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брасом на боку и на спине. Освобождение от одежды в воде. Судейство соревнований по плаванию.

Контрольные нормативы:

Транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Рекомендуемые контрольные нормативы для учащихся общеобразовательных школ

25 м, вольный стиль, сек

50 м, вольный стиль, сек

мальчики

девочки

мальчики

девочки

4

5

6

7

8

9

10

11

33-44

32-38

28-34

26-32

22-30

21-28

20-26

18-22

33-34

32-40

30-36

28-34

26-32

24-30

22-28

20-26

1,20-1,40

1,18-1,35

1,10-1,32

1,04-1,20

0,58-1,10

0,56-1,08

0,54-1,04

0,50-1,00

1,20-1,40

1,20-1,38

1,16-1,36

1,10-1,25

1.04-1,20

1.02-1.16

1.00-1.10

0.56-1.06

Литература.

Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.

лекции для студентов очного отделения кафедры плавания ГЦОЛИФК. – М., 1990.

В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.,  1996.

Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991

Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по плаванию

Программа по обучению плавания в начальной школе...

Программа по плаванию

Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося; реализация программы способствует развитию у обучающихся выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению ...

ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Опыт зарубежных стран в реализации программы обучения плаванию в рамках школьной программы.

В статье отражены сравнительный анализ и отличительные особенности программ по обучению плаванию в разных странах....