Подвижные игры в легкой атлетике
статья по физкультуре по теме
Народные подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики.
В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.
Подвижные игры, как элемент народного творчества, сильны своей беспристрастностной истиной, которая оттачивалась в процессе наиболее типичного, реального прожитого.
Это является одной из специфических черт, которая отображена в подвижных играх свободой воспитательной деятельности в направлениях дифференциации воспитательного процесса в зависимости от психопатических особенностей ребенка.
Ведь подвижные игры, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности, и непрерывности изменений и условий деятельности. Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения.
Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровые соревнования, как справедливо подчеркивал В.О.Сухомлинский, это участие детей в общих действиях, взаимной выручки, поддержки, организованности, дисциплины, изобретательства, соблюдение интересов коллектива. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не у всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети товарищеские, другие запертые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны грунтоваться на доброжелательности, глубокому уважению к одноклассникам, товарищам. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и, прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все лучше и разнообразнее. В связи с требованиями, предъявленными к человеку высоко автоматизированной работой, в особенности значительным есть развитие зрительно-двигательной координации и появление так называемой “ умелости”. Сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических погрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер погрузки больше всего отвечает вековым особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхание. Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их, широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. – ни с чем несравненное средство закала и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
Автор: Тищенко Марина Николаевна,
учитель физкультуры
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …………………………………………………………………………… 2
I. Теоретические основы методики подвижных игр в легкой атлетике ….......... 4
ІІ. 1. Методика проведения подвижных игр...……………………………............ 8
2. Характеристика подвижных игр...…………………………………………….. 15
3. Группа, которая занимается подвижными играми ………………….............. 16
4. Группа, которая не занимается подвижными играми………………….......... 20
5. а). Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развития скоростно-силовых качеств………………………………. 22
б). Игры и упражнения, которые оказывают содействие овладению техникой
бега и развития скорости...……………................................................................... 25
в). Игры и упражнения, которые оказывают содействие овладению техникой легкоатлетических метаний и развития необходимых двигательных качеств .. 29
г). Игры и упражнения, которые оказывают содействие развитию выносливости...……………………......................................................................... 34
ІІІ. Результативность методики подвижных игр в легкой атлетике для
детей 10-14 лет…………...................................................................................... 37
Выводы...…………………………………………………………………..........…. 39
Использованная литература...…………………………………………………….. 42
Введение.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитой, закаленной, готовой к работе и обороне нашей Родины. Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению воспитательно-оздоровительных задач.
Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские года. Играясь дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания.
Каждый народ, в зависимости от социально – экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составило своеобразные системы национального воспитания.
Несмотря на усиленные процессы интеграции характерных признаков культур народов мира, в конце двадцатого столетия, национально – своеобразные формы, оттенки вековых культурных достояний не теряют своего значения и сегодня.
Во время национального возрождения изучения традиций становление и развитие подвижных игр, забав и развлечений приобретают все большее значение. Необходимость исследования богатейшего педагогического опыта использование народных игр предопределяются тем, что результаты такой работы помогут проследить переменчивость форм, методов и средств воспитания, а также определить закономерности, связанные с изменением социально – экономических факторов жизнедеятельности общества, создавая предпосылки для пополнения современной теории и практики физического воспитания адекватными элементами этнопедагогики. Однако, несмотря на указанную актуальность, проблематике исследований философских, исторических, теоретико-методических, педагогических аспектов становление и развития народных игр, в особенности в советский период, отводилось чрезвычайно мало внимания, которое предопределялось преимущественно политическими и идеологическими факторами. Такое положение существенно обедняет эффективность развития национальной педагогической науки и не оказывает содействие формированию полноценной национальной системы физического воспитания.
Народная физическая культура, развиваясь на национальных традициях на протяжении столетий, изменяла свои структурные компоненты, функции, адаптируясь к конкретным историческим условиям. Поэтому актуальным на сегодня есть исследование становления и развития педагогических аспектов народных игр, где кроме методов и форм их использования, существенную роль имеет система народных знаний и представлений о физическом развитии и физическом воспитании человека.
Следует отметить, что, несмотря на соответствующий уровень системной сформированности подвижных игр, процесс их развития не прекратился, а неустанно продолжается. Свидетельством этого есть постоянное пополнение сокровищницы народных подвижных игр, забав и развлечений новыми элементами. В связи с этим, изучение национальных традиций и внедрение адекватных подвижных игр, забав и развлечений в современную практику учебно-воспитательной работы будут оказывать содействие не только национально – культурному возрождению, а и формированию полноценной национальной системы физического воспитания, повышению эффективности воспитательного процесса в целом.
Учитывая выше приведенное, особой вес приобретает проблема исследования особенностей функционирования народных подвижных игр в современных условиях.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ.
На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: А.М. Горький, А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большого значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она есть упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Школой подготовки детей к жизни называет игру А.С.Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, такой с многих взглядов он будет в работе, если вырастет”. ( К 11954, т-4, с 366). Подчеркивал, что игра может воспитывать качества будущего работника и гражданина. А.М.Горький считал игру ценным средством воспитания не только физического, а и умственного, указывая на ее связь с социальной средой, которое окружает ребенка. Он говорил, что игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут. Ведь для детей игры – это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игр формирует в них черты характера, достойные нашей нации. В игре заложены неисчерпаемые возможности для изучения психологии учеников. И учитывая выше приведенное можно сказать, что подвижные игры ведут начало именно из народной физической культуры. Она включает те виды подвижной активности и методы их использования, которые исторически сложились среди определенного этнического сообщества людей с целью адекватного биологического, психического, этнического, эстетичного влияния на естественное развитие человека, его приспособление к окружающей среде, подготовки к трудовой деятельности и военного дела.
Каждый народ, в зависимости от социально - экономических условий своего развития, психического состава, географического положения и т.п. исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, способы их использования, которые потом составило своеобразные системы тело воспитания. Не является исключением в этом плане и традиции русской системы физического воспитания, основу которой составляет чрезвычайно богатый пласт народных подвижных игр.
Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.
Сложность того, что принято называть “игрой”, нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с разнообразными теориями, которые объясняют происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто великое множество предложений и точек зрения. И все они сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают извечную неизменность игры и ее первичность по отношению к работе. Вторые, наоборот, считают, что именно работа порождает игру и определяет ее развитие. Шиллер, Гросс, Холл и прочие усматривали в игре только проявление урожденных инстинктов, которые преследуют определенную биологическую цель. Между игрой человека и животного они не видели разности. Игру и работу они противопоставили друг другу. Придерживаясь теории “свободной игры”, они отрицают необходимость педагогического вмешательства в деятельность играющих, и в одно и то же время сознательно культивируют игры, где властвует культ силы, и этим помогают воспитывать модель в духе агрессии и жестокости. Г.В. Плеханов первым предложил мысль, что в жизни человеческого общества работа старше игры. В игре находит свое отображение окружающая действительность, или, другими словами, материальные условия жизни человеческого общества. Это отображение является результатом деятельности сознания, которое присущее только человеку.
Почти на всем протяжении жизни человек тесно связанная с игрой, причем в период самого активного формирования – в детские и юношеские годы игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то позднее она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровые соревнования, как справедливо подчеркивал В.О. Сухомлинский, участие детей в общих действиях, взаимной выручке, поддержке, организованности, дисциплине, изобретательстве, соблюдении интересов коллектива. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не у всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети открытые, другие запертые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны складываться на доброжелательности, глубоком уважении к одноклассникам. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества и, прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все лучше и разнообразнее. В связи с требованиями, предъявленными к человеку высоко автоматизированной работой, в особенности значительным является развитие зрительно-двигательной координации и появление так называемой “ручной умелости”. Сложные и разнообразные движения в игровой деятельности, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических нагрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает вековым особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхание.
Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их, широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни с чем несравненное средство закаливания и укрепления здоровья.
ІІ.
1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Подвижные игры следует выбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально волевые качества и, укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо знает педагогические задачи (воспитательные, оздоровительные и образовательные), которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психологические особенности учеников, методику проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр имеет широкий вековой диапазон: они доступны детям разных возрастных групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности.
Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходных и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученным раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от порстого к сложному. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Игры, которые состоят из меньшего количества элементов, и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:
- умение доходчиво и интересно объяснить игру;
- размещение игроков во время ее проведения;
- определение ведущих;
- распределение на команды;
- определение помощников и судий;
- руководства процессом игры;
- дозирование нагрузки в игре;
- окончание игры;
Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать самые игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.
Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета. Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активность. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и более команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:
- с помощью расчетов;
- фигурной маршировкой;
- по указанию руководителя;
- по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков;
Все способы распределения на команды надо проводить соответственно характеру и условиям проведения игры, а также составу игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.
Помощники и судьи назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка этой игры противопоказана. Если таких учеников нет, то помощников и судей назначают из числа игроков.
Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
- наблюдение за действиями учеников, игроков;
- устранение ошибок;
- показ правильных и коллективных приемов;
- прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
- регулирование нагрузок;
- стимулирование необходимого уровня двигательной активности на протяжении всей игры;
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучше действовать в том или другом случаи. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время специального перерыва, а игроки в это время остаются на своих местах. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, в отдельности анализируют ту или другую ситуацию и объясняют специальные действия. Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки, определение которой есть более сложное, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы:
- уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру;
- изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки;
- корректировать вес и количество предметов;
- усложнять или упрощать правила игры и препятствия;
- вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок.
Окончание игры может быть своевременной (если игроки получили достаточное физические и эмоциональные нагрузки). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет недовольство у учеников. Во избежание этого, педагог должен уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судей. Как уже отмечалось, подвижные игры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части тренировки.
Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба, бег с несложными дополнительными упражнениями.
Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнение тех или других движений.
Заключительная часть - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершении его с хорошим расположением духа. Всестороннего воспитания и гармонического развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.
Игры на местности принадлежат к подвижным, вместе с тем они отличаются от них как содержанием, так и задачами, которые решают, а также условиями, методикой проведения. Они проводятся в разных местах на обычной местности, в лесу и.т.д. Почти все игры, которые проводятся на местности, предусматривают наличие у детей определенной подготовки, знаний и привычек. Среди детей игры на местности пользуются большой популярностью, вызывают у них удовлетворение и, кроме того, очень полезно влияют на их общее развитие, развивая инициативу, умение ловко передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в разнообразных игровых ситуациях, преодолевать определенные препятствия, связанные с использованием условий и задач игры и т.п. Игры на местности предусматривают соревнование командного первенства. Дети активно участвуют в соревновании за овладение флагом или пакетом. Во время этих игр они быстро считаются, прыгают, делают перебежки, переползают. Другие игры более спокойные. К ним, например, можно отнести ориентирование на местности, переход к заведомо определенному маршруту с помощью компаса и др.
Каждую игру на местности надо подготовить заранее, для чего в первые дни пребывания в оздоровительном лагере детей необходимо ознакомить с местностью, показать запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п. С этой целью следует провести несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен провести подробное изучение местности, наметить исходные пункты групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать со всеми игроками правила и условия игры, то есть способы передвижения, маскировку, ориентирование по карте, пользование компасом. Тренер или несколько тренеров должны подготовить судей – посредников, которые бы хорошо знали бы ход игры, ее задачи, умели всегда оценить и найти правильный выход из любого положения. Желательно, чтобы судьи – посредники сами не принимали участие в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определили победу той или другой команды. Судьи – посредники должны иметь нарукавную повязку или другой знак, который выделял бы их среди игроков. Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться по заранее определенным сигналам. После окончания игры тренер вместе со всеми игроками должен проанализировать их ход, определить победителей (группы или команды), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи и судей – посредников, которые успешно справилось со своими обязанностями, а также сказать о тех, кто получил замечание. Соблюдение дисциплины, правил и условий игры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышает заинтересованность детей.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчиняется правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Разность в отношениях разрешает выделить две основных группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Так же командные игры делятся на два основных вида:
- игры с одновременным участием всех играющих;
- игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детальная классификация игр основывается на их делении по подвижным действиям.
Различают игры:
- имитационные (с подражательными действиями);
- с перебежками;
- с преодолением препятствий;
- с мячом, палками и вторыми предметами;
- с сопротивлением;
- с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналами).
Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
3. ГРУППА, КОТОРАЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ.
Исследование проводилось с группой легкоатлетов, которые тренируются на стадионе от ДЮСШ в городе Балашове. Группа состоит из двенадцати детей возрастом от 10-14 лет. В группе восемь ребят и четыре девушки. Девушки учатся в одной школе в параллельных классах, а ребята в разных школах. Тренировка проводятся пять раз в неделю с 15.30-17.00.
Ученики своевременно приходят на тренировку. Всегда опрятные. Внимательно выслушивают совета и замечание тренера. Перед каждой тренировкой тренер принимает правила безопасности проведения тренировок на стадионе. Ученики с поощрением воспринимают и усваивают запланированный тренером план изучения материала. В каждой части тренировки проводятся подвижные игры, на которые отводиться в подготовительной части-10-15 минут, проводятся игры, которые оказывают содействие сосредоточению внимания учеников. Наиболее характерными видами движений для этих игр есть ходьба, бег с небольшими дополнительными задачами;
- в основной части-15-20 минут, проводятся игры, которые оказывают содействие изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других движений: игры с бегом на скорость, преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности;
- в заключительной части- 10-15 минут, оказывают содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока и завершению его с хорошим, приподнятым расположением духа. Игры незначительной и средней интенсивности с простыми движениями, правилами и организацией.
Подростковый возраст – период бурного развития организма ребенка. Игры для учеников 10-14 лет заметно отличаются от игр младших школьников. Количество игр значительно уменьшается, а содержание их усложняется. Эти изменения поясняются особенностями возрастного развития. В связи с большими перестройками в организме подростка, несколько замедляется непрерывное усовершенствование его двигательных функций. Поэтому в каждой части тренировки нужно давать разнообразные подвижные игры, которые оказывают содействие повышенной двигательной деятельности на все части тела. Нарушение координации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой системы организма. В ряде упражнений, наблюдается повышение возбуждаемости ЦНС - это происходит вместе с увеличением силы тормозных процессов и функциональным созреванием головного мозга. Это отображается на психологическом состоянии учеников, поведение которых отмечается нестойкостью, разными изменениями расположения духа, мгновенностью решений. В игре формируются все стороны личности подростков, происходят разнообразные изменения в их психике, подготовительный период к новой более развитой стадии развития. Этим поясняются безграничные воспитательные возможности игр, какую специалисты считают ведущей деятельностью ребенка.
Игра – отображение жизни. В этом условном окружении, которое создается воображением, много настоящего: действия играющих реальные, их чувство, переживание откровенные. В этом возрасте проявляется зрелость и самостоятельность мышления, подросткам становится доступна сложная тактика командных игр. Игра, самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение с ровесниками. Их объединяет единая цель, общие усилия к достижению цели, общие интересы и переживание. В игре ребенок начинает ощущать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Особые качества, сформированные в процессе игры, влияют на поведение ребенка в жизни, в одно и то же время привычки, которые сложились в процессе подвижного общения детей, получают дальнейшее развитие в игре.
Подростков интересуют также сложные элементы игры, или самая сложная игра, ее интенсивность и продолжительность. Их захватывает процесс сложного тактического единоборства, сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры типа “задача”, игры с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимовыручкою и помощью. И потому в этом возрасте преобладают интенсивные игры, которые образовывают бодрое, радостное расположение духа, делают жизнь полной, удовлетворяют потребность в активной деятельности.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, ощущение дружбы, достижение общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.
Чрезвычайно оздоровительное значение игр, которые проводятся преимущественно на свежем воздухе.
Еще одна очень важная деталь, в этом возрасте, девушки развиваются быстрее, происходит завершение образования костей, интенсивное возрастание костей таза, формирование изгибов позвоночника, уменьшается хрящевое кольцо межпозвонковых суставов, вес тела возрастает в результате увеличения мышечной массы туловища, уменьшается относительная сила. Поэтому девушки этого возраста с некоторыми проблемами усваивают упражнения в висе, в упорах, лазаньях и прыжках. Поэтому желательно выбирать такие подвижные игры, которые не вредили бы на анатомическое развитие подростков, а в особенности девочек.
Можно сделать вывод, что группа, которая занимается подвижными играми, достигает высоких результатов. В достижении высоких результатов в спортивной деятельности с помощью подвижных игр у детей развиваются разнообразные качества: скорость, ловкость, сила и т.д. У детей появляется стимул к выполнению того или другого упражнения, они их выполняют с удовольствием, заинтересованностью, без автоматизма. Благодаря подвижным играм легкоатлетические занятия не проходят однотонно. У детей развиваются моральные качества: дружба, совесть, помощь, доброта, справедливость и много других. Игра не ограничивает детей в двигательной деятельности, которая в этом возрасте им наиболее нужно.
4. ГРУППА, КОТОРАЯ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ.
Исследование проводилось с группой легкоатлетов, которые тренируются на стадионе от Д.ЮСШ города Балашова. Группа состоит из десяти человек возрастом от 10-14 лет. В группе восемь мальчиков и четыре девочки. Все учатся в разных школах. Тренировка проводятся пять раз на неделю с 15.30- 17.00.
Ученики своевременно приходят на тренировку, всегда опрятные и вежливые, перед тренировкой повторяют правила безопасности тренировки на стадионе, сами проводят разминку из этого можно сделать вывод, что здесь присутствует дисциплина и самовоспитание.
Тренер после разминки объясняет новые задачи, дети его внимательно слушают, но у детей не присутствует стимул к восприятию этой задачи. Если дети начинают учиться тому или другому упражнению, они усваивают его автоматически, как показал тренер, но нет тех эмоций, которые бы сделали авансы ребенку к изучению этого упражнения. В этой группе дети имеют товарищеские отношения, но они не оказывают содействие помощи друг другу в сложной ситуации, например Оксана, выполняет конкретное упражнение хорошо, а Нина выполняет ее с ошибками, Оксана видит, что Нине надо помочь с корректированием того или другого элемента этого упражнения и не подходит помочь, так как у них нет ощущения взаимопомощи и раскованности в отношениях.
Вся тренировка походит однотонно. Нет эмоциональной подзарядки. Хотя дети и выполняют все установки тренера, но без получения удовлетворения от своей работы, им не интересно. Принимая во внимание анатомическое развитие этой группы детей, то надо обратить внимание на нарушение координации, которое часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой системы организма. Повышение возбуждения ЦНС, которое происходит вместе с увеличением силы тормозных процессов и функциональным созреванием головного мозга. Это отображается на психологическом состоянии учеников, поведение которых отличается нестойкостью, разными изменениями расположения духа, мгновенностью решений. Если бы в этой группе тренер применял подвижные игры, то сформировались бы все анатомические недостатки и все стороны личности подростков, которые приводят к психологическому равновесию ребенка.
Как известно, игра – это самостоятельная деятельность, в которой, дети проявляют все свои возможности. С помощью игры они развивают физические качества такие, как ловкость, скорость, силу и т.д. Получают удовлетворение от эмоционального благосостояния, развивают моральные нормы поведения: вежливость, сдержанность, помощь ближнему, совесть. Формируют психологические качества: характер, память, темперамент, мышление, самооценку, оказывают содействие повышению спортивных результатов. В процессе игры дети становятся самыми собою, разрушаются все барьеры общения, как с группой, так с тренером. Дети накапливают эмоциональный дефицит, который мешал преодолеть границы общения.
Итак, без использования подвижных игр в тренировочной деятельности, дети не смогут выполнить со всей настойчивостью задачи, которые вы перед ними ставите. Подвижные игры расковывают детей, накапливается положительная энергия, которую они будут проявлять на протяжении всей тренировки.
5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ УСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ И РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО – СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ.
ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ.
1. “ПОЛУЧИТЬ МЯЧИК “.
Инвентарь – мячик, шнурок.
Основная цель – усвоение ритма выполнение последних трех шагов и отталкивание.
Организация. Подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам высоте. Установить очередность выполнения упражнения.
Проведение. Ученик выполняет три шагу разбега, отталкивается одной ногой и старается затронуть рукой подвешенного на шнурке мячика. Высота, на которой подвешенный мячик, постепенно увеличивается. Для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик, нужно на шнурке каждых пять сантиметров завязывать узелок. Для определения личного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одно очко. Удачным считается прыжок, если ученик затронул рукой мячика. На каждой высоте выполняется одна попытка.
2. “ ОТТАЛКИВАНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ В ЗОНАХ “.
Место проведения – сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь – резиновый бинт или планка для прыжков в высоту.
Основная цель – научиться отталкиваться и приземляться.
Организация. Провести с двух сторон от планки, в яме для приземления и на секторе, на всю ширину ямы по три – четыре линии. Оставить между линиями 20-30 см. Линии пронумеровать. Первая от планки линия, с двух сторон, проводится на расстоянии 40-50 см, и имеет наибольший порядковый номер, вторая - на единицу меньше и т.д.
Например: первая от планки линия имеет № 3, вторая № 2, третья № 1 и т.д. Учеников поделить на две команды и выстроить с двух сторон от ямы в колону по одном. Строят учеников через одного: один ученик с одной команды, второй – из другой. Прыгают сначала все ученики с одной стороны, а потом из второго. Тренер наблюдает по месту отталкивания и приземление, сразу подсчитывает очки, которые набрал каждый ученик. Подсчет очков проводится так: ученик отталкивается из второй линии, которая имеет № 2 - получает два очка, приземляется тот же ученик на линию, которая имеет № 3, - получает три очка. Складываются очки за отталкивание и приземление. В примере ученик набрал пять очков.
Командное первенство определяется путем подсчета всех очков, которые набрали участники команд.
3. “ КТО ВЫСШЕЕ “.
Место проведения – сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь – резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мел двух цветов.
Основная цель – изготовление опыта соревнований и привычки идти на риск.
Организация. Принимают участие две команды. Участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участник выбирает для себя высоту, которую будет преодолевать, и заявляет об этом тренеру. Тем временем, каждый участник преодолевает только одну высоту. Каждой команде присваивается цвет. Ход командной борьбы отображается на стойках для прыжков цветным мелом (по цвету команды). Отметки одного цвета делаются на одной стойке, а второй – на второй.
Проведение.
К началу соревнований пометки мелом находятся на одной высоте. На каждую заявленную участником высоту дается три попытки. За каждую взятую участником высоту команде начисляются очки, которые отвечают взятой высоте.
Например: минимальная высота 100 см оценивается в одно очко, 105 см оценивается в два очка, 110 см оценивается в трех очки и т.д. Таким образом, каждая следующая высота, которая поднимается через пять сантиметров, оценивается на одно очко больше предшествующей.
Та команда, которая набрала больше очков, выиграет первое место.
5. “ БЕГ ФЛАЖКОВ “.
Место проведения – сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь – два флажка разного цвета, по одному на команду. Линейка длиной 1,5-2 м с делениями, сделанными через каждые пять сантиметров.
Основная цель – участие в соревнованиях.
Организация – принимают участие две команды. Все участники имеют порядковый номер.
Два помощника, по одному из каждой стороны, устанавливают резиновый бинт или планку на соответствующую высоту.
Техника и способ прыжка не оцениваются. Оценивается лишь результат прыжка.
Проведение. Ученики прыгают поочередно за порядком своих номеров: первый номер черных, первый номер белых и т.д. На каждую высоту разрешается делать одну попытку.
Ход командной борьбы освещается на линейке с помощью двух флажков. Осуществляется это так: от нулевой пометки флажки переставляются на столько сантиметров, сколько за прыжок получит участник. Чем выше высота, тем более начисляется очков участнику.
Например: высота 100 см – одно очко, 105 см – два глазка, 110 см – трех глазки и т.д.
Выиграет та команда, флажок которой передвинулся на большее количество см.
ИГРЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ ОВЛАДЕНИЮ ТЕХНИКОЙ БЕГА И РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ.
1. “ БЕГ С МЯЧИКОМ “.
Место проведения – игровая площадка, футбольное поле.
Основная цель – научить бега по дистанции.
Инвентарь – большой или маленький мячик.
Организация. Начертить дугу, позади которой размещаются две и более команд игроков, которые выстраиваются в колону по одном. Двое ведущих, назначаются из учеников, один из них находится за дугой посредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого, расстояние между двумя ведущими может быть произвольной и зависит от возраста и подготовки учеников.
Проведение.
По сигналу тренера ведущий, что находится за дугой, передает мячик второму ведущему, катя его по земле. Участники по одному с каждой команды бегут за мячом.
Команда – представитель, которой первым коснется мяча, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участия в игре.
Выиграет команда, которая в сумме набрала больше очков.
2. “ ДЕНЬ И НОЧЬ “.
Место проведения - беговая площадка, футбольное поле.
Основная цель – развитие внимания, реакции, ловкости, скорости.
Инвентарь – флажки, которыми размечается площадка.
Организация. По середине площадки, размеченной флажками, чертится линия, на которой выстраивается команды (спиной один к другому). С обеих сторон от средней линии на расстоянии 20 метров размечается по одной линии. Одна команда называется “ День “, а вторая “ Ночь “.
Проведение. Тренер, который находится сбоку от игроков, несколько раз подряд спокойным голосом называет команды: «День», «Ночь», «День», «Ночь», игроки в настоящее время стоят на местах и слушают внимательно. Называя несколько раз команды, тренер после небольшой паузы неожиданно для игроков громко называет одну команду. Игроки названной команды мгновенно бегут от игроков второй команды за финишную линию, а игроки другой команды догоняют их. Догонять игроков разрешается до финишной линии. Игрок, который настигает игрока команды, которая убегает, и коснется его рукой, получает для своей команды одно очко. Догонять можно лишь одного игрока.
Игра продолжается несколько раз подряд. Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.
Примечание. Тренер должен так руководить игрой, чтобы ученики не могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна быть названа одинаковое количество раз.
3. “БЕГ ПО ПРЯМОЙ ДОРОЖКЕ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ “.
Место проведения – беговая дорожка, футбольное поле.
Основная цель – развитие реакции, ловкости, скорости.
Инвентарь - флажки.
Организация. Размечается три параллельных линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5 -7 метров одна от второй - стартовые линии. Третья линия – финишная, находится на расстоянии 15-20 метров от первой стартовой линии. Участники делятся на две команды, например, красных и синих. Команда красных находится на одной стартовой линии, команда синих на второй.
Игроки команды, которые находятся на стартовой линии, расположенной ближе к финишной, занимают одно из положений (сидя, лежа), а игроки, расположенные на другой стартовой линии, занимают положение высокого или низкого старта.
Проведение. По сигналу тренера игроки обоих команд начинают бежать. Задача игроков, которые стартуют с первой от финиша линии – быстрее добежать к финишу, не дав себя догнать игрокам другой команды, которая стартует со второй линии. Настигнутым считается игрок, если его коснулись рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает одно очко.
Игру проводят несколько раз.
При проведении следующего забега игроки меняются местами.
Выиграет команда, которая набрала больше очков.
4. “ БЕГ НА ВСТРЕЧУ С ОСТАНОВКОЙ “.
Место проведения – беговая дорожка.
Основная цель – развитие скорости, умения ускорять и замедлять бег.
Инвентарь – флажки для разметки места проведение игры.
Организация. На расстоянии 20-25 метров от стартовой линии размечают столько параллельных линий, сколько игроков в команде. Оставив между линиями один метр.
Проведение. За линией стоя в колону по одному выстраивается несколько команд, каждому участнику присваиваются порядковые номера. Бегуны стартуют из положения высокого или из низкого старта. По сигналу тренера первые номера бегут к первой линии и, наступив на нее ногой, возвращаются кругом и продолжают бежать в обратную сторону. Прибежав за стартовую линию они касаются рукой игроков под вторым номером, которые в свою очередь бегут к второй линии и наступив на нее, возвращаются за линию старта описанным способом и касаются игрока под следующим номером и т.д.
Повторяется игра парное количество раз.
При втором забеге игры первые номера бегут к последней линии, которая находится на дальнем расстоянии от стартовой линии, вторые номера бегут к стартовой линии, третьи бегут еще ближе и т.д. Последний бегун в команде бежит к первой линии.
В любом забеге определяются места. За первое место - одно очко, за второе – два и т.д. Выиграет та команда, которая набрала меньшее количество очков.
5. “ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ “.
Место проведения – беговая дорожка стадиона.
Основная цель – воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости.
Организация. Размечаются две стартовых линии на расстоянии 20-30 метров одна от одной.
Две команды, поделившись на две половины (в каждой половине должна быть одинаковое количество игроков), выстраиваются за линию старта в колону по одном. Одна половина команды выстраивается за первой стартовой линией, а вторая за второй стартовой линией.
Игроки команды имеют одинаковые номера. В одной половине команды – четные, во второй – нечетные номера. Проведение. Игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, которые бегут ко вторым номерам и касаются их рукой. Прикосновенье рукой знак для бега вторым номерам, которые бегут к третьим номерам, третьи к четвертым и т.д. Выиграет команда, которая первой заняла свои начальные места.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ УСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ МЕТАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕОБХОДИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.
1. “КТО ЛУЧШИЙ “.
Место проведения - футбольное поле, ровная площадка достаточных размеров.
Инвентарь – теннисные мячики.
Основная цель – научиться далеко и метко метать мячики.
Организация. Размечается коридор шириной в 9 метров и длиной, которая превосходит дальний бросок мячика учениками на 5-10 метров. С одной стороны, коридора, шириной 1-2 метра проводится стартовая линия, линия от которой ученики будут метать мячик. От стартовой линии на расстоянии минимального по длине броска мячика, на всю длину и ширину коридора размечаются квадраты размером 3 на 3 метры. Все квадраты нумеруются. Нумерование квадратов осуществляется так: все три квадрата первого ряда имеют первый номер, квадраты второго ряда имеют второй номер, и т.д. Каждый квадрат оценивается в очках. Наибольшее количество баллов оценивается средний квадрат, боковые квадраты оцениваются одинаковым количеством очков, но меньше среднего квадрата. Каждый следующий квадрат оценивается большим количеством очков от предшествующих.
Например: средний квадрат первого ряда оценивается в два очка, а боковые квадраты первого ряда оцениваются в одно очко. Средний квадрат среднего ряда оценивается в четырех очки, а боковые квадраты среднего ряда оцениваются в два очка и т.д.
Из числа учеников выделяются два помощника. Один помощник находится из коридоров возле квадратов и называет квадрат, в котором приземлился мячик. Второй помощник исполняет обязанности секретаря, записывая, сколько очков, набрал каждый ученик.
Соревнования могут проводиться на личное или командное первенство. Если проводятся командные соревнования, класс делится на две или трех команды, все участники команд имеют порядковые номера. Какая команда начинает метать первой, определяется жеребьевкой.
Проведение. Каждый ученик имеет одну попытку. Бросок защитывается и начисляются соответствующие очки, если мячик приземлился в одном из квадратов. Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.
2. “ КТО ЛУЧШИЙ И БЫСТРЫЙ “.
Место проведения – футбольное поле, равная площадка.
Инвентарь – мячи для игры в ручной мяч и 10-12 булав или кеглей.
Основная цель – научиться метко, метать мяч.
Организация. Начертить на земле два круга диаметром от 5 до 8 метров, которые находятся один от другого на расстоянии от 15 до 20 метров. Игрокам запрещается заходить в эти круги. В каждом круге расставленные булавы или кегли. Площадка делится на две части и на каждой его половине находятся игроки одной команды. Количество игроков произвольно. Эта игра очень интенсивная, и потому желательно поделить учеников на несколько групп, и проводить встречи между ними поочередно в короткое время.
Проведение. Цель игры состоит в том, чтобы проникнуть на половину соперника и сбить мячом булавы. Бежать с мячом, держа его в руках, не разрешается, его можно лишь передавать из рук у руки.
Игра может проводиться на время продолжительностью 5-6 минут или к тому времени, пока одна из команд не собьет у соперника все булавы.
3. “ МЕТАНИЕ В ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ “.
Место проведения – равная площадка, футбольное поле.
Инвентарь – три флажка для разметки площадки, мячик для игры в ручной мяч.
Основная цель – научиться метко, метать мячик.
Организация. Разметить треугольник с длиной сторон 10-15 метров. Возле любой из вершин треугольника игроки выстроены по одному. Все игроки имеют порядковые номера. Мячик находится в руках у игрока под первым номером. По сигналу ведущего игрок, у которого мячик в руках начинает бежать первым. Как только он сделал 2-3 шага, начинает бежать игрок под первым номером из группы, которая выстроена возле следующей вершины треугольника. Игрок, у которого мячик, передает в движении игроку, который начал бежать вторым. Если второй игрок получил мячик, бег начинает игрок под первым номером из группы, которая выстроена возле третьей вершины треугольника. Если он пробежал, несколько шагов нему передают мячик. Бегают игроки по сторонам треугольника.
Игра проводится до тех пор, пока все игроки не возвратятся на свои производные места.
1. ТОЛКАНИЕ ЯДРА.
“КТО САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ”.
Место проведения – футбольное поле, равная площадка.
Инвентарь – два флажка для разметки площадки, набивной мяч весом 2 или 3 кг, в соответствии с возможностями учеников.
Основная цель. Заинтересовать учеников к толканию ядра.
Организация. Размечают флажками две линии на расстоянии одна от другой на длину обычного броска мячика, выполненного слабым по подготовке учеником из числа участников игры.
В игре принимают участие две команды, расположенными за двумя линиями, одна напротив второй. Все участники команды имеют порядковые номера, а также каждая команда имеет свой порядковый номер.
Проведение. Жеребьевкой устанавливается команда, которая первой вступает в игру.
Участник первой команды под номером первым толкает набивной мяч на площадку второй команды. Участник под первым номером второй команды в свою очередь толкает мяч на площадку первой команды, но он должен выполнить толкания с места приземления мяча. Второй номер первой команды толкает мячик на площадку соперника с тем же условием. Игра продолжается, таким образом, до тех пор, пока одна из команд не оттиснет другу команду на ее территории так далеко, что последняя уже не сможет перетолкнуть набивной мяч за границы своей площадки.
2. “ТОЛКАНИЕ МЯЧИКА В ОБРУЧ “.
Место проведения – небольшая площадка.
Инвентарь – гимнастический обруч, набивной мяч.
Основная цель – научиться толкать мяч под правильным углом.
Организация. Подвесить обруч на высоту 2,5-3 метров над землей. На расстоянии 3-4 метров от места, над которым подвешенный обруч, провести линию, от которого будут толкать мяч. Одна команда становится за этой линией, а вторая занимает место на второй стороне от обруча на расстоянии 3-4 метров от него.
Проведение. Ученики одной команды поочередно толкают мячик, так, чтобы он пролетел через обруч. Ученики второй команды в настоящее время, подают мяч ученикам, которые его толкают. После того как все ученики сделали по одной попытке, команды меняются местами. Каждое попадание в обруч оценивается в одно очко. Ученик, который не попал в обруч, или задевал ободок, штрафуется одним очком.
Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.
3. “ ТОЛКАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ДАЛЬНОСТЬ “.
Место проведения – ровная площадка.
Инвентарь - две стойки, резиновые бинты, ядро или набивной мяч.
Основная цель – отрабатывание скачка и усвоение оптимального угла толкания ядра.
Организация. На двух стенках натянуть резиновый бинт на высоте три метра (максимальная высота над землей). На расстоянии трех метров от одного стороны стойки разместить зону для приземления ядра. Ширина зоны 20-40 см. Это две зоны и они нумеруются. Принимают участие две команды, все члены которых имеют порядковые номера.
Проведение. Ученики обоих команд вне очереди толкают ядро или мячик через натянутый резиновый бинт (высоту, на которой натянут резиновый бинт, выбирают в соответствии с возможностями учеников). По номеру зоны, в которой приземлится ядро, определяется количество очков, которые получает участник. Каждому участнику предоставляется три попытки. Очки начисляются за лучший результат. В случае если ядро пролетит под резиновым бинтом, очки не начисляются.
4. “ ТОЛКАНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ“.
Место проведения – ровная площадка.
Инвентарь – две стойки, резиновый бинт, ядро.
Основная цель – отрабатывание скачка и усвоение оптимального угла толкания ядра.
Организация. На двух стойках, начиная из высоты двух метров, натянуть параллельно несколько бинтов. Расстояние между бинтами 30-40 см. На расстоянии 6 метров размечают круг диаметром 2,135 см. В соревнованиях принимают участие две или больше команды.
Проведение. Толкают ядра из разбега поочередно участники всех команд. Попадание ядра между натянутыми резиновыми бинтами оценивается очками, количество которых с увеличением высоты возрастает. Каждому участнику предоставляется три попытки.
Командное первенство определяется по наибольшей сумме очков набранных участниками команды.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИРТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ.
1. “ ДЕЖУРСТВО ХОДЬБЫ И БЕГА “.
Место проведения – беговая дорожка.
Инвентарь – флажки для разметки дорожек.
Основная цель – научить учеников перемещаться шагом и бегом с разной скоростью.
Организация. Беговая дорожка по колу делится поперечными линиями на несколько равных за длиной отрезков. Длина отрезка может быть в границах от 40-50 метров. Каждый отрезок имеет свой порядковый номер. Ученики делятся на группы по 4-5 человека в каждой команде.
Проведение. Первый отрезок одолевается медленной ходьбой, второй отрезок проходят ускоренной ходьбой, третий отрезок медленно пробегают, а четвертый - с ускорением.
По сигналу группы поочередно выходят на линию старта, которая находится в начале виража и начинают движение, если группа, которая стартовала перед ними, преодолеет первый отрезок.
Тренеру надо следить, чтобы скорость движения во всех группах была одинаковой и постоянно сохранялась между ними одинаковое расстояние. После небольшого отдыха упражнение повторяют. Количество повторений произвольно и зависит от возраста, пола и подготовки учеников.
Организация и проведение упражнения тоже самое, как в первом упражнении. Другая лишь длина отрезков: и каждый следующий отрезок длиннее на 10-20 метров от предшествующего.
2. “ ПООЧЕРЕДНЫЙ СТАРТ ГРУППАМИ “.
Место проведения – беговая дорожка.
Инвентарь – флажки для разметки дорожки, секундомер, свисток.
Основная цель – усвоение равномерной скорости бега.
Организация. Беговая дорожка стадиона делится на несколько равных по длине отрезков.
Тренер или его помощник с секундомером и списком становится в центр беговой дорожки и через определенный промежуток времени подает свисток. За установленное время группы бегунов должны пробежать один отрезок дистанции. Такое время устанавливается путем деления общего времени, запланированного на определенную дистанцию на несколько отрезков, которые составят эту дистанцию.
Например: чтобы пробежать 500 метров за 2 минуты, нужно пробежать 50 – ти метровый отрезок за 12 секунд. Таким образом, через каждых 12 секунд нужно подать сигнал.
Проведение. Группы бегунов по 3-5 человек в любой согласно своим порядковым номерам по сигналу тренера выходят на старт. По первому свистку стартует первая группа, по второму - вторая и т.д. За каждым следующим сигналом стартует поочередно одна группа, а все другие, что стартовали впереди, должны завершать бег дежурного отрезка.
Таким образом, по сигналу тренера дается старт группе и одновременно проверяется скорость бега всех других групп, которые стартовали впереди. Если какая-то команда не успела преодолеть отрезок за установленное время, или преодолела его раньше, бегуны должны внести поправку в скорость бега, ускоряя или замедляя его. Такой контроль скорости бега группы проводится к тому времени, пока все группы не завершат бег по запланированной дистанции. После отдыха упражнение может повториться. Количество проведения упражнения и длина дистанции зависит от возраста и подготовки учеников.
3. « КОМАНДНЫЙ СКОРОСТНОЙ БЕГ».
Место проведения – беговая дорожка.
Инвентарь – флажки для разметки дорожки, секундомер.
Основная цель – проверка умения бегать с равномерной скоростью.
Организация. Группу разделяют на две команды (на белых и черных). Ученикам сообщают, на какую дистанцию будет проводиться бег, и указывают время, за которое они должны ее пробежать.
Например: дистанция 500 метры и время 2 минуты. Учеников знакомят с местом старта и финиша.
Проведение. По сигналу тренера или его помощника дается сначала старт одной команде и после того, как она закончила бег, стартует вторая команда. После пробегания финиша всей командой объявляется время, за которое она пробежала дистанцию.
Для определения команды – победителя нужно найти разность между запланированным и показным результатом.
ІІІ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ.
Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. В процессе игры у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон. Они доступные детям разных возрастных групп. На базе исследований двух отдельных групп, которые занимаются легкой атлетикой, мы видим, что группа легкоатлетов, которая не занимается подвижными играми, имеет однообразный характер тренировочного обучения. Ведь подвижные игры, которыми занимается вторая группа, имеют разностороннее влияние на тренировочное обучение. Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, которые развивает легкая атлетика, распространяет кругозор детей, влияет на психологическое состояние, воспитывает нравственно-волевые качества, оказывает содействие соблюдению дисциплины, раскованности и приносит польза в повседневной жизни.
Благодаря подвижным играм дети, которые занимаются легкой атлетикой, могут достигать желательных результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические, которые помогают достичь желательных результатов. Легкоатлетическая тренировка монотонный процесс, в котором все происходит по определенным стандартам: в спортивной ходьбе опорная нога выпрямлена, таз двигается вокруг своей оси и только так. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовлетворения и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь желательного результата. Поэтому снова можем отметить, что без подвижных игр здесь не обойтись, ведь, что как не подвижные игры стимулируют детей к восприятию и обучению.
Занимаясь подвижными играми, дети совершенствуют своё тело: укрепляются мышцы спины, мышцы верхних и нижних конечностей, корректируют осанку, развивают движение.
ВЫВОДЫ.
Народные подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики.
В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.
Подвижные игры, как элемент народного творчества, сильны своей беспристрастностной истиной, которая оттачивалась в процессе наиболее типичного, реального прожитого.
Это является одной из специфических черт, которая отображена в подвижных играх свободой воспитательной деятельности в направлениях дифференциации воспитательного процесса в зависимости от психопатических особенностей ребенка.
Ведь подвижные игры, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности, и непрерывности изменений и условий деятельности. Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения.
Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровые соревнования, как справедливо подчеркивал В.О.Сухомлинский, это участие детей в общих действиях, взаимной выручки, поддержки, организованности, дисциплины, изобретательства, соблюдение интересов коллектива. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не у всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети товарищеские, другие запертые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны грунтоваться на доброжелательности, глубокому уважению к одноклассникам, товарищам. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и, прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все лучше и разнообразнее. В связи с требованиями, предъявленными к человеку высоко автоматизированной работой, в особенности значительным есть развитие зрительно-двигательной координации и появление так называемой “ умелости”. Сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических погрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер погрузки больше всего отвечает вековым особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхание. Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их, широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. – ни с чем несравненное средство закала и укрепления здоровья.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Былеева Л.В. «Подвижные игры» - Учебное пособие для институтов физической культуры. 4-е переработанное и дополненное издания. М., «Физкультура и спорт» 1974 г.
- Коротков И.М. «Подвижные игры в занятиях спортом». ФиС, 1971 г.
- Гурович Л.И., Люкшинов Н.М. «Спортивные и подвижные игры».
- Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией Новикова А.Д. и Матвеева Л.П., ФиС, 1968 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно – методическая разработка «Значение подвижной игры «Караси и щуки» для формирования двигательных способностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футбола»
Учебно – методическая разработка «Значение подвижной игр «Караси и щуки» для формирования двигательныхспособностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футб...
Подвижные игры в лёгкой атлетике
Подвижная игра на уроке физической культуры это неотъемлемая часть педагогического процесса. А вот какие игры проводить с элементами лёгкой атлетике? Ответ на этот вопрос можно найти в следующем матер...
подвижные игры с элементами легкой атлетики
Цель: использование подвижных игр с элементами легкой атлетики для всестороннего и гармоничного развития детей среднего школьного возраста....
Подвижные игры в легкой атлетике
Разработанное учебно-методическое пособие предназначено для учащихся, студентов специальности 49.02.01 Физической культуры с целью оказания им помощи при подготовке к самостоятельному проведению уроко...
Урок по легкой атлетике " Старты из различных исходных положений. Подвижная игра"Ручной мяч"
Старты из различных исходных положений. Подвижная игра «Ручной мяч»...
Подвижные игры на уроках легкой атлетики
В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в спортивном зал...
Подвижные игры в легкой атлетике
Подвижные игры в легкой атлетике...