Самооборона для старшеклассника.
методическая разработка по физкультуре (9 класс) по теме
Данная методическая разработка является результатом моей десятилетней деятельности по изучению и преподаванию разных видов единоборств.
Технический арсенал представлен приёмами самообороны как ударных так и бросковых видов единоборств, а также включает занятия по фитнесу
с элементами единоборств. Программа рассчитана на 8 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cikl_urokov_-_samooborona.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
цикла уроков физической культуры для 9 класса по теме:
«Элементы единоборств и самооборона».
Урок 1. Задачи урока: 1. Обучение технике боевой стойки, перемещений и
основных ударов рукой.
2. Развитие силы.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Краткая беседа о техническом арсенале единоборств. Разновидности ударов и блоков, удержаний и болевых воздействий, бросковых действий. | 5 | |
2. | Разминка. 1. Движения головой. 2. Движения в плечевых суставах. 3. Движения кистями. 4. Наклоны туловища в стороны. 5. Наклоны с переходом с ноги на ногу. 6. Выпады вперёд и в сторону. | 5 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». |
3. | Основная часть. 1. Учебная и боевая стойка: - принятие учебной и боевой стойки шагом вперёд, назад, в сторону, - принятие учебной и боевой стойки прыжком, - перемещение в стойке шагом, скрестным шагом, - перемещение в стойке, удлиняя шаг, - перемещение в стойке, укорачивая шаг, - перемещение в стойке прыжком. 2. Подводящие упражнения для обучения правильной технике ударов рукой: - повороты корпуса и выпрямление руки вперёд, - выбрасывание расслабленной руки вперёд и резкое сжимание пальцев в конце движения, - силовое выполнение удара и фиксация конечного положения руки, - немедленный возврат руки в исходное положение. 3. Комплекс упражнений для развития силы и гибкости: - в упоре лёжа поочерёдная смена опоры: кулак –ла- донь – кулак, - то же, но прыжком, - падение в упор лёжа на согнутых руках из положе- ния стоя на коленях, стоя ноги врозь, - отжимание в упоре лёжа на ладонях, кулаках, - отжимание в упоре лёжа, руки шире плеч, уже ши- рины плеч, - поднимание туловища из положения лёжа на спине, - поднимание туловища из положения лёжа на боку, - удары ногой вперёд из положения сед углом, - глубокие приседания в боевой и учебной стойке. - наклоны вперёд в положении сидя ноги вместе, - наклоны вперёд в положении сидя ноги врозь, - наклоны к прямой ноге, сидя на другой, согнутой, - наклон назад, сидя на коленях. | 10 8 10 | Учебная стойка – фронтальная. Боевая – стойка боксёра. Выполняются в учебной стойке. Девушки выполня-ют упор лёжа, стоя на коленях. |
4. | Заключительная часть. Дыхательное упражнение: 2 с – вдох, 4 с – выдох, 2 с – задержка дыхания. | 2 | Выполняется сидя на пятках. |
Урок 2. Задачи урока: 1. Закрепление техники боевой стойки, перемещений и
основных ударов рукой.
2. Развитие силы и гибкости.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Краткая беседа о значении дистанции во время боя. Какой дистанции требуют различные приёмы ведения боя. Когда следует сокращать дистанцию, а когда нет.
| 5 | |
2. | Разминка. 1. Движения головой. 2. Движения в плечевых суставах. 3. Движения кистями. 4. Наклоны туловища в стороны. 5. Наклоны с переходом с ноги на ногу. 6. Выпады вперёд и в сторону. | 5 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». |
3. | Основная часть. 1. Учебная и боевая стойка: - принятие учебной и боевой стойки шагом вперёд, назад, в сторону, - принятие учебной и боевой стойки прыжком, - перемещение в стойке шагом, скрестным шагом, - перемещение в стойке, удлиняя шаг, - перемещение в стойке, укорачивая шаг, - перемещение в стойке прыжком. 2. Основные удары рукой: - прямой удар ближней рукой, - прямой удар дальней рукой, - круговой удар (хук), - удар снизу (апперкот). 3. Комплекс упражнений для развития силы: - отжимание в упоре лёжа на ладонях, кулаках, - отжимание в упоре лёжа, руки шире плеч, уже ши- рины плеч, - поднимание туловища из положения лёжа на спине, - поднимание туловища из положения лёжа на боку, - удары ногой вперёд из положения сед углом, - глубокие приседания в боевой и учебной стойке. 4. Комплекс упражнений для развития гибкости: - наклоны вперёд в положении сидя ноги вместе, - наклоны вперёд в положении сидя ноги врозь, - наклоны к прямой ноге, сидя на другой, согнутой, - полушпагат, прямая нога сзади, сбоку, - наклон назад, сидя на коленях, - мост из положения лёжа на спине.
| 8 8 6 6 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». Количество повто-рений: 6-8 раз, но часто меняются условия выполнения |
4. | Заключительная часть. Упражнения на релаксацию: - «контраст» - попеременное напряжение – расслабле-ние мышц (6-8 с) | 2 | Выполняется в положении лёжа на спине. |
Урок 3. Задачи урока: 1. Обучение технике блокирования руками.
2. Падения и самостраховка.
3. Развитие силы.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Беседа о вариантах защитных действий: жёсткое бло-кирование ударов, мягкое блокирование, опережаю-щее блокирование, уклонение от удара, контрдействия в направлении удара. | 5 | |
2. | Разминка в парах: 1. Один выполняет прямой удар в голову, другой – уклоняется в сторону. 2. Один выполняет прямой удар в голову, другой – наклоняется назад. 3. Один выполняет круговой удар в голову, другой –наклоняется вперёд. 4. Оба стоят спиной друг к другу и поворачиваются на 180, соприкасаясь ладонями. 5. Оба стоят спиной друг к другу, держатся за руки, поднятые вверх, - шаг вперёд с прогибом и обратно. | 5 | Упражнение выпол-нять со скоростью, достаточной для того, чтобы партнёр успел среагировать на удар. |
3. | Основная часть. 1. Блоки руками: - верхний блок, - нижний блок, - блок наружу, - блок внутрь.
2. Падения и самостраховка: - падение в упор лёжа, - падение на бок, - перекат назад, на спину, - перекат вперёд через плечо. 3. Силовые упражнения в парах: 1. И. п. – о. с., плечо к плечу, лицом в одном направле-нии. Оба выполняют круги контактирующими руками в одном направлении, но один из них оказывает не-большое сопротивление другому. Затем они меняются ролями и местами. 2. И. п. – стойка ноги врозь, спиной друг к другу. По-вернуться обоим на 180 и коснуться ладонями. Затем – в другую сторону. 3. И. п. – стойка ноги врозь, лицом друг к другу. Один разводит руки в стороны, второй – соединяет; один поднимает руки вверх, второй – опускает; оба выпрям-ляют одноимённую руку вперёд. Все упражнения вы-полнять с преодолением сопротивления партнёра. 4. И. п. – один сидит на полу (на мате), второй – на но-гах первого. Первый старается удержать туловище вертикально, сложив руки на животе, а второй – пыта-ется повалить его на спину, упираясь ладонями в плечи. | 8 10 8 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». Кол-во повторений 4-6 раз. |
4. | Заключительная часть. Упражнение на релаксацию: «замедленное движение» - длительное, на протяже-нии 2-3 минут сгибание или разгибание пальцев кисти, руки в локтевом суставе, туловища, … | 4 | Выполняется сидя на пятках. |
Урок 4. Задачи урока: 1. Обучение технике основных ударов ногой.
2. Совершенствование навыка самостраховки
3. Развитие силовой выносливости.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Краткая беседа о значении работы ног во время боя. Нижний и верхний уровень работы ног. Устойчивость и равновесие при выполнении ударов ногами. Зацепы и подставки. | 5 | |
2. | Разминка. 1. Движения головой. 2. Движения в плечевых суставах. 3. Движения кистями. 4. Наклоны туловища в стороны. 5. Наклоны с переходом с ноги на ногу. 6. Выпады вперёд и в сторону. | 5 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». |
3. | Основная часть. 1. Основные удары ногой: - удар коленом вперёд, - удар коленом вверх, - удар ногой вперёд, - удар ногой в сторону, - удар ногой вниз, - круговой удар ногой. 2. Падения и самостраховка: - падение в упор лёжа, - падение на бок, - перекат назад, на спину, - перекат вперёд через плечо. 3. Комплекс упражнений для развития силы: - отжимание в упоре лёжа, - поднимание туловища из положения лёжа на спине, - глубокие приседания в учебной стойке. | 12 10 6 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». Круговая тренировка: 1-й круг – по 20 раз, 2-ой круг – по 15 раз 3-й круг – по 10 раз |
4. | Заключительная часть. Упражнения на релаксацию: «внутренний видеоскоп» - попытаться, исходя из своих ощущений, определить, какая рука (нога) теплее, легче | 2 | Выполняется в положении лёжа на спине. |
Урок 5. Задачи урока: 1. Обучение технике освобождения от захватов.
2. Совершенствование ударов руками и ногами.
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Беседа о роли захватов в бою. Способы освобождения от захватов: вырывание и выкручивание, опережаю-щий удар, контрзахват с болевым воздействием. | 5 | |
2. | Разминка. 1. Сгибание и разгибание рук в кистевых суставах. 2. Закручивание кисти наружу и внутрь. 3. Упор на руках, пальцы смотрят назад. 4. Упор на тыльной стороне ладони. 5. Соединить пальцы за спиной, сверху и снизу. 6. Соединив руки за спиной, наклоны вперёд. | 5 | Упражнения выпол-нять медленно, без резких движений. |
3. | Основная часть. 1. Освобождение от захвата за запястье способом поворота руки в сторону большого пальца. 2. Освобождение от захвата за запястье способом выкручивания руки в сторону мизинца. 3. Освобождение от захвата за запястье способом резкого приседания и рывка руки вниз. 4. Освобождение от захвата за запястье способом фиксирования его кисти на своём запястье, захвата его запястья и болевого воздействия на его сустав. 2. Совершенствование ударов руками и ногами: - поочерёдное выполнение прямых ударов дальней и ближней рукой, - поочерёдное выполнение кругового удара и снизу, - поочерёдное выполнение ударов ногой и рукой, - поочерёдное выполнение прямого удара ногой дальней и ближней, - удар коленом в прыжке. 3. Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств: - прыжки в упоре лёжа, - упор присев – упор лёжа, - отжимание в упоре лёжа на скорость, - поднимание туловища, лёжа на спине на скорость, - выпрыгивание из приседа. | 12 10 6 | Пробовать выполне-ние приёмов с раз-ными партнёрами. Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». 4 по 5 раз 10 раз 3 по 6 раз 2 по 10 раз 10 раз |
4. | Заключительная часть. Дыхательное упражнение: «насос» - вдох, затем воображаемый выдох через руку, через ногу.
| 2 | Выполняется в положении лёжа на спине. |
Урок 6. Задачи урока: 1. Обучение технике освобождения от захватов.
2. Совершенствование ударов и блоков руками.
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Беседа о юридической ответственности за последствия драки. Зоны и точки, в которые нельзя наносить удары. Понятие о допустимых пределах самообороны | 5 | |
2. | Разминка. 1. Сгибание и разгибание рук в кистевых суставах. 2. Закручивание кисти наружу и внутрь. 3. Упор на руках, пальцы смотрят назад. 4. Упор на тыльной стороне ладони. 5. Соединить пальцы за спиной, сверху и снизу. 6. Соединив руки за спиной, наклоны вперёд. | 5 | Упражнения выпол-нять медленно, без резких движений. |
3. | Основная часть. 1. Освобождение от захвата за одежду способом захвата большого пальца и скручивания кисти против-ника наружу. 2. Освобождение от захвата за одежду способом захвата руки со стороны мизинца и скручивания кисти противника внутрь. 3. Освобождение от захвата за шею способом резкого скручивания и удара локтем сверху вниз. 4. Освобождение от захвата за корпус сзади способом приседания и разворота с одновременным разведе-нием рук стороны. 2. Совершенствование ударов и блоков руками: - один выполняет удар рукой в голову, другой – верхний блок, - один выполняет удар рукой в корпус, другой – блок внутрь, - один выполняет удар рукой в живот, другой – нижний блок,
3. Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств: - прыжки в упоре лёжа, - упор присев – упор лёжа, - отжимание в упоре лёжа на скорость, - поднимание туловища, лёжа на спине на скорость, - выпрыгивание из приседа. | 12 10 6 | Упражнения выпол-няются в парах с разными партнёра-ми. Выполняются в парах. Скорость движений согласо-вывать с партнёром. 4 по 5 раз 10 раз 3 по 6 раз 2 по 10 раз 10 раз |
4. | Заключительная часть. Упражнения на релаксацию: «фокусировка» - концентрация внимания и вызывание ощущений тепла во всей руке, до предплечья, в кисти. | 2 | Выполняется в положении лёжа на спине. |
Урок 7. Задачи урока: 1. Обучение технике защиты от прямого нападения.
2. Болевые воздействия на пальцы и кисти рук.
3. Развитие силовых качеств.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Беседа об использовании сил инерции. Движущегося противника контратаковать с учётом направления его движения. Стоящего на месте – контратаковать с при-менением массы собственного тела. | 5 | |
2. | Разминка. 1. Движения головой. 2. Движения в плечевых суставах. 3. Движения кистями. 4. Наклоны туловища в стороны. 5. Наклоны с переходом с ноги на ногу. 6. Выпады вперёд и в сторону. | 5 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». |
3. | Основная часть. 1. Защита от прямого нападения: - сделать шаг назад, захватить руку и потянуть вниз и на себя, - сделать шаг в сторону, захватить руку, повернуть- ся спиной к нападающему и перевести его прямо- линейное движение в круговое. - во время замаха перехватить руку, поднять вверх и опрокидывающим движением опустить в противо- положном направлении 2. Болевые воздействия на пальцы и кисти рук: - скручивание кисти в сторону большого пальца, - скручивание кисти в сторону мизинца, - сгибание кисти в сторону мизинца, - вертикальное скручивание кисти, - захват и отведение в сторону какого-либо пальца, - удержание противника в положении лёжа на полу. 3. Силовые упражнения в парах: - толчок ладонью вперёд – отведение ладони наружу - разведение рук наружу – партнёр сопротивляется, - поочерёдное воздействие на локтевой сустав и опускание противника на колено. | 12 10 6 | Обратить внимание учеников на соседей с целью избежания столкновений. Особое внимание к безопасному выполнению упраж-нений. Выполняется в постоянном контак-те с партнёром |
4. | Заключительная часть. Дыхательное упражнение: «погружение» - на выдохе представлять себе, как по-гружаешься всё глубже и глубже. | 2 | Выполняется в положении лёжа на спине. |
Урок 8. Задачи урока: 1. Тактика самообороны.
2. Совершенствование техники болевых приёмов.
3. Развитие силовых качеств.
№ | Содержание урока. | Время (мин) | Методические указания |
1. | Вводная часть. Беседа о психологическом аспекте самообороны. Настрой на победу. Особые психические состояния во время ведения боя. | 5 | |
2. | Разминка. 1. Движения головой. 2. Движения в плечевых суставах. 3. Движения кистями. 4. Наклоны туловища в стороны. 5. Наклоны с переходом с ноги на ногу. 6. Выпады вперёд и в сторону. | 5 | Выполняется под музыку по типу аэробики «тайбо». |
3. | Основная часть. 1. Тактика защиты: - выбор средств самообороны в зависимости от: веса и роста противника, от конкретной ситуации, от окружающей обстановки, - использование подручных средств в самообороне: сумка, зонт, авторучка, палка, камень, и т.д. - упражнение для тренировки умения защищаться от двоих нападающих, - упражнение для тренировки умения защищаться в ограниченном пространстве, 2. Совершенствование техники болевых приёмов: - скручивание кисти в сторону большого пальца, - скручивание кисти в сторону мизинца, - сгибание кисти в сторону мизинца, - вертикальное скручивание кисти,
3. Силовые упражнения в парах: - толчок ладонью вперёд – отведение ладони наружу - разведение рук наружу – партнёр сопротивляется, - поочерёдное воздействие на локтевой сустав и опускание противника на колено. | 14 8 6 | Проводится в виде беседы. Двое пытаются схватить за руки третьего. Особое внимание к безопасному выполнению упраж-нений. |
4. | Заключительная часть. Упражнения на релаксацию: «проводник» - концентрация внимания и вызывание ощущений тепла в руке и далее проведение этого ощу-щения по всей руке и на другую руку.
| 2 | Выполняется в положении лёжа на спине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по самообороне для начинающих
В моем пособии изложено то, что, на мой взгляд, должен знать практически каждый человек. Оно задумано, как средство физического воспитания, направлено на развитие силы, здоровья и духа. Даже самые пре...
Презентация урок физкультуры "Навыки самообороны"
Стратегия самообороны - дисциплина, охватывающая теорию и практику подготовки человека к решению задач самообороны и планированию общей безопасности. Цели и задачи: 1.Формировани...
Базовый комплекс приёмов самообороны на ближней дистанции при помощи опережающих ударов.
Вопросы обучения приёмам самообороны являются актуальными всегда, но особенно в «смутные» времена- времена различных социально – экономических перемен, кризисов. Масса людей становятся безработными, ...
Курс самообороны "Защити себя сам"
Курс для изучения в классах профильной подготовки по военно-спортивному направлению.Составлен на основе курса "Рукопашный бой" и "Самооборона"....
Программа дополнительного образования Самооборона для девочек 2017г.
Программа дополнительного образования «Самооборона для девочек» для детей старшего школьного возраста, обучающихся в ГБОУ «Академическая гимназия №1534» Департамента образовани...
Рабочая программа по самообороне
Данная программа предназначена для 5-9 классов...
Самооборона
Презентация на тему самозащиты, самообороны...