Здоровьесберегающая программа "Биофитнес"
методическая разработка по физкультуре по теме
Программа для начальных классов. Включает примерное планирование на месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biofitnes.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая программа "Биофитнес" для детей младшего школьного возраста
Эффективность воспитания и обучения младших школьников зависит от их здоровья, так как здоровье является важным фактором работоспособности и гармоничного развития детского организма. Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач. Уроки здоровья в начальной школе ставят своей целью воспитать потребность в здоровом образе жизни. Ничто так не радует родителей, как здоровый ребёнок, его нормальное физическое и умственное развитие. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей способствующих повышению уровня здоровья и физического совершенствования школьников.
Для решения данной проблемы разработана здоровьесберегающая Программа «Биофитнес» для учащихся 1 - 4-х классов, основанная на современных отечественных и зарубежных методиках. Весь накопленный педагогический опыт удалось обобщить, систематизировать, создать свое новое, и дать в доступной, и привлекательной форме своим школьникам, начиная с самого их первого урока физкультуры, приучая их к систематическим занятиям физкультурой.
Программа «Биофитнес» - это комплекс нового направления современной оздоровительной физической культуры, которая дополняет школьную программу, позволяет ввести инновации на урок физической культуры, внедрять нетрадиционные виды гимнастики, использовать нестандартный инвентарь.
Основу Программы «Биофитнес» составляют упражнения фитнеса, а так же упражнения оздоровительных видов гимнастики и лечебной физкультуры, том числе традиционные и нетрадиционные средства физической культуры, содействующие развитию и оздоровлению различных функций и систем организма ребенка.
Здоровьесберегающая программа «Биофитнес» построена на следующих принципах оздоровительно-коррекционной направленности:
- на данных индивидуальной диагностики функционального состояния организма каждого учащегося;
- адекватном выборе коррекционно-оздоровительных мероприятий и динамическом контроле за их эффективностью;
- с учетом основных педагогических принципов: научности и доступности; индивидуализации и дифференциации нагрузки; учета возрастных особенностей занимающихся; адекватности; оптимальности и вариативности педагогических воздействий;
- с учетом вариативности уп ражнений и их постепенное усложнение.
Построение и выбор средств, зависел от поставленных целей и задач урока. Все средства подразделены на две группы – комплексы упражнений общей и специальной направленности, которые выполнялись из различных исходных положений, с заданным темпом и ритмом, в зависимости от нагрузочного воздействия на каждого школьника. Комплексы общей направленности состояли из упражнений общеразвивающего воздействия (строевые, общеразвивающие, прикладные, упражнения суставной гимнастики).
Комплексы специальной направленности составляли упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, развития двигательных качеств, упражнения оздоровительных видов гимнастики и спорта, офтальмотренаж, элементов самомассажа, которые состояли из композиций образного характера и танцевальной направленности, под специальное музыкальное сопровождение с определенным ритмом, темпом, в зависимости от интенсивности нагрузки. Упражнения и комплексы составлялись в зависимости от поставленных задач, где выбор средств имел разную целевую направленность.
Структура урока - трехчастная: вводная, основная и заключительная. Вводная часть состоит из общеразвивающих, корригирующих, дыхательных и стретчинг упражнений. Основная часть - из аэробной и анаэробной (силовой) составляющей, в которой решались задачи общей и специальной направленности средствами оздоровительного фитнеса, где разучивались специальные коррекционно-профилактические упражнения и комплексы как с предметами, так и без предметов, подвижные игры, креативные задания. Силовая часть включала упражнения на укрепление мышечной системы и развития двигательных способностей. Для увеличения нагрузки применялись упражнения в сопротивлении, с различным инвентарем: тренажеры, гантели, набивные мячи, скакалки и др. В данной части большое внимание уделялось подвижным и спортивным играм. В заключительную часть вошли упражнения релаксации, стретчинга, элементы самомассажа, выполняемые в различных исходных положениях, так же использовались медленные танцевальные движения, специальные дыхательные упражнения, элементы аутотренинга, стретчинга и йоги.
Уроки проводились с использованием группового и индивидуального и дифференцированного методов обучения.
Методика обучения упражнениям подразделялась на три этапа:
- начальный этап - обучение упражнению;
- углубленный этап - разучивание упражнения;
- этап закрепления и совершенствования упражнения.
Первое положение Программы «Биофитнес».
Физическое воспитание осу ществляется одновременно с формиро ванием установок, навыков, способов и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. В ходе урока прово дятся «Валеологические минутки здоровья», на которых дети получали первоначальные знания о своем теле, о профилактике заболева ний; учились осознанному отношению к собственному здоровью.
Второе положение.
С учетом особенностей разви тия детей создаю варианты среды, на правленной на удовлетворение по требности ребенка в двигательной активности, развитие интеллектуально-творческих способностей. Для этого мной был написан и реализован проект осна щение физкультурного зала спортивным оборудованием трена жерного, игрового и специаль но характера.
Третье положение.
Моделирование двигательного режи ма, предусматривающего рациональное сочетание разных типов уроков по фи зической культуре (традиционной и нетрадиционной структуры):
- урок – обучение
- урок – игра
- урок – путешествие
- урок – тренировка
- урок – импровизация
- урок – сказка
- сюжетно-игровой урок
- коррекционно-профилактический урок
- тематический урок
- комплексный урок
- контрольно-проверочный урок
Четвертое положение
Разработка и апробация комплексов физических упражнений и игр для оздоровительных и коррекционно-развивающих занятий по физической культуре.
Оценка эффективности Программы «Биофитнес» в процессе физического воспитания детей строилась на основе следующих крите риев:
- улучшение показателей физическо го развития и общего состояния здоровья;
- совершенствование функций веду щих физиологических систем организма;
- выявление положительной динами ки в развитии основных физических качеств;
- положительного влияния на мотивацию достижений ребенка;
- приобщение наибольшего количество детей младшего школьного возраста к оздоровительным видам физической культуры и здоровому образу жизни;
- достаточный уровень развития произвольности действий;
- повышение умственной и физичес кой работоспособности;
- позитивные сдвиги в эмоциональ ной и социальной сфере.
Эффективность программы повышалась за счет нестандартной и творческой формы проведения урока. С этой целью применялись разные приемы и методы в зависимости от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и особенностей усвоения каждым ребенком программного содержания.
Таким образом, разработанная здоровьесберегающая программа «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста позволила учащимся успешнее обучаться в школе и значительно повысила их уровень здоровья.
Привожу пример перспективного планирования по программе «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста на Сентябрь месяц (Приложение 1).
Приложение 1
Тематическое планирование на Сентябрь
к программе «Биофитнес» для детей младшего школьного возраста
№ | Раздел программы | Неделя | Колич. занятий в неделю | Задачи | Продолжительность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
1 | Теоретическая и психологич. подготовка | + | + | + | + | На каждом уроке ФК | Привитие интереса к регулярным занятиям Био-фитнесом, правила техники безопасности, достижение высокого уровня соревновательной готовности | 1-3 мин. 1раз в неделю на уроках биофитнеса |
1 | Фитнес-аэробика | + | 2 | Обучение выполнению под музыку с базовых упражнений и аэробного стиля выполнения упражнений | 12-15 мин на утр. гимн. 20-23 мин. на уроках биофитнеса | |||
2 | Фитбол-гимнастика | + | 2 | Формирование осанки, укрепление кардио-респираторной системы | 25-30 мин. на уроках биофитнеса | |||
3 | Степ-аэробика | + | 2 | Гармоничное развитие функций организма занимающихся | 20-30 мин. на уроках биофитнеса | |||
4 | Био-гимнастика | + | 2 | Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата | 30-40 мин. на уроках биофитнеса | |||
5 | Суставная гимнастика | + | + | + | + | ежедневно | Развитие гибкости мышц и суставов | 5-8 мин. на уроках биофитнеса |
6 | Зрительная-аэробика | + | + | + | + | ежедневно | Профилактика миопии | 5-8 мин. на утр. гимн. уроках биофитнеса |
7 | Пальчиковая гимнастика | + | + | + | + | ежедневно | Развитие тонкой моторики пальцев | 5-7 мин. на утр. гимн. уроках биофитнеса |
8 | Релаксация | + | + | + | + | ежедневно | Развитие способности к мышечному расслаблению | 5-6 мин. на уроках биофитнеса |
9 | Звездная осанка | + | + | + | + | ежедневно | Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата | 5-7 мин. на утр. гимн., уроках биофитнеса |
10 | Стретчинг | + | + | + | + | ежедневно | Развитие гибкости и коррекция нарушений осанки | 2-3 мин. на уроках биофитнеса |
11 | Элементы ЛФК | + | ежедневно | Профилактика и коррекция функциональных отклонений | 3-4 мин. на уроках биофитнеса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
управление развитием здоровьесберегающей среды в школе
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора об...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. По В.И. Ковалько.
Здоровьесберегающие технологиина уроках физической культуры.По В.И. Ковалько....
Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов) «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...