Мультимедийное преподавание физической культуры
статья по физкультуре по теме

Верещагин Валерий Владимирович

Важнейшая дидактическая закономерность обучения – наглядность. Использование мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры существенно повышает  наглядность путем  использования трехмерной графики, звука, мультимедиа и соответствующих  интерфейсов. Эти технологии могут значительно обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimedia.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Куриловская гимназия»

 «Мультимедийное преподавание физической культуры»

 

Слушатель:

Верещагин Валерий Владимирович

учитель физической культуры

МОУ «Куриловская гимназия»

Серпуховского района

 Московской области

.

 

           2011 г.

Содержание.

 1. Что такое мультимедиа.

   2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся. 

           3. Современное состояние  применения  мультимедийных   технологий  в    

     физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.

           4. Основные  средства  и методы  применения  мультимедийных и      

     компьютерных технологий на уроках физической культуры.

1. Что такое мультимедиа.

Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят как много носителей). Как правило, под термином мультимедиа подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.

          Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:

          возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

          возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

          возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (например, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.

         В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники, что позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения.

Необходимость в компьютерных технологиях возникает в том случае, когда используемые методы, способы, приемы не обеспечивают достижения поставленной педагогической цели за минимально возможное время.

Возможность применения компьютерных технологий  появляется в том случае, когда выполняемые преподавателем и учеником задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств, при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.

2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся. 

        Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.

Принципиальное отличие мультимедийной технологии от любой другой системы обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Ученик, получая информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.

 Применительно к практическому использованию компьютерных программ  в образовательном процессе это означает:

-тщательно отработанную мотивацию обучения не только "принудительного" характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;

-оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;

-индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.

Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учеников, придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания. Использование компьютерных технологий в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.

Кроме того:

- применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы учеников, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями.

- разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной и методической работы учителя физической культуры.

- информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.

- для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео- и аудио-иллюстрациями.

         Мультимедиа-технология - позволяет представлять пользователю на экране монитора возможность отображения фото и видео кадров наряду с текстовой, графической, звуковой и цифровой информацией, обеспечивая ведение интерактивного диалога пользователя с системой.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности учебного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

3. Современное состояние  применения  мультимедийных   технологий  в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.

         В настоящее время в процесс обучения внедряется все большее количество новых мультимедийных методов обучения. К  сожалению,  в  основном,  эти  технологии  охватывают  учебный  процесс по  гуманитарным  предметам.  Применение  же  этих средств    на  уроках  физического  воспитания  и  физической  культуры незначительно. Практически не издаются мультимедийные  продукты  для применения в школьном физкультурном образовании. Кроме того, слабое финансирование не даёт возможности оснастить спортивные залы необходимым оборудованием.

      Среди применяемых, наиболее распространенными являются методы с использованием информационно - компьютерных технологий, в частности мультимедийных технологий, среди которых в первую очередь необходимо выделить видеокомпьютерную циклографию, а так же мультимедиа-учебники на DVD-R (RW)  которые начали применяться в процессе обучения последние 2-3 года. В сфере физической  культуры представлены мультимедиа-учебники в основном по фитнессу и аэробике - не все высокого уровня информативности. Есть компьютерные программы и учебные фильмы на DVD по обучению единоборствам («Sambo for Professionals - 1, 2, 3»  Игоря Куренного; «Уроки самбо» А.Гончарова).

4. Основные  средства  и методы  применения  мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры.

      На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим  мультимедийным оборудованием:

  1. компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять  воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;
  2. мультимедийным проектором с настенным экраном или плазменным  телевизором  с  диагональю    не менее 100  дюймов;
  3. видеокамерой;
  4. планшетным сканером;
  5. лазерный принтером;
  6. хорошей  акустической  системой,  усилителем и  микрофоном;
  7. DVD – пишущий  плейер  с  жестким  диском  150gb.

Такое оборудование позволит:

  1. хранить в электронном виде:
  1. большое количество необходимых программных  и  нормативных  документов  по  физической  культуре;
  2. всю  документацию  по  обеспечению  проведения спортивных соревнований  по  программным  видам  спорта ( карточки,  протоколы,  наградные  листы,  заявки  и  многое  другое);
  3. образцы экзаменационных билетов, конкурсных  и  олимпиадных заданий, материалов для  проведения  викторин, тематических вечеров и т.п.;
  1. разрабатывать рабочие учебные программы и методические  пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;
  2. облегчить проведение календарно – тематического  планирования  и написание конспектов  уроков  по различной тематике;
  3. накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и  освоения  элементов техники, изучаемых  видов  спорта.
  4. создать  банк  видеоуроков  лучших  учителей по физкультуре. 

      Основные требования к учителю физкультуры по применению мультимедийных и компьютерных технологий:

  1. умение работать в основных мультимедийных приложениях, позволяющих воспроизводить, записывать, копировать и кодировать аудио и видеофайлы;
  2. умение работать с текстовыми файлами в программе «Office», что даёт возможность легко проводить календарно – тематическое, поурочное   планирование, годовое  планирование учебного процесса и тренировочных занятий, готовить все виды  текстовых документов: справки, заявки, отчеты, афиши, объявления, поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных  нормативов  и т.д.;
  3. умение работать с таблицами в  программе  «Excel» позволяет  использовать  электронные таблицы  и  работать с ними  при проведении   соревнований   различного   уровня   и  различных   видов спорта с большим   количеством   участников,  быстрое   подведение итогов соревнований, мгновенное определение командного первенства и многое другое.

Возможности мультимедиа технологий:

  1. Обработка  аудио файлов в программе  «Sound Forge»  или  аналоге.

  1. Создание аудиозаставок  и  рекламных  пауз  при  проведении  спортивно – массовых  мероприятий.
  2. Написание  музыки  с  использованием  музыкальных сэмплов  для  работы  в аэробике  и др.
  3. Озвучивание  видеоприложений.

  1. Обработка  видеофайлов в программе  «Adobe Premiere»  или  аналоге
  1. Запись  и  обработка  видеоматериала  с  использованием  компьютера, создания  визуальных  эффектов  и  анимированной  графики,  редактирование  имеющегося  материала, создание видеоуроков.
  1. Уникальный  способ  накопления  информации,  создание  собственной  электронной  библиотеки.
  1. Быстрый и легкий  способ  поиска информации  через  систему  интернета.
  2. Компактный  способ  хранения  информации, быстрый поиск необходимо-го  материала.
  3. Запись  видеоматериала  для  создания  видеоурока.
  4. Воспроизведение имеющегося материала на экран(возможность  покадро-вого  и  замедленного  показа).
  5. Сканирование текстов, фотографий,   рисунков, схем и сохранение их  в электронном виде.
  6. Копирование любого  документа, протоколов  соревнований и др.
  7. Распечатка  любых материалов, текстов, фотографий и др.

      Важнейшая дидактическая закономерность обучения – наглядность. Использование мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры существенно повышает  наглядность путем  использования трехмерной графики, звука, мультимедиа и соответствующих  интерфейсов. Эти технологии могут значительно обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания. Для младших классов должно носить игровой характер и быть максимально дозированным в соответствии с педагогическими принципами обучения. Но все эти  средства предъявляют высокие требования программно - аппаратным средствам, практически не реализуемым в силу экономических причин. Поэтому  подбор нужных средств нужно производить исходя из  возможностей материальной базы школы и наличия различного инвентаря, а применение  должно  носить  четко  направленный характер, исходя из задач данного периода  обучения.

        Таким образом, применение  мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:

  1. Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.
  2. Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  3. Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.
  4. Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.
  5. Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.

       

Литература:

 Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий // Тезисы докл. междунар. конф. ЮНЕСКО "Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V-ой Гамбургской конференции по образованию взрослых)". - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1999. - Часть 2, с. 93-94.

 Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". СПб.: СПб. гос. педаг. ун., 2000. - Часть 2, с. 23-24

Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.

Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России//Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.

http://fizkulturavshcole.narod.ru/  Сайт Белкина Андрея Евгеньевича, учителя физической культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....

«Проблематика преподавания физической культуры в средних профессиональных учреждениях»

рассмотрены проблемы , возникающие у преподавателя физической культуры в профессиональной деятельности....

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методы физического воспитанияПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные ...

Статья для выступления для МО «Мультимедийное преподавание физической культуры»

Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком....