Мультимедийное преподавание физической культуры
статья по физкультуре по теме
Важнейшая дидактическая закономерность обучения – наглядность. Использование мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры существенно повышает наглядность путем использования трехмерной графики, звука, мультимедиа и соответствующих интерфейсов. Эти технологии могут значительно обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimedia.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Куриловская гимназия»
«Мультимедийное преподавание физической культуры»
Слушатель: Верещагин Валерий Владимирович учитель физической культуры МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховского района Московской области . |
2011 г.
Содержание.
1. Что такое мультимедиа.
2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся.
3. Современное состояние применения мультимедийных технологий в
физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.
4. Основные средства и методы применения мультимедийных и
компьютерных технологий на уроках физической культуры.
1. Что такое мультимедиа.
Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят как много носителей). Как правило, под термином мультимедиа подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (например, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.
В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники, что позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения.
Необходимость в компьютерных технологиях возникает в том случае, когда используемые методы, способы, приемы не обеспечивают достижения поставленной педагогической цели за минимально возможное время.
Возможность применения компьютерных технологий появляется в том случае, когда выполняемые преподавателем и учеником задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств, при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.
2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся.
Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.
Принципиальное отличие мультимедийной технологии от любой другой системы обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Ученик, получая информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.
Применительно к практическому использованию компьютерных программ в образовательном процессе это означает:
-тщательно отработанную мотивацию обучения не только "принудительного" характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;
-оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;
-индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.
Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учеников, придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания. Использование компьютерных технологий в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.
Кроме того:
- применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы учеников, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями.
- разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной и методической работы учителя физической культуры.
- информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.
- для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео- и аудио-иллюстрациями.
Мультимедиа-технология - позволяет представлять пользователю на экране монитора возможность отображения фото и видео кадров наряду с текстовой, графической, звуковой и цифровой информацией, обеспечивая ведение интерактивного диалога пользователя с системой. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности учебного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
3. Современное состояние применения мультимедийных технологий в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.
В настоящее время в процесс обучения внедряется все большее количество новых мультимедийных методов обучения. К сожалению, в основном, эти технологии охватывают учебный процесс по гуманитарным предметам. Применение же этих средств на уроках физического воспитания и физической культуры незначительно. Практически не издаются мультимедийные продукты для применения в школьном физкультурном образовании. Кроме того, слабое финансирование не даёт возможности оснастить спортивные залы необходимым оборудованием.
Среди применяемых, наиболее распространенными являются методы с использованием информационно - компьютерных технологий, в частности мультимедийных технологий, среди которых в первую очередь необходимо выделить видеокомпьютерную циклографию, а так же мультимедиа-учебники на DVD-R (RW) которые начали применяться в процессе обучения последние 2-3 года. В сфере физической культуры представлены мультимедиа-учебники в основном по фитнессу и аэробике - не все высокого уровня информативности. Есть компьютерные программы и учебные фильмы на DVD по обучению единоборствам («Sambo for Professionals - 1, 2, 3» Игоря Куренного; «Уроки самбо» А.Гончарова).
4. Основные средства и методы применения мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры.
На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим мультимедийным оборудованием:
- компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;
- мультимедийным проектором с настенным экраном или плазменным телевизором с диагональю не менее 100 дюймов;
- видеокамерой;
- планшетным сканером;
- лазерный принтером;
- хорошей акустической системой, усилителем и микрофоном;
- DVD – пишущий плейер с жестким диском 150gb.
Такое оборудование позволит:
- хранить в электронном виде:
- большое количество необходимых программных и нормативных документов по физической культуре;
- всю документацию по обеспечению проведения спортивных соревнований по программным видам спорта ( карточки, протоколы, наградные листы, заявки и многое другое);
- образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий, материалов для проведения викторин, тематических вечеров и т.п.;
- разрабатывать рабочие учебные программы и методические пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;
- облегчить проведение календарно – тематического планирования и написание конспектов уроков по различной тематике;
- накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта.
- создать банк видеоуроков лучших учителей по физкультуре.
Основные требования к учителю физкультуры по применению мультимедийных и компьютерных технологий:
- умение работать в основных мультимедийных приложениях, позволяющих воспроизводить, записывать, копировать и кодировать аудио и видеофайлы;
- умение работать с текстовыми файлами в программе «Office», что даёт возможность легко проводить календарно – тематическое, поурочное планирование, годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий, готовить все виды текстовых документов: справки, заявки, отчеты, афиши, объявления, поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных нормативов и т.д.;
- умение работать с таблицами в программе «Excel» позволяет использовать электронные таблицы и работать с ними при проведении соревнований различного уровня и различных видов спорта с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований, мгновенное определение командного первенства и многое другое.
Возможности мультимедиа технологий:
- Обработка аудио файлов в программе «Sound Forge» или аналоге.
- Создание аудиозаставок и рекламных пауз при проведении спортивно – массовых мероприятий.
- Написание музыки с использованием музыкальных сэмплов для работы в аэробике и др.
- Озвучивание видеоприложений.
- Обработка видеофайлов в программе «Adobe Premiere» или аналоге
- Запись и обработка видеоматериала с использованием компьютера, создания визуальных эффектов и анимированной графики, редактирование имеющегося материала, создание видеоуроков.
- Уникальный способ накопления информации, создание собственной электронной библиотеки.
- Быстрый и легкий способ поиска информации через систему интернета.
- Компактный способ хранения информации, быстрый поиск необходимо-го материала.
- Запись видеоматериала для создания видеоурока.
- Воспроизведение имеющегося материала на экран(возможность покадро-вого и замедленного показа).
- Сканирование текстов, фотографий, рисунков, схем и сохранение их в электронном виде.
- Копирование любого документа, протоколов соревнований и др.
- Распечатка любых материалов, текстов, фотографий и др.
Важнейшая дидактическая закономерность обучения – наглядность. Использование мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры существенно повышает наглядность путем использования трехмерной графики, звука, мультимедиа и соответствующих интерфейсов. Эти технологии могут значительно обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания. Для младших классов должно носить игровой характер и быть максимально дозированным в соответствии с педагогическими принципами обучения. Но все эти средства предъявляют высокие требования программно - аппаратным средствам, практически не реализуемым в силу экономических причин. Поэтому подбор нужных средств нужно производить исходя из возможностей материальной базы школы и наличия различного инвентаря, а применение должно носить четко направленный характер, исходя из задач данного периода обучения.
Таким образом, применение мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:
- Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.
- Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.
- Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.
- Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.
Литература:
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий // Тезисы докл. междунар. конф. ЮНЕСКО "Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V-ой Гамбургской конференции по образованию взрослых)". - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1999. - Часть 2, с. 93-94.
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". СПб.: СПб. гос. педаг. ун., 2000. - Часть 2, с. 23-24
Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.
Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России//Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.
http://fizkulturavshcole.narod.ru/ Сайт Белкина Андрея Евгеньевича, учителя физической культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...
Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры
Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения....
«Проблематика преподавания физической культуры в средних профессиональных учреждениях»
рассмотрены проблемы , возникающие у преподавателя физической культуры в профессиональной деятельности....
Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.
Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методы физического воспитанияПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные ...
Статья для выступления для МО «Мультимедийное преподавание физической культуры»
Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком....
Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры. Преподавание теоретических знаний на уроках физической культуры.
В данной статье говорится об использовании современных технологий в преподавании физкультуры....