Школа - это здоровье.
статья по физкультуре по теме

Здоровье школьников - одна из главных ценностей, которую мы обязаны сохранить. Каким образом это сделать? Об этом автор размышляет в своей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_-_eto_zdorove.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

 ШКОЛА – ЭТО ЗДОРОВЬЕ.

Еферина Г.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Духовницкое»
Духовницкого района Саратовской области

 

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своём здоровье, здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учёбе в учреждениях профессионального образования, к занятиям любимым делом.

Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей степени ослаблены у учащегося. Навыки, приобретённые на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни,  учащихся, их родителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.

Значительную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растёт ребёнок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов образовательного учреждения.

В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.

Таким образом, программа «Школа – территория здоровья», носящая  комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

В нашей школе в течение года проходит большое количество мероприятий,укрепляющих здоровье детей и формирующих положительное отношение к здоровому образу жизни.Зимой на свежем воздухе проходят занятия по лыжной подготовке , лыжные гонки , соревнования и пробеги. Весной и осенью на школьной спортивной площадке проходят не только уроки физкультуры, но и Дни здоровья, веселые старты,  подвижные игры, соревнования по футболу и различные подвижные игры. В школе работает секция баскетбол (руководитель Еферина Г.Н.).

Старшеклассники и выпускники приходят по вечерам в школу, чтобы позаниматься в тренажерном зале, поиграть в настольный теннис , волейбол , баскетбол и футбол . Администрация школы делает все возможное для того , чтобы максимально использовать возможности школы  для физического развития не только учащихся , но и молодежи поселка. Конечно, особое внимание мы сегодня уделяем молодежи , потому что от того , как заложены основы здорового образа жизни в молодом возрасте , зависит дальнейшая судьба и продолжительность жизни каждого человека.

В нашей школе уделяется большое внимание спортивно-оздоровительной работе, профилактикевредных привычек . Стали уже традиционными ежемесячные муниципальные спортивные соревнования. Игра «Зарница», походы по родному краю, беседы и вечера, посвященные  профилактике   курения, алкоголя и наркомании.Кроме занятий спортом есть масса других увлечений: музыка, книги,  животные, работа на пришкольном участке (посадка деревьев, прополка и полив),  походы.

Планируется провести интеллектуальную  игру Брейн-ринг на тему «В здоровом теле – здоровый дух».Цель данного мероприятия -  привлечение внимания школьников к здоровому образу жизни.

Не только в старшей,  но и в начальной школе проходят беседы , классные часы по разделам «Уроки мойдодыра», «Уроки Знайка», «Воспитай себя», «Уроки этикета»

В течение года неоднократно проводятся шахматные турниры;  дети нашей школы неизменно занимают  призовые места  на муниципальном уровне и в области.

В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
- урок физкультуры;
- занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- спортивные праздники;
- соревнования по различным видам спорта;
- туристические походы, экскурсии;
- «Дни здоровья»;
- спортивные викторины;
- теоретические занятия, беседы, семинары;
- занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
- наглядная агитация.

Для реализации программы «Школа – территория здоровья» ежегодно планируется ряд
мероприятий:
1.Оценка физического развития школьников (первичная оценка) – в начале учебного года,мониторинг – в течение учебного года.
2.Распределение учащихся по группам здоровья (первичное распределение) – в начале учебного года,мониторинг – в течение всего учебного года.
3.Создание базы данных о физическом развитии и подготовленности учащихся.
4.Разработка методик  профилактики табакокурения,алкоголизма,наркозависимости- в течение учебного года на классных часах,  например, «Культура наших потребностей», «Воля и ее развитие», «Алкоголизм и его социальные потребности», «Учитесь говорить «нет»!
5.Проведение спортивных праздников (проводит учителя физкультуры),военно полевые сборы(проводят учителя ОБЖ),дни здоровья (проводят учителя физкультуры с классными руководителями).
6.Беседа инспектора пожарной части о правилах противопожарной безопасности,просматриваются видеофильмы «Безопасность на дорогах»
7.Проводятся конкурсы на лучший плакат: 17 ноября-день отказа от курения, 1 декабря -  день борьбы со СПИДом.
8.Организуется  работы детского оздоровительного лагеря.
9.Организуется спортивно-массовую работу по параллелям.
10.Проводится  мониторинг пропуска занятий учащимися по болезни в течение всего учебного года.
11.Организация обеспечения детей горячими завтраками ,обедами в течение года.
12.Проводится большая работа с педколлективом:создание и поддержание условий комфортной работы,охраны труда работников школы.
13.Работа с родителями проводим в виде родительских собраний,   индивидуальных бесед   с включением  в план родительского всеобуча вопросов  по пропаганде здорового образа жизни в течение года.Проводятся  совместные мероприятия (праздники,соревнования и т.д.) для детей и родителей.

Так как, по  данным  специалистов  НИИ  гигиены  и  охраны  здоровья  детей  и подростков  в  последние  годы  заметны  негативные  тенденции,  включающие значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-20%),  стремительный  рост  числа  функциональных  нарушений  и хронических заболеваний (более чем у 50-60% школьников), то на  сегодняшний  день  необходимы  специальные  меры  по сохранению  и  укреплению  здоровья  школьников,  создание здоровьесберегающих условий обучения.

Важнейшие  государственные  документы,  определяющие  стратегию развития  образования,  предполагают  проведение  оптимизации  учебной, психологической  и  физической  нагрузки  учащихся  и  создание  в  ОУ  условий для  сохранения  и  укрепления  здоровья  учащихся  за  счет   реальной  разгрузки содержания  образования,  использования  эффективных  методов  обучения, повышения  удельного  веса  и  качества  занятий  физической  культурой, организации  мониторинга  состояния  здоровья  детей,  улучшения  организации питания  учащихся,  рационализации  досуговой  деятельности,  каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

«Здоровье  –  это  состояние  полного  физического,  психического  и социального благополучия человека» -  утверждает  Н.А. Семашко. Разработка   и  успешная  реализация   комплексно-целевой  программы «Школа – территория здоровья» направлена  на  создание  здоровьесберегающей  образовательной среды,  способствующей  сохранению  и  развитию  здоровья,  формирующей  в сознании  участников  образовательного  процесса  значимые  ценности: «здоровье»  и «здоровый  образ  жизни»,  обеспечивающей  высокий  потенциал творческого  развития  каждого  участника  образовательного  процесса  через создание ситуаций успеха в различных видах деятельности.   Для  реализации  программы  необходимо  создание  благоприятных здоровьесберегающих  и  здоровьеразвивающих  условий.  Так  материально-техническое  оснащение  нашей  школы  и  условия  обучения  соответствуют  нормам СанПин.  Классные  кабинеты  полностью  обеспечены  ростомерной  мебелью, соблюдаются  требования  ее  расстановки,  ученики  занимают  места  согласно рекомендациям  врача.  В  каждом  кабинете  располагается  фито-уголок, позволяющий  поддерживать  естественный  микроклимат.

В  школе  строго  соблюдается  питьевой  режим:   Школьная  столовая  рассчитана  на  120 посадочных  мест. Для проведения полноценных завтраков и обедов созданы 20 минутные перемены.  Неотъемлемой частью урока  являются  физкультминутки,  которые  учителя  проводят  не  только традиционно, но и  активно используют возможности ИКТ. Уроки физической культуры  проводятся  по  подгруппам  с  учетом  группы  здоровья  учащихся.

Сегодня  большие возможности открывает дистанционно-просветительская работа с родителями через сайт школы. 

Вся  выше  перечисленная  работа  по  реализации  программы «Школа - территория  здоровья»  направлена  на  сохранение  здоровья  учащихся, формирование культуры  здоровья и  здорового образа жизни. Результат нашей работы  –  это  стабильная,  положительная  динамика  состояния  здоровья учащихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

Проект "В школу за здоровьем"

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.                                         ...

Социальный проект "В школу - за здоровьем"

Свою  долю  ответственности за сохранение  здоровья  граждан  несёт   система  образования.  Период  взросления  человек...

Выступление на педагогическом совете школы "Школа... Эмоции... Здоровье..."

"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги." А.С.Макаренко.В выступлении даны несколько секретов здоровьесберегающей педа...

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...

ШКОЛА - ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ (из опыта инновационной работы муниципального общеобразовательного учреждения Школа - детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М.Зверева)

Инновационная инфраструктура образовательного пространства муниципального общеобразовательного учреждения Школа - детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М.Зверева  формируется в с...

Доклад: «О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья».

laquo;О  реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья» в ГБОУ "Специальная школа-интернат с.Ериловка"....