ШКОЛА – ЭТО ЗДОРОВЬЕ.Еферина Г.Н. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Духовницкое» Духовницкого района Саратовской области Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своём здоровье, здоровье своих детей и близких. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учёбе в учреждениях профессионального образования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей степени ослаблены у учащегося. Навыки, приобретённые на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни, учащихся, их родителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растёт ребёнок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Таким образом, программа «Школа – территория здоровья», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей. В нашей школе в течение года проходит большое количество мероприятий,укрепляющих здоровье детей и формирующих положительное отношение к здоровому образу жизни.Зимой на свежем воздухе проходят занятия по лыжной подготовке , лыжные гонки , соревнования и пробеги. Весной и осенью на школьной спортивной площадке проходят не только уроки физкультуры, но и Дни здоровья, веселые старты, подвижные игры, соревнования по футболу и различные подвижные игры. В школе работает секция баскетбол (руководитель Еферина Г.Н.). Старшеклассники и выпускники приходят по вечерам в школу, чтобы позаниматься в тренажерном зале, поиграть в настольный теннис , волейбол , баскетбол и футбол . Администрация школы делает все возможное для того , чтобы максимально использовать возможности школы для физического развития не только учащихся , но и молодежи поселка. Конечно, особое внимание мы сегодня уделяем молодежи , потому что от того , как заложены основы здорового образа жизни в молодом возрасте , зависит дальнейшая судьба и продолжительность жизни каждого человека. В нашей школе уделяется большое внимание спортивно-оздоровительной работе, профилактикевредных привычек . Стали уже традиционными ежемесячные муниципальные спортивные соревнования. Игра «Зарница», походы по родному краю, беседы и вечера, посвященные профилактике курения, алкоголя и наркомании.Кроме занятий спортом есть масса других увлечений: музыка, книги, животные, работа на пришкольном участке (посадка деревьев, прополка и полив), походы. Планируется провести интеллектуальную игру Брейн-ринг на тему «В здоровом теле – здоровый дух».Цель данного мероприятия - привлечение внимания школьников к здоровому образу жизни. Не только в старшей, но и в начальной школе проходят беседы , классные часы по разделам «Уроки мойдодыра», «Уроки Знайка», «Воспитай себя», «Уроки этикета» В течение года неоднократно проводятся шахматные турниры; дети нашей школы неизменно занимают призовые места на муниципальном уровне и в области. В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы: - урок физкультуры; - занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; - спортивные праздники; - соревнования по различным видам спорта; - туристические походы, экскурсии; - «Дни здоровья»; - спортивные викторины; - теоретические занятия, беседы, семинары; - занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; - тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся; - наглядная агитация. Для реализации программы «Школа – территория здоровья» ежегодно планируется ряд мероприятий: 1.Оценка физического развития школьников (первичная оценка) – в начале учебного года,мониторинг – в течение учебного года. 2.Распределение учащихся по группам здоровья (первичное распределение) – в начале учебного года,мониторинг – в течение всего учебного года. 3.Создание базы данных о физическом развитии и подготовленности учащихся. 4.Разработка методик профилактики табакокурения,алкоголизма,наркозависимости- в течение учебного года на классных часах, например, «Культура наших потребностей», «Воля и ее развитие», «Алкоголизм и его социальные потребности», «Учитесь говорить «нет»! 5.Проведение спортивных праздников (проводит учителя физкультуры),военно полевые сборы(проводят учителя ОБЖ),дни здоровья (проводят учителя физкультуры с классными руководителями). 6.Беседа инспектора пожарной части о правилах противопожарной безопасности,просматриваются видеофильмы «Безопасность на дорогах» 7.Проводятся конкурсы на лучший плакат: 17 ноября-день отказа от курения, 1 декабря - день борьбы со СПИДом. 8.Организуется работы детского оздоровительного лагеря. 9.Организуется спортивно-массовую работу по параллелям. 10.Проводится мониторинг пропуска занятий учащимися по болезни в течение всего учебного года. 11.Организация обеспечения детей горячими завтраками ,обедами в течение года. 12.Проводится большая работа с педколлективом:создание и поддержание условий комфортной работы,охраны труда работников школы. 13.Работа с родителями проводим в виде родительских собраний, индивидуальных бесед с включением в план родительского всеобуча вопросов по пропаганде здорового образа жизни в течение года.Проводятся совместные мероприятия (праздники,соревнования и т.д.) для детей и родителей. Так как, по данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы заметны негативные тенденции, включающие значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-20%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (более чем у 50-60% школьников), то на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, создание здоровьесберегающих условий обучения. Важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования, предполагают проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в ОУ условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, улучшения организации питания учащихся, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека» - утверждает Н.А. Семашко. Разработка и успешная реализация комплексно-целевой программы «Школа – территория здоровья» направлена на создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья, формирующей в сознании участников образовательного процесса значимые ценности: «здоровье» и «здоровый образ жизни», обеспечивающей высокий потенциал творческого развития каждого участника образовательного процесса через создание ситуаций успеха в различных видах деятельности. Для реализации программы необходимо создание благоприятных здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих условий. Так материально-техническое оснащение нашей школы и условия обучения соответствуют нормам СанПин. Классные кабинеты полностью обеспечены ростомерной мебелью, соблюдаются требования ее расстановки, ученики занимают места согласно рекомендациям врача. В каждом кабинете располагается фито-уголок, позволяющий поддерживать естественный микроклимат. В школе строго соблюдается питьевой режим: Школьная столовая рассчитана на 120 посадочных мест. Для проведения полноценных завтраков и обедов созданы 20 минутные перемены. Неотъемлемой частью урока являются физкультминутки, которые учителя проводят не только традиционно, но и активно используют возможности ИКТ. Уроки физической культуры проводятся по подгруппам с учетом группы здоровья учащихся. Сегодня большие возможности открывает дистанционно-просветительская работа с родителями через сайт школы. Вся выше перечисленная работа по реализации программы «Школа - территория здоровья» направлена на сохранение здоровья учащихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Результат нашей работы – это стабильная, положительная динамика состояния здоровья учащихся. |