Конспект урока и презентация по физике.Тепловые явления.
план-конспект занятия по физике (8 класс)
Цель урока: Систематезирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях и агрегатных состояниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по физике. Тепловые Явления. | 24.15 КБ |
ppt10.pptm_avtosohranennyy.pptm | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
урока физики
в 8 классе
по теме
«Тепловые явления»
учитель физики
Милованова Е.С
Повторительно – обобщающий урок
по теме:
«Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний веществ» 8 класс
Цель урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях и агрегатных состояниях вещества; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Задачи урока:
- воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.
- учебная - обобщение, систематизация, углубление знаний.
- Развивающая – развитие памяти, логического мышления, приемов умственной деятельности.
- Орг. Момент.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».
Урок мы проведем в игровой форме.
Итак, о теплоте начнем рассказ
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется «Теплота»!
Итак, мы начинаем.
Разминка. (класс делится на 4 группы, каждой группе раздается по пакету с набором физических букв и математических знаков)
Учитель: Ваша задача за 0,5 минуты составить из этих символов формулы на тепловые явления и рассказать о них.
- я команда: Q = с*m*(t2 – t1) – формула для расчета количества теплоты при нагревании или охлаждении вещества.
Учитель: А что означает «с» ?
Ответ: с – это удельная теплоемкость вещества – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для изменения температуры тела массой 1 кг на 10С.
Q
С = -------------; (с) = 1Дж / кг 0С
m (t2 – t1)
2 – я команда: Q = q*m – формула количества теплоты при сгорании топлива.
Учитель: А что означает q ?
Ответ: q – это удельная теплота сгорания топлива – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделится при полном сгорании топлива массой 1 кг.
Q
q = ------; (q) = 1 Дж / кг
m
3 – я команда: Q = λ*m – формула количества теплоты при плавлении или кристаллизации.
Учитель: А что означает λ ?
Ответ: λ – это удельная теплота плавления – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для превращения в жидкость 1 кг твердого вещества при температуре плавления.
Q
λ = -------; (λ) = 1 Дж / кг
m
4- я команда: Q = r*m – формула количества теплоты при парообразовании или конденсации.
Учитель: А что означает r ?
Ответ: r – это удельная теплота парообразования - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для превращения жидкости массой 1 кг в пар при температуре кипения.
Q
r = -------; (r) = 1 Дж / кг
m
Учитель: Молодцы! Спасибо. Все команды ответили на поставленные вопросы. А теперь перейдем ко 2-й части нашей разминки – «Физическое лото». ( класс делится на 3 команды по рядам).
От каждой команды выходит по 1 человеку к доске, на которой висит карточка с ответами, а на столе лежат кружочки с вопросами. Ученик берет 1 кружок, читает вопрос, находит ответ на карточке и закрывает это окошко кружком. Следующий ученик этого же ряда делает то же самое и т.д., пока не будет закрыто все поле карточки.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились! А как справились, давайте проверим. (учитель читает вопросы и ответы, а дети говорят: правильно или нет).
Учитель: Хорошо, ребята! А теперь задание будет посложнее: будем решать качественные задачи:
1 задача: Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире поубавилось тепла.
Вопрос: прав ли поэт?
Ответ: Нет, т.к. льдинка образуется в результате кристаллизации, а при этом энергия выделяется, следовательно, тепла меньше не стало.
2 задача: Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
Ответ: три рубашки теплее, т.к. между ними находится воздух, а воздух – плохой проводник тепла, а в тройной рубашке воздуха нет.
3 задача: Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Вопрос: Какое тепловое явление отражено в этом отрывке?
Ответ: кристаллизация.
4 задача: От цветов на полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Вопрос: Какое физическое явление здесь отражено?
Ответ: конденсация.
Учитель: Молодцы! А теперь перейдем к решению расчетных задач.
Задача № 1
Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж.
Дано: СИ Решение:
t1= 200С Q = с*m*(t2 – t1)
t2= 240C
Q= 152 Дж Q
m= 100г = 0,1 кг с = -------------; (с) = 1Дж / кг 0С
_________ m (t2 – t1)
с - ?
с = __152____ = 380 Дж/кг*0С
0,1 (24 – 20)
Ответ: с = 380 Дж/кг*0С
Задача № 2
Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *105 Дж энергии?
Дано: СИ Решение:
Q = q*m
Q= 1,5*105 Дж Q
q = 30*106 Дж/кг m = -----; (m) = Дж / кг;
________________ q
m - ? 1,5*105
m = ----------- = 5 кг
30*106
Ответ: m = 5 кг
Задача № 3
Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100г воды, взятой при температуре 200С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.
Учитель: эту задачу мы решим обычным способом и еще экспериментально и сравним полученные результаты.
Дано: СИ Решение:
mв= 100г = 0,1кг Qсп = Qв
t1= 200С Qсп = q*mсп ; Qв= с*mв*(t2 – t1) + r*mв
t2= 1000C
св= 4200 Дж/кг*0С q*mсп = с*mв*(t2 – t1) + r*mв
rв= 2,3*106 Дж/кг
qсп = 29*106Дж/кг с*mв*(t2 – t1) + r*mв Дж/кг0С*кг*0С+Дж/кг*кг
______________ mсп = --------------------------- ; (mсп) = -------------------------------- mсп - ? q Дж/кг
4200*0,1*80 + 2,3*106*0,1
mсп =-------------------------------------- = 0,009 кг = 9 г
29*106
Ответ: mсп = 9г.
Учитель: решим эту же задачу еще экспериментально.
Оборудование: спиртовка, спички, термометр, внутренний стакан от калориметра, мензурка, весы с разновесами.
Цель работы: определить массу спирта, сгоревшего при нагревании и парообразовании воды.
Ход работы:
- Определим массу спиртовки до начала опыта.
- С помощью мензурки отмерим 100г воды и нальем ее во внутренний стакан калориметра.
- Измерим температуру воды (200С).
- Нагреем и испарим воду.
- Определим массу спиртовки со спиртом по окончании опыта.
- Найдем массу сгоревшего спирта через разности масс спиртовки до и после опыта.
mсп = m1 - m2 = 28г – 19г =9г
Ответ: mсп = 9г.
Учитель: А теперь ответим на вопросы викторины:(за каждый правильный ответ по 1 баллу
команде)
- Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой кипящей воды?
(пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже еще отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации).
- Почему на раскаленной сковороде капли воды долго «скачут» и медленно испаряются? (под каплями образуется неустойчивая прослойка пара, поэтому и «скачут». Но она же затрудняет передачу тепла от сковороды к воде).
- Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают меньше тепла, чем сухие?
(часть тепла идет на парообразование).
- В сильный мороз катки заливают горячей водой. Почему? ( чтобы вода успела растечься ровным слоем прежде, чем замерзнет).
- Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 1300С, а в русской бане – вдвое меньше?
(В сауне очень сухой воздух. Интенсивность испарения влаги с поверхности кожи охлаждает ее. В русской бане пар влажный и испарение слабее).
- Греет ли женская вуаль?
(Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло).
- Почему вода гасит огонь костра?
( Интенсивность испарения воды охлаждает дерево, а образующаяся оболочка водяного пара препятствует доступу кислорода в воздухе, и горение прекращается).
Учитель: Молодцы! Ответили на все вопросы. Наш урок подошел к концу. Я думаю, что мы с вами потрудились хорошо: многое повторили, вспомнили понятия и формулы и порешали и качественные и расчетные задачи, и даже провели небольшой эксперимент.
Подведем итоги: (ставятся оценки)
Заполняется листок рефлекс.
Учитель: Быстро пробежал урок,
Давайте подведем итог.
Весь урок мы говорили,
Многое мы повторили,
Дома посидите
И наш урок восстановите.
Тогда сумеете на «5»
Контрольную все написать.
Учитель: А теперь запишите домашнее задание:
повт. тему «Тепловые явления», № 1049, 1082, 1121
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задания первой команде: Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называют... Внутренняя энергия тела зависит... Внутреннюю энергию изменяют двумя способами: ... При повышении температуры внутренняя энергия ... Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы, называют ... Теплопроводность наблюдается ... Количество теплоты зависит от ... Единица измерения количества теплоты... Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют... Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют ... Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива ... Дальше..., дальше...
Задания Температура тела зависит от ... Энергия движения и взаимодействия молекул, называется ... Внутренняя энергия не зависит от ... При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела ... Теплопередача осуществляется 3 способами ... Конвекция наблюдается в ... Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют ... Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете ... Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют... Температура, при которой жидкость кипит , называют ... Единица измерения удельной теплоемкости вещества ... Дальше..., дальше...
« И физика, и лирика»
Всё молчит. Лучина с треском Лишь горит багровым блеском Да по кровле ветер шумит... Почему лучина горит с треском? И физика и лирика
«Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском трещит затопленная печь.»
Пушкин А.С.”Евгений Онегин” В избушке, распевая, дева Прядет. И, зимних друг ночей Трещит лучинка перед ней...
А.Блок «Ворона» Вот ворона на крыше покатой, Так с зимы и осталась лохматой А уж в воздухе - вешние звоны Даже дух занялся у вороны... Почему ворона была зимой лохматой? И физика и лирика
В.Жуковский «Жаворонок»: На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий Почему туман появляется ранним утром? И физика и лирика
А.Блок «Снег да снег»: Снег да снег. Всю избу занесло Снег белеет кругом по колено, Так морозно, светло и бело Только черные, черные стены... И дыханье выходит из губ Застывающим в воздухе паром Вон дымок выползает из труб Вон в окошке сидят с самоваром; Старый дедушка сел у окна Наклонился и дует на блюдце; Вон и бабушка с печи сползла, И кругом ребятишки смеются. Почему чай пьет из блюдца, а не из кружки?
Задания 1 команде: На дворе - горой, а в избе - водой Без рук, без ног, а рисовать умеет С какой стороны окна появляется морозный узор и почему? Задания 2 команде: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно Чем отличается молекулярное строение воды и льда? Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала Как образуются тучи? «В загадке соль»
Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег. Кричат грачи, и невозможно Остановить … разбег. О каком времени года идет речь? Какая информация о воде есть в этих строках? стихотворение поэтессы Ольги Меньшиковой
Небо чисто после бури,- Только там, на дне лазури, Чуть заметна и бледна, Тучка легкая видна … Разольешься ль ты туманом Над бездонным океаном ? Или мелкою росой Ты забрезжишь над травой?... С.Ф. Дуров Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А.С Пушкин проверка
Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака . В тихом дреме по навесом Слышу шепот сосняка Светят зелено в сутемы Под росою тополя. Я – пастух; мой хоромы – В мягкой зелени поля. С. Есенин Белая береза под моим окном Принакрылась снегом , точно серебром На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой… С.Есенин проверка
Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег . Кричат грачи и невозможно Остановить …. разбег. О. Меньшиковой Скучная картина! Тучи без конца , Дождик так и льется, Лужи у крыльца; Что же ты рано в гости … к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А.Н.Плещеев проверка
Вот уж снег последний в поле тает , Теплый пар восходит от Земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А. Толстой Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал В полдень дождь перестал, И что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Расцвело. Нет нигде облачка Воздух легок и чист, Замерзла река . И.С. Никитин проверка
Пушкин А.С. ”Евгений Онегин” Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман... И. И. Шишкин «Крестовый остров в тумане»
-Скажите, с каким физическим явлением связан туман? А какую особенность вы заметили? Как образуется вечерний туман? И. И. Шишкин «Туман в лесу».
Никитин ”Утро” “Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается...” -Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах? И. И. Шишкин «Дорога в парке. Туман»
-“На дне ущелья текла река. Поток горящей лавы устремился вниз. Казалось на дне ущелья вспыхнул вулкан. Столб дыма и кипящей лавы, каменных обломков, и, наконец, огромное, окружённое вуалью облако пара. Пар, в который, наверное, превратился журчащий поток полноводной реки, текшей на дне ущелья” -Представьте себе что произошло. Кипящая лава смогла до такой степени нагреть воду в реке, что она не только вскипела, но и превратилась в пар. Представляете, какая для этого нужна энергия? Писатель-фантаст Станислав Лем в романе ”Непобедимый” описывает извержение вулкана.
Брюллов «Последний день Помпеи». «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее).
Быстро пробежал урок, Давайте подведем итог. Весь урок мы говорили, Многое мы повторили, Дома посидите И наш урок восстановите. Тогда сумеете на «5» Контрольную все написать.
Домашнее задание ! Подготовить сообщения на темы: а ) «Тепловые явления в природе »; б) «Тепловые двигатели»; в ) «Альтернативные источники энергии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 8 классе "Электрические явления"
Урок "Электрические явления" начинается с обзора изученного материала и заполнения таблицы. Исходное понятие - тело - вещество - молекула - движение. Это исходный материал для изучения тепловых ...
План-конспект урока по физике на тему "Световые явления" 8 класс
Тема: Световые явления.Урок: Плоское зеркало.Учитель: Кравченко А.С.Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, знание о применении плоских зеркал в быту, технике.Задачи:- ...
Конспект урока по физике 8 класс. "Тепловые явления".
Урок-смотр знаний. Занимательная физика....
Конспект урока по физике "Ток в электролитах. Явление электролиза. Закон электролиза"
Методическая разработка содержит конспект урока по физике с использованием технологий развития критического мышления. Тема урока ''Ток в электролитах. Явление электролиза.Закон электролиза&quo...
План-конспект урока по физике 8 класс. Электрические явления.
Урок соответствует ФГОС...
Презентация по физике " Тепловые двигатели".
Презентация "Тепловые двигатели" создана для проведения уроков в 8 класах при изучении тем: "Работа газа и пара при расширении", "Двигатель внутреннего сгорания", ...
Презентация по физике "Тепловые машины. Экология"
Презентация по физике "Тепловые машины. Экология" подготовлена ученицей 8б класса Газецкой Яной. Яна обучается в коррекционной школе для детей с ОВЗ (для детей с ЗПР"...