Конспект урока по физике 8 класс. "Тепловые явления".
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Лазарева Татьяна Сергеевна

Урок-смотр знаний. Занимательная физика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-smotr.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

   УРОК-СМОТР ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

8-ых КЛАССОВ

по теме:

«Тепловые явления»

Уважаемые коллеги, дорогие учащиеся я рада Вас приветствовать на уроке физики, который проводит учитель высшей квалификационной категории Лазарева Т.С., награжденной знаком «Почетный работник общего образования РФ» в 2000 году.  

Слово «физика» произошло от греческого слова «фюзис», что означает…(природа)    

Слово (физика) в первый раз появилось в сочинениях величайшего мыслителя древности (Аристотеля).

Слово (физика) в русский язык вошло благодаря…(Ломоносову).       Многие ученые такие как Галилей, Гук, Архимед, Ньютон и др. внесли большой вклад в развитие физики. И вам ребята предстоит сделать новые открытия в изучении физики. Поэтому эпиграфом нашего урока является высказывание Г. Лихтенберга.

То, что Вы вынуждены открыть сами,

оставляет  в Вашем уме дорожку,

которой Вы сможете снова воспользоваться,

когда в этом возникнет необходимость.

«Тепловые явления» и «изменение агрегатных состояний вещества».

Цель: Обобщить полученные знания по данной теме и умение их применять ребятами при объяснении опытов, физических явлений в школе, на улице, дома, при разгадывании кроссвордов.

Оборудование: секундомер, карандаши, тетради, конверты с карточками, кодограмма с кроссвордом, спиртовка или свечка, нитки, пробирка, железный стержень, кружочки из жести от консервных банок, проволока, стерилизатор, лед, соль, спички, штатив, ламповое стекло.

План урока:

Выбираются заранее ведущий (учитель или ученик), жюри. Класс разбивается на 2 команды  (2 звена или 3 звена).

  1. Проверяю задание физических формул.

У каждого ученика имеется конверт с формулами:

  1.  Q=cm(t2 –t1).
  2.  Q=qm.
  3. Q=𝜆m.
  4.  Q=Lm.

  1. Проверяю задание обозначений физических величин.

У каждого ученика имеется конверт с обозначениями физических величин:

Ведущий говорит: «Ребята, покажите формулу, по которой вычисляется количество теплоты, выделяемое при сгорании вещества и т.д.»

Ребята поднимают карточку вверх, а жюри оценивает. (Можно писать как физический диктант).

  1. Кроссворд.

Ведущий зачитывает вопрос. Дается 30 секунд на обдумывание. Представитель каждой команды отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прибор для измерения температуры (термометр). 2, 3, 12. Виды теплопередачи (конвекция, теплопроводность, излучение). 4, 5. Современная и применявшаяся ранее единица количества теплоты (джоуль, калория). 6. Вещество, сжигаемое для получения теплоты (топливо). 7. Ученый, который первым придумал прибор, отмечавший изменение температуры воздуха (Галилей). 8. Сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой (термос). 9. Шведский ученый, именем которого названа одна из термометрических шкал (Цельсий). 10. Газ, который является причиной того, что шерсть, пух, мех и другие пористые тела обладают плохой теплопроводностью (воздух). 11. Явление перехода молекул из жидкости в пар (испарение). 13. Единица температуры (градус).

И так,что такое теплопередача.          (Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей.)

  1. Конкурс «Четвертый лишний». Из ряда слов нужно убрать лишнее.
  1. Теплопроводность, излучение, конвекция, теплоемкость (теплоемкость, так как остальные – виды передачи)
  2. Динамометр, тонометр, манометр, барометр. (динамометр – прибор для измерения силы, а остальные – приборы, измеряющие давление)
  3. Q, с, Ю, L. (Ю)
  4. Океанические течения: Гольфстрим, Канарское, Калифорнийское, Перуанское. (Гольфстрим теплое течение, остальные течения –океанические)
  5. Снег идет, Солнце светит, Земля, Гром гремит. (земля)
  6. Q=cm(t2 –t1), F=mg, Q=qm, Q=Lm. (F=mg)

  1. «Великие ученые».

Задание 1.

Назовите английского ученого, который сформулировал основные принципы механики. Он открыл закон всемирного тяготения, а также разработал теорию движения планет. Он первый, используя призму, разложил белый свет на семь цветов радуги. (Н Ь Ю Т О Н)

Задание 2.

Этот российский ученый сформулировал закон сохранения материи и движения. Его работами были исследования атмосферного электричества. Он первым сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. (Л О М О Н О С О В)

Задание 3.

Назовите фамилию английского физика, который проводил исследования в области термодинамики и оптики. Ему принадлежит открытие закона упругости.

 (Г У К)

Опыты:

  1. С нитью

        Несколькими витками белой нити плотно обмотайте середину стеклянной пробирки и поместите её над пламенем свечи. Считая: раз, два, три и т.д., заметьте момент, когда станет видно обугливание нити. Можно повторить опыт, намотав нить на толстый металлический стержень и сравнив, объяснить результаты двух опытов. (Во втором опыте нить нагревается медленнее, т.к. теплопроводность металлического стержня больше, чем стеклянной пробирки).

  1. Погаснет ли свеча?

         На лепёшку из пластилина поставьте горящую свечу. Накройте её ламповым стеклом и слегка вдавите стекло в пластилин. Свеча погаснет. Почему? Повторите опыт, поместив в ламповое стекло пластину из жести. Теперь свеча будет гореть долго. (Конвекция, теплый, холодный воздух с разных сторон пластины из жести)

  1. Вытащить лёд

      Опустите небольшой кусочек льда в стакан с водой и попытайтесь вытащить лёд из воды с помощью нитки и щепотки поваренной соли. Как надо поступить? (Положите нитку на лёд и присыпьте поваренной солью. Образуется охлаждающая смесь и нитка примерзнет к льдинке. Подождав немного, поднимите нитку вверх, а вместе с ней поднимется и льдинка).

Загадки

  1. Вокруг носа вьётся. А в руки не даётся. (Запах)
  2. Чего в избе не видно? (тепла)
  3. Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем. (зима, укрывшая все на земле снегом)
  4. Что за художник окно разрисовал? (мороз)
  5. Зимой греет, весной тлеет. Летом умирает, осенью оживает. (снег)
  6. Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)
  7. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает. Он от матери рожден, сам ее рождает. (лед)
  8. Лежал, лежал, а потом в реку побежал. (снег)
  9. Днем стекло разбито, за ночь вставлено. (ледяная «пленка» в прорубе)
  10. Белая морковка зимой растет. (сосулька)
  11. Со стороны избы мерзнет, а с улицы нет. (оконное стекло)
  12. Без глаз, а слёзы проливает. (оконное стекло)

VIII. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике 8 класса на тему: "Закрепление знаний по теме "Тепловые явления"

Тема: “Җылылык күренешләре” темасын кабатлау.         Максат: “Җылылык күренешләре” бүлегендә алган белемнәрне...

конспект урока по физике в 8 класс по теме "Электрические явления"

Этот конспект урока можно использовать после прохождения главы "Электрические явления"...

Конспект урока по физике "Электрические явления".

Конспект урока по физике "Электрические явления" для детей  с НОДА (обобщающий урок)....

Конспект урока в 8 классе "Тепловые явления"

Урок в форме туристического похода....

Конспект урока по физике в 8 классе "Тепловые двигатели"

Данный урок изучается по физике в 8 классе в главе "Тепловые явления". Используются информационные технологии. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Для первич...

урок в 8 классе "Тепловые явления. Строим теплый дом"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Тепловые явления" с выполнением  проекта "Теплый дом"....