Интеллектуальная игра "Кабы не было зимы!"
методическая разработка по физике (8 класс)

Ключикова Светлана Сергеевна

Интеллектуальная игра "Кабы не было зимы!"  может быть проведена в рамках предметной недели физики и математики, а так же, как одно из занятий внеурочной деятельности. В данной разработке даны примерные варианты конкурсов, но учитель может по желанию дополнить, расширить, усложнить или, наоборот, сократить некоторые конкурсы в зависимости от уровня подготовки учащихся. Т.к. мероприятие имеет зимнюю тематику, то целесообразно проводить его в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интеллектуальная игра по физике572.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интеллектуальной игры по физике

«Кабы не было зимы!»

Автор: учитель физики высшей категории

Ключикова С.С.

г.Лебедянь

2024 г.

Пояснительная записка: данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели физики и математики, а так же, как одно из занятий внеурочной деятельности. В данной разработке даны примерные варианты конкурсов, но учитель может по желанию дополнить, расширить, усложнить или, наоборот, сократить некоторые конкурсы в зависимости от уровня подготовки учащихся. Т.к. мероприятие имеет зимнюю тематику, то целесообразно проводить его в зимний период.

Цели мероприятия:

Образовательные: обеспечить в ходе мероприятия повторение следующих разделов физики: механические и тепловые явления;

Развивающие: развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности; развивать интеллектуальные способности обучающихся, развивать у учащихся умение формулировать свои мысли, повышать общий уровень эрудиции; развивать познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники;

Воспитательные: содействовать в ходе игры формированию основных мировоззренческих идей, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, познаваемость мира и его закономерностей; обеспечить нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Форма проведения: интеллектуальная игра

Аудитория: учащиеся 8-11 класса

Предполагаемые результаты:

предметные: повторение предметного материала школьного курса физики, применение полученных знаний к решению физических задач;

метапредметные: формирование и развитие основ читательской компетенции: выделение существенного, умение представлять информацию в сжатой словесной форме в виде тезисов; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

личностные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Источники информации: учебники физики, энциклопедии т.т. «Физика», «Техника», научно-популярная литература, ресурсы сети Интернет.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на нашей развлекательно-познавательной игре, посвященной зиме. Удивительно прекрасное это время года. Что бы мы делали если бы не было зимы? Да много чего мы лишились бы. Поэтому нашу игру и первый тур мы так и назвали:

Кабы не было зимы!

Сегодня в нашем зале встретятся команды знатоков физики … (представление команд)

А судить нашу игру будет многоуважаемое жюри в составе … (представление жюри)

Приветствие-разминочка.

В качестве разминки предлагаю вам решить следующую задачу

Рабочий день мамы 31 декабря заканчивается в соответствии с ТК РФ на один час раньше (предпраздничный день), т.е. в 17:00. Но работодатель сделал своим сотрудникам новогодний подарок и отпустил их в 14:00. Считая концерт записанным за один час до окончания рабочего дня, определите с какой скоростью двигалась мама, если она пришла в Простоквашино на лыжах из Москвы за 5 минут до начала Нового года. Расстояние от Москвы до Простоквашино указано в таблице. Сравнить её скорость со скоростями представленными в таблице.

Простоквашино -деревня в Тонкинском районе Нижегородской области. Расстояние от Простоквашино до Нижнего Новгорода около 260 км, от Нижнего Новгорода до Москвы – 465 км.

Время пошло!

  1. Мороз и солнце! День чудесный! («Три белых коня»)

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Ребята, а как ещё можно определить что будет завтра мороз и солнце, или оттепель, а может быть пурга? Я предлагаю вам вспомнить народные зимние приметы и объяснить их с физ.точки зрения. За правильно названный ответ без объяснения команда получает один балл, с объяснением 2 балла.

1. К чему снег под ногами сильно скрипит, а голоса слышны далеко? (К морозу, т.к. воздух становится чистым и прозрачным. )

2. Падают большие снежинки. К какому изменению температуры? ( К потеплению.).

3. Курица садится выше на насест. (К усилению мороза, т.к. тёплый воздух поднимается вверх).

  1. Дым из труб опускается вниз и стелется по земле (К оттепели. Физическая сущность явлений, связанных с этой приметой, заключается в том, что повышенная влажность теплого воздуха обусловливает интенсивную конденсацию водяного пара на частицах дыма, которые становятся тяжелыми и опускаются к земле. В антициклоне, где влажность воздуха невысока, дым поднимается вверх столбом.)
  2. Рога Луны остры и ярки ( к ясной , морозной погоде. Холодный воздух циклона намного прозрачнее, чем теплый, так как в нем мало влаги и пыли, поэтому после прохождения холодного фронта резко улучшается видимость удаленных предметов, в том числе и небесных тел.)
  3. Муравьи делают большие кучи к какой зиме? (К холодной зиме с сильными морозами. Т.о. они утепляют свои муравейники).
  4. В лесу деревья трещат (К морозу. Объем воды в капиллярах дерева от мороза увеличивается в размерах и разрывает волокна дерева, при этом раздается характерный треск.)
  5. К какой погоде лучина трещит и мечет искры .(К ненастью: при повышенной влажности деревянные предметы (лучина) отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объёме, пар с треском разрывает древесные волокна.)

Зимние забавы. Забава у нас будет не совсем обычная – путешествие в …. Тундру!

Увезу тебя я в тундру!

Тундра, тундра, дали бескрайние.

Оленьи упряжки, чум и снега.

Живут в этом крае люди бесстрашные,

Ветра, метели и холода!

Часто ли вы задумывались над тем, что за пределами полярного круга не существует дорог, а только лёд, снег и холодный воздух? Удивительно, как там люди выживают, но ещё более удивительным является ответ на вопрос, каким образом они передвигается от одной точки к другой?

  1. В тундре этот вид транспорта нe являетcя экзoтичecкoй тexникoй. B ycлoвияx бeздopoжья, oтягoщённoгo пopывaми вeтpa и cнeгoм , дaнный вид тpaнcпopт являeтcя пopoю eдинcтвeнным дocтyпным для пepeвoзки гpyзoв и пaccaжиpoв мeждy нaceлёнными пyнктaми.

Они движyтcя нe тoлькo пo acфaльтy и гpyнтy, нo и пo cнeгy и бoлoтaм.

Maшинa c кoлёcнoй cxeмoй 8x8 cпocoбнa взять нa бopт 6 пaccaжиpoв, пpeoдoлeвaть пpaктичecки любыe пoкpытия: cнeг, вoдy, бoлoтa, и paзвивaть нa yдoбныx yчacткax cкopocть дo 50 км/ч. (ВЕЗДЕХОД)

  1. Первые из этих транспортных средств, появившиеся в 60-е годы, были построены по следующей схеме: одна рулевая лыжа и две ведущие гусеницы. Две гусеницы достались новому транспорту как атавизм от танков и вездеходов. Довольно быстро выявились и недостатки схемы — неустойчивость на поворотах и излишняя сложность задней ведущей подвески. Вскоре весь мир перешел на более прогрессивную схему — одна задняя ведущая гусеница и две рулевые лыжи. Исключение составил только отечественный «Буран». Схема «одна гусеница, две лыжи» стала для этого вида транспорта канонической. (снегоход)

  1. Скал громады, торосов гряда,
  2. Мы в краю, где нам путь не отмечен,
  3. Ярко светит нам Вега – звезда,
  4. Мы должны курс держать ей навстречу.
  5. Нет здесь трасс и тропинок для нас,
  6. Лапы – в кровь, сердце болью обдаст.
  7. Потерпите, продлите свой век –
  8. Сквозь метель и пургу дерзкий бег.

(Собачья упряжка)

  1. Транспортное средство с кузовом, как у автомобиля или микроавтобуса, передвигающееся по снегу или льду за счёт тяги воздушного винта. Имеют цельнометаллический кузов, установленный на трёх или четырёх лыжах; передние лыжи поворотные для управления движением. В кормовой части кузова установлен двигатель (обычно авиационный поршневой) с воздушным винтом. Могут перевозить до 600 кг грузов и развивают скорость 80—100 км/ч. Применяются в условиях бездорожья на Севере России, в Норвегии, Финляндии, Канаде, на Аляске.

За спиной летит снежок,

Мчатся нарты с кручи.

Паровоз - хорошо,

Пароход - хорошо,

Самолёт - неплохо

А какой вид транспорта по мнению Кола Бельды лучше?

  1. Мы поедем, мы помчимся!

Разгадываем кроссворд.

Конкурс для болельщиков

  1. Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О каком природном явлении говорит поэт? Дополнительный балл тому, кто назовёт автора этих строк.

(Полярное сияние. М.В.Ломоносов)

  1. О чём идёт речь? Это одно из самых удивительных мест на нашей планете. Тут в одной точке сходятся все меридианы. Здесь магнитная стрелка компаса, растеряно дрожа, перестает указывать на север, а все ветры дуют с юга. Здесь Полярная звезда — звезда путешественников, словно застыла в зените над головой, а звезды не восходят и не заходят вместе с суточным вращением земли

(Северный полюс — одно из самых удивительных мест на нашей планете. Тут в одной точке сходятся все меридианы. Здесь магнитная стрелка компаса, растеряно дрожа, перестает указывать на север, а все ветры дуют с юга. Здесь Полярная звезда — звезда путешественников, словно застыла в зените над головой, а звезды не восходят и не заходят вместе с суточным вращением земли. Здесь полгода длится полярный день, и полуночное неторопливое солнце бредет по белесо-голубому небу, а другие полгода царствует мрак полярной ночи, нарушаемый лишь мертвенно-желтым светом Луны да призрачными всполохами северного сияния.)

  1. В книге «Северный полюс» американского полярного исследователя Роберта Пири рассказывается об экспедиции к Северному полюсу 1908 года «Мы наблюдали – пишит Пири – два отчётливых кольца и восемь ложных лун в южной части неба. Это явление, объясняемое наличием в воздухе ледяных кристалликов, нередко можно наблюдать в Арктике. На этот раз внутреннее кольцо имело одну ложную луну в зените, одну в надире и по одной справа и слева. Четыре другие ложные луны размещались на внешнем кольце». О каком природном явлении пишет Пири? (Гало)

  1. А снег идёт… ( «Снег кружится»))

Играем в «снежки»

  1. Почему снег скользкий? (Снег скользкий потому, что при давлении и трении полозьев саней или лыж поверхностные частички снежного покрова тают, появляющаяся при этом пленка воды служит как бы смазкой.)
  2. По какому снегу передвигаются сани с меньшим трением по сухому или по влажному? (трение минимально при скольжении по сухому снегу при температуре близкой 0°C. Если снег увлажняется, трение начинает возрастать пропорционально увлажнению.)
  3. При какой температуре коэффициент трения полозьев саней о снег больше при 0 или при -25 градусах Цельсия? (При -25. Коэффициент трения увеличивается с понижением температуры)
  4. Как, кроме применения смазочных средств и материала лыж можно уменьшить трение между лыжами и лыжнёй? (Увеличение скорости скольжения приводит к уменьшению трения.)
  5. Сколько лучей имеет снежинка? (Шесть)
  6. В какую погоду снежные хлопья более крупные, в ветреную или в безветренную? (В безветренную более крупные)
  7. Как изменяется плотность снега в период весеннего таяния? (увеличивается к концу весеннего снеготаяния)
  8. Почему в ясный морозный солнечный день свежевыпавший снег не тает, тогда как, при той же температуре весной снег всё же тает? (По мере таяния коэффициент отражения солнечного света снегом постепенно уменьшается за счет увлажнения и загрязнения его поверхности)
  9. Как способы ускорения таяние снега используются в с/х и промышленности? (В сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях используют запылители (сухую каменноугольную или древесную золу), способствующие быстрому таянию снега.)
  10. Почему снег скрипит? (Ломаются кристаллы снежинок и при этом издаётся характерный хруст)
  11. Как зависит тон скрипа снега от температуры воздуха? (чем крепче мороз, тем выше тон скрипа).

А теперь мы попросим наше жюри подвести окончательные итоги и объявить победителей и призёров нашей игры.

Ложкой снег мешая, ночь идёт большая… (Колыбельная медведицы)

Чудесное время зима! Так мало осталось зимних денёчков в этом календарном году, скоро наступит Новый год. Пусть эта зима и этот год останутся у вас в памяти как что-то светлое, чистое и совсем-совсем не холодное. А этой игрой я хотела показать вам, что физика, это не просто наука о жизни, это и сама жизнь. Спасибо всем!

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Таблица «Скорости в природе и технике»

  1. Кроссворд
  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
  2. Физическая величина, измеряемая в Джоулях.
  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.
  4. Переход вещества из пара в жидкость.
  5. Разновидность воды в твёрдом состоянии.
  6. Переход вещества из жидкости в пар.
  7. Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.
  8. Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.
  9. Топливо, получаемое из нефти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время"

Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время" посвящена 200-летию Бородинского сражения. Рассчитана на базовый уровень освоения курса литературы 5-7 классов....

"Кабы не было зимы!"

Сценарий концерта...

Конспект комплексного занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью игры – драматизации с элементами арт-терапии Тема: «Рукавичка в гостях у Зимушки-Зимы »

Целью данного занятия  является обеспечение  умение детей участвовать в совместных играх, формировать первоначальные импровизационные навыки, навыки речевого взаимодействия   посре...

«Кабы не было зимы…» - конкурсно-игровая программа

Цель: организация интересного и содержательного досуга в каникулярный период, создание условий для проявления творческой активности детей; познакомить детей с зимними видами спорта, сплотить детский к...

Мастер - класс "Кабы не было зимы..."

Разучивание с участниками мастер-класса танец из советского мультфильма "Зима в Простоквашино"...

Это было в 1812 году. Интеллектуальный турнир

Напоминание учащимся основных событий Отечественной войны 1812 года.Воспитание уважения к истории России.Формирование умений анализировать, выполнять логические задания, развитие творческих способност...

Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»

Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в фор...