Знаете ли вы..
занимательные факты по физике (5 класс)

Эткеева Маргарита Геннадьевна

Описанный опыт может использоваться педагогами любых учебных дисциплин в общеобразовательных учреждениях.

Цель проекта:

Разработка   системы и структуры действий для внедрения школьной системы оповещения в образовательный процесс с целью расширения кругозора учащихся.

Проектный продукт:

Комплекс разработанных методических рекомендаций и дидактических материалов, обеспечивающих внедрение школьного радиовещания в образовательный процесс.

Изначально система оповещения в школе нужна, чтобы обеспечить безопасность детей при возникновении экстренной ситуации.

Но также может служить и для информирования учащихся, и в дальнейшем будет способствовать ликвидации пробелов в научной картине Мира.

Именно это и призван реализовать педагогический проект «Школьное радио».

Ежегодно проводимый социологический опрос среди педагогов и школьников с целью выявления роли рубрики «Знаете ли вы что…» в школьном радиовещании показывает, что учащиеся гимназии полны идей и готовы принимать активное участие в дальнейшей разработке школьного радио.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №94 им. Л..Н.Мурысина» Московского района г.Казани

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Расширение кругозора учащихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности учащихся»

Автор проекта

Эткеева Маргарита Геннадьевна

учитель физики

Казань - 2024


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Постановка проблемы        3

Цель и задачи проекта        4

Предполагаемый проектный продукт        5

Целевая группа проекта        5

Срок реализации проекта        5

Место реализации проекта        5

Этапы реализации проекта        6

План мероприятий по реализации педагогического проекта        6

Ресурсное обеспечение проекта        8

Прогнозируемые риски и методы их коррекции        8

Описание педагогического проекта        9

Методические рекомендации по внедрению школьной системы оповещения в образовательный процесс        11

«Секреты аудиофайлов»        12

Ожидаемые результаты реализации проекта        13

Методы диагностики        14

Заключение        15

Литература        16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Факты для озвучивания 2023        18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опросный лист 2023        22


ВВЕДЕНИЕ

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) акцентируют внимание на том, что образовательный процесс рассматривается с позиции непрерывности и ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. В сложившейся  ситуации «задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника «учебно-познавательного  мотива». Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы.

Каждый шаг учителя несет в себе воспитательный заряд. Мы, учителя, прекрасно знаем воспитательные и учебные задачи своего предмета, школы, страны. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

На первый план через реализацию данного проекта я выдвигаю задачу расширения кругозора, повышение общей культуры учащихся, более тесной связи науки и окружающей жизни не только на уроке, но и во внеурочное время.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

«Главной целью любого образования

 является воспитание творческого человека

  — умельца, изобретателя  и исследователя»
Жан Пиаже

Основная задача ФГОС – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Задача  учителя – организация деятельности школьников таким образом, чтобы новые знания не давались в готовом виде, а обучающиеся их «открывали» сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Современная школа качественно обновляется, становится более гибкой, многообразной, изменяются формы и содержание работы. Эти изменения связаны  с социально-экономическими  переменами, происходящими в нашей стране. Меняется и роль учителя в образовательном процессе. Актуальными становятся вопросы о том, как организовать процесс обучения, чтобы он соответствовал требованиям нового стандарта, как изменить работу учителя, чтобы обучающиеся показали успешные результаты по окончанию обучения в школе.

Интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся, решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствуют расширению его кругозора, усилению интереса к изучению. Включение вопросов, связанных с историей науки, позволит учащимся продвинуться по пути познания, лучше понять природу человека и его возможностей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Разработка   системы и структуры действий для внедрения школьной системы оповещения в образовательный процесс с целью расширения кругозора учащихся.

Задачи проекта:

  • изучить нормативно-правовой комплекс ФГОС ООО;
  • изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Мотивация обучения»;
  • провести диагностику мотивации обучающихся к изучению физики;
  • определить средства способствующие формированию положительной мотивации;
  • сформировать банк творческих разноплановых материалов для внедрения в школьное радиовещание;
  • привлечь школьников к воплощению проекта: сбор и систематизация информации, запись аудиофайлов, подготовка вопросов для изучения эффективности проекта;
  • проверить эффективность предложенных средств в реальной практике через проведение соцопросов;
  • осуществить анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ

Комплекс разработанных методических рекомендаций и дидактических материалов обеспечивающих внедрение школьного радиовещания в образовательный процесс.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА

Учащиеся, педагоги образовательного учреждения

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

С 2020-2021 учебного года по 2024-2025 учебный год

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МБОУ «Гимназия №94 им. Л.Н.Мурысина», г. Казань

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный: выявление возможностей

2. Основной: организация работы инициативной группы

3.Заключительный: оценка эффективности, создание ИИП школьниками и подведение итогов работы

План мероприятий по реализации педагогического проекта

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

Изучение литературы и интернет-источников.

Дистант

Сентябрь-октябрь 2020

Учителя-предметники

Выявление технических возможностей учреждения

МБОУ «Гимназия №94»

Сентябрь-октябрь 2020

  • Учитель-предметник
  • зам. Директора по ИТ
  • тех. специалист

Выявление и объединение педагога и заинтересованной группы школьников

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно сентябрь;

январь

  • Администрация ОУ
  • Учителя-предметники
  • Классные руководители

Этап 2

Работа в творческой группе по выбору и разработке темы

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно октябрь; январь

  • Учитель-предметник
  • Группа учащихся

Подбор материалов для озвучивания

дистант

Ежегодно

Октябрь;

Январь

  • Учитель-предметник
  • Группа учащихся

Работа в творческой группе по редактированию отобранных материалов

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно

Ноябрь;

февраль

  • Учитель-предметник
  • Учителя-словесники

Запись аудиофайлов

дистант

Ежегодно

Ноябрь;

февраль

  • Учитель-предметник
  • тех. Специалист
  • Группа учащихся

Программирование системы оповещения и размещение аудиофайлов

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно

Ноябрь;

февраль

  • тех. Специалист

Апробация и тестирование звучания материалов

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно

Ноябрь;

февраль

  • тех. Специалист

Корректировка файлов

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно

Ноябрь;

февраль

  • Учитель-предметник
  • тех. Специалист

Группа учащихся

Этап 3

Составление вопросов для выявления эффективности проекта

дистант

Ежегодно

Ноябрь;

март

  • Учитель-предметник
  • Группа учащихся

Проведение соцопроса среди учащихся и педагогов

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно

апрель

  • Учитель-предметник
  • Группа учащихся

Оценка эффективности

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно

апрель

  • Учитель-предметник
  • Группа учащихся

Подготовка годового индивидуального исследовательского проекта учащегося по предметам «Физика» и «Обществознание»

и оформление работы в соответствии с установленными требованиями.

дистант

В течение года

  • учащийся

Рефлексия

Ежегодно

декабрь;

апрель

  • Учитель-предметник
  • Группа учащихся
  • Педагог-психолог

Выработка рекомендаций для дальнейшей деятельности

МБОУ «Гимназия №94»

Ежегодно

декабрь;

апрель

  • Учитель-предметник
  • Группа учащихся

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Условия

Необходимо

Нормативно-правовые:

ФГОС

Материально-технические:

 

   

 

  • Компьютер
  • Учебно-справочная литература
  • Ресурсы сети интернет
  • Оборудование системы оповещения гимназии

Кадровые:

 

  • Учитель-предметник
  • зам. директора по ИТ
  • тех. специалист

Информационные:

  • Выступления на семинарах различного уровня.
  • Представление результатов в СМИ.

Мотивационные:

 

  • Повышение профессиональной квалификации учителя
  • Повышение уровня результативности учащихся
  • Достижение поставленных целей через мотивацию      лидерских качеств как педагогов, так и учащихся
  • Состязательность обучающихся
  • Креативность

Организационные:

  • Постановка целей и задач.
  • Создание рабочей группы по воплощению проекта

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РИСКИ И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

  1. Повышенная трудо- и энергозатратность при подготовке материалов.
  • Коррекция – повышение квалификации учителя, использование современных технологий, мастер-классов, а также вынесение деятельности за рамки учебных занятий и работа дистанционно;
  1. Недостаточный объем информационных материалов для организации работы.
  • Коррекция - разработка  учебно-методического обеспечения с целью обеспечения формирования положительных мотивов к обучению в данной области.
  1. Неудовлетворительное материально-техническое обеспечение учебного учреждения.
  • Коррекция  - поиск решений совместно с администрацией.
  • Или воплощение проекта в отдельно взятом кабинете через использование обычного компьютера и динамиков.

 

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Изначально система оповещения в школе нужна, чтобы обеспечить безопасность детей при возникновении экстренной ситуации.

Но также может служить для информирования учащихся.

Использование школьного радиовещания в образовательных целях ненавязчиво расширяет знания учащихся в предметной области и, хочется верить, в дальнейшем будет способствовать ликвидации пробелов в научной картине Мира.

Родилась идея после общения на «круглом столе» VII Международной школы-конференции «Космическая наука-2020» с Жанной Валерьевной Буйло (зам. декана по воспитательной работе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета), которая обратила внимание, что, к сожалению, часть современников не знают, что Земля круглая, а каждый третий верит в инопланетян!

А восполнить можно именно ненавязчивым повторением несложной познавательной информации вне урока, желательно идущей от сверстников.

В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Так и было решено начать проект «Школьное радио».

На каждой перемене озвучивать один короткий научный факт.

И заработало!!!

Готовят материалы желающие ученики. Они же обычно озвучивают, но старшеклассники просят уступить им несколько перемен и дать возможность потренировать свое ораторское мастерство на уже подготовленных инициативной группой материалах. С первого раза никому не удается записать достойный трек! То сбиваются, то что-то отвлекает, то вмешиваются посторонние резкие звуки! Записывает каждый сам дома. Присылают курирующему учителю, получают рекомендации и переписывают снова!

У участников творческой группы есть возможность использовать опыт работы над данным проектом и представить в качестве годового индивидуального исследовательского проекта по предметам «Физика» или «Обществознание». Школьники быстро ориентируются, вносят свою лепту и оформляют работы в соответствии с установленными требованиями.

Учитель при этом не «перекладывает» в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Важную роль имеет позитивная психологическая атмосфера неформального общения, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником,  выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Все это и стимулирует познавательный интерес.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

  • При согласовании с администрацией учреждения один из педагогов берется воплощать проект на данный период.
  • Творческая группа создается из числа учащихся 5-8 классов.

Общение идет внеурочное: на переменах, после занятий или чаще в создаваемой временной группе  WhatsApp.

  • Цель радиовещания формулируется учителем, а тему выбирает инициативная  группа учащихся по своим интересам или в соответствии с годовщиной исторического события, или, возможно, согласно календарно-тематическому плану учреждения.
  • Инструктаж проводит курирующий учитель
  • Выполнение в соответствии с намеченным учителем маршрутом, но с элементами самоорганизации
  • Подключается заместитель директора по ИТ и технический специалист для внедрения программирования автоматической подачи файлов в систему радиовещания.
  • Рефлексия и самооценка  по результатам работы

«СЕКРЕТЫ АУДИОФАЙЛОВ»

  1. Как отобрать материал? Здесь широкий простор для творчества! Но желательно непродолжительные, иначе перемена выйдет информационно-перегруженной. Мы делаем на 20-30 секунд плюс заставка-вступление. Первоначально у нас была тема «О Земле и других планетах Солнечной системы»; на данный момент «Интересные факты об ученых и их открытиях» (см. приложение); в планах «Тонкости русского языка», затем «Немецкий язык» (в соответствии со спецификой нашей гимназии.
  2. Кто озвучивает? Участники инициативной группы, готовившие материал. Учитель координирует распределение сюжетов. Но одиннадцатиклассники стали просить уступить и им место! Даем в апреле! В разработке материалов они не участвуют, но озвучивают подготовленные фрагменты. И тогда в сентябре звучат по субботам голоса выпускников!
  3. Где и как записывать? Записывать можно как на профессиональном оборудование в студии (такая возможность была в 2021 году), так и на диктофон. Для снижения помех рекомендовали натянуть !!!махровый носок!!! на телефон. Действительно снижает уровень шума!
  4. Когда воспроизводить? Традиционно в нашей гимназии на переменах звучит фоновая музыка из динамиков. Если запускать рубрику со звонком с урока, то возможно ученики не смогут переключиться (будут торопиться сдать текущую проверочную работу учителю, не успеют записать домашнее задание и т.п.) и эффективность будет утеряна. Было решено в конце перемены, за минуту до начала урока. А это стало для всех еще и предварительным сигналом, что нужно поторопиться в кабинет!
  5. Как подавать материал? При попытке воспроизводить сразу озвученный информационный фрагмент столкнулись с тем, что аудитория не готова воспринимать информацию и даже пугается. Добавление музыкального проигрыша в качестве вступления подготавливает слушателя к осмысленному восприятию информации. Кроме того, путем проб и ошибок, стало очевидным, что первые слова озвученного текста ускользают из внимания – было решено вставить фразу «Знаете ли вы, что…» между музыкальным вступлением и речью.
  6. Сколько фрагментов и как часто повторять? Материал должен быть воспринят и усвоен. Однозначно должен быть повторен не один раз! Решено на каждой перемене один факт озвучивать. В течение дня, таким образом, шесть. Каждый день недели разные. Итого необходимо готовить 36 фрагментов. Подготовка и размещение в системе аудиофайлов – процесс не быстрый, требует вдумчивого подхода, потому часто менять энергозатратно. Рекомендуем раз в полугодие.
  7. Незапланированный личный позитив: в один из дней озвучивает моя дочь, которая живет далеко, и я очень скучаю. Кто придумал – тому и бонус! Учителя могут использовать этот дополнительный допинг, поднимающий настроение!

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Знания должны «поглощаться с аппетитом», учиться должно быть интересно, эмоции играют большую роль в деятельности человека.

Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому деятельность школьника должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий повышения качества образования.

Предполагается, что результатами  реализации  данного педагогического проекта будут:

  1. Повышение уровня мотивации

Мотивация взаимосвязана с активностью, интересом, самостоятельностью учащихся. На качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, знание и использование которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.

  1. Повышение качества обучения как следствие повышения общей мотивации.
  2. Предлагаемый материал (методические рекомендации) призван пополнить копилку идей педагогов и оказать им помощь в переосмыслении роли учителя с позиции системно-деятельностного подхода: как быть интересным своим ученикам и нее потерять статус наставника.
  3. Работа по воплощению описанных идей не только повысит профессиональную компетенцию учителя по вопросам ФГОС, но и сэкономит время для изучения и закрепления материала.
  4. Процесс реализации проекта поможет ученикам развивать личностные качества, коммуникативные компетенции: навыки  самостоятельной работы, планирования своей деятельности, поиск нужной  информации. Помимо достижения школьниками предметных и метапредметных результатов через сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных действий, появляется еще одна возможность развивать умения давать оценку своей деятельности, анализировать, сравнивать, делать выводы и управлять ею,.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

 Анкетирование до и после реализации проекта. Немалую помощь здесь оказывает педагог-психолог гимназии.

Ежегодно проводим социологический опрос. Сами учащиеся творческой группы готовят новые вопросы или корректируют прошлые (один из вариантов в Приложении).

Целевая аудитория: и учащиеся начальной школы, и среднее, и старшее звено, а также педагоги.

Согласно получаемым данным, абсолютное большинство педагогов знают о «школьном радио», считают его полезным для расширения кругозора. А вот учащиеся в первую очередь отмечают, что рубрика помогает в регулировании режима «перемена-урок».

Не во всем зонах школы отмечается достойное качество звучания речи, некоторые говорят, что отвлекает от, например, написания пробных сочинений при «спаренных» уроках (по просьбе учителей в некоторые дни вещание отключается техническим специалистом).

Большинство школьников и педагогов помнят о чем некоторые сюжеты, а вот воспроизвести информацию мало кому под силу, несмотря на неоднократное еженедельное повторение.

Учащиеся гимназии полны идей и готовы принимать активное участие в разработке школьного радиовещания. Так, например, было предложено ввести рубрику «Словарь ударений».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемый продукт педагогического проекта (комплекс разработанных методических рекомендаций и дидактических материалов) призван оказать помощь педагогам в переосмыслении роли учителя в развитии личности ученика.

Ведь главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. И наша задача – помочь ученикам в этом.                        

В школе важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.

Описанный опыт может использоваться педагогами любых учебных дисциплин в общеобразовательных учреждениях. Физика – наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Но она обладает большим гуманитарным потенциалом. Методы научного познания, которые используются в физике, применимы ко всем другим школьным предметам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция  РФ, http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf
  2.  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ 
  3. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,  http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ 
  4.  «Нормативно – правовая база по подготовке к введению ФГОС ООО» Автор: Василенко Н.В., г. Славгород, 2015г. http://infourok.ru/normativno-pravovaya-baza-vvedeniya-fgos-ooo-387284.html
  5. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС Алтунина Н. С.,г.Череповец . http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/05/28/organizatsiya-issledovatelskoy
  6. Общие вопросы методики преподавания физики , http://www.physicedu.ru/phy-2576.html
  7. Епифанова С., Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - с.106-107.
  8. Журавлев Д., Мотивация и проблемы в обучении. / Д. Журавлев // Народное образование, 2002. № 9. - С. 123-130
  9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с
  10. Маркова, А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.
  11. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
  12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб: Евразия, 1999. - 478 с
  13. Яков Перельман: Занимательная физика. Книги первая и вторая// СЗКЭО, 2020.- 448с.
  14. Фрэнк Вильчек Красота физики. Постигая устройство природы.// Альпина нон-фикшн, 2016.- 604 с.
  15. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А., Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Около 1500 задач с подробными решениями, //Ленанд-2019, 336 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  ФАКТЫ ДЛЯ ОЗВУЧИВАНИЯ 2023

ПН.        

Циолковский

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. Константин Циолковский утверждал, что Земля — это колыбель человечества, а из колыбели рано или поздно надо выбираться.Он ратовал за покорение космоса.  Первый проект межпланетной ракеты Циолковский предложил ещё в 1903 году.
  2. Циолковский автор еще и художественной литературы. Так, он ещё на рубеже 19-20 веков написал произведение «На Луне», в которой описал местные условия. Спустя много десятков лет оказалось, что он всё предсказал очень точно.
  3. Константин Циолковский создал первую в СССР аэродинамическую трубу, сделав тем самым огромный вклад в развитие авиации.
  4. К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ был настоящим ученым-естествоиспытателем. Свои идеи он старался не только обосновать с научной точки зрения, но и проверить на практике. То он запускал воздушные шары с детьми, то мчался на коньках по льду, расправив парус. Обыватели смотрели на опыты ЦИОЛКОВСКОГО как на причуды чудака. Однако, мало кто мог в то время подумать, что идеи этого непонятого гения, фантазера и утописта предвидели многие важные открытия и изобретения ближайшего столетия.
  5. Ещё в детстве Константин Циолковский полюбил мастерить своими руками игрушки и механизмы, используя в качестве материалов всё, что попадалось под руку. Он делал кукол и сани, домики и часы, сани и кареты. Материалами служили сургуч (вместо клея) и бумага. В 14 лет он уже делал движущиеся модели поездов и колясок, «моторами» в которых служили пружины. В 14 лет он сконструировал настоящий токарный станок собственной конструкции.
  6. Не смотря на то, что Константин Циолковский не имел хорошего образования и по факту он был гениальным учёным-самоучкой, он был сторонником технического прогресса. В частности, он разработал теоретические модели поездов на воздушной подушке и космических лифтов.

ВТ

Эйнштейн

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. Кандидатура  Альберта Эйнштейна 60 раз выдвигалась на получение Нобелевской премии. Самым известным его открытием является теория относительности. Однако, Нобелевскую премию он получил не за эту теорию, а за теорию фотоэффекта, так как Нобелевский комитет счёл теорию относительности слишком революционной и недостаточно подтверждённой.
  2. Альберт Эйнштейн во время своей поездки в США в 1930 году брал плату с желающих получить его автограф. Простая роспись стоила 1$, автограф на каком-нибудь памятном предмете — 5$. Собранные средства учёный тратил на благотворительность.
  3. Один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике Альберт Эйнштейн перед смертью произнёс слова, которые навсегда остались тайной, так как он произнес их на немецком, а рядом была только сиделка-американка.
  4.  Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды восхищённый его игрой на благотворительном концерте в Германии журналист опубликовал в местной газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.
  5. Знаменитая на весь мир фотография, на которой Альберт Эйнштейн показывает язык, сделана на его 72-летнем юбилее. Он скорчил лицо в ответ на очередную просьбу попозировать для фотографии, чтобы от него отстали, но получившаяся в итоге фотография ему понравилась.

СР.

Исаак Ньютон

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. Исаак Ньютон в детстве любил мастерить механические игрушки. Скорее всего, именно это дало ему возможность в дальнейшем сформулировать три основных закона механики.
  2. Помимо закона всемирного тяготения, Ньютон сделал немало других открытий. Так, именно Ньютон посредством экспериментов доказал, что белый цвет является смешением цветов видимого спектра.
  3. Именно Исаак Ньютон выбрал семь основных цветов радуги. Причём сначала он ограничился пятью, но потом добавил ещё два цвета.
  4. Являясь членом палаты лордов, Исаак посещал абсолютно все ее заседания, правда  ни на одном из них он не проронил ни слова. Единственный раз, когда он решился заговорить –  попросил закрыть окно.
  5. На самом деле Ньютону не падало никакое яблоко на голову. Эту легенду распространил  французский писатель Вольтер.


ЧТ.

Разное. Эвелиночка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. Эффект Доплера был подтвержден весьма экстравагантным образом. Чтобы повторить опыт голландца Христофора Бейс-Баллота вам понадобится: пара трубачей, способных непрерывно играть ноту соль, стоя на движущейся платформе поезда, а так же пара приятелей обладающих идеальным слухом на перроне. И тогда вы с друзьями и сами сможете убедиться, что высота звука, которую воспринимает слушатель зависит от скорости движения источника звука.
  2. Все науки можно разделить на две группы - на физику и коллекционирование марок» - заявил как-то Эрнест Резерфорд - лауреат нобелевской премии по химии. Самым неожиданным по его словам стало его превращение из физика в химика.
  3. Лошадиная сила - такую единицу мощности ввел шотландский учёный Джеймс Уайт, чтобы описать насколько сильна изобретенная им паровая машина. Так что современный спорткар можно смело сравнивать с целым табуном жеребцов!
  4. Знаете как проверить, возможны ли путешествия во времени? Стивен Хокинг знает! 28 июля 2009 года он организовал целую вечеринку для путешественников во времени, правда объявление о ней опубликовал в интернете лишь на следующий день. Ни один из путешественников во времени не смог явиться.
  5. Своей безопасностью за бронированными стеклами автомобилей мы обязаны неловкости Эдуарда Бенедиктуса, уронившему колбу с остатками нитроцеллюлозы. Стекло треснуло, но не разбилось. Жаль, что герои сказки курочка ряба не были знакомы с Бенедиктусом.
  6. В творческом беспорядке есть красота, а из научного - родились антибиотики. Оставив пробирку с бактериями стафилококка в неприбранной лаборатории Александр Флемминг обнаружил, что плесень выросшая в пробирке разрушает бактерии. Из активного вещества этих плесневых грибов и получили пенициллин.


ПТ.

Галилео Галилей

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. Первым ученым, который систематизировал астрономические наблюдения, раскрыл теорию механики, придумал гидростатические весы и предложил использовать маятники был Галилео Галилей.
  2. Галилео Галилея можно считать отцом современной астрономии, так как именно он впервые использовал телескоп для наблюдения за ночным небом и  рассказал, что Млечный путь состоит из звезд. Дословный перевод слова «телескоп» означает «далеко смотрю»
  3. До того как Галилей разглядел кратеры и горы на поверхности Луны, все следовали утверждению Аристотеля, что все небесные тела обладают абсолютно гладкой поверхностью.
  4. Галилей — основатель экспериментальной физики. Два его величайших открытия перевернули механику — закон инерции и закон свободного падения.
  5. В своих книгах Галилей доказывал, что Земля вращается вокруг Солнца, за что он был осужден, так как  этот факт «уменьшал авторитет Библии». При этом ученый считал себя человеком религиозным.

СБ.

Ломоносов

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. Михаил Ломоносов заложил основы науки о стекле, а также первым в России получил цветные стёкла, для чего ему потребовалось около 4 тысяч экспериментов. В течение жизни Ломоносов создал десять различных оптических приборов, не имевших аналогов ранее.
  2. Помимо физики, Ломоносов увлекался изучением иностранных языков. В общей сумме он знал 19 языков, из которых 12 он владел в совершенстве. Будучи увлечённым поэзией, он перевёл с немецкого языка на русский ряд известных произведений.
  3. Михаила Ломоносова из-за крестьянского происхождения не хотели принимать в академию. Поэтому он решил подделать документы о своем «дворянском» происхождении, после чего учился выживать на стипендию, составляющую 3 копейки в день.
  4. Михаил Васильевич первым в мире изложил теорию строения вещества. Он заявил, то все вокруг состоит из молекул (правда, он их называл иначе – корпускулы),, а они же из более мелких частиц – атомов. Правда доказать эту теорию он тогда не смог из-за уровня развития науки того времени, но позже ученые смогли подтвердить ее правоту.
  5. Михаил Ломоносов интересовался не только физикой, но и космосом. Именно он сумел определить возраст нашей планеты, а также доказать наличие на Венере плотной атмосферы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ 2023

  1. Знаете ли вы, что в школе на каждой перемене перед звонком на урок есть рубрика «Знаете ли вы, что…»
  • Да
  • Нет

  1. Почему вы считаете это полезным:
  • узнаю новые факты
  • понимаю, что скоро звонок
  • считаю бессмысленным
  • иное
  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что не нравиться в этой рубрике:

  • отвлекает
  • плохо слышно
  • мне все равно

4. Запомнили ли вы какой-либо из фактов, озвученных школьным радио?

  • нет
  • да, но сейчас не повторю
  • да, факт о…
  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Хотели бы вы лично озвучить факты для школьного радио?

  • Да
  • нет

6. На какую тему предложили бы заметки для рубрики?

  • затрудняюсь ответить
  • свой вариант

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаете, каким он парнем был?

Издавна далекий и неведомый мир космоса представлялся человеку царством безмолвия. И вот апрельским днем 1961 года космос заговорил! Заговорил по-русски! Можно сказать, что тогда вся наша планета с во...

КВН "Кто лучше знает французский язык?"

Обобщение и систематизация знания материала по французскому языку изучаемого в 5 классе....

"Что вы знаете о птицах?"

Вопросы викторины...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ВЫ ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ГДЕ ВАШИ ДЕТИ?»

1.    Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме проведения свободного времени современного подростка.2.  Показать роль родителей в разумной органи...

Что вы знаете о кино?

Урок английского языка для 11 класса. Ребята знакомятся с историей киностудии Голливуд....

«Знаете, каким он парнем был»

Классный час на тему:«Знаете, каким он парнем был» Цель классного часа:познакомить учащихся 5 класса с  жизнью  первого космонавта планеты  Ю.А.Гагарина в год 50-летия полета...

«Курить в XXI века – это не модно, или что вы знаете о табаке»

Данная разработка предназначена для учителей ОБЖ и классных руководителей при проведении классных часов, внеклассных мероприятий о здоровом образ...