Развитие творческого мышления у школьников.
статья по физике
Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями физики в современной школе. В этой статье собраны некоторые примеры задач, которые можно ставить перед учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_myshlenie.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления у школьников.
«Творчество – Хобби? Труд? Игра? Серьезное дело? Потребность!»
Современное образование ориентировано на развитие личности. Сегодня обществу необходим выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Выходом из создавшейся ситуации может стать организация учебного и воспитательного процесса на основе методов, позволяющих реализовать творческое мышление обучающихся. Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями физики в современной школе. Одним из наиболее результативных средств обучения являются творческие задания.
И в данном случае, главная цель творческих заданий — развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их физикой, привести к «открытию» физических фактов.
Достичь этой цели с помощью одних только стандартных задач невозможно, хотя стандартные задачи, безусловно, полезны и необходимы, если они даны вовремя и в нужном количестве. Творческие задания особенно актуальными становятся при обучении физике обучающихся классов с углубленным изучением химии. Это связано в основном с низкой мотивацией к изучению физики.
Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных заданий, можно учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, и делать соответствующие выводы, т.е. прививать учащимся прочные навыки творческого мышления.
В школьных учебниках физики недостаточно задач, с помощью которых можно показать обучающимся роль наблюдения, аналогии, индукции, эксперимента.
Творческая задача - лучший способ за короткое время возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Творческие задания могут быть предложены как для классной, так и для домашней работы, причем ученик может иметь право выбора любого варианта задания.
В представляемой работе я придерживалась точки зрения, что главным признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности, которая применительно к физике проявляется в выборе средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку какой-либо работы.
Одним из видов творческих заданий являются эвристические задания. Эвристическое задание – это учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Там же определены основные признаки эвристических заданий. Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей. Следующий признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области.
Ещё признак - сочетание универсальной предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. Т.е. в задании предлагается рассмотреть общий для всех объект (предмет), используя индивидуальные (личностные) особенности ученика. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.
Таким образом, под понятием «эвристическое задание» понимать творческое задание, сконструированное на основе методов творчества и ориентированное на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе. В целом, видов творческих заданий у каждого учителя великое множество. Многие авторы пытаются классифицировать их по разным признакам. На пример творческие задания делятся на а) когнитивные; б) деятельностные; в) креативные.
Для развития творческого мышления эффективно применение следующих творческих заданий:
- выполнить ученикам по-своему то, что учителю уже известно:
а) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению;
б) сформулировать правило, физическую закономерность, способ измерения величины;
- сочинить сказку, задачу о физическом законе, явлении;
- составить кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач;
- изготовить модель, физический прибор;
- разработать свои учебные пособия (алгоритмы решения задач, памятки).
Рассмотрим ещё примеры заданий, позволяющих реализовать и развивать творческое мышление.
1. Задания – «вживания». Здесь с помощью чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, как бы почувствовать и познать его изнутри.
2. Задания символического видения. В данном случае изучаемый объект или явление необходимо представить в виде символов.
3. Задания, ориентированные на смысловое видение: концентрация внимания на изучаемом объекте позволяет понять (увидеть) его причину, заключенную в нем идею, внутреннюю сущность. «Какова причина этого объекта, его происхождение?». «Как он устроен, что происходит у него внутри?». «Почему он такой, а не другой?».
4. Задание – «придумывание». Используются такие приемы, как замещение качеств одного объекта качествами другого; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного.
Приведем пример выполнения задания – «придумывания».
Какой физический прибор (или приборы) можно создать на основе ложки?
Опишите его (их) назначение и принцип действия.
Укажите условия и границы применимости прибора(ов).
Возможен чертёж или рисунок, поясняющий устройство и способ применения вашего прибора.
Задание с ответами на вопросы: Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?
5 Задание – «аналогии». Основано на использовании различного вида аналогий (словесной, образной, личной) и ассоциаций.
Примеры выполненных заданий представлены ниже:
Аналогия «атом – карусель» Страница атома «В контакте».
Задание – «аналогии».
Задание – «гипотеза». Привести всевозможные версии ответов на проблему «что будет, если…» с обоснованием.
Кроме, предлагаемых методов, хотелось бы еще дополнить список заданиями, например, такого рода:
Задание «Стань поэтом!». Написать стихотворение по результатам пройденной темы. Стихотворные формы могут быть абсолютно разными. Распространенными формами являются: синквейны, хокку, диаманты. Правила написания этих стихотворных форм таковы, что с ними могут справиться абсолютно все обучающиеся.
Такие задания показывают свою результативность на этапе закрепления материала.
Примеры выполнения представлены ниже:
Задание «Стань поэтом!»
1. Произвольная форма
Молекула
Мельчайшие, беспорядочные
Взаимодействуют, движутся, притягиваются
Это основа всей жизни Частицы. (Шаяпова Алина, 9 класс)
2. Я была газом парила в пространстве независимо… (Челпанова Светлана, 10 класс)
3. Электричество нынче для нас как вода:
без него уж давно ни туда, ни сюда!
Как посмотришь в окно – тут и там провода,
А уж, если порвались – наступит беда!
И в машине, в турбине, в кабине пилота,
А тем более дома, если чаю охота.
Телевизор, компьютер, телефон и айпод
Всем электричество радость несет! (Пирогов Илья, 9 класс)
4. Кипение Горячее, бурлящее
Нагревается, бурлит, дымит
Жидкое вещество нагревается и булькает
Испарение. (Афонин Егор, 9 класс)
5. Я летал над пушистыми облаками и видел землю свысока.
Я могу быть везде в одно и тоже время. (Про атомы. Кирьянов Егор, 9 класс)
Задание «Что написано пером, то не вырубить топором». Задания на основе пословиц и поговорок разных народов. В этих заданиях учащимся предлагается определить физический смысл пословиц. Подход к выполнению таких заданий также требуется творческий. Это могут быть сопровождающие иллюстрации к пояснениям, стихотворные формы и т.д. В данном случае не обязательно уметь рисовать.
Задание – «беседа».
Пример задания: «Встретились как-то смачивание и несмачивание и начали спорить, кто из них важнее. Смачивание утверждала, что она, так как без нее не помыли бы даже рук. А несмачивание утверждала, что она важнее, так как без нее бы все водоплавающие птицы бы погибли. Напиши свой вариант беседы двух явлений и помоги разрешить их спор».
Задание – «ситуация». Пример задания: «Известно, что ботаник Броун открыл тепловое движение частиц не как физик, а как ботаник, наблюдая за спорами плауна. Представь, что ты перенесся на машине времени в прошлое и неожиданно встретился с ним, но еще до открытия теплового движения частиц. Как бы ты убедил его начать наблюдения, но не с точки зрения ботаники, а с точки зрения физики?»
Подведем итоги. Итак, для того чтобы творческая деятельность приносила положительные результаты, необходимо соблюсти некоторые условия:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес к самостоятельной деятельности у учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Кроме обязательных условий, для более эффективного использования учителями творческих заданий, можно дополнительно воспользоваться рекомендациями, которые составлены на основе личного опыта:
1. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу.
2. Так как творческие задания требуют высокого уровня развития коммуникативных умений учащихся, то задания следует конструировать и предлагать обучающимся в соответствии с их возрастными особенностями мышления и поведения. Наиболее эффективными они оказались в 8-10 классах.
Эффективными являются домашние задания на основе творческих заданий, так как имеется дополнительное время на обдумывание и, как результат, обучающийся в большей степени проявляет свою творческую составляющую мышления. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Наиболее высокий уровень развития творческих способностей достигается в том случае, когда в процесс обучения систематически включаются творческие задания. В результате выполнения творческих заданий учащиеся делают для себя открытия, находят объяснение нового для них явления, задумываются над выяснением его природы, открывают новые методы измерения физических величин, устанавливают новые связи между явлениями, находят новые варианты решения задачи, изменения в конструкцию приборов, создают новые приборы и установки. Очевидно, что все это позволяет повысить также познавательный интерес и уровень мотивации к изучению физики. Поэтому необходимо создать целостную систему учебных творческих заданий по физике на каждом этапе познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария
Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...
Развитие творческого мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья
Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он по...
Развитие творческого мышления школьников.
Одной из важнейших целей современного обучения является развитие творческого мышления школьников. Это объяснимо, так как успехи или неудачи каждого из нас в значительной мере каждого из нас определяют...
Развитие творческого мышления школьников.
Одной из важнейших целей современного обучения является развитие творческого мышления школьников. Это объяснимо, так как успехи или неудачи каждого из нас в значительной мере каждого из нас определяют...
Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий
Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий...
Развитие творческого мышления младших школьников в начальном этапе обучения английскому языку.
В статье рассматривается вопрос развития творческого мышления младших школьников. Даётся краткий обзор определений терминов связанных с творческим мышлением. Описываются некоторые языковые игры развив...
Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников
Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность....