Главные вкладки
Задания для формирования и развития естественно научной грамотности обучающихся на уроках физики.
методическая разработка по физике (7 класс)
эТО ЗАДАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podsolnechnoe_maslo.docx | 470.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для формирования и развития естественно научной
грамотности обучающихся на уроках физики.
Разработала: Гончарова И.Г., учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г.К. Жукова»
Задание 1
Масла холодного и горячего отжима: принципиальная разница.
Возьмите бутылку любого растительного масла и внимательно прочитайте этикетку. Там есть слова «экстракция», «горячий отжим»? Если да, то лучше поставьте её обратно, мы сейчас объясним почему.
Способы производства.
Растительные масла – уникальный продукт, настоящая кладезь полезных витаминов, макроэлементов и аминокислот, но таковым оно становится только в случае правильной обработки и производства.
Есть три основных способа производства масла: холодный отжим, горячий отжим и экстракция.
В первом случае ядро или семя помещают под пресс и давят масло. Все. Температура, вызванная давлением в момент отжима, не превышает 40°С, а само масло обладает очень легким, едва уловимым ароматом, сохраняет все полезные вещества и свойства.
Во втором случае сырье обрабатывают механически и термически. Сначала семена или ядра измельчают с помощью специальных валов и поджаривают на больших сковородах при температуре 105-120°С, чтобы потом под большим давлением отжать на прессе. Такая технология выгодна для производителя, так как требует меньше сырья для изготовления большего количества масла.
Однако дополнительный нагрев разрушает молекулу линолевой кислоты, губит полезные вещества и питательные свойства продукта. Масла горячего отжима часто имеют характерный темный цвет, вязкость и интенсивный вкус и аромат. Но это вовсе не показатель качества!
И самый «интересный» третий случай, который предполагает наличие растворителя. Чаще всего это гексан (алкан, входящий в состав растворителей, очистителей и обезжиривателей) или бензин. Впоследствии эти вещества устраняются из масла, но небольшая их доля остается в конечном продукте, биологическая ценность которого теряется от слова совсем.
Влияние на организм
Если употреблять в пищу масла, изготовленные методом экстракции и горячим способом, то это может привести к снижению иммунитета и дефициту незаменимых жирных кислот. Масла холодного отжима, наоборот, обогатят ваш рацион полезными витаминами, макроэлементами и биологически активными веществами.
- Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос
Какие механические явления применяются при получении подсолнечного масла?
Компетенция | интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Тип знания | Знание содержания |
Контекст | личный |
Когнитивный уровень | средний |
Тип вопроса | открытый |
Дидактическая единица | механические явления |
Критерии оценки:
1 балл – Давление и измельчение ядер и семян
0 баллов – другой ответ или ответ отсутствует
Задание 2 Этикетка с бутылки подсолнечного масла
Нетто — (итал. netto — «чистый») — антоним брутто, означает нечто очищенное от лишнего — масса товара без упаковки, чистый доход за вычетом всех удержаний, встречается как часть сложных слов («нетто-»).
По данным из этикетки масла подсолнечного рассчитайте его плотность и сравните с табличным значением из учебника на стр.#1047;апишите решение.
Компетенция | научное объяснение явлений |
Тип знания | Знание содержания |
Контекст | личный |
Когнитивный уровень | высокий |
Тип вопроса | открытый |
Дидактическая единица | формула плотности |
Критерии оценки
2 балла –Дан правильный ответ 900 кг/м3 или 9 г/см3 с переводом литров в м3 или см3, записано решение задачи с применением формулы плотности, произведено сравнение полученного значения с табличным.
1 балл – Дан ответ, в котором допущена ошибка в математических вычислениях, но верно записана формула для плотности, правильно переведены единицы объема из литров в соответствующие единицы.
Дан правильный ответ, но не проведено сравнение полученного значения с табличным
0 баллов – другой ответ или ответ отсутствует
Задание 3 Точка дымления
Одним из важных параметров растительного масла является «точка дымления»! Точка дымления — это температура, при которой масло начинает разрушаться и в пищу оно больше не годится, так как содержит большое количество свободных радикалов, которые способствуют риску развития рака. То есть не важно, худеете вы или нет, это вредно для здоровья вообще.
Визуально это можно определить так — масло начинает дымить. Стоит отметить, что рафинирование масла повышает точку кипения.
В таблице ниже приведены некоторые приблизительные значения точек дымления для различных масел.
Масло | Fat | Точка дымления |
Нерафинированное масло канолы (рапсовое) | Unrefined canola oil | 107°C |
Нерафинированное льняное масло | Unrefined flaxseed oil | 107°C |
Нерафинированное подсолнечное масло | Unrefined safflower oil | 107°C |
Нерафинированное кукурузное масло | Unrefined corn oil | 160°C |
Оливковое масло первого отжима (extra virgin) | Extra virgin olive oil | 160°C |
Нерафинированное арахисовое масло | Unrefined peanut oil | 160°C |
Полурафинированное подсолнечное масло | Semirefined safflower oil | 160°C |
Нерафинированное соевое масло | Unrefined soy oil | 160°C |
Нерафинированное масло грецкого ореха | Unrefined walnut oil | 160°C |
Конопляное масло | Hemp seed oil | 165°C |
Сливочное масло | Butter | 177°C |
Кокосовое масло | Coconut oil | 177°C |
Нерафинированное кунжутное масло | Unrefined sesame oil | 177°C |
Сало | Lard | 182°C |
Рафинированное масло канолы (рапсовое) | Refined canola oil | 204°C |
Высококачественное (низкой кислотности) оливковое масло первого отжима | High quality (low acidity) extra virgin olive oil | 207°C |
Кунжутное масло | Sesame oil | 210°C |
Масло виноградных косточек | Grapeseed oil | 216°C |
Оливковое масло первого отжима | Virgin olive oil | 216°C |
Миндальное масло | Almond oil | 216°C |
Арахисовое масло | Peanut oil | 227°C |
Рафинированное подсолнечное масло | Sunflower oil | 227°C |
Пальмовое масло | Palm oil | 232°C |
Пальмоядровое масло | Palm kernel oil | 232°C |
Рафинированное арахисовое масло | Refined peanut oil | 232°C |
Рафинированное соевое масло | Refined soy oil | 232°C |
Полурафинированное подсолнечное масло | Semirefined sunflower oil | 232°C |
Масло авокадо | Avocado oil | 271°C |
А какова же температура на сковороде. Итак,
- Температура кипения воды — 100 градусов, то есть чтобы продукт жарился (то есть из масла испарилась вода), а не тушился в смеси масла и выделяющегося сока, температура должна более 100 градусов.
- Золотая корочка образуется при температуре, при которой начинается химическая реакция между аминокислотами и сахарами (температура реакции Майара). Эта температура = 140-165 градусов. То есть, при температуре больше 100 градусов, но меньше 140, продукт жарится, а не тушится, но корочки не будет.
- Если масло достигло точки дымления (в прямом смысле дымит), то его химический состав меняется и в нем образуются канцерогены. Продукты, жаренные на таком масле в пищу употреблять нельзя.
Самый опасный момент это разогрев сковороды, именно в этот момент масло можно перегреть, так как когда мы положим котлету на сковороду, то температура масла, кончено, снизится. Так что, будьте внимательны именно в начале процесса жарки. Именно поэтому для нас — новичков лучше наливать масло на холодную сковороду, а как увидите, что оно нагрелось, сразу начинать жарить.
Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос.
#1050;ак влияет процесс рафинирования масла на температуру точки дымления?
#1050;акова точка дымления для рафинированного и нерафинированного подсолнечного масла? У какого масла она выше?
#1052;ожно ли использовать нерафинированное масло для жарки с получением золотистой корочки? Ответ поясните.
Первый вопрос:
Компетенция | Научное объяснение явлений |
Тип знания | применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления |
Контекст | личный |
Когнитивный уровень | низкий |
Тип вопроса | открытый |
Дидактическая единица | температура |
Критерии оценки
1 балл – дан ответ: рафинирование масла повышает точку кипения
0 баллов – другой ответ
Второй вопрос:
Компетенция | интерпретация данных и использование научных доказательств, для получения выводов |
Тип знания | применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления |
Контекст | личный |
Когнитивный уровень | средний |
Тип вопроса | закрытый |
Дидактическая единица | температура |
Критерии оценки:
1 балл – дан ответ: У рафинированного масла-227 0С, нерафинированного-107 0С, у рафинированного больше.
0 баллов – другой ответ
Третий вопрос
Компетенция | анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
Тип знания | знание процедур |
Контекст | личный |
Когнитивный уровень | высокий |
Тип вопроса | закрытый |
Дидактическая единица | температура |
Критерии оценки:
2 балла – Дан правильный ответ: Нельзя, так как для получения «золотой корочки» требуется температура 140-165 градусов. Эта температура выше точки дымления нерафинированного масла, в пищу оно больше не годится, так как содержит большое количество свободных радикалов, которые способствуют риску развития рака.
1 балл – Дан правильный ответ, но не приведено обоснование.
Дан правильный ответ, но в нем содержатся логически не верные шаги или он не полный.
0 баллов – другой ответ или ответ отсутствует
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»
Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...
Методическая разработка для проведения занятия по химии по развитию естественно-научной грамотности обучающихся
Разаработка включает задания по теме "Алюминий"...
Задание на формирование и оценку естественно-научной грамотности по теме "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха"
Тема "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха" замечательно подходит для решения заданий практико-ориентированного характера....
Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии
Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии...
Формирования и развитие естественно-научной грамотности обучающихся как необходимое условие достижение целей обучения в курсе географии.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным...
Урок - игра на развитие естественно- научной грамотности обучающихся «Путешествие по стране Эсландия»
Данное мероприятие- соревнование направлено на развитие естественно-научной грамотности обучающихся посредством решения практико- ориентированных задач....
Особенности формирования и развития естественно-научной грамотности у обучающихся с ОВЗ
Особенности формирования и развития естественно-научной грамотности у обучающихся с ОВЗМетодическая разработка...