СЕМЬЯ В ЦЕНТРЕ ИНЖЕНЕРНОГО МИРА
проект по физике (7 класс)

Пояснительная записка

Образовательный проект «Семья в центре инженерного мира».

Автор проекта: Баймухамбетова Алена Борисовна, учитель физики МАОУ СОШ №28 г. Балаково Саратовской обл.

Цель: разработка цикла мероприятий, объеденных тематикой роли семьи в формировании инженерного мышления учащихся. Мероприятия направлены на осознание роли семьи в инженерном деле, а также на формирование семейных ценностей как способа развития технических способностей учащихся.

Задачи проекта:

  • Познакомить учащихся средних классов с инженерными профессиями и их значимостью в различных областях жизни, а также с понятием «каракури»;
  • Привлечь внимание молодёжи к миру инженерии и показать, какие возможности и перспективы открываются перед специалистами в этой области;
  • Развить интерес учащихся к техническим наукам и стимулировать их к изучению математики, физики, информатики и других предметов, связанных с инженерией;
  • Показать роль семьи в инженерном деле и вовлечь родителей и близких родственников учащихся в проект, чтобы они могли поддержать интерес детей к инженерным профессиям.

Целевая аудитория: учащиеся средних и старших классов школ, интересующиеся инженерными профессиями и их родители.

Наименование проекта: «Семья в центре инженерного мира»

Тип проекта: Практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: 2024-2025 учебный год

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный. Сбор информации о значимости инженерии в различных областях жизни;

Сентябрь-ноябрь 2024 года

II этап: проектный. Планирование сроков и подготовка условий для проведения цикла образовательных мероприятий;

Декабрь 2024 года

III этап: практический. Проведение цикла мероприятий:

Январь-февраль 2025 года

Февраль-март 2025 года

Март-апрель 2025 года

IV этап: аналитический. Сбор и анализ отзывов участников проекта;

Апрель-май 2025 года

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса учащихся к инженерным профессиям;
  • Развитие технических способностей и навыков;
  • Формирование понимания роли семьи в инженерном мире;
  • Создание условий для дальнейшего изучения технических наук и развития в инженерной сфере.

Оценка рисков:

  • Риск недостаточной заинтересованности участников;
  • Риск отсутствия поддержки со стороны родителей;
  • Риск недостаточной квалификации приглашённых специалистов.

Меры по снижению рисков:

  • Проведение предварительных опросов участников;
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях;
  • Тщательный отбор приглашённых специалистов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное казенное учреждение «Организационно-методический центр Балаковского муниципального района Саратовской области»

при поддержке Балаковской городской организации

Профсоюза работников народного образования и науки

Муниципальный конкурс «Педагогический дебют-2024»

Образовательный проект

СЕМЬЯ В ЦЕНТРЕ ИНЖЕНЕРНОГО МИРА

Номинация: «Молодые учителя»

Автор проекта:

 Баймухамбетова Алена Борисовна,

учитель физики

МАОУ СОШ №28

г. Балаково Саратовской области

2024 год


ВВЕДЕНИЕ

«Инженер – это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, но и, по сути, формирует окружающую действительность». (В.В. Путин, Президент РФ)

Инженерное мышление — это системное техническое мышление с элементами творческой деятельности, включающее в себя разные смежные типы мышлений [1].

Время, условия, определенный «кадровый провал» в промышленности, экономике  меняют саму суть образования: не просто знания ради знаний, а умение применять полученные знания в практической деятельности, видеть их взаимосвязь. Важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления на всех уровнях общего образования. Инженерное мышление — не просто знание специфических дисциплин; это особая картина мира, способ мышления. Это умение видеть мир как систему, проектировать её элементы и управлять ими. Человек, который «упакован» такими компетенциями, обладает серьезными инструментами для развития своей карьеры. На сегодняшний момент первостепенной задачей стало развитие школьного инженерно-технического образования. Ведь именно в школе раскрывается гений будущих высококвалифицированных специалистов, которые смогут эффективно работать в инновационных и наукоемких областях мировой экономики [2].

В своей профессиональной деятельности я применяю многие способы для развития инженерного мышления на уроках физики: проектные технологии, цифровые технологии, технологию «бриколаж» для творческих домашних заданий и многое другое.

Но дефицит учебного времени подсказывает, что наиболее эффективные методы формирования инженерного мышления можно применять на занятиях во внеурочной деятельности: индивидуальные или групповые проекты технической направленности, инженерные задачи олимпиадного уровня, интеграция в роботехнику.

Если проанализировать профессии родителей учащихся в классе, в котором я являюсь классным руководителем, то можно сделать вывод, что более 60% отцов являются инженерами на различных предприятиях города. Интересно, а применяют ли родители дома инженерное «фишки» и делятся ли ими с ребятами? Чтобы найти ответ на свой вопрос, я решила организовать классное мероприятие для всей семьи – инженерный турнир «Самый семейный каракури!».

Поэтому целью образовательного проекта является разработка цикла мероприятий, объеденных тематикой роли семьи в формировании  инженерного мышления учащихся. Мероприятия направлены на осознание роли семьи в инженерном деле, а также на формирование семейных ценностей как способа развития технических способностей учащихся.

Задачи проекта:

  • Познакомить учащихся средних классов с инженерными профессиями и их значимостью в различных областях жизни, а также с понятием «каракури»;
  • Привлечь внимание молодёжи к миру инженерии и показать, какие возможности и перспективы открываются перед специалистами в этой области;
  • Развить интерес учащихся к техническим наукам и стимулировать их к изучению математики, физики, информатики и других предметов, связанных с инженерией;
  • Показать роль семьи в инженерном деле и вовлечь родителей и близких родственников учащихся в проект, чтобы они могли поддержать интерес детей к инженерным профессиям.

Проект можно расширить и на учащихся старшей школы, поэтому целевой аудиторией являются учащиеся средних и старших классов школ, интересующиеся инженерными профессиями и их родители.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Семья в центре инженерного мира»

Тип проекта

Практико-ориентированный

Сроки реализации проекта

2024-2025 учебный год

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

  • Сбор информации о значимости инженерии в различных областях жизни;
  • Изучение роли семьи в инженерном деле;
  • Подготовка презентаций, видеоматериалов, интерактивных заданий и других образовательных материалов;
  • Создание страницы проекта в социальной сети ВКонтакте

Сентябрь-ноябрь

2024 года

II этап: проектный

  • Планирование сроков и подготовка условий для проведения цикла образовательных мероприятий;
  • Вовлечение семей учащихся через творческие домашние задания по темам, содержащих элементы инженерного мышления.

Декабрь

2024 года

III этап: практический

Проведение цикла мероприятий:

  • Интерактивное занятие «Знакомьтесь, это каракури!» с привлечением родителя-инженера  (знакомство с историей механизмов каракури, просмотр видеоролика от Росатома, представление наглядных примеров каракури, беседа с приглашенным родителем о профессии инженера, игра «Отгадай каракури») [3], [4], [5]
  • Организация домашнего мини-проекта «Каракури – помощники дома» (учащиеся дома находят простой механизм или какое-либо инженерное решение, снимают видеоролик с рассказом  об этом механизме совместно с родителями, выкладывают на странице проекта в социальной сети ВКонтакте)
  • Проведение семейного инженерного турнира «Самый семейный каракури» (Приложение 1)

Январь-февраль

2025 года

Февраль-март 2025 года

Март-апрель 2025 года

IV этап: аналитический

  • Сбор и анализ отзывов участников проекта;
  • Сбор данных о повышении интереса к инженерным профессиям (анкетирование);
  • Оценка уровня знаний и навыков учащихся.

Апрель-май 2025 года

Ожидаемые результаты и риски

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса учащихся к инженерным профессиям;
  • Развитие технических способностей и навыков;
  • Формирование понимания роли семьи в инженерном мире;
  • Создание условий для дальнейшего изучения технических наук и развития в инженерной сфере.

Оценка рисков:

  • Риск недостаточной заинтересованности участников;
  • Риск отсутствия поддержки со стороны родителей;
  • Риск недостаточной квалификации приглашённых специалистов.

Меры по снижению рисков:

  • Проведение предварительных опросов участников;
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях;
  • Тщательный отбор приглашённых специалистов.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe-myshlenie-opredelenie-i-sostav-ego-komponentov
  2. Методические рекомендации «Формирование инженерного мышления школьников в процессе урочной деятельности», Замятина О.М., проект «Траекториум»
  3. Видеоролики о каракури:

https://vk.com/video-133804705_456239094 

https://vk.com/video-131845999_456239732

https://vk.com/video-221630941_456239022 

  1. Электронное пособие «Каракури. История оптимизации» https://rosatom-academy.ru/media/poleznye-materiali/karakuri-istorii-optimizatsii/ 
  2. Электронная версия журнала «Вестник каракури» https://rosatom-academy.ru/media/poleznye-materiali/vestnik-karakuri-24/ 

Приложение 1

План проведения семейного инженерного турнира

«Самый семейный каракури»

Участники турнира  - учащиеся класса и их семьи в количестве 3-х человек

Время проведения турнира – не более 3-х часов

День проведения турнира – суббота

 

Содержание этапа

Подготовка к проведению турнира

  • Составление сценария турнира;
  • Оповещение семей учащихся и привлечение желающих к подготовке турнира;
  • Приобретение необходимых материалов и инструментов;
  • Закупка призов, грамот и сертификатов.

Проработка конкурсных заданий

Турнир включает в себя три конкурсных задания:

  1. Визитка команды (название команды, краткое представление каждого члена команды, кричалка или слоган команды)
  2. Выполнение одного из конкурсных кейсов: изготовление из обычных материалов прибора каракури для оптимизации уборки дома, хранения вещей или продуктов, сортировки чего-либо, а также оптимизации работы на дачном участке.
  3. Защита выбранного кейса с демонстрацией работы изготовленного прибора.

Необходимо подобрать задания-кейсы так, чтобы их изготовление было простым  и недолгим.

При этом можно использовать

- инструменты (шуруповерт, молоток, отвертки, ножовки и другое);

- материалы (деревянные рейки, трубы ПВХ, полиспасты, пластиковые бутылки, пружины или резиновые жгуты и другое)

- крепежные детали

- любой подручный материал

Проведение турнира

  • Проведение инструктажа по технике безопасности, сбор согласий родителей об участии несовершеннолетних;
  • Организация помощи всякого рода участникам турнира, в том числе и медицинской при необходимости;
  • Осуществление контроля над каждым этапом турнира
  • Организация награждения победителей, призеров и участников.

Освещение этапов  и результатов турнира

Публикация статей на странице проекта в социальной сети ВКонтакте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

Открытое мероприятие для учащихся 5- 8 классов по теме « Семь чудес света Древнего мира».

Театрализованное мероприятие для учащихся 5- 8 классов по теме  « Семь чудес света Древнего мира», знакомит обучающихся с чудесами света....

Выступление на районном методическом объединении по духовному краеведению Подмосковья по теме: "Роль семьи в православном восприятии мира школьника"

Духовно-нравственное развитие детей невозможно без участия семьи, т.к. именно в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. Православные родители стараются воспитывать своих детей чере...

Семь чудес света Древнего мира (материалы для занятий)

О существовании некоторых из семи чудес света мы узнаем из повествований древнегреческого историка - Геродота.Чудеса света не всегда были одними и теми же, в разные периоды истории список претерпевал ...

Семь чудес света Древнего мира

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: "Семь чудес света Древнего мира". Технологическая карта...

Выступление на педсовете «Семья и Центр пути эффективного взаимодействия»

цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Выявление проблемы и поиск оптимальных форм совместной работы Центра и семьи в интересах ребенка...

ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Проект «Центр инженерных компетенций» направлен на развитие юных талантов в сфере инженерии, на основе формирования умений справляться с междисциплинарными задачами и работать в команде. В...