Ядерный реактор. Атомная энергетика
план-конспект урока по физике
Ядерный реактор. Атомная энергетика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f._yadernyy_reaktor._atomnaya_energetika.docx | 25.48 КБ |
f._yadernyy_reaktor._atomnaya_energetika.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Абсалямова Г. М.
Тема урока: Ядерный реактор. Атомная энергетика.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
- Дать понятие о ядерном реакторе, рассмотреть основные элементы ядерного реактора и принцип его действия.
Задачи урока:
- общеобразовательные:
- Введение понятия о ядерном реакторе.
- воспитательные;
- Развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания и мышления учащихся.
- развивающие:
- Воспитание у учащихся дисциплинированности на уроке, умения работать в коллективе;
- Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: учебник Перышкин А. В., 9 кл., презентация, видеофрагмент.
Методы обучения (технологии): объяснительно-иллюстративные методы.
Планируемые результаты обучения:
- личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
- метапредметные:
- Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.
- Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обнаруживать пробелы в информации;
- Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- предметные:
- формирование у учащихся знаний о понятии ядерного реактора.
Ход работы
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Орг. момент | Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня 11 ноября, а тема нашего сегодняшнего урока «Ядерный реактор». Запишите в тетради. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое ядерный реактор, основные элементы ядерного реактора и принцип его действия. | Слушают учителя, настраиваются на работу. |
2 | Первичное усвоение новых знаний | Ребята, ответьте на такой вопрос: А что является главной частью любой атомной электростанции? Молодцы. Итак, сейчас мы более подробно остановимся на этом вопросе. Историческая справка. Игорь Васильевич Курчатов— выдающийся советский физик, академик, основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. В 1949 году Игорь Васильевич начал работу над проектом атомной электростанции. Проект был успешно закончен: 27 июля 1954 наша атомная электростанция стала первой в мире! Определение ядерного реактора. Ядерным реактором называется устройство, в котором осуществляется и поддерживается управляемая цепная реакция деления некоторых тяжелых ядер. Первый ядерный реактор был построен в 1942 году в США под руководством Э. Ферми. В нашей стране первый реактор был построен в 1946 году под руководством И. В. Курчатова. Использование ядерных реакторов. В зависимости от назначения ядерные реакторы бывают энергетические, конверторы и размножители, исследовательские и многоцелевые, транспортные и промышленные. Ядерные энергетические реакторы используются для выработки электроэнергии на атомных электростанциях, в судовых энергетических установках, атомных теплоэлектроцентралях, а также на атомных станциях теплоснабжения. Реакторы имеют различную мощность, стационарный или импульсный режим работы. Многоцелевыми называются реакторы, служащие для нескольких целей, например, для выработки энергии и получения ядерного топлива. Основными элементами ядерного реактора являются:
| Слушают объяснение учителя, где непонятно задают/отвечают (на) вопросы. |
3 | Показ дем- ии. | Разбор материала, показанного в видеофрагменте. Ядерное топливо располагается в активной зоне в виде вертикальных стержней, называемых тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ). ТВЭЛы предназначены для регулирования мощности реактора. Активная зона окружена слоем вещества, отражающего нейтроны (отражатель) и защитной оболочкой из бетона, задерживающего нейтроны и другие частицы. Вода омывает стержень, нагретая до 300°С при высоком давлении, поступает в теплообменники. Роль теплообменника - вода, нагретая до 300°С, отдает тепло обычной воде, превращается в пар. А далее этот пар с бешенной скорость вращает турбину, а она в свою очередь приводит в движение электрогенератор, который вырабатывает электрический ток. | Смотрят видеофрагмент, слушают разбор материала, увиденного в видеофрагменте. |
4 | Первичное усвоение новых знаний. | Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Ядерный реактор является основным элементом атомной электростанции (АЭС), преобразующей тепловую ядерную энергию в электрическую. Преобразование энергии происходит по следующей схеме:
Экологические катастрофы на АЭС
В планах была остановка четвертого энергоблока для того, чтобы провести очередной планово- предупредительный ремонт и заодно провести эксперимент. В рамках эксперимента должны были происходить испытания «выбег ротора турбогенератора». Проект, предложенный генеральным проектировщиком, рассматривался как эффективный и экономичный способ получения дополнительной системы электроснабжения. В ходе расследования было выявлено масса нарушений работы операторов и начальства АЭС, возможно неправильная установка и эксплуатация самого реактора. Закрепление материала. 1.Что называют ядерным реактором? 2.Какие частицы участвуют в делении ядер урана? 3. Какие вещества из перечисленных ниже могут быть использованы в ядерных реакторах в качестве замедлителей нейтронов? А. графит; Б. кадмий; В. тяжёлая вода; Г. бор. 4.Какие преобразования энергии происходят в ядерном реакторе? 5.В 1946 году в Советском Союзе был построен первый ядерный реактор. Кто был руководителем этого проекта? 6.Какой путь вы считаете самым приемлемым для повышения надежности АЭС и предотвращения заражения внешней среды? | Слушают объяснение учителя, где непонятно задают/отвечают (на) вопросы. |
5 | Информация о д/з. | §76,77, вопросы на стр. 255. | Записывают д/з в дневник. |
6 | Рефлексия | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Подают дневники для выст. оценок. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ядерным реактором называется устройство, в котором осуществляется и поддерживается управляемая цепная реакция деления некоторых тяжелых ядер.
Впервые цепная ядерная реакция урана была осуществлена в США коллективом ученых под руководством Энрико Ферми в декабре 1942г.
В нашей стране первый ядерный реактор был запущен 25 декабря 1946 г. коллективом физиков, который возглавлял ученый Игорь Васильевич Курчатов
ядерное горючее(уран 235, уран 238, плутоний 239); замедлитель нейтронов (тяжелая вода, графит и др.); теплоноситель для вывода энергии, образующейся при работе реактора (вода, жидкий натрий и др.); Регулирующие стержни (бор, кадмий) - сильно поглощающие нейтроны Защитная оболочка, задерживающая излучения (бетон с железным наполнителем).
внутренняя энергия ядер урана кинетическая энергия нейтронов и осколков ядер внутренняя энергия воды внутренняя энергия пара кинетическая энергия пара кинетическая энергия ротора турбины и ротора генератора электрическая энергия
1979 – крупнейшая авария в США 1983 – страшная авария в Канаде (20 минут вытекала радиоактивная вода – по тонне в минуту) 1986 – авария в Великобритании 1986 г – авария в Германии 1986 г – Чернобыльская АЭС
2. Какие частицы участвуют в делении ядер урана? А. протоны; Б. нейтроны; В. электроны; Г. ядра гелия.
3. Какие вещества из перечисленных ниже могут быть использованы в ядерных реакторах в качестве замедлителей нейтронов? А. графит; Б. кадмий; В. тяжёлая вода; Г. бор.
4. Какие преобразования энергии происходят в ядерном реакторе? А. внутренняя энергия атомных ядер превращается в световую энергию; Б. внутренняя энергия атомных ядер превращается в механическую энергию; В. внутренняя энергия атомных ядер превращается в электрическую энергию; Г. среди ответов нет правильного.
5. В 1946 году в Советском Союзе был построен первый ядерный реактор. Кто был руководителем этого проекта? А. С. Королев; И. В. Курчатов; В. Д. Сахаров; Г. А. Прохоров.
6. Какой путь вы считаете самым приемлемым для повышения надежности АЭС и предотвращения заражения внешней среды? А. разработка реакторов, способных автоматически охладить активную зону реактора независимо от воли оператора; Б. повышение грамотности эксплуатации АЭС, уровня профессиональной подготовленности операторов АЭС; В. разработка высокоэффективных технологий демонтажа АЭС и переработки радиоактивных отходов; Г. расположение реакторов глубоко под землей; Д. отказ от строительства и эксплуатации АЭС.
§76,77, вопросы на стр. 255.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Ядерный реактор" 11 класс
Презентация и конспект урока....
Урок по физике в 9 классе "Ядерный реактор"
Урок изучения нового с использованием мультимедийных технологий...
Тест по теме "Ядерный реактор" 11 класс
Тест в формате презентации поможет учителю быстро оценить знания всего класса учащихся 11-ых классов по теме "Ядерный реактор". Использовать тест можно как во время урока объяснения нового материала в...
Конспект урока в 11 классе "Ядерный реактор. Атомная электростанция"
Конспект урока в 11 классе "Ядерный реактор. Атомная электростанция"...
Ядерный реактор. Атомная энергетика.
Урок игра. Учитель выступает в роли консультанта, ребята - депутаты государственной Думы, которые должны решить: нужно ли развивать ядерную энергетику, или необходимо развивать альтернативные виды эле...
Атомная энергетика. Ядерный реактор.
конспект урока....
Урок №80. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика" для 9 класса гуманитарного профиля
В рамках дистанционного обучения составен краткий план занятий для 9 класса гуманитарного профиля на платформе РЭШ....