Конспект урока в 11 классе "Ядерный реактор. Атомная электростанция"
план-конспект урока по физике (9, 11 класс) на тему
Конспект урока в 11 классе "Ядерный реактор. Атомная электростанция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.docx | 147.15 КБ |
rabochiy_list_k_uroku_1.docx | 110.18 КБ |
rabochiy_list_k_uroku_2.docx | 43.04 КБ |
rabochiy_list_k_uroku_3.docx | 43.47 КБ |
rabochiy_list_k_uroku_4.docx | 43.77 КБ |
test_1_aktualizatsiya_6_sht.doc | 14.71 КБ |
test_2_sam_rabota.docx | 16.3 КБ |
tsepochka_reaktsiy.docx | 15.06 КБ |
chernobyl_pamyatniki.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: физика
Класс:
Тема: «Ядерный реактор. АЭС»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Автор: Е. А. Кузьмина
Основные цели:
1. Сформировать представление о ядерном реакторе.
2.
5. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; умение работать по алгоритму.
6. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах и применять эталон.
Оборудование:
1. Доска и магнитная доска.
2. Презентация (вопросы для этапа «актуализации знаний»…
3. Эталоны для вывешивания на доску
4. Рабочий лист (на каждого ученика)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) 11.00 -11.05
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Прошу внимания на экран ( показ слайд-шоу о Чернобыле)
и потом сменить презентацию на слайды к уроку
Беседа по видеофрагменту
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
О каких событиях, о каких фактах вам напомнило это видео это видео? | -О ядерном взрыве в Хиросиме, , об аварии на АЭС, о последствиях таких катастроф |
Какую дату мы вспоминаем 26 апреля? | -30 лет со дня Чернобыльской трагедии |
Как вы думаете, все эти факты, эта дата, эта трагедия как может быть связана с темой нашего урока? | -Мы изучаем ядерную физику, а на АЭС применяют деление ядер урана; - и в ядерном оружии тоже применяется энергия, полученная из ядра |
Всё верно. Молодцы! А теперь, ребята, я прошу вас обратить внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку (слайд 1 )
«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации и людям не больше, чем когда мы зажигаем спичку…»
А. Эйнштейн
-Как вы понимаете слова великого физика, которые были сказаны им задолго до появления АЭС и ядерного оружия? | - Возможно, Эйнштейн предполагал, что энергия урана не всегда пойдет на благо… |
История человечества и история природы неразрывно связаны и влияют друг на друга. Долгое время ядерная энергия была скрыта от человека. Но человек по своей природе любопытен! Ему всегда нужно знать то, что пока неизвестно. Всегда нужно больше, чем у него есть. И вот, во второй половине 20 века произошли глобальные изменения, которые, с одной стороны совершили огромный прорыв в энергетике. А с другой, сделали реальной угрозу самоуничтожения человечества. …
И таким глобальным изменением стало?... | предполагают – открытие деления ядра урана, овладение атомной энергией |
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? | О способах овладения ядерной энергией |
2. Актуализация (5 -7 мин) 11.05-11.12.
Для того, чтобы эффективней прошел наш урок, предлагаю вспомнить пройденный материал.
Вы разделены на группы, и работать до конца урока будете в них. У каждого имеется «Рабочий лист», там вы увидите свои задания.
Задания для 3 и 4 группы | Задания для 1 и 2 группы | |
Тест по вариантам (варианты чередуются через одного) | Игра «Цепочка» (восстановить цепочки ядерных реакций) | |
Самопроверка по эталону слайд 2 | Последний в цепочке поднимает карточку с химическим элементом Kr (и Sr) | |
Молодцы! Давайте проговорим, что мы повторили? | Что такое цепная реакция Виды излучения Почему нейтроны должны быть медленными? | Ядерные реакции: распада, бомбардировки, слияния ядер |
3. Рефлексия (фиксация предыдущего материала и готовность к восприятию нового) (1 мин) | Включить слайд | |
Оцените свои ощущения и готовность к дальнейшему этапу урока с помощью сигнальных карточек | Поднимают соответствующие карточки |
Итак, я вижу 100% класса готовы приступить к изучению нового материала
4. Постановка проблемы (выявление причины и места затруднения) (3 мин)
11.12.-11.15.
Я прошу выйти к доске тех учащихся, на которых закончилась «Цепочка реакций» и наклеить ее (реакцию) на доску.
Ребята, как называется этот тип реакции? | Цепная реакция |
Чем он характерен? | Вызывается нейтроном и высвобождаются нейтроны |
Нейтроны должны быть какими: быстрыми или медленными? | |
А еще чем характерна цепная реакция? | Большой энергией и бесконтрольностью |
Абсолютно верно. Цепная реакция по сути неуправляемая. И надо найти способ укротить ее, сделать управляемой.
Как вы думаете, а на практике легко ли можно провести управляемую ядерную реакцию? | |
Знаете ли вы как это делается? | Нет |
В чем ваше затруднение? Зафиксируйте его | Мы не знаем, как сделать реакцию управляемой. Мы не знаем, с помощью каких устройств и способов это достигается |
В чем причина затруднения? | Недостаточность знаний |
Как мы будем выходить из сложившегося затруднения? | Будем пополнять знания |
Определим цель сегодняшнего урока | Выяснить, с помощью каких устройств и способов достигается управление ядерной реакцией? |
Этим устройством является Ядерный реактор. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? | |
Тема урока щелкнуть слайд | Ядерный реактор. АЭС. |
Гипотеза: Если использовать ядерную энергию разумно и осторожно, то с ее помощью можно решить энергетические проблемы Земли.
?Заменить традиционное топливо принципиально новым – компактным, бездымным и, что особенно важно, практически неисчерпаемым.
5. Построение проекта выхода из затруднения (8 мин) 11.15.-11.23
Я предлагаю вам поработать в группах по инструкциям, который я сейчас раздам.
1 группа: «Критическая масса» Пользуясь учебником ( п.85, с. 371 учебник Касьянов В.А. ) найдите ответы на вопросы и оформите в виде ОК (опорного конспекта). При благоприятных условиях цепной реакции, освобождающиеся в первой реакции нейтроны могут попасть в другие ядра урана и разделить их. 1) Коэффициент размножения нейтронов – это…. 2) Если К<1, то….. Если К =1, то….. Если К >1, то …. Кусок изотопа 235 U должен быть достаточно большим, так как при малых размерах образца нейтроны пролетают сквозь образец, не попав ни в одно ядро. 3) Критическая масса – это… 4) необходимые условия для развития цепной самоподдерживающейся управляемой реакции : К=1, наличие критической массы | |
2 группа: « Реактор» 1. Работая с учебником (п. 86 с.373 Касьянов В. А. )и дополнительной литературой (распечатанный материал) подпишите основные части реактора 1 ) Ядерное топливо ( уран, плутоний); 2) Замедлитель нейтронов (графит, тяжелая вода); 3) Отражатель нейтронов (бериллий ); 4) защита ( железобетон с соединениями бора); 5) Регулирующие стержни (поглотители нейтронов: кадмий и бор) 2. Найдите в дополнительной литературе различные типы реакторов и классифицируйте их | |
3 группа: «Конструкторы АЭС» Из блоков, лежащих перед вами, сконструируйте принципиальную схему АЭС и расскажите о ее принципах работы 3 5 1 2 4 1) реактор; 2) теплообменник; 3) турбина; 4) конденсатор; 5) генератор электрического тока | |
4 группа: «ЧерноБоль» Работают с ноутбуком. Задание: найти памятники чернобылю в разных городах, сделать слайд-шоу, подготовиться к выступлению « 30 лет со дня Чернобыльской катастрофы» В Липецке В Чернобыле (Это примеры) |
6. Реализация построенного проекта (8 мин) 11.23-11.31
Ребята, вы хорошо потрудились и теперь предоставьте результаты.
Отчет групп:
1 группа – закрепляет на магнитной доске плакат с опорным конспектом, воспроизводит его (2 мин). Остальные записывают в своих рабочих листах.
2 группа – на готовом слайде (слайд 3) показывают основные части реактора и рассказывают о них. Остальные фиксируют в рабочих листах. (2 мин ) Затем типы реакторов. Затем первый реактор в истории.
Историческая справка: первый ядерный реактор был построен в 1942 году в США под руководством Э. Ферми. В нашей стране первый реактор был построен в 1946 году под руководством И. В. Курчатова, первая атомная электростанция была построена в Обнинске в 1954 г.
3 группа – закрепляют блоки АЭС на магнитной доске и рассказывают принцип работы(2 мин)
4 группа – выступают в конце урока
Алгоритм: ?
Основные тезисы урока (кратко)?
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (2 мин) 11.31.-11.33.
Ребята! Как вы думаете, вы справились с возникшим затруднением? Получили вы необходимые знания? Знаете теперь, как «укрощается» уран?
Что находится в активной зоне реактора?
Каково назначение регулирующих стержней?
Зачем необходима защитная оболочка?
В чем заключается управление ядерной реакцией?
Назовите основные части реактора?
Какие преобразования энергии происходят при получении электрического тока на атомных электростанциях?
8.Физкультпауза ( 2 мин) 11.33.-11.35.
Ну а теперь немного отдохнем.
1 и 2 группа много читали и сидели неподвижно, вы займетесь двигательной гимнастикой (для глаз и плечевого пояса).
3 и 4 группа займется мыслительной гимнастикой
Задания на слайде (слайд 4)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) по эталону (5 мин)
Самостоятельная работа ( в 2-х вариантах)
1 вариант №1. Ядерный реактор А) Б) В) Г) №2. Замедлитель нейтронов - | 2 вариант №1.Критическая масса – А) Минимальное количество ядерного топлива, необходимое для того, чтобы началась цепная реакция Б) максимальное количество ядерного топлива, необходимое для того, чтобы началась цепная реакция В) масса оболочки реактора Г) масса продуктов цепной ядерной реакции |
№2. Минимальное количество ядерного топлива, необходимое для того, чтобы началась цепная реакция, называется А) пороговой массой Б) критической массой В) ядерной массой Г)минимальной массой | №2. При каком значении k работает ядерный реактор?
|
№3. Для чего нужны регулирующие стержни в реакторе? А. Для охлаждения реактора Б. Для нагревания теплоносителя В. Для контроля количества нейтронов Г. Для замедления нейтронов | №3.В качестве замедлителей быстрых нейтронов в ядерных реакторах применяются
|
Итоги работы занесите в рабочий лист.
Ребята, к сожалению ….
Послушаем теперь отчет 4-й группы.
(Выходят все к доске)
Читает Слесь Наталья
Чернобыльская трагедия.
Наша группа 4-я. Ей присвоен тот же номер, что и у 4-го реактора Чернобыльской АЭС, который взорвался атомным пеплом в ночь на 26 апреля 1986 года..
Реактор – пошел в разгон. Грянул взрыв. Он порвал, словно нитки, 2000 стальных и циркониевых труб, соединяющих активную зону с верхним перекрытием реактора и «выстрелил» в звездное небо полутора тысячетонной плитой. Брызнувшие в разные стороны обломки урановых стержней, труб и куски графита вспыхнули бенгальскими огнями. Освободилось пространство для гамма излучения и потока нейтронов.
Читает Филатов Максим
Выброс радиоактивных веществ из реактора 4 блока Чернобыльской АЭС эквивалентен количеству отходов, образовавшихся при взрыве 90 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. После аварии на АЭС в мире резко увеличилось число расторгаемых контрактов на строительство АЭС. Сумеем ли мы предотвратить катастрофу, зависит от нас, от нашей способности смотреть правде в глаза и принимать энергичные решения.
3-й читает стихотворение (Юля Ларшина)
Чернобыль… Одного хватает слова –
И сердце, как болезненный комок,
Сожмется, ожидая вести новой,
И горькой пылью пахнет ветерок.
И не со звезд небесных боль упала,
И не на твердь бесчувственных камней –
А в грудь земли проникла злым запалом
И вероломно поселилось в ней.
4-й слова о пожарных ( Юдина Яна)
5-й читает стих о пожарных (Кирилл Клейменов)
Взметнулся в небо столб огня
И взрыв разбрызгал блока глыбу.
Застыла в ужасе Земля,
Бедой поднятая на дыбу.
Огонь и мрак - невидим враг, До смерти шаг - потом бессмертье!
Ни перестрелок, ни атак, Но жить лишь так - ценою смерти.
Пожарников святая рать!
Моих товарищей когорта!
Вы знали: надо умирать,
И стали сталью экстра сорта.
Огонь и мрак - невидим враг, До смерти шаг - потом бессмертье!
Ни перестрелок, ни атак, Но жить лишь так - ценою смерти.
Нам души выхолостил взрыв
Суровым Припятским плацдармом –
На линии судеб обрыв, Но умирали вы не даром!
Огонь и мрак - невидим враг, До смерти шаг - потом бессмертье! Ни перестрелок, ни атак, Но жить лишь так - ценою смерти.
10. Включение в систему знаний и повторение.
Что будет, если К оставить >1 Где это применяется?
Ребята, вы все просто замечательно справились с работой. Подведем итог сделанному.
12. Рефлексия учебной деятельности (итог урока )
Что вы узнали сегодня и зачем. Для чего? | |
Кому был знаком данный материал? | |
Кто впервые узнал о реакторе? | |
У каждого из вас была своя цель в начале урока. Достигли вы поставленной цели? | |
Как вы открывали новое? |
Теперь я хочу вернуть вас к началу урока…. Вспомним эпиграф.
«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации и людям не больше, чем когда мы зажигаем спичку»
А. Эйнштейн
У этих слов есть продолжение…
«…Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня человеческих достижений, а от его моральных принципов»
А. Эйнштейн
О чем надо задуматься? (О том, что атомная энергия должна быть мирной. О необходимости ядерного разоружения и т .п…..)
Выразите свои ощущения от урока с помощью сигнальных карточек.
Не все сигналы позитивные, значит есть еще над чем поработать. Где вы можете потренироваться, чтобы улучшить результаты? Правильно! Дома!
Следующий урок мы посвятим ядерному оружию и биологическому действию радиации. Запишите домашнее задание.
11. Домашнее задание
1) п. 109
2) подготовить мини-проекты на одну из тем по выбору: «Ядерное оружие», «Биологическое действие радиации»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку
Дата _____________
Тема:________________________________________________________________
Фамилия Имя _________________________________________ Класс _________
Группа 1
«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку»
А. Эйнштейн
I задание.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | |||||
+ или - |
Выполните тест.
Результаты теста
внесите в таблицу.
Сформулируйте проблему ____________________________________________________________
II задание. Постройте проект выхода из затруднения и реализуйте его.
1. Пользуясь учебником ( п.85, с. 371 учебник Касьянов В.А. ) найдите ответы на вопросы и оформите в виде ОК (опорного конспекта).
При благоприятных условиях цепной реакции, освобождающиеся в первой реакции нейтроны могут попасть в другие ядра урана и разделить их.
Опр коэффициент размножения нейтронов _____________________________________
_____________________________________________________________________________
Формула К=
Если К>1, то _________________________________________________________________
Если К<1, то _________________________________________________________________
Если К=1, то _________________________________________________________________
Кусок изотопа 235 U должен быть достаточно большим, так как при малых размерах образца нейтроны пролетают сквозь образец, не попав ни в одно ядро.
3) опр Критическая масса __________________________________________________________
4) необходимые условия для развития цепной самоподдерживающейся управляемой реакции
________________________________________________________________________________
2. а) Ядерный реактор - устройство, в котором осуществляется ______________ цепная реакция деления тяжелых ядер(это задание выполняется во время отчета второй группы)
б) Назовите основные части ядерного реактора (это задание выполняется во время отчета второй группы)
1_____________________2_____________________________3_____________________
4_________________________________5_______________________________________
в) Назовите типы реакторов.
_______________________________________________________________________________
3) Подпишите названия блоков на схеме АЭС и соедините стрелками нужные блоки (это задание выполняется во время отчета третьей группы)
4) Напишите «Синквейн» на тему «Чернобыль» (1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза, 1 существительное-заключение) (Это задание выполняется в конце урока )
III задание. Выполните самостоятельную работу и занесите результаты в таблицу
№ | |||||
Ответ | |||||
+ или - |
IV. Итог урока.
««Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку.
…Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня человеческих достижений, а от его моральных принципов»
А. Эйнштейн
Карта самооценки | + / - |
1. Я знаю, как сделать цепную реакцию управляемой | |
2. Я смогу рассказать об устройстве реактора и АЭС | |
3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений. | |
4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений. | |
6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислите – какие) | |
7. Я считаю, что поработал(а) на уроке на отметку |
V.Домашнее задание
1) § 109 учебника Мякишев Г. Я.
2) подготовить мини-проекты на одну из тем по выбору: «Ядерное оружие», «Биологическое действие радиации»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку
Дата _____________
Тема:________________________________________________________________
Фамилия Имя _________________________________________ Класс _________
Группа 2
«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку»
А. Эйнштейн
1 задание.
«Цепочка реакций»
______________________________________ Выполнил(а) задание ______________верно/неверно
Сформулируйте проблему _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 задание. Постройте проект выхода из затруднения и реализуйте его.
1) Вставьте пропущенные слова в тексте
Опр коэффициент размножения нейтронов - это отношение числа нейтронов в ____________
поколении к числу ______________в предыдущем поколении.
Формула К=
Если К>1, то это приводит к ______________________________________
Если К<1, то реакция будет _______________________________________
Если К ? 1, то реакция будет управляемой
Опр критическая масса – это ______________ масса урана, при которой происходит цепная реакция
Необходимое условие для развития цепной самоподдерживающейся реакции – за время пролета нейтроном среды с линейным размером L успевает образоваться ________________________
2) Пользуясь материалом учебника (с. 317 уч Мякишев Г. Я.) выполните задания а) и б)
а) Опр Ядерный реактор ________________________________________________________________________________________________________________________б) впишите основные части ядерного реактора.
В скобках укажите названия веществ, из которых они состоят.
1)_____________________2)_______________________3)________________________________4)_________________________5)__________________
б) Пользуясь дополнительным материалом, найдите в тексте и запишите типы и виды реакторов
_______________________________________________________________________________
3) Подпишите названия блоков на схеме АЭС и соедините стрелками нужные блоки
4) Напишите «Синквейн» на тему «Чернобыль» (1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза, 1 существительное-заключение)
3 задание. Выполните самостоятельную работу и занесите результаты в таблицу
№ | |||||
Ответ | |||||
+ или - |
Итог урока.
««Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку
…Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня человеческих достижений, а от его моральных принципов»
А. Эйнштейн
Карта самооценки | + / - |
1. Я знаю, как сделать цепную реакцию управляемой | |
2. Я смогу рассказать об устройстве реактора и АЭС | |
3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений. | |
4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений. | |
6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислите – какие) | |
7. Я считаю, что поработал(а) на уроке на отметку |
Домашнее задание
1) § 109 учебника Мякишев Г. Я.
2) подготовить мини-проекты на одну из тем по выбору: «Ядерное оружие», «Биологическое действие радиации»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку
Дата _____________
Тема:________________________________________________________________
Фамилия Имя _________________________________________ Класс _________
Группа 3
«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку»
А. Эйнштейн
1 задание.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | |||||
+ или - |
Выполните тест.
Результаты теста
внесите в таблицу.
Сформулируйте проблему _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 задание. Постройте проект выхода из затруднения и реализуйте его.
1) Вставьте пропущенные слова в тексте
Опр коэффициент размножения нейтронов _ это отношение числа нейтронов в ____________
поколении к числу ______________в предыдущем поколении.
Формула К=
Если К>1, то это приводит к ______________________________________
Если К<1, то реакция будет _______________________________________
Если К ? 1, то реакция будет управляемой
Опр критическая масса – это ______________ масса урана, при которой происходит цепная реакция
Необходимое условие для развития цепной самоподдерживающейся реакции – за время пролета нейтроном среды с линейным размером L успевает образоваться ________________________
2) а) Ядерный реактор - устройство, в котором осуществляется ______________ цепная реакция деления тяжелых ядер(это задание выполняется во время отчета второй группы)
б) Назовите основные части ядерного реактора
1_______________2__________________3_____________________
4________________5_______________________________________
б) Назовите типы реакторов.
_______________________________________________________________________________
3) Составьте из предложенных блоков схему АЭС, зарисуйте её. (это задание выполняется во время отчета второй группы)
4) Напишите «Синквейн» на тему «Чернобыль» (1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза, 1 существительное-заключение)
3 задание. Выполните самостоятельную работу и занесите результаты в таблицу
№ | |||||
Ответ | |||||
+ или - |
Итог урока.
««Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку
…Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня человеческих достижений, а от его моральных принципов»
А. Эйнштейн
Карта самооценки | + / - |
1. Я знаю, как сделать цепную реакцию управляемой | |
2. Я смогу рассказать об устройстве реактора и АЭС | |
3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений. | |
4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений. | |
6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислите – какие) | |
7. Я считаю, что поработал(а) на уроке на отметку |
Домашнее задание
1) § 109 учебника Мякишев Г. Я.
2) подготовить мини-проекты на одну из тем по выбору: «Ядерное оружие», «Биологическое действие радиации»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку
Дата _____________
Тема:________________________________________________________________
Фамилия Имя _________________________________________ Класс _________
Группа 4
«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку»
А. Эйнштейн
1 задание.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | |||||
+ или - |
Выполните тест.
Результаты теста
внесите в таблицу.
Сформулируйте проблему _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 задание. Постройте проект выхода из затруднения и реализуйте его.
1) Вставьте пропущенные слова в тексте
Опр коэффициент размножения нейтронов _ это отношение числа нейтронов в ____________
поколении к числу ______________в предыдущем поколении.
Формула К=
Если К>1, то это приводит к ______________________________________
Если К<1, то реакция будет _______________________________________
Если К ? 1, то реакция будет управляемой
Опр критическая масса – это ______________ масса урана, при которой происходит цепная реакция
Необходимое условие для развития цепной самоподдерживающейся реакции – за время пролета нейтроном среды с линейным размером L успевает образоваться ________________________
2) а) Ядерный реактор - устройство, в котором осуществляется ______________ цепная реакция деления тяжелых ядер(это задание выполняется во время отчета второй группы)
б) Назовите основные части ядерного реактора
1_______________2__________________3_____________________
4________________5_______________________________________
б) Назовите типы реакторов.
_______________________________________________________________________________
3) Подпишите названия блоков на схеме АЭС и соедините стрелками нужные блоки(это задание выполняется во время отчета третьей группы)
4) Пользуясь интернет-ресурсами, найдите фотографии памятников Чернобыльской трагедии в разных городах России и мира. Сделайте слайд-шоу на тему «Память поколений».
Напишите «Синквейн» на тему «Чернобыль» (1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза, 1 существительное-заключение)
3 задание. Выполните самостоятельную работу и занесите результаты в таблицу
№ | |||||
Ответ | |||||
+ или - |
Итог урока.
««Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации не больше, чем когда мы зажигаем спичку
…Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня человеческих достижений, а от его моральных принципов»
А. Эйнштейн
Карта самооценки | + / - |
1. Я знаю, как сделать цепную реакцию управляемой | |
2. Я смогу рассказать об устройстве реактора и АЭС | |
3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений. | |
4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений. | |
6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислите – какие) | |
7. Я считаю, что поработал(а) на уроке на отметку |
Домашнее задание
1) § 109 учебника Мякишев Г. Я.
2) подготовить мини-проекты на одну из тем по выбору: «Ядерное оружие», «Биологическое действие радиации»
Предварительный просмотр:
Тест № 1
1 вариант
1. Кто открыл явление радиоактивности?
А) М. Кюри;
Б) Дж. Томсон;
В) Беккерель;
Г) Э. Резерфорд.
2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?
А) не изменяется;
Б) изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического элемента;
В) атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает.
3. Что такое α -излучение?
А) поток быстрых полностью ионизированных атомов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
4. Какая реакция называется цепной?
А) реакция, в которой частицы, вызывающие ее, образуются как продукты этой реакции;
Б) реакция изменения атомных ядер при взаимодействии их друг с другом;
В) любая ядерная реакция;
Г) реакция слияния лёгких ядер.
5. Из каких частиц состоят ядра атомов?
А) из протонов;
Б) из нейтронов;
В) из протонов, нейтронов и электронов;
Г) из протонов и нейтронов.
Тест № 1
2 вариант
1. Массовое число – это:
А) число протонов в ядре;
Б) число нейтронов в ядре;
В) число электронов в электронной оболочке;
Г) число нуклонов в ядре.
2. Что такое β - излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
3. Период полураспада радиоактивных ядер – это
А) время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 10 раз;
Б) время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 2 раза;
В) время, по истечении которого в радиоактивном образце останется √2 радиоактивных ядер;
Г) время, в течение которого число радиоактивных ядер в образце уменьшается в 50 раз.
4. В результате радиоактивного распада ядро плутония 239 94Pu превратилось в ядро урана 235 92U.
A)Произошел альфа-распад;
Б) Произошел бета-распад;
B)Число протонов в ядре уменьшилось на 4;
Г) В результате распада образовался позитрон.
5. В уране-235 может происходить цепная ядерная реакция деления. Выберите правильное утверждение.
A) При цепной реакции деление ядра происходит в результате попадания в него протона;
Б) При цепной реакции деление ядра происходит в результате попадания в него нейтрона;
B) В результате деления ядра образуются только электроны;
Г) В уране-235 не может протекать цепная реакция.
Предварительный просмотр:
Тест №2
1 вариант
1. Что называется критической массой в ядерном реакторе?
А) Минимальная масса ядерного топлива, при которой в реакторе может быть осуществлена цепная реакция.
Б) Масса ядерного топлива в реакторе, при которой он может работать без взрыва.
В) Дополнительная масса ядерного топлива, вносимая в реактор для его запуска.
Г) Масса делящегося вещества, полностью заполняющая активную зону реактора.
2. Какие вещества из перечисленных ниже могут быть использованы в ядерных реакторах в качестве замедлителя?
А.графит Б.кадмий В.тяжелая вода Г.бор
1)А и В 2)Б и Г 3)А и Б 4)В и Г
3. Ядерный реактор – это
А) устройство для осуществления ядерного взрыва;
Б) устройство, в котором осуществляется управляемая цепная реакция деления ядер;
В) устройство, в котором осуществляется термоядерный синтез;
Г) один из типов ядерных реакций.
4. Какие вещества из перечисленных ниже используются в качестве топлива АЭС?
А.уран Б.каменный уголь В.графит Г.кадмий
1) только А 2) только Б 3) А и Г 4) А, В и Г
5. При каком значении К (коэффициент размножения нейтронов)
идет цепная ядерная реакция в ядерном реакторе?
А) К >1 Б) К<1 В) К=1 Г) К≥ 1
Тест №2
2 вариант
- Критическая масса вещества – это …
А) наименьшая масса делящегося вещества, при которой уже может протекать цепная ядерная реакция деления;
Б) масса делящегося вещества, равная молярной массе этого вещества;
В) масса делящегося вещества, полностью заполняющая активную зону реактора;
Г) масса делящегося вещества, равная 235 кг.
2. Какие из перечисленных ниже условий являются обязательными для осуществления цепной ядерной реакции деления ядер урана?
А) освобождение при каждом делении ядра двух-трех нейтронов ;
Б) наличие достаточно большого количества урана ;
В) высокая температура урана .
1) только А 2) только Б 3) только В 4) А и Б
3. При каком значении К (коэффициент размножения нейтронов)
произойдет ядерный взрыв?
А) К >1 Б) К<1 В) К=1 Г) К≥ 1
4. Критическая масса определяется
A. замедлителем нейтронов Б. типом ядерного горючего
1) только А 2) только Б 3)АиБ 4) ни А, ни Б
5. Регулирование скорости ядерного деления тяжелых атомов в ядерных реакторах АЭС осуществляется
А) за счет увеличения отпуска электроэнергии потребителям
Б) за счет поглощения нейтронов при опускании стержней с поглотителями
В) за счет увеличения теплоотвода при увеличении скорости теплоносителя
Г) за счет уменьшения массы ядерного топлива в активной зоне при вынимании стержней с топливом
Предварительный просмотр:
Задание «Цепочка реакций»
1. ? + α42
2. ? + ?
3. + ? + ?
4. + ? ? + α42
5. + ? + ?
6. ? + + ? + 3
Задание «Цепочка реакций»
1. ? + α42
2. ? + ?
3. + ? + ?
4. + ? ? + α42
5. + ? + ?
6. ? + + ? + 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Липецк
Киров
Б елгород
Брянск
Евпатория
Ижевск
Краснодар
Нижний Новгород
Новомосковск
Ставрополь
Санкт-Петербург
Феодосия
Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная обучающая модель атомной электростанции
В модели показана схема работы атомной электростанции с двухконтурным водо-водяным энергетическим реактором. Энергия, выделяемая в активной зоне реактора, передаётся теплоносителю первого контура. Дал...
Атомные электростанции
Атомные электростанции – АЭС – это тепловые электростанции. На атомных электростанциях в виде источника используется энергия управляемых ядерных реакций. Единичная мощность энергоблоков АЭС дост...
«Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций»
Урок физики в 9 классе...
Атомные электростанции 1
Атомные электростанции...
Атомные электростанции 2
Атомные электростанции 2...
Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Атомная электростанция на ладони"
Урок предполагает проведение виртуального путешествия в мир дополненной реальности с помощью программы "АЭС на ладони", которая устанавливается на планшеты или телефоны обучающихся...
Урок №80. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика" для 9 класса гуманитарного профиля
В рамках дистанционного обучения составен краткий план занятий для 9 класса гуманитарного профиля на платформе РЭШ....
- Мне нравится (2)