Методы формирования функциональной грамотности на уроках физики
статья по физике (8 класс)
Образовательная функция физического эксперимента: способствует формированию у обучающихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.
Развивающая функция физического эксперимента: способствует развитию мышления обучающихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.
Воспитывающая функция физического эксперимента: способствует развитию самостоятельности и инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 339.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы формирования функциональной грамотности на уроках физики
Актуальность темы определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего развития.
Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным идти на компромисс и вести себя в обществе, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим ИТ, умеющим подать себя - выделяет лидирующего и конкурентно-способную человека. У этого человека хорошо сформированы навыки и умения, критическое и творческое мышления, он обладает знаниями. И он является функционально грамотной личностью, сформировать которую, с помощью читательской и математической грамотностью, помогает естественнонаучная грамотность при изучении физики. Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и современные методы и приемы, применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций. Об этих методах и приемах пойдет речь в данной статье.
Ключевые слова.
Естественнонаучная грамотность, экспериментальное задание, креативное мышление, критическое мышление, приемы, методы, кластер, синквейн, мозговой штурм, игра, кейс-метод, визуализация, индивидуальные домашние задания, групповые приемы, контроль.
Функциональная грамотность включает в себя несколько составляющих, основными в процессе изучения физики являются:
- читательская грамотность (формирование которой может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану);
- математическая грамотность (формирование которой может происходить не только при решении расчетных задач, но и при выполнении заданий, например «Вычисление мощности человека», где обучающийся, используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ);
- естественнонаучная грамотность (формирование которой происходит, в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире).
Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций, то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.
В этом педагогу поможет физический эксперимент, который занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика». Демонстрационный, лабораторный, фронтальный, домашний эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающегося. Он никогда не используется как уединенный метод, только в сочетании со словесными методами (лекция, объяснение, беседа) и с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы, экранные пособия). Эксперимент развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов.
Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами.
Образовательная функция физического эксперимента: способствует формированию у обучающихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.
Развивающая функция физического эксперимента: способствует развитию мышления обучающихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.
Воспитывающая функция физического эксперимента: способствует развитию самостоятельности и инициативы.
Методы познавательной деятельности, которые должны быть использовании при формировании естественнонаучной-это объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-поисковый, исследовательский. Целью данных методов является знакомство обучающихся с готовыми знаниями и образцами деятельности, усвоение знаний, обучение творческой и поисковой деятельностям.
Менее затратные по времени подготовки преподавателя и по выполнению обучающегося:
- кластер/граф (см. рис.1) (графически организованная информация, где выделяются основные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с обозначением связей (стрелок) между ними), | Кластер. Рис.1 |
- синквейн (см. рис.2) (короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое позволяет раскрыть понятие, тему, определение), | Синквейн. Рис.2 |
- пропущенные слова (см. рис.3), несоответствия в тексте (см. рис.4).
Пропущенные слова в тексте. Рис.3 | Несоответствия в тексте. Рис.4 |
Более затратные по времени подготовки преподавателя и по выполнению обучающегося: экспериментальное задание, «Мозговой штурм» (вопросы, для того, чтобы на них ответить, надо обладать знаниями и уметь применять их), игра «Силы» (с приемами и заданиями, описанными ранее), кейс-метод (см. рис.5) (ситуация, которая позволяет, решив поставленные вопросы, увидеть неоднозначность проблем в реальной жизни).
Примеры вопросов для «Мозгового штурма»:
- Как быстро можно охладить горячий чай в стакане?
- Как защитить воду в бассейне от купальщиков, если она попадает в город и используется в качестве питьевой воды горожанами?
Кейс-метод. Рис.5
Значительную роль в развитии функциональной грамотности играет использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, при этом развивается самостоятельное и креативное мышления появляется интерес, но также и учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Примеры:
- визуализация текста (представление текстовой информации в наглядном виде: списки, таблицы, диаграммы, фотографии, схемы, рисунки),
- «Узнать плотность риса или любой другой крупы»,
- Вырастить кристалл (задание делается в соответствии с материалами, предложенными учителем, под присмотром взрослых, с соблюдением техники безопасности),
Приемы для привлечения внимания и мотивации обучающихся: от частного к общему, от общего к частному, Сорбонка, «Я знаю, что…», «Радуга внимания», «Комментированное описание понятий, явлений», Древо мудрости, Корзина идей, Помоги мне, Смысловые пропуски в тексте, Фантастическая добавка, Отсроченная загадка.
Сорбонка – это карточка, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Использование Сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, формулы, теоремы, даты, значения.
Приёмы на концентрацию внимания, помогают создать тишину в классе, привлечь к занятию: «Радуга внимания», «Комментированное описание понятий, явлений».
Приёмы, развивающие творческое мышление: «Оратор», «Автор», «Фантазёр», «Профи».
Приёмы, мотивирующие учащихся на активную работу во время урока: «Я знаю, что…», корзина идей.
Групповые приёмы - объяснения явлений и фактов: Что будет если? Попробуйте объяснить!
Методы познания: Как узнать? Как сделать?, Как получить? Сделайте вывод!
Методы контроля: «Мои успехи», зашифрованные диктанты, оценка – не отметка, лови ошибку, цепочка, кредит доверия, толстый и тонкий вопрос, «Физическое королевство».
Лист самоконтроля (см. рис. 6) показывает личностные достижения каждого обучающегося, служит для выявления пробелов или недоработок по изучаемой теме. | Лист самоконтроля. Рис.6 |
Методы и приемы, описанные выше, перекликаются друг с другом, дополняют и способствуют стимулированию у обучающихся работы критического и креативного мышлений. Мотивируют их на изучение предмета, концентрируя внимание, формируя самостоятельность, ответственность, коммуникативность, а соответственно и функционально грамотную личность.
Список литературы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока» (8 класс)
laquo;Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока»...
Формирование функциональной грамотности на уроках физики.
Презентация к выступлению на зональной конференции на тему «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии, физики, химии и географии»...
приёмы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физиеи
В статье описаны приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физики основной школы. Актуальность темы определяется необходимостью в формированиифункциональной грамотностиу всех у...
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики
Актуальность темы определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...
Формирование функциональной грамотности на уроках физики
Данная презнтация может быть использована к выступлению по формированию функциональной грамотности....
мастер класс по физике для МО физиков на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ на уроках физики»на тему «Механические колебания»
данный мастер класс я провела на Городском заседаний МО физиков г.Владикавказа....