Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики
методическая разработка по физике (8 класс)
Формирование функциональной грамотности позволит решить ряд задач:
- оценивать уровень предметных знаний и умений;
- оценить уровень развития общеучебных умений и навыков;
- оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
- формировать познавательный интерес через развитие исследовательской компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_fizike.docx | 163.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по физике
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики»
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования.
Все педагоги нашей школы в той или иной степени знакомы с понятием «функциональная грамотность» и его содержанием.
ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
Три определения (работа с аудиторией) Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности
1. Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
2. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
3. Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Формирование функциональной грамотности позволит решить ряд задач:
- оценивать уровень предметных знаний и умений;
- оценить уровень развития общеучебных умений и навыков;
- оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
- формировать познавательный интерес через развитие исследовательской компетенции
.
Виды функциональной грамотности.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующихкомпетенций: научно объяснятьявления; понимать особенности естественнонаучногоисследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся на уроках физики
Задание «Тесто»
Чтобы сделать тесто для хлеба, поварсмешивает муку, воду, соль и дрожжи. Послесмешивания тесто помещается в контейнер на несколько часов для запуска процессаброжения. В процессе брожения в тестепроисходит химическое изменение: дрожжи(одноклеточные грибы) помогаюттрансформировать крахмал и сахар в муке вуглекислыйгаз и алкоголь.
Вопрос1:
Брожениеявляетсяпричинойподнятиятеста.Почемутестоподнимается?
А. Тестоподнимается,потомучтопроизводитсяалкогольипревращаетсявгаз.
В. Тестоподнимается,потомучтовнемразмножаютсяодноклеточныегрибы.
С. Тестоподнимается,потомучтовнемвырабатываетсяуглекислыйгаз.
Д. Тестоподнимается,потомучтоброжениепревращаетводувпар.
Ответ:C.
Вопрос2:
Через несколько часов после замешивания теста повар взвешивает его и видит, что его вес уменьшился. Вес теста одинаков в начале каждого из четырех экспериментов, показанных ниже. Какие дваэксперимента повар должен сравнить для проверки того, являются ли дрожжипричинойуменьшениявеса?
А. Повардолженсравнитьэксперименты1и2.
В. Повардолженсравнитьэксперименты1и3.
С. Повардолженсравнитьэксперименты2и4.
Д. Повар должен сравнить эксперименты 3 и 4.
ОтветD.
Вопрос 3: Когда поднятое (забродившее) тесто помещают в духовку для выпекания, скопления газов ипароввтестеувеличиваютсявразмере. Почемускоплениягазовипаровувеличиваютсяпринагревании?
А.Ихмолекулыстановятсябольше.
В
С.Числоихмолекулувеличивается.
Д.Их молекулы реже сталкиваются.
Ответ:B.
. Их молекулы двигаются быстрее.
Задание 2. Распространение запахов
В долгий зимний вечер два друга Петя и Ваня решили провести эксперимент. Петя измерил температуру воздуха в комнате, взял освежитель воздуха и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Ваня, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер. Когда Ваня почувствовал запах освежителя, то отключил секундомер. После этого друзья хорошо проветрили комнату. Петя опять замерил температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.
Вопрос 1:
Выберите верное утверждение
А. Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха освежителя воздуха от агрегатного состояния вещества
В. Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха от температуры воздуха в комнате.
С. Расстояние, на которое распространялся запах освежителя воздуха в ходе двух экспериментов, менялось.
Д. При уменьшении температуры воздуха в комнате скорость распространения запаха возрастает.
Ответ: В
Вопрос 2:
Опять проветрив комнату и замерив температуру, ребята поменяли освежитель воздуха на мамины духи. Температура воздуха для третьего эксперимента была такой же, как и во втором эксперименте. Проделав те же действия, друзья получили новое время распространения запаха. Для того, чтобы определить, какой запах распространяется быстрее, Петя предложил сравнить результаты первого и третьего экспериментов, а Ваня – второго и третьего экспериментов. Кто из ребят прав? Поясните свой ответ.
Ответ: Ваня. Для того, чтобы определить зависимость одной величины (скорость распространения запаха) от другой (рода пахучей жидкости), необходимо, чтобы остальные параметры опыта были одинаковыми (температура, расстояние). Расстояние во всех трёх опытах было одинаковым, а температура была одинаковой во втором и третьем опытах, поэтому прав Ваня
Задания по теме «Взаимодействие тел»
Задание 3. Автобусы
Автобус едет по прямой дороге. Водитель по имени Петр поставил стакан с водой наприборную панель.
ВдругПетррезконажимаетнатормоза.
Вопрос 1:
Что, скореевсего,произойдетсостаканомводы?
А.Водавстаканеостанетсявгоризонтальномположении.
В.Водавыльетсясостороны1.
С. Водавыльетсясостороны2.
Д. Водаразольется,ноневозможноопределить,выльетсялионасостороны 1или2.
Ответ: С
Вопрос2:
Автобус Петра, как и большинство автобусов, использует в качестве топлива бензин. Такиеавтобусызагрязняют окружающуюсреду. В некоторых годах ездят троллейбусы: они работают на электродвигателе. Электрическое напряжение, необходимое для двигателя, поступает по линиям электропередач (какэлектропоезда). Электричествогенерируетсянаэлектростанциях,использующихископаемоетопливо. Сторонники использования троллейбусов в городах говорят, что этот вид транспорта незагрязняетокружающуюсреду.
Правылисторонникитроллейбусоввсвоихсуждениях?Объяснитевашответ.
Ответ:Нет,потомучтоэлектростанциитожезагрязняютокружающуюсреду. Да,ноэтоотноситсятолькокгороду,самистанции,темнеменее,загрязняютокружающуюсреду.
Задание 4. Сопротивление воздуха
Осенним днём Петя вышел погулять. Накрапывал дождь, и Петя открыл зонтик. Вдруг подул сильный ветер и чуть не вырвал зонтик из рук. Петя едва смог притянуть его к себе. Заинтересовавшись этим вопросом, Петя, придя домой, стал искать информацию о силе, которая так сопротивлялась, когда Петя тянул зонтик на себя.
При движении твёрдого тела в жидкости или газе возникает сила, тормозящая движение, сила сопротивления. Она появляется только при относительном движении тела и окружающей среды. Для того чтобы уменьшить силу сопротивления среды, телу придают обтекаемую форму. Наиболее выгодна в этом отношении форма, близкая к форме падающей капли дождя.
В
опрос 1:
Петя решил поэкспериментировать дома. Он взял раскрытый зонт и начал его поднимать и опускать с одинаковой скоростью. В каком случае Петя чувствовал большее сопротивление при движении вниз или вверх? Свой ответ поясните.
Ответ: при движении вниз. При движении в вверх зонт встречается с воздухом более обтекаемой формой, чем при движении вниз, поэтому во втором случае сопротивление воздуха будет больше
Вопрос2:
Какое из тел при движении в воздухе с одинаковой скоростью будет испытывать наименьшее сопротивление?
|
Конец формы
Ответ: Д
НачалоЗадания по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Начало формы
Конец формы
Задание 5: Воздушные «шары счастья»
«Шары желаний», или небесные фонарики – объёмные бумажные конструкции с огоньком внутри, летающие по принципу воздушного шара (от нагретого воздуха).
Для изготовления небесных фонариков традиционно используются только натуральные материалы: рисовая бумага и каркас из бамбука. Топливный элемент крепится на верёвке со специальной негорючей пропиткой, вместо традиционной медной проволоки, что уменьшает массу небесного фонарика, улучшает лётные качества и делает его полностью биоразлагаемым.
Вопрос 1:
Выберите верный ответ.
А. Архимедова сила, действующая на фонарик, в процессе горения топливного элемента уменьшается, поэтому шар взлетает.
В. Средняя плотность фонарика с горячим воздухом внутри меньше плотности воздуха снаружи, поэтому фонарик поднимается.
С. Небесный фонарик будет подниматься вверх бесконечно долго.
Д. Поднявшись на большую высоту, небесный фонарик, изготовленный из биоразлагаемого материала, разлагается в воздухе.
Ответ: В
Вопрос 2:
В руководстве по запуску небесных фонариков приведены основные требования безопасности. В одном из них говорится, что категорически запрещено запускать небесные фонарики рядом с аэропортом. Как Вы думаете, почему нельзя это делать?
Ответ: небесный фонарик, выпущенный в небо, дальше уже никем не контролируется. Если запускать его вблизи аэропорта, он может помешать взлёту и посадке самолетов, что может привести к трагедии
Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся 8 класса
«Тепловые явления»
Задание 6. Температура
Петр работает над ремонтом старого дома. Он оставил бутылку воды, несколько металлических гвоздей и кусок древесины в багажнике машины. После того, как машина пробыла на солнце 3 часа, температура внутри машины достигла 40ºC.
Вопрос 1:
Что произошло с предметами в машине? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.
Это могло произойти с предметами? | Да или Нет? |
У них у всех одинаковая температура. | Да / Нет |
Через какое-то время вода начинает закипать. | Да / Нет |
Через какое-то время металлические гвозди начинают накаляться. | Да / Нет |
Ответ: Да,Нет,Нет.
Вопрос 3:
Наскольковаминтереснаследующаяинформация? Отметьтетолькоодинвариант ответавкаждомряду.
Очень интересно | Средний интерес | Почти не интересно | Неинтересно | |
Понимание влияния формы чашки на процесс охлаждения кофе | ||||
Знание разного расположения атомоввдереве,водеиметалле | ||||
Лучшее понимание того,почему разные твердые тела обладаютразной теплопроводностью |
НачЗадания по теме «Электрические явления»
Задание 7. Электрический конвектор
Настенный электрический конвектор используется для обогрева помещений.
Принцип работы электрического конвектора достаточно прост. Конвектор – прибор, в котором теплопередача происходит за счёт естественного движения воздуха – конвекции: холодный воздух, вступая в контакт с электрическим нагревательным элементом, увеличивает собственную температуру, становится легче и выходит через фронтальную решётку, которая обеспечивает отличное распределение тепла по всему помещению. За счёт циркуляции воздух в пространстве комнаты очень быстро прогревается.
Вопрос 1:
В правилах установки электрических конвекторов сказано, что их необходимо размещать на высоте 12–15 см от пола. Что произойдёт, если нарушить это правило и повесить конвектор почти вплотную к полу?
Ответ: холодный воздух поступает в конвектор снизу. Если его поместить вплотную к полу, то это будет препятствовать конвекции и, соответственно, нормальной работе конвектора
Начало формы
Конец формы
Вопрос 2:
В правилах по использованию электрических конвекторов указано, что опасно сушить мокрые вещи, помещая их на корпус конвектора. Объясните, почему это опасно.
Ответ: если поместить вещи на корпус конвектора, то нарушится конвекция воздуха через корпус конвектора. Всё количество теплоты будет идти на нагревание вещей, что может привести к пожару
Задания по теме «Световые явления»3.3 33Начало формы
Конец формы
Задание 8.Звёздный свет
Вова любит смотреть на звезды. Однако он не может наблюдать за звездамивполноймере, таккаконживет вбольшомгороде. В прошлом году Вова поехал в деревню, где видел огромное количествозвезд,которыхонневиделвгороде.
Вопрос1:
Почемувдеревневиднонамногобольшезвезд,чемвбольшихгородах?
А.Лунаярчевгородах, ионаперекрываетсветотмногихзвезд.
В.В воздухе в деревнях намного больше пыли для отражения света, чем воздухе вгородах.
С.Яркостьгородскихогнейделаетмногиезвездыневидимыми.
Д.Воздухтеплеевгородахиз-затепла,выделяемогомашинами,техникойидомами.
Ответ: С
Вопрос2:
Вова использует телескоп с линзой большого диаметра, чтобы наблюдать за звездаминизкойяркости. Почему использование телескопа с линзой большого диаметра делает возможнымнаблюдениезвезднизкойяркости?
А.Чембольшелинза,тембольшесветаонасобирает.
В.Чембольшелинза, тембольшеонаувеличивает.
С. Большиелинзыпозволяютвидетьбольшуючастьнеба.
Д.Большиелинзымогутопределитьтемныецветаназвездах.
Ответ: A.
Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся 9 класса
Задания по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
Задание 9. Тормозной путь автомобиля
Представьте, насколько меньше было бы аварий, если бы автомобили могли останавливаться мгновенно. К сожалению, элементарные законы физики говорят, что это невозможно. Тормозной путь у разных машин отличается. Здесь в расчёт идёт скорость передвижения, вес транспортного средства и его габариты, состояние резины, погодные условия и много других показателей. Кроме того, важна и скорость реакции водителя, т.е. в остановочный путь входит и путь реакции, который проходит автомобиль за время между появлением опасности и нажатием водителем на педаль тормоза.
Для тормозного пути характерна сильная зависимость от скорости автомобиля.
В таблице приведены данные исследования зависимости тормозного пути некоторого автомобиля от скорости его движения перед началом торможения. Абсолютная погрешность измерения скорости составляет ±1 км/ч, а погрешность измерения тормозного пути составляет ±0,5 м.
Скорость автомобиля, км/ч | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 |
Тормозной путь, м | 6 | 14 | 24 | 38 | 56 | 75 |
Но эти данные характерны для движения по сухому асфальту. При движении по заснеженной дороге или в гололёд тормозной путь значительно увеличивается.
Вопрос 1:
Выберите все верные утверждения о характере торможения автомобиля.
А. Для одного и того же автомобиля тормозной путь увеличивается с увеличением скорости движения и не зависит от погодных условий.
В. Исследование зависимости тормозного пути от скорости движения должно было проводиться для одного и того же автомобиля и при движении по одной и то же дороге.
С. Чем легче автомобиль, тем больше его остановочный путь.
Д. Если водитель отвлекается от дороги, то увеличивается путь реакции, являющийся составной частью общего остановочного пути.
Е. Путь реакции всегда постоянен, а тормозной путь прямо пропорционален скорости движения автомобиля перед началом торможения.
Ответ: В, Д
Вопрос 3:
Коэффициент трения шин о поверхность дороги зависит от погоды. Тормозной путь автомобиля намного увеличивается, если торможение автомобиля происходит на скользкой дороге.
Какие условия должны были соблюдаться при проведении исследования, результаты которого представлены на рисунке?
Ответ: тормозной путь зависит от начальной скорости торможения, а также может зависеть от массы автомобиля, ветра и т.п. Поэтому при проведении такого исследования должны оставаться неизменными все эти величины, а меняться только покрытие дороги (коэффициент трения шин о дорогу)
Начало фКонец форЗадания по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Задание 10. Ультразвук.
Во многих странах можно получить изображение плода (развивающегося ребенка) припомощи ультразвуковой визуализации (эхографии). Ультразвук считается безопасным как дляматери,так идля плода. Врач держит датчик и двигает его по животу матери. Ультразвуковые волны передаются вживот. Внутри живота они отражаются от поверхности зародыша. Эти отражаемые волнывновь поглощаются датчиком и транслируются на машине, которая воспроизводитизображение.
Вопрос 1:
Дляформированияизображенияультразвуковаямашинадолжнаподсчитатьрасстояние междуплодомидатчиком. Ультразвуковые волны проходят сквозь живот со скоростью 1540 м/с. Какие измерения машинадолжнаосуществитьдлярасчетарасстояния?
Ответ:она должна измерить время, затраченное ультразвуковой волной, на прохождение расстояния от зонда до поверхности зародыша и обратно.
Вопрос2:
Изображение плода может быть также получено при использовании рентгеновскогоизлучения.Однакоженщинамсоветуютизбегатьрентгенаживотавовремябеременности.
Почему женщинам особенностоит избегать рентгеновского излучения области живота вовремябеременности?
Ответ:Рентгеновскиелучивредныдляплода, потому что они могут вызвать мутацию плода, врожденные дефекты плода
Вопрос3:
Могут ли ультразвуковые исследования беременных женщин дать ответы на следующиевопросы?Обведите«Да»или«Нет»длякаждого изследующихвопросов.
Могут ли ультразвуковые исследования беременныхженщин дать ответынаследующиевопросы? | ДаилиНет? |
Женщинабеременнанесколькимидетьми? | Да/Нет |
Какогоцветаглазаребенка? | Да/Нет |
Ребенокправильногоразмера? | Да/Нет |
Ответ:Да,Нет,Да.
Задания по физике:
1. а) Какой из трёх одинаковых по размеру кубиков - из железа, меди, или свинца - имеет наибольшую (наименьшую) массу?
б) Какая из трёх ложек одинаковой массы – стальная, алюминиевая или серебряная - имеет больший размер?
2. Для определения процентного содержания крахмала в картофеле по таблице надо знать плотность картофеля. Определите содержание крахмала в картофеле, 18 см3 которого имеют массу 19,8 г.
Плотность, г/см3 | Содержание крахмала, % |
1,08 | 14,0 |
1,10 | 13,0 |
1,12 | 22,5 |
1,15 | 29,0 |
3. Два одинаковых стакана наполнены до краёв водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из сосудов перетянет, если их поставить на весы? Результат проверьте опытным путём.
4. Однажды царь спросил у Архимеда, сколько нужно взять золота, чтобы его масса была равна массе слона. Предложите способ, позволивший Архимеду справиться с этой задачей.
5. На рычаге уравновешены две гири одинакового объёма, но одна гиря вдвое тяжелее другой. Изменится ли равновесие рычага, если гири погрузить в воду?
6. По реке плывёт вёсельная лодка и рядом с ней – щепка. Что легче для гребца – перегнать щепку на 10 м или настолько же отстать от неё?
7. Вы собрались завтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Чтобы кофе осталось горячим, нужно налить в него молоко перед уходом или по возвращению?
8. Электроэнергия, расходуемая на освещение квартиры, учитывается счётчиком электроэнергии. В течение месяца в квартире горели две лампы мощностью по 60 Вт, две – по 25 Вт и одна 100 Вт, в среднем по 8 ч ежедневно. В начале месяца счётчик показывал 11034 кВт*ч. Каково должно быть показание счётчика в конце месяца? Сколько денег нужно заплатить, при тарифе 1 кВт*ч – 1 руб.?
9. В современном спорте мировые рекорды измеряют с высокой точностью. Результаты спортивных рекордов возьмите из справочников или Интернета и заполните таблицу:
Вид спорта | Рекорд | Рекорд с учётом погрешности измерения |
Бег на 100 м, с | ||
Плавание брассом на 100 м, с | ||
Прыжок в длину, см | ||
Прыжок в высоту, см |
10. Во время ремонта театрального зала с наклонным полом возникла необходимость наметить на всех стенах горизонтальную линию. Предложите наиболее простое устройство, с помощью которого можно сделать отметки на одном и том же уровне.
Заключение
Современныеподходывобразовании,ориентированныенарезультат,требуют изменений в учебной подготовке учащихся.
Развитие естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики
СБОРНИК ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ (ПОДОБРАНЫ ЗАДАНИЯ ПО КЛАССАМ)...
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики
Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса. Они всегда развивались взаимосвязано. Как показывает практика, на знаниях по физике особенно отражается математическа...
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках физики
Виды ФГ. Какие компетенции проверяет естественно-научная грамотность, инструменты учителя....