Кристаллические и аморфные тела
план-конспект урока по физике (10 класс)
Конспект урока по физике для 10 класса
по теме «Кристаллические и аморфные тела»
Учитель физики Баршуева Екатерина Георгиевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел. Показать применение кристаллов в технике.
Задачи
Образовательная:
сформировать у обучающихся, понятия кристалл, аморфное тело, монокристалл, поликристалл, изучить свойства кристаллов и аморфных тел.
Развивающая:
развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, способность анализировать и делать выводы из наблюдаемых явлений, способность обобщать полученные результаты, навыки самостоятельной работы с информацией
Воспитывающая:
формирование научного мировоззрения, воспитывать чувство самостоятельности, организованности, ответственности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Дидактические цели:
· формирование физической грамотности;
· формирование навыков проведения эксперимента;
· формирование критического мышления;
· формирование навыков работы группах.
Методические задачи:
- научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате работы с текстом;
- способствовать развитию познавательного интереса к физике и окружающему миру.
Технологии: развития критического мышления, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, групповые.
Методы обучения:
Показательно – иллюстративные с применением мультимедийных технологий:
словесный — беседа;
наглядный — видеоурок, макеты кристаллических решеток.
контролирующий — выходной тест.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, компьютер с программой Microsoft Office PowerPoint, мультимедийный проектор, колонки, экран, маршрутный лист, интерактивная доска, презентация «Кристаллические и аморфные теля», модели кристаллических решёток, коллекции минералов, линза, набор для исследования веществ (пробирка с кристаллическим веществом, пробирка с аморфным веществом, пакетик с натриевой солью, пустая пробирка термометр, секундомер), телефоны.
Междисциплинарные связи: биология, география, астрономия, химия.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Планируемые результаты УУД.
· Предметные УУД.
o Общие предметные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fizike_dlya_10_klassa.doc | 382.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике для 10 класса
по теме «Кристаллические и аморфные тела»
Учитель физики Баршуева Екатерина Георгиевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел. Показать применение кристаллов в технике.
Задачи
Образовательная:
сформировать у обучающихся, понятия кристалл, аморфное тело, монокристалл, поликристалл, изучить свойства кристаллов и аморфных тел.
Развивающая:
развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, способность анализировать и делать выводы из наблюдаемых явлений, способность обобщать полученные результаты, навыки самостоятельной работы с информацией
Воспитывающая:
формирование научного мировоззрения, воспитывать чувство самостоятельности, организованности, ответственности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Дидактические цели:
формирование физической грамотности;
формирование навыков проведения эксперимента;
формирование критического мышления;
формирование навыков работы группах.
Методические задачи:
- научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате работы с текстом;
- способствовать развитию познавательного интереса к физике и окружающему миру.
Технологии: развития критического мышления, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, групповые.
Методы обучения:
Показательно – иллюстративные с применением мультимедийных технологий:
словесный — беседа;
наглядный — видеоурок, макеты кристаллических решеток.
контролирующий — выходной тест.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, компьютер с программой Microsoft Office PowerPoint, мультимедийный проектор, колонки, экран, маршрутный лист, интерактивная доска, презентация «Кристаллические и аморфные теля», модели кристаллических решёток, коллекции минералов, линза, набор для исследования веществ (пробирка с кристаллическим веществом, пробирка с аморфным веществом, пакетик с натриевой солью, пустая пробирка термометр, секундомер), телефоны.
Междисциплинарные связи: биология, география, астрономия, химия.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Планируемые результаты УУД.
Предметные УУД.
Общие предметные.
Знание о природе важнейших физических явление окружающего мира, уметь кратко и чётко отвечать на вопросы по закреплению материала.
Метапредметные УУД.
Коммуникативные:
создать условия для овладения универсальными учебными действиями: смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группах, корректировать и оценивать действия сверстников.
Регулятивные:
выделять и осознавать учащимся то, что уже усвоено в курсе физики, химии и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Познавательные:
уметь анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы;
усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.
Личностные УУД.
Формировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю.
самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу; адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку.
План урока
Организационный момент.
Актуализация
Входной тест
Постановка цели.
Изучение нового материала.
Работа с текстом (Работа в парах)
Просмотр видео «Познавательное о кристаллах»
Первичное закрепление(Тест)
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
В окружающем нас мире с веществами происходят различные физические и химические процессы. И, несмотря на многообразие веществ, они могут находиться только в разных агрегатных состояниях.
Сначала выполним входной тест для проверки знаний, полученных заранее в основной школе о строении вещества. Слайд 1-4
Назовите три агрегатных состояния вещества.
2. Закончите предложение.
«Агрегатное состояние вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия …»
3. Найдите соответствие между агрегатным состоянием вещества и расстоянием между молекулами.
4. Назовите свойства твердых тел.
5. Вставьте пропущенные слова.
«Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется … или … »
Ответы:
газообразное, жидкое, твердое.
- молекул.
- 1б; 2а; 3в.
- сохраняют объем и форму.
- отвердеванием, кристаллизацией.
Критерии оценок
9-10 – 3 балла
7-8 – 2 балла
5-6 – 1 балл
Слайд 5
С древних времен эти предметы привлекали человека своей красотой. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. С давних пор с ними были связаны суеверия; как амулеты, они должны были не только ограждать своих владельцев от злых духов, но и наделять их сверхъестественными способностями. Украшения из них сейчас столь же популярны, как и раньше. Когда те же самые вещества стали разрезать и полировать, как драгоценные камни, многие суеверия сохранились в талисманах «на счастье» и «своих камнях», соответствующих месяцу рождения.
О каких предметах идет речь?
Какова тема урока сегодня? (Ответы детей) Слайд 6
Тема урока: Кристаллические и аморфные тела.
Слайд 7
Большинство окружающих нас твердые тела— вещества в твердом состоянии. Специальная область физики — физика твердого тела— занимается изучением строения и свойств твердых тел. Эта область физики является ведущей во всех физических исследованиях. Она составляет фундамент современной техники. В любой отрасли техники используются свойства твердого тела: механические, тепловые, электрические, оптические и т.д.
Какова цель нашего урока слайд 8
Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел.
Изучитьпонятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело»;
Показать применение кристаллов в технике.
Перед вами статья «Кристаллические и аморфные тела». Работаем парами.
Задание 1. Прочитайте текст «Кристаллические и аморфные тела». Работа с текстом. Слайд 9
Кристаллы - это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве.
Все драгоценные природные камни, кроме опала, являются кристаллическими, и многие из них, такие, как алмаз, рубин, сапфир и изумруд, попадаются в виде прекрасно ограненных кристаллов.
Для наглядного представления строения кристаллов используются кристаллические решетки. В узлах решётки располагаются центры атомов или молекул данного вещества. Атомы в кристаллах плотно упакованы, расстояние между их центрами приблизительно равно размеру частиц. В изображении кристаллических решёток указывается только положение центров атомов.
В каждой кристаллической решетке можно выделить элемент минимального размера, который называется элементарной ячейкой. Вся кристаллическая решетка может быть построена путем параллельного переноса элементарной ячейки по некоторым направлениям. Слайд 10
Известный русский кристаллограф Евграф Степанович Фёдоров установил, что в природе может существовать только 230 различных пространственных групп, охватывающих все возможные кристаллические структуры. Большинство из них (но не все) обнаружены в природе или созданы искусственно.
Кристаллы могут иметь форму различных призм, основанием которых могут быть правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник. Поэтому кристаллы имеют плоские грани. Например, крупинка обычной поваренной соли имеет плоские грани, составляющие друг с другом прямые углы. Это можно заметить, рассматривая соль с помощью лупы.
Идеальные формы кристаллов симметричны. По выражению Евграфа Степановича Фёдорова, кристаллы блещут симметрией. В кристаллах можно найти различные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии. Кристалл в форме куба (NaCl , KCl и др.) имеет девять плоскостей симметрии, тринадцать осей симметрии, кроме того, он имеет центр симметрии. Всего в кубе 23 элемента симметрии.
Правильная внешняя форма не единственное и даже не самое главное следствие упорядоченного строения кристалла. Главное свойство кристаллов анизотропия - это зависимость физических свойств от выбранного в кристалле направления.
У кристаллов по разным направлениям обнаруживается различная механическая прочность. Например, кусок слюды легко расслаивается в одном из направлений на тонкие пластинки, но разорвать его в направлении, перпендикулярном пластинкам, гораздо труднее.
Легко расслаивается в одном направлении кристалл графита. Слои образованы рядом параллельных сеток, состоящих из атомов углерода. Атомы располагаются в вершинах правильных шестиугольников. Расстояние между слоями сравнительно велико - примерно в 2 раза больше, чем длина стороны шестиугольника, поэтому связи между слоями менее прочны, чем связи внутри них.
От направления зависят и оптические свойства кристаллов. Так, кристалл кварца по-разному преломляет свет в зависимости от направления падающих на него лучей. Многие кристаллы по-разному проводят тепло и электрический ток в различных направлениях.
Металлы имеют кристаллическую структуру. Но если взять сравнительно большой кусок металла, то его кристаллическое строение никак не проявляется, ни во внешнем виде, ни в его физических свойствах. Почему металлы в обычном состоянии не обнаруживают анизотропии?
Оказывается, металл состоит из огромного количества сросшихся друг с другом маленьких кристалликов. Под микроскопом или даже с помощью лупы их нетрудно рассмотреть, особенно на свежем изломе металла. Свойства каждого кристаллика зависят от направления, но кристаллики ориентированы по отношению друг к другу беспорядочно. В результате все направления внутри металлов равноправны и свойства металлов одинаковы по всем направлениям.
Одиночные кристаллы - монокристаллы имеют правильную геометрическую форму, и их свойства различны по разным направлениям.
Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называют поликристаллом. Большинство кристаллических тел - поликристаллы, так как они состоят из множества сросшихся кристаллов.
Задание 2 .Ответьте на вопросы:
Какие типы кристаллов вы знаете?
Типы кристаллов
а) ионные;
б) атомные;
в) металлические;
г) молекулярные.
Каковы свойства твердых тел?
Сохраняют форму и объем
Каковы свойства твердых кристаллических и аморфных тел?
Свойства кристаллических тел.
#1058;емпература плавления постоянна.
#1048;меют кристаллическую решетку
#1050;аждое вещество имеет свою температуру плавления.
#1040;низотропны (механическая прочность, оптические, электрические, тепловые свойства).
Свойства аморфных тел.
1. Не имеют постоянной температуры плавления.
2. Не имеют кристаллического строения.
3. Изотропны.
4. Обладают текучестью.
5. Имеют только «ближний порядок» в расположении частиц.
6. Способны переходить в кристаллическое и жидкое состояние.
Приведите примеры кристаллических и аморфных тел.
Кристаллические | Аморфные |
лед; свинец; алюминий; ртуть; железо; золото; серебро; | канифоль (смола хвойных деревьев); стекло; эбонит; сургуч; различные пластмассы; |
Что называется изотропностью?
Что называется анизотропией?
Что называется монокристаллом? Приведите примеры
Что называется поликристаллом? Приведите примеры
Просмотр видео «Познавательное о кристаллах»
Задание № 1 работа в группах
Рассмотрите коллекцию минералов. Запишите название минералов имеющих кристаллическое строение.
Задание № 2 работа в группах
Свойства кристаллов используется в различных устройствах и приборах. Вам необходимо изучить информацию о применении кристаллов. И записать результаты работы в таблицу.
Используют нетбуки
Первичное закрепление.
Задание № 3 «Проверь себя»
Рефлексия
Ваше отношение к уроку?
Было ли вам интересно на уроке?
Какую бы вы поставили себе оценку за урок?
Домашнее задание §78ырастить кристалл поваренной соли
инструкция
Дополнительное задание. Создание презентаций «Применение кристаллов в быту», «Самые крупные кристаллы», «Жидкие кристаллы» и др.
Литература
Физика :учебник для 10 класса. Авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий М.: Просвещение, 2020.
Информационный модуль посвящен теме «Аморфные и кристаллические тела» средней школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная модель «Строение кристаллов»
Тест, включает 6 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для аттестации по теме «Аморфные тела. Криста ллические тела» средней школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кристаллические и аморфные тела"
Конспект урока по теме "Кристаллы" для 10 класса....
Кристаллические и аморфные тела в современном мире
Цели и задачи:Познакомить учащихся со строением и свойствами твердых тел;Показать роль физики твердого тела в создании материалов с заранее заданными свойствами;Показать формулу кристаллов, симметрию ...
Презентация к уроку физики "Кристаллические и аморфные тела"
Презентация к уроку физики в 10 классе "Кристаллические и аморфные тела"....
Интегрированный 2-х часовой урок (физика, химии) по теме: «Кристаллические и аморфные тела»
Цель урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел, опираясь на метапредметные связи курсов физики – химии и продолжив формировать представление об окружающем нас мире, природ...
Презентация к интегрированному уроку по теме: "Кристаллические и аморфные тела"
Урок проводят 2 учителя: учитель физики и учитель химии....
Кристаллические и аморфные тела
В ходе урока формируются понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело», изучаются основные свойства кристаллических и аморфных тел. ...
Информационная карта по физике. 10 класс. Кристаллические и аморфные тела.
Информационая карта по физики для учащихся 10 класса венчерней (сменной) школы по теме: "Кристаллические и аморфные тела"....