Технологическая карта урока "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Урок разработан с использованием цифровой лаборатории Releon/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx520.87 КБ
Файл mp.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя

общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Технологическая карта урока

по физике в 8 классе на тему

«Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов».

                                                                                            Составил: учитель физики

                                                                         Лукьянцева М.А.

2022

Технологическая карта урока

Предмет  Физика 8 класс

Дата  21.04.2022

Тема урока: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов

Тип урока:  Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения нее новых элементов.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Мультимедиапроектор.Рабочие тетради.Индивидиуальные карточки.Презентация.

Формы работы с учащимися: Групповая. Фронтальная.Индивидуальная.

Основные понятия постоянные магниты

Методы работы с учащимися: практические; методы самостоятельной работы;         

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем друг другу удачи. Присаживайтесь

Личностные: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей

Регулятивные: Выберите элемент.

Познавательные:  1) Общеучебные:  Выберите элемент. 

                                  2) Универсальные логические действия:  Выберите элемент.

                                  3) Действия постановки и решения проблем:  Выберите элемент.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» -«могу»);

  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

Ребята, давайте вспомним, что вам известно о магнитном поле.

1. Чем порождается магнитное поле?

2. Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?

3. Что называют электромагнитом?

4. Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с током?

5. Каким образом можно обнаружить наличие в пространстве магнитного поля?

6. Что представляют собой магнитные линии магнитного поля?

Молодцы! Мы ответили на ряд вопросов по теме «Магнитное поле», эти знания пригодятся при изучении новой темы.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

3. Выявление места и причины затруднений.

Начнём с истории. Много веков тому назад пастух в поисках своей заблудившейся овцы зашёл в незнакомые места. В горы. Кругом лежали тёмные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает неизвестная рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь все могли убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи.

1. О каком камне идёт речь в предании?

Сформулируйте тему урока

2. Как объяснить описанное явление?

Слушают, отвечают на вопросы,

формулируют тему урока

 о магните

Магнитный железняк притягивал к себе железные предметы

Личностные: Выберите элемент.

Регулятивные: Выберите элемент.

Познавательные:  1) Общеучебные:  Выберите элемент. 

                                  2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Сегодня мы с вами продолжим погружение в мир магнетизма, исследований, интересных фактов связанных с магнетизмом. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего урока  «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов»

- Что вы знаете о магнитах?

Сформулируем цель урока

Изучить свойства магнитов

Определим задачи урока

  1. Познакомиться с разными видами магнитов
  2. Выяснить какие вещества будут притягиваться магнитом
  3. Выяснить особенности магнита, если они есть

Уточним виды магнитов

                                                                  магниты

                  Полосовые                               Дуговые                                  круглые

Если мы с вами говорим о горе, то происхождение этих магнитов какое?

Природное

Если есть разновидность природная, то скорей всего будет разновидность какая?

Искусственная

Вторая характеристика

                                                                  магниты

                  Естественные                                                          Искусственные

          (магнитный железняк)                                             (кобальт, сталь, никель)

               

Скажите пожалуйста А магниты сохраняют свои свойства долго или могут потерять свои свойства?

Магниты бывают постоянные, которые долго сохраняют свои свойства, так и временные, которые теряют свои свойства.

                                                                  магниты

                 Постоянные                                                         Временные

Объяснить существование постоянных магнитов смог Ампер

Формулируют цель урока

Определяют задачи

Записывают в тетрадях

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

                                  2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

                                  3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Приступим к практической части

1 Проверим всели вещества притягиваются магнитом.

1

Сформулируйте цель исследования

   

2

Сформулируйте гипотезу.

3

Разработайте план исследования.

4

  Проведите исследования

Материалы:

Резина

Гвоздь

Деревянный брусок

Медная проволока (или пластина)

Цинковая пластина

Аллюминии

Гвоздь

Скрепка

стекло

Выводы по исследованию

5

 Сделайте вывод. 

Вывод Притягиваются железо и сплавы

Не притягиваются чистые металлы (алюминий и меди) и неметаллы

2   Изучение магнитного паля с помощью датчика

2.1  Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?

1

Сформулируйте цель исследования

   

2

Сформулируйте гипотезу.

3

Разработайте план исследования.

4

Проведите исследования

Приближайте датчик к разным местам магнита, начиная от середины.

Повторите то же с дуговым магнитом

Что наблюдали

5

 Сделайте вывод. 

Вывод.Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают края магнита. Они называются полюса магнита. хорошо у магнита два полюса: северный и южный.

N – северный полюс магнита

S – южный полюс магнита

2.2 Как будут вести при приближении одноименные полюса и разноименные.

Вывод: разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются. это установил В 1600г. английский врач Г.Х.Гилберт

2.2 Выясним есть ли магнитное поле вокруг магнита

1

Сформулируйте цель исследования

   

2

Сформулируйте гипотезу.

3

Разработайте план исследования.

4

Проведите исследования

Проведите датчиком вокруг магнита

5

 Сделайте вывод. 

Вывод:  Вокруг магнита есть магнитное поле. Векторной характеристикой магнитного поля – магнитные линии.

Магнитные линии – замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из «N» и входят в «S», замыкаясь внутри магнита.

Рисунок2.jpgРисунок5.jpgРисунок3.jpgРисунок4.jpg

2.3  Зависимость магнитного поля от расстояния до магнита

Анализ результатов:

После завершения измерений на графике будет отображена экспериментальная зависимость индукции магнитного поля от расстояния до полюса постоянного магнита, а также аппроксимация измеренных данных степенной функцией. Никаких дополнительных действий для вывода результатов анализа не требуется.

Оборудование гвоздь, скрепки, магнит.

Возьмите булавку и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к булавке? Потрите булавку о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки? 
Сделайте вывод. (^ Учащиеся делают выводы.). 

Вывод. Железо, сталь, никель, кобальт и некоторые другие сплавы в присутствии магнитного железняка приобретают магнитные свойства.

Проводят эксперименты, делают выводы

В первом случае булавка не прилипла к скрепкам. Стоило булавки «пообщаться» с магнитом, как она сама стала магнитом

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: составление плана и последовательности действий;

Познавательные:  1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

                                  2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

                                 

Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

8. Включение в систему знаний и повторение.

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников

Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные:  1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

                                  2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


9. Рефлексия УД на уроке

Учитель: а сейчас мне хотелось бы, чтобы каждый из вас самостоятельно оценил своё состояние, свои эмоции и результаты своей деятельности на сегодняшнем  уроке.

Помогут вам это сделать начальные фразы предложений, которые вы заканчиваете.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что …

Я научился …

Меня удивило…

                                                             Мне захотелось …

Личностные: понимание причин успеха в учебе

Познавательные:  1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Много веков тому назад пастух в поисках своей заблудившейся овцы зашёл в незнакомые места. В горы. Кругом лежали тёмные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает неизвестная рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу . Здесь все могли убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи. О каком камне идёт речь в предании?

Слайд 2

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. (Физика 8 класс)

Слайд 3

Гипотеза Ампера + е - S N Вывод: движение электронов представляет собой круговой ток, а о том, что вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле, мы знаем из предыдущих уроков Ампера (1775- 1836г.) выдвинул гипотезу о существовании электрических токов, циркулирующих внутри каждой молекулы вещества. В 1897г. гипотезу подтвердил английский учёный Томсон, а в 1910г. измерил токи американский учёный Милликен .

Слайд 4

Гипотеза Ампера Магнитного поля нет Магнитное поле есть

Слайд 5

Магнитное поле постоянных магнитов С помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля постоянных магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнит­ные линии катушки с током. 1 2 3 4

Слайд 6

Свойства постоянных магнитов. 1. Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются. 2. Магнитные линии – замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из « N » и входят в « S », замыкаясь внутри магнита. В 1600г. английский врач Г.Х.Гилберт вывел основные свойства постоянных магнитов.

Слайд 7

Свойства постоянных магнитов Магнитные полюсы существуют только парами.

Слайд 8

Применение постоянных магнитов

Слайд 9

Применение магнитов Магнитные носители информации: жесткие диски, дискеты

Слайд 10

Применение магнитов Кредитные, банковские карты

Слайд 11

Применение магнитов Телевизоры и компьютерные мониторы

Слайд 12

Применение магнитов Громкоговорители и микрофоны

Слайд 13

Применение магнитов Компас Игрушки Ювелирные украшения

Слайд 14

Применение магнитов Магнитно-резонансный томограф

Слайд 15

Закрепление изученного материала Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?

Слайд 16

Закрепление изученного материала Укажите полюсы магнитов, учитывая, что магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный его полюс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов".

Дать понятие постоянного магнита, объяснить намагниченность железа и стали существованием молекулярных токов, ознакомить учащихся с магнитными свойствами тел....

Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов (8 класс)

Цели урокаОбразовательные. Сформировать понятие постоянных магнитов. Показать как «выглядят» магнитные поля, созданные постоянными магнитами. Продолжить формирование умения применять полученные знания...

Технологическая карта урока: Магнитное поле. Постоянные магниты и электромагниты. Магнитное поле Земли.

Образец технологической карты урока физики. Может использоваться как альтернативный инструмент при планировании уроков. Особую помощь может оказать при разработке открытых уроков....

открытый урок «Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов». 8 Класс

Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов....

Постоянные магниты.Магнитное поле постоянных магнитов.

Цель урока: сформировать научные представления постоянных магнитах и их магнитном поле  и установить связь между электрическим током и магнитным полем.Тип урока: урок «открытия» новых...