«Использование сингапурских технологий на уроке физики»
учебно-методический материал
Наиболее актуальными в условия реализации ФГОС являются сингапурские технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_singapurskih_tehnologiy_na_uroke_fiziki.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Выступление на тему:
«Использование сингапурских технологий на уроке физики»
Подготовил:
учитель физики и информатики
первой квалификационной категории
Лукьянцева М.А.
2024
В организации своей педагогической деятельности я использую различные технологии, наиболее актуальными в условия реализации ФГОС ,на мой взгляд, являются сингапурские технологии.
Современная система образования требует от преподавателей большой гибкости и умения использовать в своей работе новый инструментарий. Так же быстро, как в последнее время изменяется мир, меняются и формы работы в классе. Рассматривая основные положения образовательных стандартов, мы прочтем, что наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. Существует методика, которая позволяет педагогу вовлечь в учебный процесс всех учеников в классе и добиться максимальной эффективности этого процесса. Речь идет о так называемой «сингапурской» методике обучения.
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Также, в основу методики заложены идеи известного русского психолога Льва Семеновича Выготского и советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Данила Борисовича Эльконина.
Современный урок по Сингапурской методике — это:
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику,
- урок, содержащий разные виды деятельности,
- урок ,на котором ученику комфортно,
- урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика,
- урок, развивающий у детей креативное мышление,
- урок, воспитывающий думающего ученика-интеллектуала,
- урок, предполагающий сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках физики, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы по предмету.
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных Универсальных Учебных Действий и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.
Общая характеристика сингапурской технологии (основана на командных формах работы)
- Ключевое понятие – «партнер».
- Обучающие структуры.
- Технология кооперативного обучения, взаимодействие.
- Четкое выполнение алгоритма.
- Игровая составляющая.
Методика представляет собой набор структур (тезисов и формул) – 13 основных, всего около 250. Все ученики разделены на группы по 4 человека: кто сидит рядом, а кто напротив.
Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги. Так формируется школьный командный дух и самостоятельность школьников.
Учитель больше не ищет пути донесения информации, а лишь подбирает подходящие модули для урока и группирует их в различных комбинациях: «ученик-ученик», «ученик-учебный материал», но не модель «педагог-ученик».
Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. Само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминает игру — увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. Ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда, на столе вспомогательные материалы: альбомная бумага, тетради, фломастеры, ручки. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. Между учениками присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие — это принципы сингапурской методики.
Приведу примеры применения сингапурских технологий на уроках «физики».
Хочу предложить несколько технологий на различных этапах урока.
Первый этап урока.
Проверка домашнего задания
Возможно, проверка покажется неожиданной. От всех требуется знание всего-то одного определения: (определение траектории движения тела)
– Траекторией называется линия, вдоль которой движется тело.
Правила опроса:
Опрос проводится «по цепочке».
- Каждый «ученик» (в данном случае – каждый из присутствующих) должен произнести всего-то лишь одно слово из определения. Но в строгом порядке, то есть по цепочке. В помощь вам дана эстафетная палочка. Палочка передается от соседа соседу с проговариванием одного слова.
- За произнесённое слово (и правильно и вовремя) надо ставить плюс в свою тетрадь (как накопительную оценку)
Это задание можно немного усложнить – основные правила проверки остаются теми же, только вот определение надо читать наоборот. То есть формулировка теперь будет звучать, начиная с последнего слова.
За произнесённое слово (и правильно и вовремя) не забываем ставить плюс в свою тетрадь
Следующий этап урока – актуализация знаний.
Проведем диктант «на дружбу»
Объясняю правила проведения диктанта «на дружбу».
От каждой команды попрошу ко мне подойти по одному посыльному, которым я говорю словосочетание – первую порцию нового определения, – они быстро уходят к командам и диктуют запомнившиеся слова, при этом каждый из команды, включая посыльного, должен записать их себе в тетрадь.
После записи первой порции определения ко мне подходит второй посыльный за очередным словосочетанием и т. д., до тех пор, пока все определение не будет записано у каждого в тетради.
Не забываем ставить себе плюс за правильно записанное словосочетание – во время проверки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1-го закона НЬЮТОНА разбить на фразы
Существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела (или действия других тел компенсируются).
Проверим получившееся определение.
После передачи через посыльных всех фрагментов определения команды проверяют друг у друга степень достоверности получившейся записи.
Каждая группа хором читает полученный текст, (выслушиваем варианты соседей).
Найдите в учебнике аналогичное определение, и определите тему сегодняшнего урока.
Все проделывается за минуту-две. Наконец звучит версия:
Ваша версия?!
— Тема урока «Первый закон Ньютона».
(В результате на доске появляется формула записи первого закона Ньютона)
∑ Fi = 0, υ = 0/const, как вы думаете, что это за формула?
Ответ: формула записи первого закона Ньютона.
Для того, чтобы разобраться с тем, как использовать эту формулу, предлагаю группам выслать ко мне по одному представителю от команды. Они вытянут условие задачи, для её решения общими усилиями в своей команде. Решение обязательно должно быть записано у всех в команде.
ЗАДАЧА:
№ 114. Мальчик держит на нити шарик, наполненный водородом. Действия каких тел взаимно компенсируются, если шарик находится в состоянии покоя? Мальчик выпустил нить. Почему шарик пришел в ускоренное движение?
проверка
Ответ: Притяжение Земли и натяжение нити компенсируются выталкивающим действием воздуха.
Притяжение Земли не компенсирует выталкивающее действие воздуха.
Не забываем ставить себе плюс за правильно решённую задачу – во время проверки.
Для закрепления умения решать задачи можно предложить каждой группе четыре задачки, ограничивая время пятью минутами. Предлагается выяснить, кто сможет за это время решить как можно больше задач.
№ 112. Действия каких тел компенсируются в следующих случаях: а) подводная лодка покоится в толще воды; б) подводная лодка лежит на твердом дне?
№ 113. Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Действия каких тел компенсируются при этом?
№ 115. Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем?
№ 119. Как движется поезд, если яблоко упавшее со столика вагона в системе отсчета «Вагон»: а) движется по вертикали; б) отклоняется при падении вперед; в) оклоняется назад; г) отклоняется в сторону?
Проверка решённых задач предназначается «ведущему учителю», выбираемому в соседней команде. Тетради должны быть собраны в центре стола и переданы «своему» учителю.
Начался ещё один этап урока: «Закрепление материала». Предлагаю слайд, на котором изображено большое количество физических величин и математических знаков.
СЛАЙД
υ ∑ Fi ρ τ π λ α ƍ ν ɳ ʃ ɡ Ψ θ ε μ ν γ η β ∩ √ ≈ ≠ ≤ ≥ ∞ ∆ ☼ ☺ ♪
Предлагаю выбрать из изображённых величин те, с которыми мы встретились на сегодняшнем уроке.
Окончание урока.
Подведение итогов
Начинаю подведение «оценочных» заданий.
За все проделанные задания учителя-учащиеся получали либо балл, либо плюс.
При подсчетах баллов можно использовать своеобразную рейтинговую оценку, которая зависит от количества баллов каждого ученика и количества заданий запланированных учителем.
Домашнее задание.
Задаю: посчитать, сколько раз в новом параграфе учебника встретится слово «первый».
Чтобы прояснить ситуацию добавляю:
– Следующий урок начнётся с вопроса о том, сколько же раз в тексте заданного учебного параграфа встречалось слово «первый».
Ученик, считая, что ему задали на дом очень простое задание, выполнит его с огромным удовольствием. И даже на всякий случай пересчитает получившийся вариант (возможно, что пересчитает даже не один раз). Проштудировав, сам того не замечая, параграф несколько раз подряд. При обычном домашнем задании, они прочтут его в лучшем случае один раз. А тут – скорее всего не один…
Литература:
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
- БукатовВ.М. «Хрестоматия игровых приемов обучения». - «Первое сентября», 2002.
- Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.
- Выготский Л. С. «Педагогическая психология». - М., 1996.
- Ершова А. П., Букатов В. М. "Режиссура урока, общения и поведения учителя". – М., 2006.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008.
- Немов Р. С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- Справочник классного руководителя
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001
- Эльконин Д.Б. «Психология игры». - 2-е изд. М., 1999.
- Интернет сайт www.openlesson.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах
Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
"Использование инновационных технологий на уроках физики"
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
Использование информационных технологий на уроках физики
Методическая презентация...
Использование игровых технологий на уроках физики
В статье представлены элементы уроков физики в 7 классе с применением игровых технологий из опыта учителя физики Суховой Н.В....
Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика показала, что использование социоигр...