Тексты физического содержания по теме "Строение вещества", 7 класс
план-конспект занятия по физике (7 класс)
Одной из базовых компетенций человека в информационном мире, определяющей приоритеты в развитии современного образования, становится функциональная грамотность, которая предполагает умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. С позиций ФГОС функциональная грамотность носит метапредметный характер и относится к универсальным учебным действиям. Читательская грамотность предполагает освоение навыков смыслового чтения, т.е. умение вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. Таким образом, работа с текстом является связующим звеном всех учебных предметов.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов, в том числе и физики. Однако по результатам ГИА школьники испытывают большие трудности при работе с информацией, представленной в текстах физического содержания. В связи с этим необходимо использовать тексты физического содержания при изучении различных тем школьного курса, начиная с 7 класса. Предлагаемые обучающимся тексты выдаются обучающимся для индивидуального обучения или работы в паре, затем выбранные ученики представляют всему классу пересказ текста и ответы на вопросы, составленные учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_3._tverdoe_sostoyanie.doc | 49.5 КБ |
tekst_2._zhidkoe_sostoyanie.doc | 43.5 КБ |
tekst_1._gazoobraznoe_sostoyanie.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст № 3. Твердое состояние вещества
Твёрдые тела являются полной противоположностью газам. В твердых телах молекулы чаще всего расположены упорядочено. Они не могут беспорядочно менять свое положение. Поэтому твердые тела, в отличие от жидкостей, не обладают текучестью, а сохраняют свою форму. В них не происходит свободного передвижения частиц. Молекулы находятся в узлах кристаллической решётки, то есть существует строгий периодический порядок в расположении частиц, составляющих твёрдое тело.
Однако следует сделать одну оговорку. Это так по отношению к твердым телам, чье молекулярное строение представляет собой кристаллическую решетку. Аморфные тела обладают текучестью, но намного меньшей, чем у жидкостей.
Молекулы или атомы кристаллических тел расположены друг относительно друга упорядоченно. Существует определенное «правило», по которому каждая молекула (или атом) соединяется с другими молекулами кристалла. Так, молекулы могут располагаться в вершинах кубов или шестиугольников. В аморфных телах молекулы располагаются беспорядочно.
Виды кристаллических решёток отличаются в зависимости от вещества (главное – это периодичность и порядок). Точки пространства, в которых находятся частицы твёрдого тела, называются узлами кристаллической решётки.
Из-за стабильности и порядка в расположении частиц в узлах кристаллической решётки, физики говорят, что твёрдые тела обладают дальним и ближним порядками в расположении частиц вещества.
Твёрдые тела сохраняют форму и объём (для примера, если подвергнуть пружинку деформации, она вернётся к предыдущей форме, не изменив при этом объём).
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Приведите примеры веществ, находящихся в твердом состоянии.
- Сформулируйте основные свойства твердых тел.
- Что такое кристаллическая решетка? Как называются точки пространства, в которых находятся частицы твёрдого тела?
Предварительный просмотр:
Текст № 2. Жидкое состояние вещества
Молекулы жидкости (например, воды), в отличие от молекул газа, находятся близко друг к другу (можно сказать, вплотную) и взаимодействуют между собой. Однако молекулы жидкости, также как и у газа, могут свободно перемещаться.
Частицы в жидких телах «упакованы» плотно и, как в твёрдых телах, совершают колебания около положения равновесия. Попытка сжать жидкость быстро приводит к деформации молекул и встречает мощное сопротивление со стороны жидкости. То есть жидкости практически не сжимаемы.
Основные свойства жидкости:
- сохраняет свой объем,
- принимает форму сосуда, в котором находится,
- обладает текучестью,
- очень плохо сжимается.
Хотя молекулы жидкости расположены почти так же, как в твёрдом теле, жидкость обладает текучестью. Это объясняется тем, что, в отличие от твёрдого тела, колебания молекул около положения равновесия в жидкости не вечны, в какой-то момент времени молекула совершает «скачок», переходя в другое положение. Следовательно, жидкость хорошо сохраняет объём, но не сохраняет форму.
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Приведите примеры веществ, находящихся в жидком состоянии.
- Сформулируйте основные свойства жидких тел.
- Чем объясняется такое специфическое свойство жидкостей, как текучесть?
Предварительный просмотр:
Текст № 1. Газообразное состояние вещества
Примерами веществ, находящихся в газообразном состоянии при определенных условиях, могут быть воздух, пары воды, чистые кислород, водород и многие другие вещества.
Молекулы в газах находятся далеко относительно друг друга, расстояния между молекулами примерно раз в десять больше самих молекул. Поэтому молекулы не взаимодействуют между собой, не устанавливается межмолекулярных связей. Молекулы беспорядочно двигаются во все стороны.
В результате газ
- не имеет формы,
- занимает весь предоставленный ему объем,
- легко сжимается и расширяется.
Если наполнить резиновый мяч воздухом, то воздух равномерно заполнит весь его объем, он не осядет внизу или не поднимется в верхнюю его часть. Он распространится именно по всему объему. Если тем же объемом воздуха заполнить мяч, который больше первого, то воздух в нем также заполнит весь объем, но будет менее плотный. Поэтому нам будет легче сжать второй мяч.
Почему же воздушная оболочка Земли — атмосфера — не «улетает» в космос, если газ старается занять весь объем? Ведь между атмосферой и космосом нет преград. Дело в том, что Земля притягивает тела к себе, в том числе и атмосферу. Если бы притяжение было слабым, то газ разлетелся бы по космосу. Так дело обстоит, например, на Луне. У нее нет атмосферы.
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Приведите примеры веществ, находящихся в газообразном состоянии.
- Сформулируйте основные свойства газообразного состояния вещества.
- Почему воздушная оболочка Земли — атмосфера — не «улетает» в космос, несмотря на то, что газ старается занять весь объем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс
Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....
Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ
Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...
Интегрированный урок в 11 классе "Решение задач с физическим содержанием"
Это урок - семинар.Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает задание разобрать и решить определённую группу физических задач. Учащиеся при подготовке к семинару ...
Задачи с текстами технического содержания по физике для основной школы
С использованием проектных, исследовательских образовательных технологий в процессе изучения физики, в том числе в профильном обучении. Обработка КИМов...
Работа с текстом лингвострановедческого содержания на уроках английского языка
Тексты лингвострановедческого характера занимают сегодня всё большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получ...
Особенности письменного перевода текстов технического содержания
Работа над полным письменным переводом состоит из последовательных этапов, формулировка содержания которых и составляет правила полного письменного перевода....
Методические приемы организации работы с текстом физического содержания учащихся с ОВЗ (ЗПР)
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности других педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные п...