Образовательная программа "Экспериментариум"
рабочая программа по физике (6, 7, 8 класс)

Жанна Александровна Гапоненко

Программа соответствует Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, которая направлена на «обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ и услуг дополнительного образования детей, путем установления координационных и регуляционных мер и механизмов для всех участников информационного образовательного взаимодействия». 

Программа рассчитана на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний обучающихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников. Для этого большая часть всего времени отводится на выполнение практических заданий, выполняемых школьниками самостоятельно.

Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их использования, представлены образцы их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования.

В учебно-методическом приложении подобраны качественные и расчетные задачи повышенной сложности по основным темам традиционного курса физики.

Проведение данного курса позволяет с помощью проводимых исследовательских работ

  • расширить возможности "круга общения" учащихся с физическими приборами,
  • сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным,
  • повысить интерес к изучению предмета.

При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания:

  • собирают экспериментальные установки,
  • измеряют физические величины,
  • представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков,
  • делают выводы из эксперимента,
  • объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_eksperimentarium_fizika_152ch.docx67.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Название программы

Экспериментариум

Направленность программы

Интеллектуальная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Гапоненко Жанна Александровна

Год разработки

2020

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический совет МБОУ СОШ№4

Информация о наличии рецензии

-

Цель

удовлетворениеиндивидуальных потребностей детей в интеллектуальном развитии;

формирование у учащихся навыков исследовательской деятельностии навыков решения задач

Задачи

Обучающие:

обучение теоретическим основам в области естественных наук через осознание и понимание физических явлений и законов;

получение навыков по решению задач различнойстепени трудности;

раскрытие зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем измерения физических величин;

расширение возможности "круга общения" учащихся с физическими приборами;

знакомство с простейшими бытовыми приборами.

Развивающие:

стимулирование развития интереса к физике и потребности в получении дополнительных знаний, способствующих личностному самоопределению и самореализации;

формирование у учащихся умений и навыков по использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений, а также умений объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций;

при выполнении экспериментальных заданий овладение физическими методами познания (сборка эксперимен-тальных установок,измерение физических величин,представление результатов измерений в виде таблиц, графиков, умение делать выводы из эксперимента);

развитие потребности в познании окружающего мира;

формирование навыков самостоятельной работы;

формирование и развитие компетенции учащихся в области использования ИКТ технологий на уровне общего пользования.

Воспитательные:

формирование у детей естественно-научного мировоззрения на основе изучаемых законов и проводимых экспериментов;

развитие готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких результатов.

Ожидаемые результаты освоения программы

личностный творческий потенциал, развитый на основе интереса к естественно-научному образованию; профессиональная профориентация в условиях города;

овладение приёмами самостоятельной образовательной деятельности с использованием физического оборудования и ИКТ

Срок реализации программы

1

Количество часов в неделю / год

4/152

Возраст обучающихся

14-16 лет

Формы занятий

групповые, подгрупповые.

Методическое обеспечение

Занятия в специально оборудованном кабинете физики

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

наличие соответствующего экспериментального оборудования и материального обеспечения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа имеет интеллектуальную направленность.

Количество часов всего - 152 (4 часа в неделю в течение года), возраст детей 14-16 лет.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный Закон от № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39

- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;

- Положение о рабочих программах.

- Примерная программа элективного курса по физике «Познай физику в задачах и экспериментах», автор В.А.Мосийчук

Программа соответствует Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, которая направлена на «обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ и услуг дополнительного образования детей, путем установления координационных и регуляционных мер и механизмов для всех участников информационного образовательного взаимодействия».

Программа рассчитана на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний обучающихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников. Для этого большая часть всего времени отводится на выполнение практических заданий, выполняемых школьниками самостоятельно.

Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их использования, представлены образцы их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования.

В учебно-методическом приложении подобраны качественные и расчетные задачи повышенной сложности по основным темам традиционного курса физики.

Проведение данного курса позволяет с помощью проводимых исследовательских работ

  • расширить возможности "круга общения" учащихся с физическими приборами,
  • сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным,
  • повысить интерес к изучению предмета.

При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания:

  • собирают экспериментальные установки,
  • измеряют физические величины,
  • представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков,
  • делают выводы из эксперимента,
  • объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.

Цели курса:

  • Расширение представлений учащихся об окружающем мире, удовлетворениеиндивидуальных потребностей детей в интеллектуальном развитии,
  • Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельностипо использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений и навыков по решению задач повышенной трудности.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

Обучающие:

  • обучение теоретическим основам в области естественных наук через осознание и понимание физических явлений и законов;
  • получение навыков по решению задач различной степени трудности;
  • раскрытие зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем измерения физических величин;
  • расширение возможности "круга общения" учащихся с физическими приборами;
  • знакомство с простейшими бытовыми приборами.

Развивающие:

  • стимулирование развития интереса к физике и потребности в получении дополнительных знаний, способствующих личностному самоопределению и самореализации
  • формирование у учащихся умений и навыков по использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений, а также умений объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций;
  • при выполнении экспериментальных заданий овладение физическими методами познания (сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов измерений в виде таблиц, графиков, умение делать выводы из эксперимента);
  • развитие потребности в познании окружающего мира;
  • формирование навыков самостоятельной работы при решении физических задач;
  • формирование и развитие компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования.

Воспитательные:

  • формирование у детей естественно-научного мировоззрения на основе изучаемых законов и проводимых экспериментов;
  • развитие готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
  • воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких результатов.

Ожидаемые педагогические результаты: личностный интеллектуальный потенциал, развитый на основе интереса к физике и естественным наукам в целом; овладение приёмами самостоятельной образовательной деятельности.

В результате изучения программы курса «Экспериментариум» учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения и опыты, уметь их объяснять;

- использовать полученную информацию в различных жизненных ситуациях;

- высказывать собственные суждения, вести диалог, обосновать свою точку зрения

Основное содержание программы

Физика и времена года

Какова связь между прекрасной осенней порой и физикой?Можно ли изучать природу зимой? Конечно, можно.

Физика - наука о природе, а в природе в любое время года происходят удивительные перемены. Бывает так, что еще вчера мы любовались пышной красотой "природы увяданья", голубизной неба, белой паутиной в лучах заходящего солнца, а сегодня с рассвета неожиданно заморосил дождь или пошел снег, подул холодный ветер, срывая с деревьев еще не отжившую листву. Ведь не зря говорят: "Осень - на дню погод восемь".

Изучение физики строится на основе опыта и наблюдений физических явлений. Времена года дают прекрасную возможность пронаблюдать эти явления в естественных условиях: в поле, на даче, огороде, у жаркой, натопленной печки, найти новые вопросы по физике и ответы на них

Разбор ситуаций:

а) Осенние облака.

б) Атмосферное давление осенью.

в) Зачем нужны двойные рамы в окнах? Осенью у печки.

г) "Что такое зима?", " А почему зимой становится холодно?".

д) " Как изменится объем воды, когда плавающий в ней кусок льда растает?".

е) Составление энциклопедии " Физика и зима ". Составить занимательную энциклопедию физических вопросов о зимних явлениях, описанных в научно-популярной литературе.

ж) Когда начинается весна?Прилет журавлей.

з) Весна в саду. Что значит " закрыть влагу"? "Сухой полив".

и) Физические явления весной. Наблюдения за туманом.

к) Какой месяц лета самый жаркий?Жаркое лето и пчелы

л) На рыбалке. Вода в пруду.

м) На качелях "дух захватывает".

н) Как услышать ультразвук?

о) Как и когда правильно срезать цветы?

п) Загадочное окно. Виден ли солнечный свет? Почему облака не падают?

Дюжина кухонных экспериментов

Опыты: «Фокус ладони», «Опорожнить стакан», «Прищепка – акробат», «Яйцо в бутылке», «Скользящий стакан», «Кипение воды в бумажной кастрюле», Звучащая монета», «Щепотка соли».

«Физика в бане»

Зачем же любители бани с азартом мучают себя?

Почему можно сесть на нагретое дерево при определенной температуре, а на железо уже нельзя – обожжешься?

Почему нужно подбрасывать воду маленькими порциями, а не выливать на каменку сразу большую порцию?Зачем воду холодную на порог льют? (Приложение 1)

Физика и электричество

1. Поглаживая в темноте черную кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

2. Проводя опыты с электризацией человека, его ставят на изолированную скамеечку. Почему?

3. Какова (приблизительно) электроемкость человека?

4. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

5. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

6. Молния чаще ударяет деревья с глубоко проникающими в почву корнями. Почему?

7. Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб?

8. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Реагируют ли животные на магнитное поле?

«Физика» человека

Человеческий организм и его действия так же интересны для физики, как и любые другие, окружающие нас, природные явления и предметы. Рассмотрим вопросы, относящиеся к физическим свойствам и особенностям человека. Их можно использовать для объяснения различных жизненных ситуаций, при обсуждении ряда проблем о человеческом организме.

  1. Познай себя, свой организм, свое физическое тело с точки зрения физики!
  2. Какой палец сильнее? Мощность человека.
  3. Как повернуться на стуле-вертушке?
  4. Испарение воды в организме человека.
  5. Как человек дышит? Присесть – встать. Пульс. Физические параметры человека.
  6. Тепловые ощущения.
  7. Каков вес тела? «Собственные размеры»
  8. Измерение времени реакции человека

«Праздничная» физика

Известно, что чувства человека оказывают большое влияние на его мышление. Оказывается, наша эмоциональная память о праздниках сохраняет также в сознании и многие приятные переживания и ситуации, которые связаны с физическими явлениями, процессами, законами. Попробуем увидеть физику явлений в праздничных ситуациях. Уверены, что если вы пристально посмотрите вокруг себя, то увидите не только мир физики на празднике, но и праздник в мире физики.

  1. Флаги на ветру.
  2. Колокольный звон. Звон бокалов.
  3. Бриллиантовые украшения.
  4. Свадьба и давление на пол.
  5. Как душно в комнате! Гости на балконе.
  6. Кулебяка на день рождения.
  7. Праздничные подсвечники из воды.
  8. Перед зеркалом.
  9. Предпраздничная суета.
  10. Праздник в парке. Салют на площади.
  11. Сколько лампочек нужно?

«Денежная» физика

Деньги, как средство платежа за различные товары, всем хорошо известны. Вы спросите: а причем тут физика? Деньги обычно изготовлены из бумаги, металла, т.е из материалов, которые можно исследовать, использовать для проведения интересных опытов. В «денежной» физике бумажные купюры и монеты важны как широко распространенные и известные в повседневном обиходе предметы. Предлагаем взглянуть на деньги с этой стороны. Потребуются бумажные купюры, монеты, а также некоторые предметы домашнего обихода, которые найдутся в каждой семье.

  1. Вода и деньги. Конфеты и деньги.
  2. Как достать монету. «Крепкие» деньги.
  3. Как определить подделку доллара?
  4. Мешок с монетами не горит. Несгораемые деньги.
  5. Как упадут монеты? Изображение монеты меняется. (Приложение 2)

Экспериментальная физика

Учащимся предлагается проделать простейшие опыты и дать им объяснения. Очень важно при проведении опытов и выполнения заданий опираться не только на бытовые наблюдения явлений, но и привлекать для этого знания из школьного курса физики – понятия, величины, правила, законы, теоретические положения. Это позволит лучше усвоить их на практике сквозь призму основного физического метода – эксперимента.

  • Опыты со спичками.Устойчивость спичечной коробки.
  • Как горит спичка?
  • Где меньше спичек?
  • Спичка «водолаз».
  • Спичка и пуговица.
  • Ракета со «спичечным» топливом.
  • Спичка для похода.
  • Какие бывают спички?
  • Когда труднее разламывать спичку? (Приложение 3)

«Свеча горела на столе…» - Строки из стихотворения Б. Пастернака, приведенные в заглавии, посвящены образу свечи. Многие поэты, писатели, художники неоднократно обращались к этому образу в своем творчестве.

  1. Горящая свеча в произведениях искусства, в жизни.
  2. Почему гаснет свеча?
  3. Где изображение свечи?
  4. Свеча и вилка.
  5. Водяной подсвечник и гадание на свечах.
  6. Куда отклонится пламя свечи?
  7. Лопата, снег и свеча.
  8. Мерцающее угасание свечи. (Приложение 4)

Сделай и исследуй сам

«Уравновесить свечу», фокус с бумажными полосками, «Как намагнитить кочергу?», «Две фотографии», «Интересная морковь», «Исследование по Архимеду», «Воздушные шары», «Мыльные пузыри», «Сосульки», «Высота звука».

Эксперимент.

Закон. В физике существует понятие силы тяжести. А могла бы существовать «сила легкости»? Какие физические явления она тогда характеризовала бы? С какими другими физическими величинами она была бы связана? Составьте и обоснуйте формулу, связывающую «силу легкости» с другими величинами (возможно, с такими, которых в физике пока нет).

Теория. «Воздух колеблется» когда сквозь открытую весной форточку смотрим на улицу или когда глядим на небо над трубой горящей печи. Что же мы на самом деле видим?

Исследование. Исследуйте такое явление, как скрип. Приведите обнаруженные вами факты и дайте им теоретическое объяснение. Возможны пояснительные рисунки и схемы.

Эвристическая физика

Не все задания и вопросы имеют однозначные или «правильные» решения. Попробуем выполнить так называемые «открытые» задания, которые направлены не столько на поиск известных решений, сколько на ваши собственные открытия, совершаемые с помощью методов физической науки. Помогут методы, которые называются эвристическими – фантазирование, гиперболизацию (преувеличение), «вживание» в изучаемый предмет или явление, «мозговой штурм».

Данные ответы не являются единственно возможными, а иногда они оказываются и вовсе непостижимыми, противоречащими общепринятым знаниям:

Явления. Перечислите как можно больше физических явлений, которые относятся к оконному стеклу. Дайте краткие пояснения каждому случаю.

Версия. Чем и почему шум хвойного леса отличается от шума лиственного леса?

Гипотеза. Опишите, что было бы, если б вдруг исчезла тяжесть на Земле, т.е. все предметы существа полностью потеряли свой вес?

Конструкция. Придумайте игрушки, принцип действия которых основан на законе Паскаля. Опишите ее принцип действия. Возможен чертеж или рисунок, поясняющий устройство и применение вашей игрушки.


Тематическое планирование

Основные разделы

Количество часов

1

Физика и времена года

16

2

Дюжина кухонных экспериментов

4

3

Физика в бане

4

4

Физика и электричество

18

5

«Физика» человека

9

6

Праздничная физика

4

7

Денежная физика

4

8

Экспериментальная физика

17

9

Сделай и исследуй сам

14

10

Эвристическая физика

14

11

Электрический ток на службе человека

48

Итого

152


Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Образовательный продукт

Подготовка к ГИА

План

Факт

Физика и времена года (16 часов)

1

Физика осенью: Осенние облака, атмосферное давление

Комплексный анализ

2

Физика осенью: Осенние облака, атмосферное давление

Комплексный анализ

3

Физика осенью: Зачем нужны двойные рамы в окнах? Осенью у печки

Модель

4

Физика осенью: Зачем нужны двойные рамы в окнах? Осенью у печки

Модель

5

Физика зимой: "Что такое зима?", " А почему зимой становится холодно?"

Комплексный анализ исследования, алгоритм действий

6

Физика зимой: "Что такое зима?", " А почему зимой становится холодно?"

7

Физика зимой: " Как изменится объем воды, когда плавающий в ней кусок льда растаетили замерзнет?"

8

Физика зимой: " Как изменится объем воды, когда плавающий в ней кусок льда растаетили замерзнет?"

9

Физика весной: Когда начинается весна? Весенняя лаборатория

Алгоритм действий. Таблица

10

Физика весной: Когда начинается весна? Весенняя лаборатория

Алгоритм действий. Таблица

11

Физика весной: Физические явления весной. Наблюдения за туманом.

Модель

12

Физика весной: Физические явления весной. Наблюдения за туманом.

Модель

13

Физика летом: Какой месяц лета самый жаркий? Изменения в природе

Опорный конспект

Комплексный анализ

14

Физика летом: Какой месяц лета самый жаркий? Изменения в природе

Опорный конспект

Комплексный анализ

15

Физика летом: На рыбалке. Вода в пруду.Как услышать ультразвук?

Алгоритм действий. Таблица

16

Физика летом: На рыбалке. Вода в пруду.Как услышать ультразвук?

Алгоритм действий. Таблица

Дюжина кухонных экспериментов (4 часа)

17

"Фокусы на ладони", "Опорожнить стакан", "Прищепка - акробат"…

Алгоритм действий. Таблица

18

"Фокусы на ладони", "Опорожнить стакан", "Прищепка - акробат"…

Алгоритм действий. Таблица

19

"Кипение воды в бумажной кастрюле", "Звучащая монета", "Щепотка соли"

Алгоритм действий. Таблица

20

"Кипение воды в бумажной кастрюле", "Звучащая монета", "Щепотка соли"

Алгоритм действий. Таблица

Физика в бане (4 часа)

21

Баня. Зачем же любители бани с азартом мучают себя?

Опорный конспект

22

Баня. Зачем же любители бани с азартом мучают себя?

Опорный конспект

23

Человек в бане. Зачем воду холодную на порог льют?

Комплексный анализ

24

Человек в бане. Зачем воду холодную на порог льют?

Комплексный анализ

Физика и электричество (18 часов)

25

Что такое электроемкость?

Какова (приблизительно) электроемкость человека?

Алгоритм действий. Таблица

26

Что такое электроемкость?

Какова (приблизительно) электроемкость человека?

Алгоритм действий. Таблица

27

Грозы. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

Комплексный анализ

28

Грозы. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

Комплексный анализ

29

Электричество. Живые электростанции в природе

Исследования, алгоритм действий

30

Электричество. Живые электростанции в природе

Исследования, алгоритм действий

31

Турнир "Житейские тесты"

Презентация

32

Турнир "Житейские тесты"

Презентация

33

Почему опасно электричество?

Комплексный анализ исследования

34

Почему опасно электричество?

Комплексный анализ исследования

35

Виды электрических соединений

Алгоритм действий.

36

Виды электрических соединений

Алгоритм действий.

Схема

37

Виды электрических соединений

Алгоритм действий.

Схема

38

Виды электрических соединений

Алгоритм действий.

Схема

39

Определение закономерностей между электрическими параметрами в цепи

Исследования. Алгоритм действий

40

Определение закономерностей между электрическими параметрами в цепи

Исследования. Алгоритм действий

41

Что такое свет? Как домой попадает свет?

Презентации

42

Что такое свет? Как домой попадает свет?

Презентации

«Физика» человека (9 часов)

43

Физические параметры человека. Вес тела. Как человек дышит? Присесть – встать. Пульс

Комплексный анализ исследования

44

Физические параметры человека. Вес тела. Как человек дышит? Присесть – встать. Пульс

Комплексный анализ исследования

45

Какой палец сильнее? Мощность человека. Как повернуться на стуле-вертушке?

Алгоритм действий. Схема

46

Какой палец сильнее? Мощность человека. Как повернуться на стуле-вертушке?

Алгоритм действий. Схема

47

Испарение воды в организме человека.Тепловые ощущения

Алгоритм действий.

Схема

48

Испарение воды в организме человека.Тепловые ощущения

Алгоритм действий.

Схема

49

Измерение времени реакции человека. «Собственные размеры». Рост человека и математический маятник

Алгоритм действий

50

Измерение времени реакции человека. «Собственные размеры». Рост человека и математический маятник

Алгоритм действий

51

Измерение времени реакции человека. «Собственные размеры». Рост человека и математический маятник

Алгоритм действий

«Праздничная» физика (4 часа)

52

Флаги на ветру. Колокольный звон

Комплексный анализ

53

Флаги на ветру. Колокольный звон

Комплексный анализ

54

Перед зеркалом. Праздничный салют

Алгоритм действий

55

Перед зеркалом. Праздничный салют

Алгоритм действий

«Денежная» физика (4 часа)

56

Вода и деньги. Как достать монету?

Алгоритм действий

57

Вода и деньги. Как достать монету?

Алгоритм действий

58

Несгораемые деньги. Как определить подделку?

Алгоритм действий

59

Несгораемые деньги. Как определить подделку?

Алгоритм действий

Экспериментальная физика (17 часов)

60

Устойчивость спичечной коробки

Исследования. Алгоритм действий

61

Когда труднее разламывать спичку?

Исследования. Алгоритм действий

62

Ракета со «спичечным» топливом

63

"Свеча горела на столе..." Горящая свеча в произведениях искусства, в жизни

Презентация

64

"Свеча горела на столе..." Горящая свеча в произведениях искусства, в жизни

Презентация

65

Куда отклонится пламя свечи?

Комплексный анализ

Творческие работы

66

Свеча и вилка

Алгоритм действий

67

Водяной подсвечник и гадание на свечах

Презентация

68

Водяной подсвечник и гадание на свечах

Презентация

69

Лопата, снег и свеча

Комплексный анализ исследования

70

Исследование по Архимеду

Исследования, комплексный анализ

71

Высота звука

Исследования, комплексный анализ

72

Воздушные шары. Мыльные пузыри. Что общего?

Исследования. Алгоритм действий

73

Воздушные шары. Мыльные пузыри. Что общего?

Исследования. Алгоритм действий

74

Воздушные шары. Мыльные пузыри. Что общего?

Исследования. Алгоритм действий

75

Сосульки

Комплексный анализ

Творческие работы

76

Снежинки, снег и лед

Презентация

Сделай и исследуй сам (14 часов)

77

Творческие работы из бумаги

Исследования. Алгоритм действий

78

Творческие работы из бумаги

Исследования. Алгоритм действий

79

Творческие работы из бумаги

Исследования. Алгоритм действий

80

Фокусы с бумажными полосками

81

Фокусы с бумажными полосками

Исследования. Алгоритм действий

82

Фокусы с бумажными полосками

Исследования. Алгоритм действий

83

Уравновесить свечу

Алгоритм действий. Схема

84

Как намагнитить кочергу?

Комплексный анализ

85

Две фотографии

Алгоритм действий

86

Интересная морковь

Комплексный анализ

Творческие работы

87

Изготовь коллекции своими руками

Творческие работы

88

Изготовь коллекции своими руками

Творческие работы

89

Изготовь коллекции своими руками

Творческие работы

90

Изготовь коллекции своими руками

Творческие работы

Эвристическая физика (14 часов)

91

Фантазии и наука

Презентация

92

Гиперболизация (преувеличение), «вживание» в изучаемый предмет или явление

Комплексный анализ

93

Гиперболизация (преувеличение), «вживание» в изучаемый предмет или явление

Комплексный анализ

94

Оконное стекло

Комплексный анализ

Творческие работы

95

Шум леса

Исследования. Алгоритм действий

96

«Мозговой штурм»

Комплексный анализ

Творческие работы

97

«Мозговой штурм»

Комплексный анализ

Творческие работы

98

«Мозговой штурм»

Комплексный анализ

Творческие работы

99

Сила тяжести исчезла

Комплексный анализ

100

Игрушки и закон Паскаля

Творческие работы

101

Игрушки и закон Паскаля

Творческие работы

102

Игрушки и закон Паскаля

Творческие работы

103

Игрушки и закон Паскаля

Творческие работы

104

Физики шутят

Презентация

Электрический ток на службе человека (48 часов)

105

Электрические явления. Два вида зарядов. Закон Кулона

Исследования. Алгоритм действий

106

Напряженность электрического поля. Изображение полей. Проводники и диэлектрики

Комплексный анализ

107

Источники тока, их классификация. Батареи источников тока

Презентация

108

Химические источники тока. Аккумуляторы. Расчет внутреннего сопротивления батареи

Комплексный анализ

109

Химические источники тока. Аккумуляторы. Расчет внутреннего сопротивления батареи

Комплексный анализ

110

Практическая работа. Испытание источников тока, создания батарей разного соединения

Алгоритм действий. Схема

111

Элементы электрической цепи. Условное изображение элементов. Два вида соединения

Исследования. Алгоритм действий

112

Элементы электрической цепи. Условное изображение элементов. Два вида соединения

Исследования. Алгоритм действий

113

Решение задач «Последовательное соединение»

Комплексный анализ

114

Решение задач «Параллельное соединение, смешанное соединение»

Электронный учебник

115

Решение задач «Параллельное соединение, смешанное соединение»

Электронный учебник

116

Практическая работа «Сборка электрических цепей с разным соединением потребителей»

Алгоритм действий. Схема

117

Практическая работа «Сборка электрических цепей с разным соединением потребителей»

Алгоритм действий. Схема

118

Электроизмерительные приборы, способы включения в цепь

Комплексный анализ

119

Электроизмерительные приборы, способы включения в цепь

Комплексный анализ

120

Практическая работа. Сборка электрической цепи, измерение тока и напряжения на участках цепи

Алгоритм действий. Схема

121

Практическая работа. Сборка электрической цепи, измерение тока и напряжения на участках цепи

Алгоритм действий. Схема

122

Действия электрического тока. Свойства электролитов

Комплексный анализ

123

Определение сопротивления проводника. Высокоомные материалы

Исследования. Алгоритм действий

124

Определение сопротивления проводника. Высокоомные материалы

Исследования. Алгоритм действий

125

Решение задач «Закон Ома, определение сопротивления через параметры проводника»

Электронный учебник

126

Решение задач «Закон Ома, определение сопротивления через параметры проводника»

Электронный учебник

127

Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы, их устройство

Комплексный анализ

Творческие работы

128

Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы, их устройство

Комплексный анализ

Творческие работы

129

Решение задач «Работа и мощность электрического тока»

Электронный

учебник

130

Практическая работа. Сборка электрических цепей со смешанным соединением

Исследования. Алгоритм действий

131

Практическая работа. Сборка электрических цепей со смешанным соединением

Исследования. Алгоритм действий

132

Практическая работа. Сборка электрических цепей со смешанным соединением

Исследования. Алгоритм действий

133

Магнитное действие тока. Электромагниты, их применение

Схема.

Комплексный анализ

134

Телеграф. Электромагнитное реле, его применение

Комплексный анализ

Творческие работы

135

Постоянные магниты. Ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики

Презентация

136

Полупроводники, их свойства. Свойства n-p перехода. Диод

Исследования. Алгоритм действий

137

Транзисторы, устройство, применение. Схемы усилителей на транзисторах

Комплексный анализ

Творческие работы

138

Практическое занятие. Изучение схем автоматики с использованием полупроводниковых приборов

Алгоритм действий. Схема

139

Практическое занятие

Алгоритм действий. Схема

140

Проводник, рамка с током в магнитном поле. Электродвигатель

Модель двигателя

141

Устройство и применение электродвигателя. Преимущества электродвигателей

Видеофрагмент «Электродвигатель»

142

Обращаемость электрических машин. Перспективы развития электротранспорта

Сообщения учащихся

143

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции

Презентация

144

Применение явления электромагнитной индукции. Генераторы тока

Модель генератора

145

Промышленное производство электроэнергии. Проблемы электроэнергетики, пути их решения

Видеоролик «Космос на службе человека»

146

Трансформатор. Его устройство и назначение

Демонстрационный трансформатор

147

Передача электрической энергии на расстояние. ЛЭП, их устройство и назначение

Схема. Алгоритм действий

148

Практическое занятие. Испытание работы трансформатора

Демонстрационный трансформатор

149

АЭС, перспективы и проблемы развития ядерной энергетики

Сообщения учащихся Блок- схема АЭС

150

АЭС, перспективы и проблемы развития ядерной энергетики

Сообщения учащихся Блок- схема АЭС

151

Физика и научно-технический прогресс

Электронный учебник. Беседа

152

Физика и научно-технический прогресс

Электронный учебник. Беседа

Рекомендуемая литература

  1. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научн. -попул. кн. - М.: Дет. лит., 1993. - 255 с.
  2. Коган Б.Ю. Сто задач по механике. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1973. - 78 с.
  3. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты: Для сред.и стар. возраста. - Мн.: Беларусь, 1994. - 448 с.
  4. 5 минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки, забавы. - Мн.: Университетское, 1993. - 104 с.
  5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. - М: АРКТИ,2001. -192 с.
  6. Проекты по темам: "Физика осенью", "Физика весной", "Физика зимой", "Физика человека", "Праздничная физика", "Высота тона и частота колебаний", "Физика и электричество" (Интернет- ресурсы: class="c6 c17">


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...