Урок-экспериментариум "Природная батарейка"
план-конспект урока по физике (7 класс)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия культуры мира»
Урок-экспериментариум
«Природная батарейка»
(с использованием цифрового оборудования центра «Точка роста»)
Автор: Магамедова Ж.Я.
учитель физики
2022 – 2023 г.г.
Тип урока: урок-экспериментариум
Цель: получить электричество с помощью фруктов и овощей
Задачи:
- повторение ранее полученных знаний по электричеству;
- организация исследовательской деятельности по выявлению способности фруктов и овощей вырабатывать электрический ток;
- анализ полученных результатов для дальнейшего использования на практике
- закрепить правила безопасного обращения с электроприборами, предупредить негативные ситуации
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование интереса к предмету и потребности применения полученных знаний на практике, формирование умения работать в группе и находить согласованные решения.
Метапредметные:
- Познавательные – формирование навыков исследовательской деятельности: выдвижение гипотезы, постановка целей и задач эксперимента, проведение эксперимента, анализ результатов.
- Регулятивные – составление плана и последовательности действий, соотнесение поставленных целей и задач с результатами деятельности.
- Коммуникативные – умение взаимодействовать друг с другом, высказывать собственную точку зрения.
Предметные:
- повторение физических понятий (электрический заряд, электрический ток, источник тока, проводники и изоляторы);
- проведение исследования по выявлению способности фруктов и овощей вырабатывать электрический ток.
Формы работы: фронтальная беседа, групповая практическая работа.
Оборудование: овощи и фрукты, медная проволока, провода, канцелярские скрепки, вольтметр, эл. лампочка на подставке, аккумулятор, соединительные провода
Ход занятия.
- Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать
Правила нашего занятия: - на занятии вы должны слушать внимательно, а работать старательно. И тогда к вам обязательно придёт успех.
- Активизация познавательной деятельности
На входной двери приклеено письмо от домовенка Кузи.
Содержимое письма: «Здравствуйте, ребята, я -домовенок Кузя. Сейчас я приехал погостить к бабушке в лес! Привез ей много гостинцев, фруктов, овощей! У меня все хорошо. Но вот беда,чая попить очень хочется, а самовар сломался. Друзья прислали из города посылку с новым самоваром, только он какой-то необычный — куда дрова подкладывать не понимаю. Помогите пожалуйста. Высылаю фото! Спасибо, ваш домовой, Кузьма.»
(В письме разрезная картинка электрического чайника).
письмо шло очень долго и вместо целой фотографии - ее части. Предлагает детям собрать фотографию (электрический чайник).
интересуется у детей что они собрали, почему чайник электрический, что дети знают об электричестве.
- Сообщение темы и целей
Так о чем же мы будем вести речь на нашем занятии? Тема нашего урока связана с электричеством.
- Изучение нового материала
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с понятием «электричество».
Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?
Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.
Этот волшебник – электричество. В чём же заключается суть электричества?
Суть электричества сводится к тому, что поток заряженных частиц движется по проводнику (проводник – это вещество, способное проводить электрический ток) в замкнутой цепи от источника тока к потребителю.
Двигаясь, поток частиц выполняют определённую работу. Это явление называется «электрический ток».
Сейчас мы посмотрим мультфильм про электрический ток и технику безопасного обращения с электроприборами
https://yandex.ru/video/preview/13097111825086163433
1.Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.
2.Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур, -он может оборваться и оголить провод, по которому проходит электрический ток.
3.Не прикасайся к оголенным проводам!
4.Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или воткнул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.
5. Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.
Чтобы электрический ток существовал в проводниках, необходим источник электрического тока. Одним из таких источников является батарейка.
Батарейка – это источник питания, который вырабатывает электричество под действием химического процесса.
Батарейка. Это слово плотно вошло в нашу повседневную жизнь. Но, к сожалению сегодня мало кого интересует ее история, ее устройство, ее виды. Мощность (сила) батарейки, которую мы используем в практической работе, очень мала, следовательно, безопасна.
Ученые утверждают, что если у нас дома отключат электричество, мы сможем некоторое время освещать свой дом при помощи лимонов. Это открытие было сделано еще 200 лет назад итальянским физиком Александром Вольта, и уже в 1800 году он изобрел первую фруктовую батарейку. Именем этого ученого назвали единицу измерения напряжения, а его фруктовый источник энергии стал прародителем всех нынешних батареек. В них создается электрический заряд в результате реакции между двумя химическими веществами, в ходе которой электроны передаются от одного из них к другому. В батарейках для фонарика эти вещества обычно представлены цинком и углеродом.
В самодельной батарейке цинковая пластина действует как отрицательный электрод, а медная проволочка – как положительный. Электролитом (проводящая ток жидкость) является сок фруктов и овощей.
А наш домовенок Кузя в лесу и нет у него там проводов и батареек, не куда включить чайник. Но у него есть много овощей и фруктов, может они ему помогут? В нашей осветительной сети для работы электроприборов создается напряжение, какое? Правильно 220 В, это напряжение опасно для жизни.
- Исследовательская работа
Давайте попробуем исследовать наши фрукты и овощи на предмет наличия электрического тока в них, и может мы поможем нашему Кузи с его проблемой. Работать мы с вами будем с нашей цифровой лабораторией: нам необходим мультидатчик и прибор для измерения напряжения вольтметр, амперметр
Физминутка.
Ток бежит по проводам (дети берутся за руки)
Свет несет в квартиру к нам, (поднимают ручки вверх)
Чтоб работали приборы (круговые движения кистями рук)
Холодильник, мониторы,
кофемолки, пылесос. ( считают пальчики сжимают в кулачок)
Ток энергию принес! (кулачки прижимают к себе крепко).
Для эксперимента мы будем брать поочерёдно: яблоко и лимон и т д, две проволоки – медную и цинковую, вольтметр, миллиамперметр. В половину яблока вставим цинковую и медную проволоки на некотором расстоянии друг от друга. Присоединив к ним вольтметр, измерим напряжение. Затем яблоко заменим лимоном и т д, а потом сравним наши результаты. Которые занесем в таблицу, и скажем домовенку, сможет ли он попить чай, нагрев воду электрическим чайником.
Основа батарейки | Напряжение, В |
Лимон | |
Яблоко | |
Мандарин | |
Банан | |
Сырой картофель | |
Варенный картофель | |
Помидор |
|
Лук | |
Свекла | |
Соленый огурец | |
Чеснок |
- Могут ли наши фрукты и овощи выполнять роль источников тока?
Да могут, но напряжение которое они вырабатывают очень мало для того чтобы заработал чайник.
Фрукты и овощи действительно могут служить источником электрической энергии и из них, возможно изготовить «природную батарейку».
Практическая значимость: если бы удалось создать источники питания из экологически чистого материала, такого как овощи и фрукты, мы могли бы использовать их для работы электрических приборов с низким потреблением энергии ( например электронные часы), и при этом оберегать окружающую среду от загрязнения, так как обычные батарейки при неправильной утилизации очень долго разлагаются.
- А теперь давайте с вами сравним зависит ли напряжение от размера плода?
Кроме того, видно, что напряжение не зависит от размера плода. Маленький чеснок даёт не меньше тока, чем более крупные плоды. А половинка огурца даёт столько же тока, сколько и целый огурец.
(если останется время)
Чайник Кузя включить не сможет, но может быть он сможет включить лампочку. Давайте соберем простейшую цепь и измерим напряжение на нашей лампочке.
Для того чтобы собрать цепь, отгадаем загадки, что же нам нужно для этого:
1.Ночь. Но если захочу-
Щелкну раз-и день включу. (Выключатель)
2.Дом-стеклянный пузырек;
А живет в нем огонек.
Днём он спит,а как проснется,
ярким пламенем зажжется. (Эл. лампочка)
3. Эта штучка хоть мала, но энергии полна.
Оживляет механизмы лишь присутствием она.
Ответ: Батарейка
Собираем цепь и измеряем напряжение на электрической лампе.
Делаем выводы
- Подведение итогов урока.
Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Продолжите фразу:
- сегодня на уроке вы познакомились…
- сегодня на уроке вы научились…..
Что понравилось на уроке?
Что бы вы хотели выполнить ещё раз?
Мы с вами сегодня поговорили об электричестве и проверили могут ли овощи и фрукты вырабатывать электрический ток.
Фрукты и овощи действительно могут служить источником электрической энергии, из них возможно изготовить «природную батарейку».
- Лучшим источником электрического тока – картофель. Но экономически вкусная батарейка не выгодна.
- Рефлексия. Приём лампочки.
Зеленая лампочка– занятие очень интересное, мне все понравилось.
Оранжевая лампочка – мне понравился занятие, но я не все понял.
Красная лампочка – было скучно, я ничего не выполнил.
Молодцы! СПАСИБО за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Батарейка. Гальванический элемент.
Презентация к уроку физики: "Батарейка. Гальванический элемент"....
Какие батарейки лучше
Презентация к выступлениюученика на научно-практическойконференции...
Экологический проект "Опасность исходящая от батарейки"
Автор проекта считает актуальной проблему утилизации батареек. В наше время прекрасная идея проводить акции в магазинах бытовых товаров, в которых можно сдать старую технику и получить возможнос...
Внеклассное мероприятие "Сдай батарейку - спаси планету"
Данная работа была использована во время экологической недели....
Проект: " Природное электричество- фруктовые батарейки"
Этот проетк, о том как в домашних условиях создать необчные источники тока. С его помощью ты сможешь узнать о том, когда впервые появились химические источники тока, а также как с помощью фруктов созд...
Методическая разработка. Презентация "Источники питания. Батарейки и аккумуляторы"
Презентация предназначена для системы дополнительного образования. Материал можно применить на занятии по радиоэлектроники при изучении темы "Источники питания"...
Урок "Фруктовая батарейка" ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТА http://htweek.ru
Урок проведен в рамках VI Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ) прошедшей с 13 по 19 марта 2017 года под эгидой Министерства образования и науки РФ.ИСПОЛЬ...