Магнитные взаимодействия. Действие магнитного поля на ток
план-конспект урока по физике
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnitnye_vzaimodeystviya._deystvie_magnitnogo_polya_na_tok.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики на тему
«Магнитные взаимодействия. Действие магнитного поля на ток».
- Тема: «Работа и мощность электрического тока».
Цели урока:
Образовательные: Учащиеся знакомятся с понятиями работа и мощность электрического тока, единицами их измерения. Учатся рассчитывать работу и мощность электрического тока. Учащиеся приобретают умения проводить расчеты стоимости электроэнергии, потребляемой в быту.
Развивающие: развитие логического мышления и аналитических способностей учащихся: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
Воспитательные: затрагивается проблема экономии электроэнергии и её решение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедиа – проектор.
План урока:
- Организационный момент (2 мин);
- Актуализация знаний (10 мин);
- Изучение нового материала (12 мин);
- Закрепление (5 мин);
- Изучение нового материала(8 мин);
- Закрепление (5 мин);
- Итоги урока (2 мин);
- Домашнее задание (1 мин).
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня дежурный? (дежурный встает). Кто отсутствует? (дежурный называет отсутствующих, учитель отмечает в журнале).
На прошлом уроке мы с вами выполняли контрольную работу по теме «Электрический ток. Закон Ома», знакомлю с результатами, обозначаю основные проблемы в решении задач.
А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока «Работа и мощность электрического тока». Записываю тему урока на доске.
Ребята, давайте вспомним, что такое электрический ток?
Ученик : Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
Учитель : Отлично! А совершается какая-либо работа в этом процессе?
Ученик : Да, работу совершают силы электрического поля, которые действуют на заряды и перемещают их.
Учитель : Правильно! Так вот, эту работу электрического поля будем называть работой тока.
Учитель : Хорошо, а давайте подумаем, от чего может зависеть работа тока?
Ученик : высказывают свои мнения
Учитель : Прекрасно. А теперь скажите мне ,пожалуйста, определение и формулу для расчета электрического напряжения ?
Ученик: Напряжением называется физическая величина, равная отношению работы электрического поля по перемещению заряда из точки к самому этому заряду.
И записывается это формулой U = Aэл.. / q.
Учитель : Правильно! ( записываю формулу на доске, ученики в тетрадях).
А в чем измеряется это самое напряжение?
Ученик : Напряжение измеряется в Вольтах .
Учитель : Хорошо. (Записываю наименование на доске, ученики в тетрадях).
А что скажете про силу тока?
Ученик : Сила тока – это физическая величина, равная отношению заряда(q), проходящего через поперечное сечение проводника за время (t), к этому времени и записывается формулой I = q / t. Измеряется в Амперах
Учитель : Превосходно ( записываю формулу и наименование на доске, ученики пишут в тетрадях)
Итак, цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с физическими величинами работа и мощность электрического тока, усвоить основные формулы, узнать от чего зависит работа и мощность электрического тока, научиться решать задачи.
Ранее мы сказали, что за работу тока мы будем принимать работу электрического поля, посмотрите на доску и скажите, можем ли из какой-нибудь формулы выразить эту самую работу электрического поля?
Ученик : Да, из формулы напряжения. Она будет равна Aэл.. = Uq.
Учитель : Правильно. (Записываю на доске, ученики в тетрадях) .Чтобы выразить величину заряда, воспользуемся определением силы тока
Ученик : Из формулы силы тока заряд будет выражаться как q= It.
Учитель : Здорово ( Записываю на доске, ученики в тетрадях). Теперь давайте в формулу для работы Aэл. = Uq подставим q= It.Что у нас получается?
Ученик : То, что работа электрического поля будет равна (Aэл.п = UIt) произведению напряжения на силу тока и на время, в течение которого эта работа совершалась.
Учитель : Хорошо (записываю на доске, ученики в тетрадях). Для подсчета этой работы используют электрические счетчики, они заменяют нам одновременно и вольтметр, и амперметр, и секундомер. Эти счетчики есть у каждого из вас дома.
Ребята, смотрите, мы можем ведь из полученной формулы выразить напряжение и силу тока из закона Ома ( U = IR , I = U/R), и тогда работа электрического поля будет равна Aэл.п = I 2Rt и Aэл.п = U2t/R.
(Одновременно говорю и пишу на доске полученные формулы, ученики пишут в тетрадях)
А теперь давайте посмотрим, в чем же измеряется работа тока – [A] = Дж/Кл * Кл/c*c = ВАс = Дж. (пишу на доске, ученики записывают в тетрадях)
Из прошлой лабораторной работы вы знаете, что при совершении током работы, проводник нагревается. Давайте посмотрим видео-анимацию, которая поможет нам разобраться, почему это происходит ( Диск «Физика 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий 1С», образовательный комплекс «Дрофа», видео-анимация «Движение электронов в кристаллическом проводнике» ).
И в 1841 году английский ученый Джеймс Джоуль и наш русский ученый Эмилий Ленц независимо друг от друга опытным путем установили, что количество теплоты, которое выделяется в проводнике за время t, можно найти по формуле Q = I2Rt.
Если единственным действием тока является тепловое, то согласно закону сохранения энергии Q = Aэл..
Ну а теперь, для закрепления, давайте решим задачу. (Вызываю к доске ученика, читаю условие задачи, все слушают. Начинаю читать условие второй раз, обращая внимание на главные моменты.)
Задача. Определите работу силы тока в электрической лампе, включенной на 10 минут в сеть напряжением 220 В, если сила тока 0,5 А?
Дано : Решение :
I = 0,5 A А = UIt
U = 220 B [A] = ВАс = Дж
T= 10 мин = 600 с А = 220 * 0,5 * 600 = 66000 Дж
А - ?
Ответ : Работа силы тока в электрической лампе, включенной на 10 минут в сеть напряжением 220 В равна 66000 Дж.
Учитель : Отлично. Мы узнали, что такое работа электрического тока и познакомились с основными формулами. Но ведь нам нужно ещё разобраться, что же такое мощность электрического тока, продолжим.
Скажите определение мощности ?
Ученик : Мощность – это отношение работы ко времени, в течение которого эта работа совершалась. P = А/t.
Учитель : Правильно. Мы с вами только что изучили основные формулы для работы тока, какие?
Ученик : Aэл = I 2Rt , Aэл = U2t/R, Aэл.= UIt
Учитель : Замечательно! А теперь давайте в формулу мощности вместо работы подставим соответствующие ей формулы, что тогда мы получим?
Ученик : P =UI, P = I2R, P = U2/R (записываю на доске, ученики в тетрадях)
Учитель : Хорошо, а измеряется мощность в Ваттах. [Р] = Дж/с =Вт ( записываю на доске)
Часто используется такая единица работы, как киловатт-час.
[А] = кВт*ч = 1000 Вт *3600 с =3,6 * 106 Дж
Наши счетчики, о которых мы говорили ранее, дают показания в кВт*ч. Ежемесячно мы платим за электроэнергию, чтобы узнать какую сумму необходимо заплатить, нам понадобится тариф электроэнергии. Сейчас он равен S0 = 2,56 руб/кВт*ч, тогда сумма, которую необходимо заплатить можно найти по формуле S = S0A. [S] = руб/кВт*ч *( кВт*ч) = руб.
Давайте решим небольшую задачу(Вызываю к доске ученика, читаю условие задачи, все слушают. Начинаю читать условие второй раз, обращая внимание на главные моменты. )
Задача. В паспорте электродвигателя швейной машинки написано «220 В, 0,5 А».Чему равна мощность тока, потребляемая двигателем? Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за месяц работы этой машинки, если в день она работает по 2 часа?
Дано : Решение :
U = 220 B P = UI
I = 0,5 A [P] = ВА = Вт
t = 2 ч P = 220 * 0,5 = 110 Вт =0,11кВт
N = 30 S = S0A
S0 = 2,56 руб/кВт*ч [S] = руб/кВт*ч *( кВт*ч) = руб.
P - ? A = Pt => S =S0Pt, где
S -? S = 2,56 * 0,11 *60 = 16,90 руб.
Ответ : мощность тока, потребляемая двигателем равна 110 Вт
Сумма, которую нужно заплатить за месяц, равна 16,90 рубля.
Учитель : Ребята, смотрите, мы только за одну машинку швейную заплатим почти 17 рублей. А ведь у нас работают компьютеры, телевизоры, люстры и порой мы их не выключаем, то есть работают без надобности. И в конце месяца приходится платить большие суммы за электроэнергию. Поэтому нужно учиться экономить электроэнергию! Как мы можем это сделать?
Ученик : высказывает своё мнение
Учитель : Отлично. Пора подводить итоги, сегодня мы с вами познакомились с такими понятиями, как работа и мощность электрического тока, вывели и записали основные формулы, научились решать задачи, а также поговорили об экономии электроэнергии, что не малозначимо для нашей жизни.
Открываем дневники и записываем домашнее задание : §15, пункты 1,2,3 ; задачи 10,14,15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа «Магнитное поле и его изображение. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Лоренца» в 12 вариантах. Физика 9 класс.
Данная самостоятельная работа поможет отработать навыки определения силы Ампера, силы Лоренца на уроках физики в 9 классе и в качестве повторения на уроках в 10 классах....
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с токам.
Вводный урок раздела "Электромагнитное поле" по теме "Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током.", 9 класс. Урок разработан по технологии критического мышления с использовани...
"Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током"
Данная презентация используется на первом уроке по теме МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. В нее вошли опыт Эрстеда, опыты Ампера, дано определение магнитного поля, линии магнитной индукции, определение и формула ...
Технологическая карта урока на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле"
Разработка урока с использованием ИКТ на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле" и приложения к нему....
Материалы к уроку на тему:"Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током"." (8 класс).
Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Электромагнитные явления» на основе УМК: А.В.Перышкин, «Физика» 8класс. Материал рассчитан на ученика со средними и высокими интеллектуаль...
Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс ( к учебнику А.В.Перышкина)
Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс.Содержит 2 варианта работы....
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током и на рамку с током
Ознакомить учащихся с магнитными линиями, с действием магнитного поля на проводник с током, с проявлением действия силы Ампера; объяснить учащимся устройство и принцип действия электр...