ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
план-конспект урока по физике (10 класс)

Алексеева Екатерина Анатольевна

План-конспект урока для 10 класса по теме: "ЭДС. Закон Ома для полной цепи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eds_2.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о законе Ома для полной цепи и понятии «электродвижущая сила»; формировать умения обосновывать существование сторонних сил и применять закон Ома для полной цепи для решения задач

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять и использовать понятия «сторонние силы» и «электродвижущая сила»; применять закон Ома для полной цепи

Метапредметные:

познавательные - выделять и формулировать познавательную цель; предвидеть возможные результаты своих действий;

регулятивные - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

коммуникативные - с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Образовательные ресурсы: учебник, задачник, рабочая тетрадь

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

I. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

Повторение некоторых вопросов темы «Основы электродинамики».

- Что такое электрический ток?

- Какие есть условия существования электрического тока?

Давайте сегодня поговорим более подробно об источнике тока и его роли.

Для наличия тока в цепи необходим источник тока, который будет поддерживать разность потенциалов на концах проводника. Для того чтобы ток был постоянным необходимо, чтобы потенциалы полюса не менялись со временем. Для этого в источнике должен происходить перенос заряда с одного полюса на другой. Причём  силам по переносу заряда надо преодолевать притяжение к одному полюсу и отталкивание от другого. Т.е. силы должны противодействовать электрическому полю. Каждый источник тока характеризуется работой по перемещению единицы положительного заряда, т.е. определённой электродвижущей силой (ЭДС). 

Выступают перед классом.

  • Эл.ток – это …

- Для существования эл.тока в цепи необходимо:

-

-

-

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Владеть навыком целеполагания

II. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование цели и задач урока.

  • Внимательно прочитайте тему урока.
  • Как бы вы сформулировали цели и задачи урока?
  • Что необходимо понять?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

  • усвоить суть понятия «электродвижущая сила»;
  • научиться вычислять значение электродвижущей силы;
  • научиться использовать закон Ома для полной цепи

Принимать и сохранять учебную задачу

III. Мотивация к учебной деятельности

Просмотр видео (аналогия ЭДС) GetAclass

Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Владеть навыком самомотивации

IV. Изучение нового материала

Работу по перемещению заряда совершают сторонние силы.

Запишем определение.

Сторонние силы в гальванических элементах возникают в результате химических реакций; в электрофорной машине – это силы упругости мышц руки. В генераторах электростанций сторонние силы - это силы, действующие со стороны магнитного поля на электроны в движущемся проводнике.

Делают записи в рабочей тетради.

Задают вопросы учителю. Стр.365 учебника

Сторонние силы – любые силы, действующие на электрически заряженные частицы, за исключением сил электростатического происхождения (т.е. кулоновских)

Для лучшего понимания графически представляют рассматриваемую информацию. Стр.366 учебника

ЭДС источника тока равна отношению работы сторонних сил при перемещении заряда по замкнутому контуру к абсолютной величине этого заряда:

E =Аст / q

Единица измерения 1Дж/1 Кл = 1 В.

ЭДС гальванического элемента есть величина, численно равная работе сторонних сил при перемещении единичного положительного заряда внутри элемента от одного полюса к другому.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Анализировать информацию.

Сбор эл.схемы

C:\Users\alexx\OneDrive\Робочий стіл\схема.jpg

На батарейке измеряет вольтметр и, когда цепь разомкнута, вольтметр показывает  ___ В. Когда цепь  замкнута, он показывает ___ В, на ___ В меньше.

- Куда исчезают эти 0,7 В, когда мы замыкаем цепь?

В электротехнике принято считать, что батарейка состоит из двух последовательно соединенных элементов: во-первых, это источник  ЭДС, а во-вторых, это внутреннее сопротивление.  

И, когда цепь разомкнута, вольтметр показывает ЭДС батарейки.

 А когда цепь замкнута по ней протекает электрический ток и теперь напряжение падает частично на резисторе, а частично на внутреннем сопротивлении, и сумма этих напряжений как раз и равна ЭДС батарейки.  

А те самые потерянные 0,7 В падают на внутреннем сопротивлении батарейки.

Теперь я могу сформулировать закон Ома для полной цепи: электродвижущая сила источника равна сумме падения напряжения на внешнем и на внутреннем сопротивлениях.

Если заменить каждое из падений напряжения на произведение силы тока на соответствующее сопротивление, то получаем что ЭДС равна произведению силы тока на полное сопротивление цепи.

I=E /(R+r)

Запишем определения

Собирают электрическую схему, делают измерения.

Делают записи в рабочей тетради. Стр.367

Сопротивление источника называют внутренним сопротивлением в отличие от внешнего сопротивления R  цепи

Произведение силы тока и сопротивления участка цепи называют падением напряжения на этом участке

Закон Ома для полной цепи: сила тока в полной цепи равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи.

I=E /(R+r)

Задают вопросы учителю.

V. Выполнение задания

Рассчитайте внутреннее сопротивление источника питания, использованного в опыте или задачи на слайде.

Используя полученные данные, выполняют расчеты.

Самостоятельно принимать решения

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися, размышление над вопросами:

  • Достиг ли я поставленных целей и задач урока?
  • Насколько тема урока меня заинтересовала?
  • Что на уроке у меня получалось лучше всего?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Учебник § 111, 112

Сб.задач №1517, 1518, 1519

Записывают домашнее задание

Владеть навыком самоорганизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Закон Ома для полной цепи " (сценарий урока)

Представлен подробный сценарий урока. Тип урока: комбинированный. Вид: мультимедийный урок комплексного применения знаний. Материал подобран так, что триединая цель урока и задачи реализовались через ...

10 класс Презентация по физике на тему "Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи."

10 класс. Презентация по физике на тему "Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи."...

Закон Ома для полной цепи

Урок изучения нового материала для 10 класса с исследовательским заданием по теме "Закон Ома для полной цепи". При объяснении новой темы учащиеся участвуют в обсуждении вопросов, делают записи в тетра...

Урок по физике в 10классе по теме закон Ома для полной цепи".

Цель урока: ввести понятие электродвижущей силы, сформировать закон Ома для полной цепи....

Конспект урока по теме "Закон Ома для полной цепи"

Конспект урока по теме "Закон Ома для полной цепи"....

«ЭДС. Закон Ома для полной цепи» 10 класс

Тема: «ЭДС. Закон Ома для полной цепи»Цели урока: познакомить учащихся с условиями, необходимыми для существования тока в замкнутой цепи, дать понятие сторонних сил, ЭДС,  познакомить...

Решение задач на закон Ома для полной цепи

На данном уроке опробируется формирование ключевых компетентностей учащихся средствами современных педагогических технологий (технология личностно-ориентированного обучения,  технология дифференц...