Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Татаренкова Людмила Петровна

Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.

Цель урока: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида

Задачи:

-обучающие: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида, научиться применять их в жизни;

-развивающие: развивать познавательные, общеучебные, коммуникативные, экспериментаторские, рефлексивные компетенции учащихся;

-воспитывающие: воспитывать внимательное доброжелательное отношение к участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, барометр.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barometr-aneroid.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.

Цель урока: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида

Задачи:

-обучающие: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида, научиться применять их в жизни;

-развивающие: развивать познавательные, общеучебные, коммуникативные, экспериментаторские, рефлексивные компетенции учащихся;

-воспитывающие: воспитывать внимательное доброжелательное отношение к участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, барометр.

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный

Учитель приветствует учащихся, визуально проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих.

Показывают готовность к уроку

2

Актуализация

Целеполагание

На прошлом уроке мы с вами изучали атмосферное давление и ртутный барометр. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Почему возникает атмосферное давление? (Слои воздуха давят друг на друга)
  • Почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле P=ρgh?

(Плотность воздуха не равномерна, нет четкой границы атмосферы – не можем вычислить высоту столба)

  • Расскажите об опыте Э. Торричелли. Дайте его объяснение. Как назвали прибор для измерения давления? (Трубку с ртутью запаянную с одной стороны и закрытую с другой, опускали в сосуд и открывали…Давление воздуха.Ртутный барометр)
  • Каково соотношение 1 мм рт.ст. и 1 Па? (1 мм рт ст =133,3 Па)
  • В чём неудобство, на ваш взгляд, измерения ртутным барометром атмосферного давления на практике? (Ртуть опасна, нельзя взять с собой - разобьется)

Найдите закономерность и разделите на группы термины

Осмысливают задачи урока

Величины

Единицы измерения

Прибор для измерения данной величины

Сила

Ньютон

Динамометр

Площадь

Квадратный метр

Метр

Масса

Килограмм

Весы

Скорость

Метр в секунду

Спидометр

Время

Секунда

Часы

Давление

Паскаль

Барометр-анероид

Итак, первый столбик – это физические величины, второй – единицы измерения, третий – прибор для измерения

- Все ли термины вам знакомы? Со всеми ли мы знакомились в курсе физики 7 класса? (Появился термин "барометр-анероид")

- Да, здесь появился новый термин "барометр-анероид". Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

(изучить устройство и принцип действия барометра-анероида)

- Итак, тема сегодняшнего урока "Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах". Откройте тетради и запишите тему.

Выдвигают свои гипотезы, находят правильные ответы

Применяют знания по физике и свой жизненный опыт.

3

Изучение нового материала

Запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия.

До середины XIX в. для измерения атмосферного давления применяли лишь жидкостные (главным образом, ртутные) барометры, изобретенные Э. Торричелли. В настоящее время, в практике для измерения атмосферного давления используется металлический барометр, называемый анероидом (безжидкостный), не содержащий ртути. Но деления шкалы такого барометра нанесены по показаниям ртутного барометра.

Основной частью барометра – анероида является круглая металлическая коробка 1 с волнистыми (гофрированными) основаниями. Путем откачивания воздуха внутри этой коробки создано сильное разрежение. При повышении атмосферного давления коробка сжимается, и ее верхняя (прогибающаяся) поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину 2. При уменьшении давления пружина разгибается, и верхнее основание коробки приподнимается. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка-указатель 4. Эта стрелка перемещается по шкале.

Барометры-анероиды менее надежны, чем ртутные, так как содержащиеся в них пружины и мембраны со временем изменяют свою упругость. Однако вследствие своей портативности и отсутствия жидкости они более удобны в обращении и потому широко используются на практике.

Барометры являются необходимыми приборами в метеорологических исследованиях, так как знание атмосферного давления важно для предсказания погоды на ближайшие дни.

Чувствительность анероидов настолько высока, что даже при поднятии барометра на 2—3 м стрелка-указатель прибора заметно перемещается. Это позволяет обнаружить постепенное изменение атмосферного давления даже при перемещении по лестнице дома или на эскалаторе в метро.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Наблюдают, слушают, осмысливают, запоминают.

(происходит развитие познавательных, коммуникативных компетенций)

В группах знакомятся со шкалой барометра-анероида и измеряют атмосферное давление.

Очень важно уметь пользоваться таким барометром. По нему можно предсказать погоду. Этот прибор используется в авиации, при подъемах в горы, в геологических экспедициях, при управлении морским и речным транспортом.

(Демонстрируется модель барометра-анероида)

Какое атмосферное давление регистрирует прибор? (р =1000 гПа

Р = 750 мм рт. ст.)

Какое давление в паскалях показывает контрольная стрелка барометра? (994 гПа746 мм рт.ст.)

4

Физкультминутка

Устали? ! Давайте немного отдохнем!!! Представьте себя столбиком ртути (Руки по швам) Столбик ртути опускается – атмосферное давление понижается – вероятность дождя увеличивается (приседаем)!!! Не забудьте взять зонтик!! (руки над головой) Исходное положение. Столбик ртути поднимается – атмосферное давление увеличивается – будет ясная солнечная погода!!!(поднимается на цыпочки) Не забудьте надеть панаму!!! (воображаемый жест одевания панамы)

Выполняют упражнения

5

Продолжение изучение нового материала

Применение полученных знаний на практике

Зависимость атмосферного давления от высоты установить в ходе эксперимента. Для этого дают задание двум ученикам: спуститься на первый этаж школы и зафиксировать показания барометра- анероида, подняться на второй  этаж и снова зафиксировать показания прибора.

Задачи:

1)   задание из ОГЭ №15 (д.в.) Ответ:1

 

2)    задание из ВПР №1

 

3)У подножья горы барометр показывает 760 мм ртутного столба, а на вершине горы 724 мм ртутного столба. Какова высота горы, если известно, что в среднем на каждые 12 м подъем давления уменьшается на 1 мм рт. столба.

(760 - 724)∙12 = 432 м

4)Определите, какую силу надо приложить к рыбе-прилипале, чтобы на берегу ее оторвать от лодки, если площадь присоски 2 см, а давление

760 мм рт.ст.?

РЕШАЕТ УЧЕНИК У ДОСКИ

                         

Дано :

СИ

Решение

S=2 см2

0,0002 м2

F= PS

Р=760 мм рт. ст.

101300 Па

F=101300 Па∙0,0002 м=20Н

F=?

Ответ: 20Н

 5. Задача Шерлока Холмса. Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил? («Природный барометр». Пиявка является природным барометром. В хорошую погоду давление высокое, в воде достаточно кислорода и пиявка хорошо себя чувствует в воде, она лежит на дне. При пониженном давлении (перед дождем и снегом) содержание воздуха и кислорода в воде уменьшается и пиявка поднимается к поверхности воды.)

О своих выводах сообщают  классу.

Измеряют атмосферное давление.

Решают задания из ОГЭ, ВПР,

Рассчитывают силу давления, записывают  в тетради. Ответ проверяют. (развивают общеучебные, познавательные, рефлексивные компетенции).

6

Рефлексия

1. Какой прибор для измерения атмосферного давления мы сегодня изучили? Каков принцип его действия?

2. Какое атмосферное давление называют нормальным?

3. Как объяснить, что атмосферное давление уменьшается с высотой?

Организует рефлексию урока, выставляет оценки за урок.

  • Что дал мне урок?
  • Был ли интересным изученный материал?
  • Как я оцениваю свою работу на уроке?

Отвечают

7

Подача домашнего задания.

Задает и поясняет домашнее задание.

Записывают д.з.  §§45;46

ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

Задача1. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе показывает 863 мм.рт.ст., а при выходе в метро – 760 мм.рт.ст.?

Задача2. Атмосферное давление равно 750 мм.рт.ст. Чему равна высота ртутного столбика в трубке Торичелли?

Задача3. Каково показание ареометра на уровне высоте Останкинской телевизионной башни (540м), если внизу показания ареометра 100641 Па?

Задача 4. Давление, развиваемое насосом водонапорной башни, равно 500кПа. На какую высоту сможет поднимать воду такой насос?


Ф.И. ----------------- -----------------------------

Я готов (ва)

 к уроку

Я участвовал (ла) в проверке д.з.

Я правильно заполнил (ла)

таблицу

Я решал (ла) задачи из ОГЭ, ВПР

Я решал (ла)

экспериментальные

задачи

Я решал (ла)

расчётные

задачи

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики для 7 класса "Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах"

Презентация к уроку физики для 7 класса по теме "Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах"....

Урок Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Урок, на котором закрепляют знания об атмосферном давлении; объясняют изменение атмосферного давления с изменением высоты на основании молекулярно-кинетических представлений; знакомится с устройством ...

Урок физики в 7 классе по теме: «Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах».

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме: «Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах»....

Барометр- анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах

Образовательная цель урока: изучение устройства барометра-анероида, выяснение зависимости атмосферного давления от высоты.Деятельностная цель: понять принцип действия и устройство барометра-анеро...

План – конспект урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

План – конспект урока в 7 классеТема урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний....

Презентация к уроку на тему: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Презентация к уроку на тему: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах....

Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.

Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Тип урока: Открытие нового знания.Цели деятельнос...