статья
статья по физике
Методическое сопровождение программы "Профессионалитет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remizova.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно-методическое сопровождение ФП «Профессионалитет» при освоении дисциплины «Физика» в ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум».
Ремизова Ольга Игорьевна, преподаватель
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»,
Г Лиски, Воронежская обл.
Физика является основой научно-технического прогресса. Достижения в области физики составляют базу таких главных направлений прогресса, как механизация, энергетика, автоматизация, создание новых материалов.
Все люди в повседневной жизни имеют дело с орудиями труда и технологическими процессами, в основе которых лежат физические законы. Сегодня человеку, в связи с техническим переоснащением производства, требуются знания основ физической науки, владение определенными умениями и навыками политехнического характера. Из концепции модернизации российского образования, ясно выделена цель профессионального образования, как подготовка квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Очень важным аспектом является установление меж предметных связей - одно из основных требований дидактики профессионального образования.
Преподавателю физики приходится иметь дело с тремя видами меж предметных связей:
- предшествующие меж предметные связи - это связи, когда при изучении материала курса физики опираются на ранее полученные знания по другим предметам, например на знания из курсов по математики и химии. Например, при изучении молекулярно - кинетической теории преподаватель физики опирается на ранее полученные знания о таблице Менделеева из курса химии и неотступно следуют математические вычислительные навыки, определения прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимости, свойства пропорций и т. д. – из курса математики.
- сопутствующие меж предметные связи – это связи учитывающие одновременное изучение тех или иных понятий, как в курсе физики, так и в других дисциплинах, например понятие о векторах и действиях с векторами дается почти одновременно как в математике, так и в физике.
- перспективные меж предметные связи – это такие связи, которые используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах и профессиональных модулях. Например, знания о постоянном и переменном электрическом токе позже изучается в курсе электротехники. В этом случае целесообразно нацеливать студентов на глубокое усвоение рассматриваемого вопроса, знание которого пригодится при освоении специальности.
Как известно, физика не всегда является любимым предметом обучающихся, поэтому одна из главных задач - вызвать интерес к изучению дисциплины. Каким образом вызвать интерес к физике? Ответом на этот вопрос является развитие интереса студентов путем решения задач с профессиональной направленностью. В большинстве случаев знания, полученные в курсе физики, используются при изучении специальных дисциплин. И если преподаватель приведет весомые факты использования физических законов и явлений в профессиональной деятельности будущего специалиста, то получит самое главное – мотив обучения своему предмету. И здесь как главный аргумент выступает задача с профессиональной направленностью.
Как показывает массовая педагогическая практика, создание мотива к изучению – весьма сложная и трудоемкая задача. Для успешного ее решения преподавателю недостаточно только компетентности в области преподаваемых дисциплин и мастерства в вопросах методики формирования знаний, умений и навыков. Наряду с этим ему необходимы так же знания в области специальных дисциплин, которые позволят преподавателю успешно реализовать МПС. Таким образом, целью исследования, является изучение работы преподавателя физики по созданию мотива к обучению дисциплины. Изучение работы проводится путем реализации перспективных меж предметных связей, а так же эффективной организации процесса внедрения задач с производственным содержанием в свою педагогическую деятельность.
Не для кого не секрет, что при решении расчетных задач, обучающимся, требуются не только математические знания и умения, но и хорошие навыки в технике вычисления. К качественным задачам относятся задачи, не требующие вычислений. Они приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к дисциплине, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах. Их можно разделить на две части. Одни из них общетехнического содержания. Они развивают политехнический кругозор, и дают основы физики. К этому типу задач относятся задачи «на простые детали машин», «на принцип действия того или иного прибора», «на смекалку», «на описание явлений природы» и другие задачи профессионального содержания. Они способствуют привитию интереса к выбранной профессии.
Решение задач с профессиональной направленностью помимо образовательного, имеет так же и огромное воспитательное значение, поскольку способствует формированию у обучающихся личностных качеств, таких как воля, настойчивость, инициатива, сообразительность, усидчивость, самостоятельность и другие. Решение обучающимися задач с профессиональной направленностью, способствует возникновению у них личной заинтересованности в получении ответа на вопрос задачи.
Ведущая педагогическая идея заключается не только в формировании знаний обучающихся по физике с учетом их профессиональной направленности, но и развитие тех качеств личности, которые помогут молодому специалисту в его карьерном росте. Применение задач с профессиональной направленностью с целью развития интереса обучающихся к дисциплине физика в ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» я начала с 2017 – 2018 учебного года. Толчком к поиску собственной методики преподавания наряду с классической методикой, послужило то, что физика все более уходит на задний план в приоритетах изучаемых дисциплин в глазах обучающихся.
Главной целью применения мной на уроках физики задач с профессиональной направленностью в 2017-2024 учебных годах являлось развитие интереса к дисциплине физика у обучающихся различных специальностей. Для реализации данной цели были разработаны задачи с профессиональной направленностью для различных специальностей по ряду тем курса физики. За несколько лет работы в моем портфолио накопилось немало задач с производственным содержанием по каждой из специальностей, осваиваемых на базе нашего техникума. Важным моментом является то, что наши студенты охотно принимают участие в поиске таковых и с интересом демонстрируют свои находки, как на уроках, так и на предметной неделе, которую я ежегодно посвящаю физике в профессиональной деятельности студентов.
Профессиональные образовательные учреждения являются основными заведениями для подготовки высококвалифицированных специалистов производства. Повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, готовность их к производственному труду базируется на серьёзном общеобразовательном фундаменте. Поэтому глубокое знание
физики необходимо при изучении специальных дисциплин. Изложение теоретического материала при изучении любой темы на уроках физики должно включать физический эксперимент, а также решение задач, большинство из которых должно быть производственного и практического содержания, с учетом профессиональной направленности преподавания физики в системе СПО.
Интерес обучающихся прогрессивнее развивается на основе той специальности, которую они выбрали. Деятельность, направленная на освоение специальности вызывает неподдельный интерес. Именно поэтому так важно применять задачи с профессиональной направленностью. Так же ни для кого не секрет, что наибольшее удовлетворение приносит именно та деятельность, к которой человек более способен, т. е. когда совпадают познавательный интерес, склонности и способности, что очень хорошо отражается при постановке задач с профессиональной направленностью. Деятельность преподавателя будет более продуктивна, если обучающийся будет видеть тесную взаимосвязь физики с его будущей специальностью.
Задачи с профессиональной направленностью осуществляют ряд необходимых пунктов содержания образования: развивают творческие способности обучающихся, пробуждают интерес к физике и вносят положительный вклад в основу знаний по специальным предметам. Они носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Обучающиеся могут объяснить любое явление природы, с которым они встречаются в жизни, принципы работы различных приборов и машин; работая с техникой, смогут закрепить знания по безопасности труда. Чем больше будет разобрано и решено задач, тем более полным будет понимание обучающимися основных положений и законов физики, которые помогут им в будущей профессии, в какой бы из сфер производства они ни работали.
Методическая работа преподавателя по подготовке задач с учетом профессиональной направленности в полной мере не исследовалась и не описывалась, но по личному педагогическому опыту с уверенностью могу сказать, что такая работа вносит много положительных коррективов в стимулирование деятельности обучающихся на уроках физики.
Список источников:
1. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. - М.: Просвещение,
1987.-С . 4-5.
2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8т./ Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2006.
3. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений – М: Феникс, 2006. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....
- Мне нравится (1)