Решение задач по теме «Электромагнитные волны».
план-конспект урока по физике (9 класс)

Митрошина Елена Акиповна

Решение задач по теме «Электромагнитные волны».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_fizika.docx350.23 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач по теме «Электромагнитные волны».

Цель урока:

обучающая: организовать повторение, обобщение материала по теме электромагнитные волны, решение задач.

развивающая: способствовать развитию критического мышления, навыков анализа условия задачи и применения теоретических знаний к объяснению природных явлений, развитию общих измерительных навыков;

воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, развитие познавательного интереса

Ход урока.

Итак, мы с вами изучили электромагнитные волны, рассмотрели шкалу электромагнитных волн, подробнее остановились на радиоволнах и свете. Сегодняшний урок мы посвятим повторению и обобщению данной темы, решению задач, а также углублению знаний по данной теме. Хочу обратить внимание на то, что вам необходимо запоминать номера заданий и ответы, которые в них получаются.

Давайте, вспомним:

Задание 1. Фронтальный опрос.

  1. Что собой представляет электромагнитная волна? (Электромагнитная волна – это распространяющееся в пространстве переменные  электрическое и магнитное поля, порождающие друг друга).
  2. Какой способ получения электромагнитных волн мы с вами рассмотрели? (Применение открытого колебательного контура).
  3. Как определить период колебаний, возникающих в колебательном контуре. (Используют формулу Томсона  )
  4. Кто обнаружил электромагнитные волны (Генрих Герц).
  5. Основные свойства электромагнитных волн. (Электромагнитная волна поперечная, силовые линии электрического и магнитного полей перпендикулярны друг другу и направлению распространения. Электромагнитная волна имеет скорость распространения равную скорости света, также основной характеристикой электромагнитной волны является её длина).
  6. Формула определения длины волны. Эту формулу можно легко запомнить, если установить аналогию с формулой нахождения пути из курса механики.

λ= с/ν, λ= с*Т.

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\072.jpg

Решить задачи, используя данные формулы: 2 задание. 

1.Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1400 кГц? (214 м)
2.На какой частоте работает радиостанция, передавая программу на волне 20 м? (15 МГц)
3. Чему равен период колебаний в электромагнитных волнах, распространяющейся в воздухе с длиной волны 3 м? (0,01 мкс)

Продолжаем повторение. Сейчас мы знаем, что все пространство вокруг нас буквально пронизано электромагнитными волнами разных частот.
В настоящее время все электромагнитные волны разделены по длинам волн (и, соответственно, по частотам) на семь основных диапазонов. Эти диапазоны
можно увидеть на шкале электромагнитных волн (Перечислите диапазоны)

Давайте теперь остановимся подробнее на диапазонах этой шкалы:

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\c5823af46fe99d27d4b6477597025d97-850x149@2x.jpg

 

Мы с вами на прошлом уроке, составили таблицу, в которой содержится 5 столбцов: название, диапазон, источники, свойства и применение. (Работа с таблицей в тетрадях)

Название

Диапазон

Источник

Свойства

Применение

Низкочастотные волны

λ= 1013  -  105 м;

 ν=3· 10 -3  - 3  ·10 3 Гц;

Переменный ток

Малая интенсивность

Волны звуковой частоты

Радиоволны

λ=10-3 – 103 м;  

ν= 105 -  1011 Гц;

Колебательный контур, микроскопический вибратор

Радиоволны различных частот по-разному поглощаются и отражаются средами;

сверхвысокочастотные практически не поглощаются атмосферой;

Радиосвязь, радиолокация, телевидение

Инфракрасное излучение

λ=8*10-7 – 2*10-3 м;

ν= 3*1011 -  4*1014Гц

Все нагретые тела

Проходит через некоторые непрозрачные тела; поглощается веществом и нагревает его; невидимо;

Приборы ночного виденья,

для сушки изделий, фруктов;

Видимый свет

λ=8*10-7 – 4*10-7 м;

ν= 4*1014 -  8*1014Гц

Солнце, лазеры, лампы

отражение, преломление, дисперсия, интерференция, дифракция

Воспринимается глазом

Ультрафиолетовое

излучение

λ=10-8 – 4*10-7 м;

ν= 8*1014 -  3*1015Гц

Солнце, звёзды и другие космические объекты; излучается твёрдыми телами, температура которых больше 1000 градусов Цельсия

Невидимость, убивает микроорганизмы, большая проникающая способность;

даёт загар человеку

В медицине, в промышленности

Рентгеновское излучение

λ=10-8 – 4*10-10 м;

Гц

При больших ускорениях электронов

Большая проникающая способность, дифракция лучей на кристаллической решётке

В медицине,

Изучение структуры кристаллической решётке

Гамма излучение

λ<3,3*10 -11 м;

ν>3*10 20Гц

Атомное ядро

Обладает огромной энергией, обладает большой проникающей способностью  

Медицина, производство (гамма дефектоскопия)

3 задание.

На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения относятся области 1, 2 и 3.

1) 1 — рентгеновское излучение; 2 — гамма-излучение; 3 — радиоизлучение

2) 1 — радиоизлучение; 2 — гамма-излучение; 3 — рентгеновское излучение

3) 1 — радиоизлучение; 2 — рентгеновское излучение; 3 — гамма-излучение

4) 1 — гамма-излучение; 2 — рентгеновское излучение; 3 — радиоизлучение

На рисунке представлена шкала электромагнитных волн. Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня верное утверждение. Укажите его номер.

1) Электромагнитные волны частотой 3 · 103 ГГц принадлежат только радиоизлучению.

2) Ультрафиолетовые лучи имеют бóльшую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.

3) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.

4) В вакууме рентгеновские лучи имеют бóльшую скорость распространения по сравнению с видимым светом.

 

Физминутка.

Гимнастика для глаз

  • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
  • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
  • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
  • Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
  • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
  • Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
  • Упражнение на аккомодацию.
  • Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

 Упражнения для шейного отдела позвоночника

  • Наклоны головы вперёд-назад.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • Вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
  • Поворот головы вправо-влево.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

  • Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
  • Круговые движения плечами вперёд и назад.
  • Вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
  • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Не много отдохнули. И продолжаем.

4 задание.

Определить цвет освещения, проходящий расстояние, в 1000 раз больше его длины волны за 1,8 пс. (зеленый)

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide_4.jpg

5 задание. Прочитайте текст и выполните предложенное задание

Микроволновая печь

Родители Миши купили микроволновую печь. Он прочитал в инструкции, что в домашних микроволновых печах (СВЧ – печах) продукты нагреваются как бы изнутри, поглощая энергию электромагнитных волн частота, которых достигает 2 450 мегагерц.

Задание. Пользуясь шкалой электромагнитных волн, определите примерные значения длин  электромагнитных волн, используемых в домашних микроволновых печах.

Выберите один ответ.

Примерно 100 км                         Примерно 10см

Примерно 1 м                               Примерно 1 мкм

Итог.

Итак, сейчас вы получаете ключ, открывающий замок к богатству, а какое это богатство вы узнаете составив слово, используя алфавит.

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpgC:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Новый рисунок.png

  1. Первая клетка - первая буква слова из задания 4.
  2. Вторая и четвертая клетки – буква под номером … (Ответ во 2 задаче во 2 заданий)
  3. Третья клетка – буква под номером …(Номер задания, в котором отвечали на вопросы устно)
  4. Пятая клетка – буква под номером … (Правильный ответ в 5 задании)
  5. Шестая клетка – буква под номером …(Правильные варианты ответов в задании 3)

Получайте ключ к знаниям. Кто получил правильное слово на ключе, тот, я считаю, не плохо поработал, не так ли?

А как считаете, вы? Продолжите фразу: на этом уроке, я …(решал задачи, отвечал на вопросы), мне больше всего, понравилась моя работа, на … Каком этапе?

Домашнее задание.  Повторить § 44-49

Задание 2.

1.Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1400 кГц?
2.На какой частоте работает радиостанция, передавая программу на волне 20 м?
3. Чему равен период колебаний в электромагнитных волнах, распространяющейся в воздухе с длиной волны 3 м?

Задание 3. На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения относятся области 1, 2 и 3.

1) 1 — рентгеновское излучение; 2 — гамма-излучение; 3 — радиоизлучение

2) 1 — радиоизлучение; 2 — гамма-излучение; 3 — рентгеновское излучение

3) 1 — радиоизлучение; 2 — рентгеновское излучение; 3 — гамма-излучение

4) 1 — гамма-излучение; 2 — рентгеновское излучение; 3 — радиоизлучение

На рисунке представлена шкала электромагнитных волн. Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня верное утверждение. Укажите его номер.

1) Электромагнитные волны частотой 3 · 103 ГГц принадлежат только радиоизлучению.

2) Ультрафиолетовые лучи имеют бóльшую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.

3) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.

4) В вакууме рентгеновские лучи имеют бóльшую скорость распространения по сравнению с видимым светом.

Задание 4.

Определить цвет освещения, проходящий расстояние, в 1000 раз больше его длины волны за 1,8 пс.

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide_4.jpg

Задание 5. Прочитайте текст и выполните предложенное задание

Микроволновая печь

Родители Миши купили микроволновую печь. Он прочитал в инструкции, что в домашних микроволновых печах (СВЧ – печах) продукты нагреваются как бы изнутри, поглощая энергию электромагнитных волн частота, которых достигает 2 450 мегагерц.

Задание. Пользуясь шкалой электромагнитных волн, определите примерные значения длин  электромагнитных волн, используемых в домашних микроволновых печах.

Выберите один ответ.

Примерно 100 км                         Примерно 10см

Примерно 1 м                               Примерно 1 мкм

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg     C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg  C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg   C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01-alfavit-russkij-1536x1086.jpg

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Новый рисунок.png

C:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Новый рисунок.pngC:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Новый рисунок.pngC:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Новый рисунок.pngC:\Users\Кабинет физики\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Новый рисунок.png

Ответы к заданиям

Задание 2

  1. 214 м
  2. 15 МГц
  3. 0,01 мкс

Ответы к заданиям

Задание 3

33

Ответы к заданиям

Задание 4

Зеленый 

Ответы к заданиям

Задание 5

10 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"

Данную разработку  можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...

Примеры решения задач по теме "Свободные электромагнитные колебания"

Задачи по теме "Свободные электромагнитные колебагия" (11 класс)....

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихс...

Презентация к уроку физики "Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Презентация к уроку физики "Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»....

Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

Решение задач по теме "Электромагнитные колебания"

В данном пособии приведены примеры решения задач по теме "Электромагнитные колебания" из задачника А.П.Рымкевича для 10-11 класса....