здоровье сберегающие технологии на уроках физики
статья по физике
из личного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_fiziki.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.С.Корчагина
МБОУ «Цнинская СОШ №2»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж. Руссо
Здоровье человека – вопрос, о котором и до нас, и после нас, будут спорить. Однако в XXI веке он приобретает особую остроту. Специалисты серьезно беспокоятся о состоянии здоровья российских школьников. Оно непосредственно влияет на их социально-психологическую адаптацию, нормальный рост и развитие. И главную роль в этом процессе играет окружающая среда, в которой дети живут. Для детей в возрасте от 6 до 17 лет данной средой является образовательная система. Ведь они проводят в учебных учреждениях более 70% своего бодрствующего времени. Именно в этот период наиболее интенсивно происходит рост и развитие организма, формируется здоровье, которое будет сопровождать их на все оставшиеся годы. У ребенка организм наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.
Урок остается центральной формой организации образовательного процесса, которая прямо зависит от преподавателя. Определение критериев, основанных на сохранении здоровья, для школьных уроков и постепенная настройка урока на ориентацию в сохранении здоровья являются ключевыми условиями для преодоления затратного характера школьного образования.
Основная цель здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении сохранения здоровья учащихся в течение периода обучения в школе. Эти технологии направлены на формирование у школьников знаний, умений и навыков, связанных со здоровым образом жизни, а также научение их применять полученные знания в повседневной жизни.
Физика считается безусловным лидером в сфере естествознания в наше время. Она является фундаментом научного и технологического прогресса, играя важную роль в обществе. В школе физика не только преподается как один из учебных предметов, но и выполняет важные задачи в развитии и воспитании. Она обладает мощным потенциалом, способствующим расширению нашего мышления, формированию мировоззрения, а также помогает нам построить цельную картину мира на базе основных законов и принципов природы. Более того, она способствует развитию эстетического вкуса и духовности, а также поддерживает здоровье учащихся.
Физика, с ее феноменами и законами, оказывает значительное влияние на живую и неживую природу, что имеет важное значение для человечества и его деятельности, а также в поиске оптимальных условий на Земле. Человек сам является частью физического мира природы, и на него также действуют законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения энергии и другие.
Физика обычно изучается с 7 класса, когда школьники уже подвержены различным хроническим и "приобретенным" заболеваниям. Физика также считается одним из самых сложных предметов, занимая третье место по шкале трудности Сивкова из 11 баллов. По шкале трудности Александровой и Степановой, физика в 9 классе имеет наивысший ранг трудности. Естественно, что изучение этого предмета требует значительных умственных, эмоциональных и даже физических усилий от школьников. Поэтому учителю физики необходимо обеспечить качественное обучение этому предмету, которое невозможно без достаточной мотивации школьников. Здоровьесберегающие технологии могут помочь в решении этой задачи, так как они не только помогают достичь основной цели, но и могут использоваться для повышения мотивации учащихся к учебной деятельности.
На уроках физики необходимо сохранять интерес учащихся к изучаемому материалу и поддерживать их активность на протяжении всего урока. Одновременно с этим необходимо учитывать уровень усталости детей и стараться не нанести вред их здоровью. Включение здоровьесберегающих элементов в уроки делает процесс обучения интересным и увлекательным, создает у детей энергичное и рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала и усиливает интерес к предмету.
Как и многие учителя, я применяю различные методы для поддержания здоровья учащихся, такие как проветривание помещения, гимнастика для глаз, динамические паузы в течение урока и индивидуализированная работа. Однако я считаю, что физика играет более значительную роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Я создаю адаптивное пространство для каждого ученика, через:
- дифференциацию и индивидуализацию обучения;
- использование игровых технологий;
- организацию проектной и коллективной деятельности.
В моей педагогической работе я отталкиваюсь от концепции творческого развития здоровой личности. Подбираю для курса физики задачи и задания, которые способствуют сохранению здоровья. Также я интегрирую учебную и внеурочную деятельность учащихся. Решение прикладных задач, значимых для каждого ученика, расширяет их кругозор и усиливает интерес к этой науке. Я также включаю в программу вопросы, связанные с физикой человека, что помогает учащимся лучше понять самих себя и свою природу.
В настоящее время гигиеническое образование и воспитание школьников играют важную роль в сохранении здоровья молодого поколения. Однако подобные мероприятия проводятся редко и чаще всего только на биологических уроках. Но проблема гигиенического воспитания учащихся должна рассматриваться в рамках комплексного подхода, в том числе и во время изучения различных школьных предметов, включая физику. В процессе преподавания этого предмета я рассматриваю влияние различных физических параметров окружающей среды (таких как сила тока, напряжение, влажность, температура и т.п.) на человеческий организм и знакомлю ребят с понятием критических значений этих параметров, превышение которых может нанести вред здоровью и даже угрожать жизни. Аспект гигиены в рамках изучения физики способствует повышению интереса учеников к этому предмету, помогает им освоить важные практические навыки и умения, необходимые в повседневной жизни и трудовой деятельности. Вот несколько примеров гигиенических сведений, которые я представляю учащимся на занятиях по физике.
Во время изучения свойств твердых, жидких и газообразных веществ, я одновременно рассказываю о молекулярной структуре и физических характеристиках воды (ее текучести, малой сжимаемости, способности передавать давление по всем направлениям и т.д.), а также рассказываю ребятам о физических методах очистки питьевой воды (таких как использование отстойников, фильтров и других устройств), о строении водопровода и качестве воды в нем, об осознанномиспользовании водных ресурсов и важности соблюдения гигиенических требований к питьевой воде. Я акцентирую внимание на необходимости соблюдения гигиенических правил при употреблении воды из природных источников во время походов, экскурсий и пребывания в летних лагерях. Учащиеся должны знать, что пить воду из открытых водоемов или канав опасно, особенно весной и летом, когда на полях используются удобрения и пестициды, которые могут попадать через грунтовые воды в источники. Каждый школьник должен осознавать, что пить некипяченую воду нельзя.
Учебный материал о теплопередаче, процессах нагревания и перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое полезно дополнить сведениями о возможности переохлаждения, перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» классных комнат, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров испособах поддержания нормальных условий в них.
Излагая материал о взаимных превращениях жидкостей и газов, о свойствах паров, следует подчеркнуть важность с гигиенической точки зрения поддержания норм влажности воздуха в помещении, рассказать о том, что избыток или недостаток паров воды в воздухе может привести к плохому самочувствию человека, различным заболеваниям органов дыхания, порче продуктов.
Изучение физических основ работы тепловых двигателей должно сопровождаться выяснением того вреда окружающей природа, людям, который обусловлен загрязнением воздуха выхлопными газами автотранспорта, а также рассмотрением всех возможных мер, снижающих его негативное воздействие.
Особого внимания заслуживает раздел «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством определяются в основном требованиями техники безопасности. Как известно, прохождение тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца; смерть наступает из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, при длительности 3 с - смертельное поражение, которая определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.
Школьники должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:
- искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);
- поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).
Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами: на электрической плитке, следует перед ее включением проверить исправность шнура, поставить ее на огнеупорную подставку (металлическую, асбестовую), а затем ввести штепсельную вилку в отверстия розетки. Лучше всего пользоваться плиткой с закрытой спиралью, эмалированной посудой и не выключать плитки дерганием за шнур.
В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить ученикам о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения. Рассматривая колебания, следует отметить и отрицательное влияние вибрации на здоровье человека, привести примеры, как гигиенические требования воплощаются в конкретных технических антивибрационных устройствах. При изучении законов освещенности и коррекции зрения надо выяснить причины близорукости и дальнозоркости глаза, сообщить об основах гигиены зрения, нормах освещенности, правилах размещения источников света в помещении и т. д.
Опыт показывает, что такое содержание указанных разделов и введение их в программу курса физики привлекает интерес к предмету и дает межпредметные дополнительные знания. Методический анализ различных разделов школьного курса позволили перейти к выводу, что все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования понятий о здоровье. Нужна только соответствующая методика преподавания.
Обучая предмету физика, каждый учитель проводит лабораторные работы. При их выполнении учащийся должен соблюдать меры предосторожности сразличными приборами. Так как есть возможность не только выхода их из строя, но и можно нанести себе ранение.
В физике на каждом уроке можно выделить вопросы здоровьясбережения. Примеры таких вопросов я привела в таблице.
Тема | Вопросы здоровьесбережения |
Человек – часть природы, зависит от нее | Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы. |
Измерительные приборы | Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса). |
Инерция | Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор. |
Механическое движение. Скорость. | Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя. |
Масса | Умение измерять вес тела. Ожирение – угроза здоровью. |
Сила | Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека. |
Диффузия | Искусственное дыхание. |
Мир звука. Физика и музыка | Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека. |
Каждый педагог на своих занятиях должен беспокоиться о благополучии учеников.
Исходя из моего богатого опыта в сфере педагогики, я пришла к выводу, что использование здоровьесберегающего подхода в развитии успеха учащихся имеет огромный потенциал. Это положение подтверждается значительным увеличением мотивации к изучению предмета, устойчивым интересом к активной познавательной деятельности, включая творческий процесс. Сотрудничество и дружелюбное отношение между учителем и школьником снимают недопустимое напряжение и стресс, что в свою очередь позволяет полностью раскрыть потенциал каждого ребенка. Шутки и улыбки способны создать эмоциональный отпор, переключить внимание и поддержать плотность и ритм урока.
Информационные ресурсы:
- Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
- http://www.pedsovet.ru
- http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающиебразовательные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровье сберегающие технологии на уроках физики».
По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор буд...
здоровье сберегающие технологии на уроках технологии
Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...
здорово-сберегающие технологии на уроках физики
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.
В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях....
Здоровье сберегающие технологии на уроках физики
Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит от организации учебн...
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Формирование культуры здорового образа жизни у школьников, пополнение знаний о принципах и правилах здорового образа жизни и интеграция этих знаний в повседневный быт учащихся...