Лабораторные работы в материалах библиотеки Минпросвещения
опыты и эксперименты по физике (7, 8, 9, 10 класс)

Волкова Валентина Витальевна

Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики

Важным этапом эффективного образовательного процесса по изучению физики является физический эксперимент, стимулирующий активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в ходе выполнения необходимого комплекса лабораторных работ или практических занятий.

Однако часто в силу отсутствия того или иного оборудования ограничивается возможность доступа обучающихся к наиболее интересным и уникальным явлениям, техническим объектам, научным и технологическим экспериментам, которые подчас представляют наибольший интерес и стимулируют получение знаний. В данной ситуации на помощь приходят интерактивные (виртуальные) лабораторные работы по физики.

При этом у виртуальной лабораторной работы есть неоспоримые преимущества, так как она позволяет проводить компьютерные лабораторные эксперименты по физике для случаев, когда постановка реального эксперимента затруднена или необходимо мгновенно осуществлять обработку полученных результатов. Таким образом, виртуальные лабораторные работы являются своеобразной аналогией, если не возможной заменой, лабораторного оборудования школьных предметных кабинетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vystuplenie_mo.pdf1.85 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики

Важным этапом эффективного образовательного процесса по изучению физики является физический эксперимент, стимулирующий активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в ходе выполнения необходимого комплекса лабораторных работ или практических занятий.

Однако часто в силу отсутствия того или иного оборудования ограничивается возможность доступа обучающихся к наиболее интересным и уникальным явлениям, техническим объектам, научным и технологическим экспериментам, которые подчас представляют наибольший интерес и стимулируют получение знаний. В данной ситуации на помощь приходят интерактивные (виртуальные) лабораторные работы по физики.

При этом у виртуальной лабораторной работы есть неоспоримые преимущества, так как она позволяет проводить компьютерные лабораторные эксперименты по физике для случаев, когда постановка реального эксперимента затруднена или необходимо мгновенно осуществлять обработку полученных результатов. Таким образом, виртуальные лабораторные работы являются своеобразной аналогией, если не возможной заменой, лабораторного оборудования школьных предметных кабинетов.

К очевидным достоинствам использования компьютерных моделей следует отнести их безопасность по сравнению с реальным применением оборудования, возможность самостоятельной работы с ними в спокойной домашней обстановке. С учётом этого обстоятельства крайне целесообразно перед проведением реального эксперимента реализовывать виртуальный, в ходе которого чётко отработать весь ход проведения эксперимента.

Любая замена реальных физических объектов их экранными изображениями, выполнение работ с компьютерными моделями, безусловно, развивает у учащихся умения наблюдать, измерять физические величины, проводить опыты и исследовать зависимости разных физических величин, исследовать устройства физических приоров. Однако при этом формируются совершенно иные умения. Они не лучше и не хуже умений, формирующихся при работе с реальными объектами, они – другие! Подобная замена не может быть равнозначной, поэтому следует признать, что внедрение в процесс изучения компьютерных аналогов вместо живой реальности неизбежно влечет искажение содержания предметов, в которых значимой частью является учебная работа с реальными объектами. Все это следует пояснять учащимся при работе с компьютерными моделями, и включать их в учебный процесс только в тех случаях, когда их применение целесообразно. Грамотное сочетание реальных и виртуальных экспериментов позволит добиться более глубокого понимания их сути.

Интерактивные модели, представленные в программном продукте способны стать полноценной основой уроков по физике, позволяя учащимся получать наглядные иллюстрации физических экспериментов и явлений, анализировать закономерности, часто ускользающие при наблюдении реальных экспериментов. В интерактивных моделях предусмотрены возможности изменения в широких пределах начальных параметров и условий опытов, варьирования их временного масштаба, а также моделирования ситуаций, недоступных в реальных экспериментах.

Скачать «Интерактивные лабораторные работы» можно с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bf5c59d6-a562-2c61-9d98-139ac12015dd/114736/?

В 2023 в школу поступило новое оборудование, в том числе – цифровая лаборатория. Начиная с этого времени, на своих уроках я использую данное оборудование.

Наиболее эффективно используются датчики цифровых лабораторий в школьном курсе физики в разделах:

1. Механика («Исследование зависимости скорости от времени при равноускоренном движении», «Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости»,  «Измерение ускорения свободного падения»).

2. Молекулярная физика («Изучение зависимости давления газа от температуры в сосуде постоянного объема», «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре»).

№ Электричество

Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов эксперимента. Автоматизация сбора и обработки данных экономит время и силы учащихся и позволяет сосредоточить внимание на сути исследования. Активная экспериментальная исследовательская работа учащихся способствует значительному повышению уровня знаний учащихся по физике, а также раскрытию творческого потенциала.

В реальных экспериментах становится понятной необходимость проведения работы  с определенной точностью, важность и необходимость таких операций, как округление. В процессе экспериментальных исследований становятся востребованными такие навыки учеников как конструирование.

При выполнении работ с помощью цифровой лаборатории происходит неизбежное ознакомление учащихся с современными методами регистрации физических величин в науке и технике, освоение информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ...

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Материалы к лабораторной работе "Строение и функции головного мозга"

представлены материалы, необходимые для провдения лабораторной работы...

Лабораторная работа "Оценка уровня радиации на местности, в помещениях и оценка радиоактивного загрязнения материалов и продуктов"

Данная работа может быть применена на уроках ОБЖ в 8 классах при изучении темы :" Радиация вокруг нас"...

Лабораторный работы по геометрическому материалу 5-6 класса.

Как создать условия, обеспечивающие вдумчивую, осмысленную работу ученика? Эту задачу приходиться решать на каждом уроке. В 5 классе при изучении геометрического материала можно использовать форму орг...

Материалы лабораторной работы по "Естествознанию" для 11 класса средней школы

Лабораторная работа "Маркировки и способы утилизации мусора"....

Лабораторная работа «Разработка дидактических материалов» Информатика

Цель: использование возможностей текстового процессора MS Word в профессиональной деятельностиРазработать дидактический материал, направленный на развитие логического мышления, для...