ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ
статья (алгебра) по теме

Маслиева Марина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ

Маслиева М.А. учитель математики

 

Учитель должен строить свою работу  таким образом, чтобы способствовать  развитию мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск. Ведь ученик, привыкая к приемам работы учителя, не откликается даже на  самые эффектные внешне, но неоднократно используемые учителем на уроке приемы. Они для него теряют ту значимость, которую имели вначале. Наступает обычное привыкание. Вот почему даже самая хорошая, самая удобная для учителя система  преподавания нуждается в постоянном обновлении. В то же время  следует учитывать, что внимание детей, слабоуспевающих по математике, довольно устойчиво, если школьники  выполняют знакомую или монотонную работу (списывание, решение арифметических примеров и т.д.). Зато на уроках,  требующих умственного  напряжения,  внимание  детей очень колеблется. Они быстро  устают и фактически выпадают  из педагогического процесса. Поэтому учитель  вынужден стремиться  так организовать деятельность учеников  на уроке, чтобы работали все группы учащихся. Практика подсказала такой путь для работы на уроках геометрии  в 7-11 классах. Он заключается  в том, что учащимся предлагается  изобразить некоторую фигуру и рассмотреть  полученный рисунок, замеченную закономерность или подмеченное свойство фигуры, сформулировать в виде некоторой гипотезы, которая будет  доказана позже. Этот способ  дает возможность держать внимание всего класса и при этом способствовать развитию мышления учащихся. Ведь высказанное в результате рассмотрения фигуры суждение о её свойствах – итог выполнения ряда мыслительных  операций. Форма организаций работы – лабораторно- практические занятия. Выполняя задания по построению тех или иных геометрически фигур, учащиеся, кроме того, учатся работать с чертежными инструментами, опытным путем устанавливают свойства простейших геометрических фигур, формируя их в виде некоторых суждений. В дальнейшем  все обнаруженные геометрические факты получат логическое обоснование. В тот момент, когда в курсе геометрии  будет доказываться та или иная теорема о свойствах геометрических фигур, ученики  смогут опереться на свой опыт, полученный при выполнении  лабораторных работ.

Приведу примеры, подтверждающие эту мысль:

1. Строя при помощи линейки  и треугольника две параллельные прямые  и третью прямую, пересекающую каждую из двух, при помощи транспортира, учащиеся могут определить, что накрест лежащие углы равны, сумма внутренних, односторонних углов равна 180º.

2. Построив равнобедренный треугольник и опустив в нем  при  помощи чертежного треугольника  высоту из вершины, ученики могут, используя транспортир и циркуль как измеритель, установить, что она разделила пополам и угол при вершине, и противоположную сторону; могут убедиться также, что углы при основании равнобедренного треугольника равны.

3. Построив  параллелограмм при помощи линейки и треугольника, можно установить, используя циркуль, что диагонали точкой пересечения делятся пополам. Транспортир может определить зависимость, в которой находятся углы параллелограмма. Факты, полученные в результате самостоятельной работы, дольше удерживаются в памяти и в нужный момент помогают усваивать  сложный  теоретический материал.

Приложение.   Приведу тексты лабораторных работ.

Тема: «Отрезок»

1. Отметьте какие-нибудь точки А и О.

2. Соедините  любой линией.

3. Соедините их еще двумя другими линиями.

4. Выберите из всех изображенных линий , соединяющих точки А и О, самую короткую  и обведите  её ручкой другого цвета.

5. Изображен ли у вас самый кратчайший путь из точки А в точку О? Если нет, то изобразите его.

6. Измерьте длину отрезка ОА.

7. Изобразите еще два отрезка, каждый  из которых равен отрезку АО.

8. Начертите два отрезка, каждый из которых равен отрезку АО, так, чтобы точка А была их общим концом.

9. Соедините отрезком их другие концы и найдите его.

10. Сравните его длину с длиной отрезка АО.

11. Придумайте, как построить два равных отрезка с общим концом  в одной точке, чтобы отрезок, соединяющий их другие концы, был равен им.

Тема: «Отрезок. Луч»

1. Нарисуйте отрезок АВ.

2. Начертите отрезок CD, равный АB.

3. Начертите отрезок  МN, равный  CD.

4. Сравните их длины, вспомните, как вы  строили их (CD  равен  AB и MN), и подумайте, каким  способом можно установить  равенство  двух отрезков. Вывод: два отрезка AB и MN , равные  одному и тому же отрезку CD, равны друг другу.

5. Изобразите луч L.

6. Отложите от его начала отрезок,  равный некоторому  отрезку А1 B1 .

7. Попробуйте отложить ещё один отрезок, равный отрезку А1 B1 от начала луча. Вывод: у нас получилось, что на луче  L от его начала можно отложить только один отрезок, равный данному.

8. Начертите отрезок PK  и изобразите фигуру, все точки которой будут  концами всевозможных отрезков, равных длине отрезка PK и проведенных из точки Р.

9. Начертите отрезок, равный отрезку PK ,  концы которого лежат на построенной в п.8 окружности.

10. Посмотрите  на рисунок  и изобразите три отрезка, равные между собой, каждые два из которых  имеют общий конец.

Применение.

Технология лабораторных работ  позволяет мне делать процесс обучения интересным и наглядным, развивает  творческую деятельность  учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Организация лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки.

В настоящее наше образовательное учреждение работает над реализацией опытно-экспериментальной программы по проблеме «Становление школы как образовательной системы личностно ориентированной направленно...

Методические особенности организации лабораторных работ в 5 классе.

Рекомендации для организации лабораторных работ  на уроке биологии в 5 классе....

Лабораторный работы по геометрическому материалу 5-6 класса.

Как создать условия, обеспечивающие вдумчивую, осмысленную работу ученика? Эту задачу приходиться решать на каждом уроке. В 5 классе при изучении геометрического материала можно использовать форму орг...

Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов

Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов...

Проверочные работы по геометрическому материалу

ull;Работа №1 (ломаная)•Работа №2 (углы)•Работа №3 (треугольники)•Работа №4 (прямоугольник)•Работа №5 (площади)•Работа №6 (прямоугольный параллелепипед)•Работа №7 (объё...

Проверочные работы по геометрическому материалу

Проверочные работы по геометрическому материалу...