И упала звезда...
план-конспект урока по физике
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «И упала звезда...»
Автор: Зарубина Алла Викторовна
Организация: МБОУ ООШ №1
Населенный пункт: Иркутская область, г. Слюдянка
Автор: Досаева Анастасия Валерьевна
Организация: МБОУ ООШ №1
Населенный пункт: Иркутская область, г. Слюдянка
Цель:
- проинформировать учащихся о техногенной катастрофе (аварии на Чернобыльской АЭС), рассказать о влиянии радиации на здоровье человека, активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить общий кругозор.
- оценить положительные и отрицательные проявления открытия атомной энергии в современном обществе;
- расширить кругозор учащихся.
- формировать мировоззрения учащихся, связанное с использованием радиоактивности;
- воспитывать чувства ответственности и сопричастности к событиям, происходящим в мире;
Ход урока.
Звучит над миром колокол беды,
Тревожа память, поминая горе,
Жесток и страшен лик седой войны,
Как в шторм разбушевавшееся море.
Не хочет человечество понять,
Что жизнь на свете самое святое,
Ее мгновенно можно оборвать
В горниле взрыва или гуще боя.
Всех жертв и испытаний нам не счесть,
Но целы арсеналы, полигоны,
Из прошлого убийственная весть
Предупрежденье поколеньям новым.
Тысячелетье начало отсчет,
Век двадцать первый по земле шагает,
Пусть его детям больше повезет.
И солнца луч их каждый день встречает.
Здравствуйте. Сегодня мы поговорим с вами об очень серьезных вещах: истории, ответственности, преступлении, возможно, о предупреждениях, и немного о героизме.
- Внимательно прочитайте цитаты, записанные на слайде. Как вы их понимаете?
(на фоне видео) Человечество прожило тысячи лет. За это время создавались и гибли цивилизации, возникали и рушились культуры, появлялись и исчезали с карты государства. И практически во всех культурах есть мифы о конце света.
- Как вы думаете, почему?
Для кого-то конец света представлялся всемирным потопом, для кого-то пламенем пожара. Кто-считал, что наступит вечная ночь. Но почти везде концу света предшествует падение звезды..И люди до сих пор верят, что жизнь на земле не вечна. Но есть и такие города, для кого конец света действительно наступил, хотя и не так, как им представлялось.
- Дома вы подготовили список городов-призраков, огласите его.
- На какие две группы можно разделить эти города? Какая и почему больше?
- Подберите ассоциации к словосочетанию ядерная энергия.
Люди всегда относились к природе прагматически. Именно этот подход привёл к тому, что во второй половине, а особенно к концу XX в. произошли глобальные изменения, которые сделали реальной угрозу самоуничтожения человечества. Одно на них – овладение атомной анергией. Итак, нам предстоит обсудить глобальный вопрос нашего времени, времени величайших открытий и величайших трагедий: вопрос, связанный с использованием атомной энергии.
- Давайте подумаем, когда мир впервые услышал о атомной энергии?
- Но предупреждения были.
Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю. Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба, и дан ей был ключ от бездны. И дано ей не убивать людей, а только мучить. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее.
Была очень яркая вспышка. Люди подняли головы и увидели – в небе было второе солнце: такое же прекрасное, как и первое. Я решил, что это божье знамение – сама богиня Аматерасу спустилась к нам, чтобы поддержать в войне. Потом меня словно сильно обняло что-то горячее. Пришёл в себя уже ночью. Всё тело болело. вокруг стоял стон и плач. В полной темноте город причудливо светился множеством огоньков – везде тлел уголь. Шатаясь, шли две молодые женщины. Я посмотрел на них и закричал от ужаса: с их лиц и рук полностью облезла кожа, свисая длинными лохмотьями, а они почему-то не стонали. В углу, возле обвалившейся стены, сидел мужчина и пел колыбельную своему обугленному ребёнку. Я понял, что умер и попал в ад».
- Два описания, скажите, что общего вы заметили?
- Одно из них – цитата из Евангелия, второе – воспоминания реального человека, выжившего в Хиросиме.
- Что известно об этом городе?
Закончилась Вторая Мировая война.
Мир праздновал победу. Люди возвращались к мирному труду. И только в двух городах Японии, Хиросиме и Нагасаки, был траур. Это были первые города, которые подверглись атомной бомбардировке. Мир впервые столкнулся с такими понятиями, как атомная бомба, ядерное оружие и лучевая болезнь.
Американский генерал Гровс сам взялся определить объекты атомных бомбардировок. Выбор был невелик. Шесть самых больших городов Японии были сильно разрушены. В списке возможных объектов бомбардировки остались 5 городов, среди них Хиросима и Нагасаки. К отбираемым объектам не предъявлялись требования военно-стратегического характера, на них решили лишь проверить “возможности” нового оружия.
В операции участвовало 7 самолетов-бомбардировщиков американских ВВС Б-29 Три самолета должны были лететь впереди и сообщить метеосводку, а два, чтобы сбросить контейнеры с аппаратурой и сфотографировать результаты взрыва. Бомба, которую должны были сбросить на Хиросиму, назвали “Малыш”, а на Нагасаки – “Толстяк”
Сверхсекретной операции атомной бомбардировки города Хиросимы, в результате которой должны были быть уничтожены сотни тысяч человек, полковник Тиббис дал имя своей матери(!) Энола Гей.
(На фоне тревожной музыки)
Понедельник, 6 августа 1945 года.
Август – пора звездопада. Существует поверье: с каждой вспышкой угасающей в небе звезды на земле угасает чья-то жизнь…
Не знаю, думали ли об этом пилоты американского самолета, стартовавшего в 2 часа 45 минут утра 6 августа 1945 года со смертоносным атомным грузом на Хиросиму.
Командиром самолета-разведчика был майор Изерли. Погода стояла прекрасная. Город Хиросима был в белой дымке, как в нимбе. Командир самолёта радировал полковнику Тиббису: “Облачность меньше 3/10 на всех высотах. Рекомендация: первая цель” (потом всю оставшуюся жизнь он будет терзаться мыслями, что этой радиограммой подписал приговор Хиросиме).
В 8 часов 15 минут раскрылись створки бомбового люка, и “Малыш” устремился вниз. Еще 47 секунд над Хиросимой мирно светило солнце. За эти 47 секунд люди успели забыть об удаляющемся гуле 3-х самолетов Б-29. Будничные заботы владели горожанами вплоть до мгновения, когда беззвучная вспышка вдруг разом превратила Хиросиму в горячий пепел, который ударом воздушной волны был подброшен ввысь на несколько километров, и смертоносные радиоактивные частицы начали свою разрушительную работу, заражая всё живое лучевой болезнью.
Атомный ад. Ослепительный, девятый, самый страшный его круг назывался эпицентром. Те, кто оказался там, были сожжены заживо. В других адовых кругах люди, умирая, терпели страшные страдания.
6 августа 1945 года по одному из хиросимских мостов шли девять человек. Мы никогда не узнаем, куда спешили они этим знойным утром. Мы никогда не узнаем их имен. Эти люди сгорели, испарились, растаяли в воздухе. Вспышка смертоносного света отпечатала на каменных плитах лишь их тени. Они были короткими. Атомное солнце вспыхнуло над ними почти в зените.
Попадание было почти идеально точным: “Малыш” взорвался в 200-х метрах от намеченной цели. “Выбор момента сделал тепловой эффект взрыва максимальным”. Пролетев некоторое расстояние, урановая бомба Little Boy (“Малыш”) весом в шестьдесят килограммов, взорвалась на высоте шестисот метров – почти 80 000 жителей Хиросимы погибли в пламени в первую же минуту. Ударная волна смела почти все строения, превратив город в пылающую пустыню, уцелели, серьёзно пострадав, лишь около ДЕСЯТИ(!) зданий.)
В это утро в Хиросиме погибло более 240 тысяч человек,в том числе и дети.
Откройте, это я стучу!
Стучу у каждого крыльца.
Невидима для ваших глаз,
Нельзя увидеть мертвеца!
Я в Хиросиме умерла.
Года прошли, года пройдут.
Мне было семь. И нынче семь.
Мертвые дети не растут.
Огонь мне волосы спалил,
Потом глаза заволокло.
И горстью пепла стала я,
И пепел ветром унесло
У Юрико Хироки было двое детей, один ребёнок (он был в школе) погиб сразу, а второй через два месяца после бомбардировки. Она вспоминает: “Самое страшное было – никто не понимал, что происходит, что случилось: ночью кто-то сказал, что это Солнце упало на Землю, и все поверили. Там было много обугленных детских черепов, я выбрала один, чтобы похоронить. Уже неважно, кто это был, в любом случае, я хоронила его как своего ребёнка
В докладе британских медиков говорилось, что радиация не разрушила систему кровообращения, но подействовала на костный мозг, вырабатывавший кровяные клетки. Поэтому резкие последствия стали проявляться только тогда, когда начали отмирать клетки в крови, а на их место не поступали новые, которые и должен был вырабатывать костный мозг… У больных развивалось сильное малокровие. Когда стало не хватать тромбоцитов, разреженная кровь просачивалась в кожу, и в сетчатку глаз, а иногда во внутренние органы и почки.
Люди стали умирать через неделю после взрыва, пик смертности наступил через три недели». Они умирали от лейкемии.
Ребята, как вы думаете можно ли вылечиться от лучевой болезни? Да, эта болезнь неизлечима. Так откуда же появилась вера в то, что, сделав тысячу бумажных журавликов можно выздороветь? Я расскажу вам о японских детях, брате и сестре, перенесших трагедию бомбардировки Хиросимы. В Японии эту историю знает каждый.
Мальчику Коку было 9 лет, девочке Иоку - 6 . Они жили в Хиросиме. 6 августа 1945 года брат и сестра играли под домом, когда раздался взрыв. Дом рухнул, и дети оказались под обломками. Коку и Иоку звали на помощь, но никто не пришёл. Три дня ребята копали ход, чтобы выбраться наружу. А когда выбрались, то оказались на отвесном берегу реки. Дети упали в воду. Течение подхватило и понесло их. Выбраться из реки у них не было сил. Коку и Иоку спас крестьянин.
Через несколько дней у детей начали выпадать волосы, и с каждым днем здоровье ухудшалось. Брата и сестру поместили в больницу. Лечащий врач, видя, как быстро уходят детские силы, подарил им надежду: существует старинная легенда, что если сложить тысячу бумажных журавликов, исполнится самое заветное желание. Ведь журавль считается символом удачи и долголетия. На следующий день врач принес детям бумагу и ножницы, предупредив, что журавликов нужно делать каждый день, и тогда болезнь отступит. Человек жив надеждой. Коку и Иоку начали делать журавликов. Ребята, чтобы сделать журавлика оригами, нужно сложить бумагу 31 раз. Люди, болеющие лучевой болезнью, очень быстро устают, у них в руках нет силы. Коку умер, сделав немногим больше двухсот журавликов. Своих журавликов он передал сестре, в надежде, что они помогут ей.
Делать журавликов Иоке помогала вся больница. Девочка очень верила, что сможет вылечиться. Но её руки с каждым днем слабели все больше. Настал день когда, Иоку журавликов сама делать уже не могла. Ей приносили журавликов из других палат. И каждый в больнице знал, сколько журавликов у Иоки. Бледная, изможденная, с глазами полными слёз, она искренне радовалась каждому новому журавлику. Белые, синие, зелёные, жёлтые, они висели у неё над кроватью.
В то утро, когда Иоку умерла, врач насчитал 998 журавликов. Он открыл окно и выпустил бумажных птиц. Они летели, опускались на землю под ноги прохожим. Журавликов поднимали дети, и в их руках цуру (журавлики) были символом надежды и веры, которая так необходима людям.
Ряд испытаний ядерного оружия Соединёнными Штатами на острове Бикини в 1946–1958 гг. привели к тому, что в результате взрыва исчезли с лица Земли два соседних острова, а сам остров стал непригодным для жизни.
В 1966 году в Испании столкнулись два американских военных самолёта с ракетами на борту. Одному пришлось сбросить четыре атомные бомбы. К счастью, взрыва не было, но в результате выбросов пришлось вывести 1,5 тыс. тонн почвы для захоронения.
-Так давайте же выясним, что такое атом, зачем мы его используем
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперёд,
Мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки выпущен Джин…
-Сообщение физика.
Человеку для существования нужна энергия, и мы получаем ее с пищей и при дыхании. Современной цивилизации энергия требуется для производства. В древности использовалась мускульная сила человека и животных, энергия горения топлива, энергия движущейся воды и воздуха — в водяных и ветряных мельницах, в парусном флоте.
Сейчас для промышленности, сельского хозяйства и для комфорта в быту необходимо огромное количество электрической энергии. Она производится, в основном, на крупных электростанциях. Электростанции используют разные источники энергии и, к сожалению, часто создают большие проблемы для окружающей среды и здоровья людей.
Аварии на атомных электростанциях могут оказать влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Кроме того, аварии на атомных электростанциях имеют долговременные последствия (несколько десятков тысяч лет).
Мы знали, с атомом не шутят,
В коварстве равных ему нет.
Такие вихри в мире крутит,
Что гибнет жизнь и застит свет.
Самая крупная по своим масштабам и последствиям катастрофа произошла 26 апреля 1986 года в 1 ч. 24 мин на Чернобыльской атомной электростанции. Суммарный выброс радиоактивных веществ составил 77 кг (при взрыве бомбы в Хиросиме – 740 г). Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты
Первые сведения о Чернобыле можно найти еще в Ипатьевской летописи, датированной концом ХІІ века. Известно, что в один из осенних дней князь Ростислав охотился возле Чернобыля: «Сын великого князя Киевского Рюрика ехал с ловом от Чернобыля во Торцийский». Видала эта земля и татар, и поляков. Потоптал ее и Богдан Хмельницкий. (с
Говорят, что Наполеон и Гитлер пробовали захватить эти земли, но понесли поражение. Несмотря на голод, чернобыльцы держались своей земли, защищали ее.
Но то, что не удалось сделать тиранам, с легкостью удалось маленькой частичке, имя которой – атом.
Казалось, в неземной красоте полесской природы совсем забыли старинную легенду, связанную с городом и историей происхождения его названия – Чернобыль.
Чернобыль в переводе с украинского – «чёрная полынь». В Библии сказано о том, что «наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь». Третий ангел вострубил,
И упала с неба большая звезда,
Горящая подобно светильнику,
И пала на третью часть рек
И на источники вод.
Имя той звезде Полынь.
И третья часть вод сделалась полынью,
И многие из людей умерли от вод,
Потому что они стали горьки. (Откровения Святого Иоанна Богослова)
Страшное предсказание сбылось.
«Чернобыль» по-украински – «полынь», и в украинской столице сразу вспомнили о «звезде Полынь», которая, согласно пророчеству, должна возвестить наступление Апокалипсиса. (слайд 21)
Известно, что существует 90 видов травы полынь и только один – чернобылка – произрастает на Полесье. Отсюда, с XII века, название поселения Чернобыль.
А потом сбылось библейское пророчество о падении звезды Полынь на воды, которые станут горькими... (слайд 22)
Столб света – смертный в небе след.
Ужели нет достойной силы,
Чтоб встать могла и крикнуть «нет»
Разбушевавшейся стихии?
Страна предмайская спала,
Министр ворочался в постели…
А на АЭС беда звала -
Машины красные летели
Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар в зоне сильнейшей радиации – над реактором. На 70-метровой высоте реакторного корпуса ситуация складывалась особенно драматично. Ядовитый дым от пылающих блоков стелился над всей площадью пожара.
Самым страшным испытанием при борьбе с огнём стало расплавленное битумное перекрытие машинного зала. Вступая в расплавленный битум, пожарные ногами затаптывали небольшие костерки. Кипящая масса заливала ноги, а затем кожа слезала вместе с сапогами. То были страшные ожоги. И это всё на фоне мощнейшей радиации. Но пожарные не отступили
Самого взрывая не видела. Только пламя. Все словно светилось... Все небо... Высокое пламя Копоть. Жар страшный. А его все нет и нет. Копоть оттого, что битум горел, крыша станции была залита битумом. Ходили, потом вспоминал, как по смоле. Сбивали огонь, а он полз. Поднимался. Сбрасывали горящий графит ногами... Уехали они без брезентовых костюмов, были в одних рубашках, так и уехали. Их не предупредили, их вызвали на обыкновенный пожар…
А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало – они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали… Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей. А спустя двадцать лет чернобыльская трагедия унесла жизни десятков тысяч человек
Вы у меня спросите, как умирают после Чернобыля? Человек, которого я любила, любила так, что не могла бы любить больше, если бы я его сама родила, на моих глазах превращался….В чудовище... Удалили лимфоузлы, их нети нарушилось кровообращение, и нос уже как-то увеличился раза в три, и глаза уже какие-то другие — разошлись в разные стороны, в них незнакомый свет появился и выражение, как будто не он, а кто-то еще оттуда выглядывает. Потом один глаз совсем закрылся... А я чего боюсь? Мне бы только, чтобы он себя не увидел … Не запомнил таким.
Это же не обычный рак, которого тоже все боятся, а чернобыльский, он еще страшнее. Врачи мне объяснили: порази метастазы внутри организм, он быстро бы умер, а они поползли верхом... По телу... По лицу... Что-то черное на нем наросло. Куда-то подевался подбородок, шея, язык вывалился наружу. Лопались сосуды, начиналось кровотечение. “Ой, — кричу, - кровь”. С шеи, со щек, сушей... Во все стороны... Несу холодную воду, кладу примочки - не спасают. Что-то жуткое. Вся подушка зальется... Тазик подставлю, из ванной... Струйки ударяются. Как в подойник... Этот звук... Такой мирный и деревенский... Я его и сейчас по ночам слышу…
Утром в субботу 26 апреля все пути Чернобыля были залиты водой и каким-то белым раствором. А люди гуляли, везде дети. Стояла жара, многие шли на пляж, на дачу, на рыбалку, сидели на речке. В Припяти в школа проходили все уроки. Никакой достоверной информации не было. Только слухи. Впервые об эвакуации Припяти заговорили в субботу вечером. А в час ночи пришёл приказ – за два часа укомплектовать документы для вывоза.
27 апреля в 13.10 по местному радио передали сообщения горисполкома об эвакуации. До этого работники штаба начали поквартирный обход, объясняя населению ситуацию и порядок эвакуации. Было рекомендовано закрыть окна, балконы, выключить бытовые приборы, перекрыть воду и газ и взять необходимые личные вещи, ценности и документы.
В 13.50 жители были сосредоточены возле подъездов домов, а с 14 часов начали прибывать автобусы.
Трагическим было расставание с домашними животными: котами, собаками. Кошки, вытянув хвосты, смотрели в глаза людям, мяукали, собаки выли, прорываясь к автобусам. Но брать с собой животных категорически запрещалось. Шерсть у них была чрезвычайно радиоактивной. Долго еще собаки, брошенные хозяевами, бежали за автобусами. Но зря. Тогда животные отстали и вернулись в брошенный город.
Штаб принял решение о создании над разрушенным 4-м реактором защитного объекта, который вошел в историю под названием «саркофаг».
В киевские больницы стали поступать первые больные из Припяти. Это были, прежде всего, молодые ребята-пожарные и работники АЭС. Все они жаловались на головную боль и слабость. Голова так болела, что стоит двухметровый парень, бьётся головой об стену и говорит: «Мне так легче, так голова меньше болит».
Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Правительство СССР долгое время скрывало информацию об аварии. Нельзя было находиться в зараженной местности, на открытом воздухе, а тем более загорать, купаться, удить рыбу. Люди этого не знали. Лица виновные в трагедии пытались скрыть её истинно чудовищные масштабы. И только спустя 36 часов жителей стали эвакуировать. Пустыми оставались города и сёла
«Воры металла», разбивающиеся в других районах Украины при попытке срезать провода с электрических столбов, добрались и до Чернобыля. (слайд 35)
Даже с одного из вертолетов, с которых пожарные гасили в первые дни горящий реактор, и к которым ни один человек в своем уме приближаться не станет, кто-то умудрился срезать лопасти.
Сегодня, спустя 20 лет, мы говорим об уроках Чернобыльской катастрофы.
Во-первых, “Чернобыльская катастрофа, несомненно, является самым ужасным событием в истории цивилизации. В результате нее пострадало все человечество”
(Владимир Тищенко, заместитель директора “ЧернобыльИнтерИнформ”)
Последствия аварии глобальны и ужасны. Глобальны, потому что радиоактивные вещества из взорвавшегося реактора были разнесены по всей планете. Ужасны, потому что огромное количество людей подверглось облучению.
Во-вторых, нельзя полагаться на технику, какой бы надежной она не казалась
В-третьих, к сожалению, многие долгоживущие радиоактивные элементы, выброшенные 20 лет назад из взорвавшегося реактора, до сих пор находятся в окружающей среде, переносятся потоками воздуха и воды и представляют опасность для здоровья жителей Земли.
Поэтому люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать все, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.
… Будущее ядерной энергии проблематично. Нужно искать более безопасные способы производства энергии.
... Ядерное оружие, скорее всего, будет существовать, как факт устрашения, но его влияние на ход событий в мире должно ослабевать.
… Наверное, будут и новые открытия в области использования ядерной энергии
Но самое главное, что ученые и политики должны осознавать ответственность, которую они несут перед обществом.
Нужно использовать открытия ни во вред человеку, во благо!
Список литературы:
1. Боровский Е. Чернобыльская трагедия. // Газета «Химия». – 2009. - №15.
2. Дайсон Д. Призрак Чернобыля // «Ридерз дайджест». – 2010.-№4.- с.94-104.
3. Михеев Г. Другая жизнь. // «Сельская новь». – 2006. - №4. – с.2-3.
4. Фоминых С. Трагедия XX века – 20 лет спустя. // Газета «Знамя».- 2009. № 15.
5. Все судьбы в единую слиты… (краеведческо – публицистический сборник редактор – составитель В. Максимюк. Воронеж. – 2006.
6. http://www.stihi.ru/2007/05/02-1072 стихи Ольги Рубановой
7. http://www.brandservic.ru/news/arhiv/news_26_04_08.html списки погибших
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая М. Цветаевой "Уж сколько их упало в эту бездну..."
Уж сколько их упало в эту бездну… Литературно-музыкальная композиция, посвящённая М. Цветаевой Читательское назначение: для учащихся старших классов...
"И упало каменное слово..." Жданов против Ахматовой. Урок литературы в 11 классе
Данный урок можно организовать как интегрированный, где два учителя (истории и литературы) дадут учащимся возможность представить картину (историческую и литературную) 30-х годов прошлого столетия на ...
Открытый классный час "Мне звезда упала на ладошку".
Классный час прошел в виде поэтического путешествия к звездам.. Основными целями путешествия является показать красоту окружающей нас Природы, научить видеть родство поэзии и науки - разных сторон поз...
Эссе "Нравственность упала? Нравственность изменила позицию?"
Эссе "Нравственность упала? Нравственность изменила позицию?" было написано для участия в конкурсе Педагогический Дебют - 2019. В эссе я попыталась раскрыть своё отнишение к изменению нравст...
Классный час "Мне звезда упала на ладошку"
Классный час - час знакомства с пятиклассниками в День знаний....
Почему упала мотивация? Как её повысить?
Автор делится своими наработками повышения мотивации к изучению иностранного языка....