Урок физики "Плотность вещества"
методическая разработка по физике (7 класс)

План - конспект урока физики по теме "Плотность вещества" в 7 классе. В ходе урока используется проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_plotnost_veshchestva_7_klass.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Плотность вещества»

Класс: 7

Цель урока: сформировать понятие новой физической величины - плотность, рассмотреть её характеристики (определение, формулу для расчета, единицы измерения, способы измерения).

Предполагаемые результаты обучения.

Предметные: определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества

Метапредметные: развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; умение работать с информацией

Личностные: умение работать в малых группах; умение взаимного общения

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная

Используемые технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационное оборудование (весы, гири, наборы тел равной массы, объема, из разных веществ)

План – конспект урока

Название этапа урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (1 мин.).

Цель: подготовить учащихся к началу предстоящего занятия

  Приветствует учащихся

Приветствуют учителя.

2. Мотивационный момент (1 мин)

Цель: поднять мотивацию обучающихся к участию в процессе познавательной деятельности.

Постановка учебной проблемы.

Перед вами деревянный брусок. Можно ли найти его массу линейкой? Что для этого надо сделать?

Для этого нам надо вспомнить о таких понятиях, как объем тела и масса.

Высказываются предположения.

3. Актуализация и проверка знаний обучающихся (3 мин).

Цель: обобщить знания обучающихся по теме "Масса вещества, объём тела" и проверить правильность и осознанность приобретенных ранее знаний

Проводится письменный опрос в форме теста по предыдущей теме.

Взаимопроверка теста в парах, выставление оценок по указанным критериям

Отвечают на вопросы теста.

Взаимный обмен ответами и их проверка

4. Определение темы урока (8 мин).

Цель: с помощью экспериментальных заданий сформулировать тему урока.

На экране – вопрос: Что легче килограмм ваты или килограмм железа?

А если взять пух и золото одинакового объёма?

Давайте проверим наши предположения опытным путём.

Класс делится на группы, у каждой группы лабораторное оборудование и листы с заданиями

Какие результаты у вас получились?

Вывод: масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой.

Учитель показывает 2 бруска. Одинаковы ли их объёмы?

Равны ли массы? Используются весы

Значит, тела равного объема могут иметь разную массу.

Учащимся показывают бруски из разных материалов и объемов, но разной массы. Почему массы различны?

Скажите, а зависит ли масса тела одного и того же объёма от вещества из которого они изготовлены?

Очевидно, что в телах различно расположение частиц, расстояние между ними. Величиной, характеризующей «упаковку» частиц тела называют плотностью.

Тема нашего урока "Плотность вещества"

Ответы учащихся.

Рассуждения учащихся.

Выполняют экспериментальные задания, делают выводы.

Каждая группа знакомит всех со своими выводами.

Ученики предполагают, что объемы равны.

Нет. Один брусок легче.

Бруски из разных веществ

Рассуждают, делают выводы.

Рассуждают

Записывают тему урока.

5. Изучение нового материала (10 мин).

Цель: Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной - плотность.

Так что же такое плотность вещества?

Запишем физический смысл плотности вещества: плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела

Указывается обозначение плотности, единицы измерения, записывается расчетная формула плотности

Возьмём одно и то же вещество массой 200 г и 500 г. Будет ли отличаться его плотность?

Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества?

Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы.

Ответы обучающихся и сравнение их ответов с планом, изображённом на экране

Записи в тетрадях.

Рассуждения учеников.

Записи в тетради.

Ответы обучающихся.

Работа с таблицами учебника

6. Первичное закрепление темы (4 мин).

Цель: первичное закрепление знаний обучающихся в процессе решения проблемного вопроса.

В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки.

Можно ли сейчас найти массу с помощью линейки? (решение проблемной ситуации)

Рассуждения обучающихся.

Ученики проводят расчеты

7. Закрепление знаний обучающихся (8 мин.)

Цель: закрепить в памяти обучающихся знания,

Выполняются  задачи по расчету массы и объема тела.

Решают задачи, делают выводы.

8.Рефлексия (3 мин).

Цель:

- подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали обучающиеся

Рефлексия. Каждый из вас показывает один из смайликов, лежащих у вас на столе. Зеленый – все понятно, было интересно; желтый – местами было трудно, надо почитать учебник; Красный – не все было понятно, надо еще раз посмотреть учебник и тетрадь.

Поставьте себе оценку за урок

Показывают смайлики

Самооценка

10. Домашнее задание (2 мин).

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения.

На экране – домашнее задание: найдите с помощью линейки массу кубика сахара – рафинада. Плотность сахара найдите в таблице плотностей.

Записи в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок "Состав вещества. Химические знаки иформулы"

Обобщающий урок по теме "Состав вещества. Химические знаки и формулы" в 7 классе с использованием технологии модульного обучения. Учебник  О.С. Габриэлян, И.Г. Остроумов "Введение в химию. Вещест...

Презентация к уроку Чистые вещества и смеси

Презентация к уроку Чистые вещества и смеси. Физические явления в химии....

Урок "Чистые вещества и смеси"

Метапредметный урок по курсу 7 класса "ВВедение в химию"...

Урок "Чистые вещества и смеси"

Метапредметный урок по курсу 7 класса "ВВедение в химию"...

Урок "Чистые вещества и смеси"

Метапредметный урок по курсу 7 класса "ВВедение в химию"...

Урок "Чистые вещества и смеси"

Метапредметный урок по курсу 7 класса "ВВедение в химию"...

Урок "Чистые вещества и смеси"

Метапредметный урок по курсу 7 класса "ВВедение в химию"...