Рабочий лист по теме: "Давление жидкости и газа"
опыты и эксперименты по физике (7 класс)

Баянова Мария Алексеевна

Рабочий лист по теме: "Давление жидкости и газа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_davlenie_zhidkosti.docx267.95 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО _____________________________________________ Класс __ Дата _____ 

Практическая работа: «Исследуем давление!» 

СЛОВАРЬ 

Давление, сообщающиеся сосуды, закон Паскаля..

ИНФОРМАЦИЯ:

Молекулы газа (как и жидкости) не связаны в жесткую структуру, а двигаются хаотично. Если ограничить жидкость или газ емкостью некоторого объема, то молекулы начнут ударятся о стенки емкости и создавать давление.

Давлением назвали силу, перпендикулярную поверхности (деленную на площадь).

Давление является скалярной величиной, то есть не имеющей направления: давление создает составляющая силы, перпендикулярная поверхности. В СИ давление измеряется в паскалях (1 Па).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/89784/261419d0_6fee_0131_ae2a_12313b01b931.jpg

Давление, производимое на жидкость или газ, передается на любую точку одинаково во всех направлениях. Это утверждение называется законом Паскаля. Назван он в честь ученого открывшего его – Блез Паскаль. Так же в честь Паскаля названы единицы измерения давления (представлено выше).

При изучении давления объектом нашего изучения может быть чайник с нашего кухонного стола, лейка, с помощью которой мы поливаем цветы и т.п. Все это устройства, работающие по принципу сообщающихся сосудов.

Сообщающиеся сосуды – это сосуды соединённые друг с другом трубкой или шлангом. Если налить жидкость в одну из этих трубок, то мы заметим, что уровень жидкости в обеих трубках установится на одной высоте. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/89787/2b9268f0_6fee_0131_ae2d_12313b01b931.jpg

В левом и правом коленах находится одна и та же жидкость и высота столба жидкости в левом и правом коленах также одинакова, то и давление жидкости в обоих коленах одинаково. Следовательно, жидкость находится в равновесии (Рис. 1а).

Но если в ссобщающиеся сосуды налить разную жидкость, то уровень подсолнечного масла расположится на большей высоте, чем уровень воды (Рис. 1б). Это связано с тем, что плотность подсолнечного масла меньше, чем плотность воды. чем меньше плотность жидкости ρ, тем больше должна быть высота ее столба h, чтобы создать одно и то же давление.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ 

Бутылка с 3-я отверстиями на разной высоте, бутылка с 3-я отверстиями на одной высоте, масло, кювета, скотч, воздушный шарик, вода, масло, трубочки.

ЦЕЛЬ: используя предложенное оборудование изучить давление жидкости и газа.

ЗАДАНИЯ 

  1. ОПЫТ 1. Пронаблюдать Закон Паскаля.

Схема установки

Ход проведения опыта:

        

Рис.2 Схема установки для демонстрации закона паскаля

1. Возьмите пластиковую бутылку любой емкости.

2. Сделайте отверстия шилом от дна сосуда на расстоянии от 10 см в любых местах.

3. Бутылку заполните водой (воду можно подкрасить для большей наглядности).

4. Надавите руками на верхнюю часть бутылки.

5. Пронаблюдайте явление.

Что вы заметили? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. ОПЫТ 2. Определите зависимость давления жидкости от высоты столба жидкости.

Схема установки

Ход проведения опыта:

 

Рис. 3 Схема установки для демонстрации зависимости давления от высоты столба жидкости

1. В пластиковой бутылке на различной высоте делаем несколько отверстий на расстоянии примерно 5-10см.

2. В отверстия помещаем трубочки от гелиевой ручки.

3. Бутылку заполняем водой (отверстия лучше заклеить, что бы вода не вытекала).

4. Открываем отверстия.

5. Наблюдаем за струйками воды.

Что вы заметили? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. ОПЫТ 4. Что значит «Сообщающиеся сосуды»?

Схема установки

  Ход проведения опыта:

   

Рис.4 Схема сообщающихся сосудов №1

    1. Проделаем в пластиковых бутиках дырочки на высоте 10-15 см;

2. Соединим бутылки между собой резиновыми трубками;

3. Нальем в один из получившихся сосудов воду;

4. Пронаблюдаем за поведением поверхности воды в сосудах.

Рис.5 Схема сообщающихся сосудов №2

1.        Вырезать из пластиковой бутылки прямоугольники одной высоты, но разной ширины с помощью скотча склеить цилиндры;

2.        Соединим бутылки между собой резиновыми трубками;

3.        Нальем в один из получившихся сосудов воду;

4.        Пронаблюдаем за поведением поверхности воды в сосудах;

5.        Затем дольем в один из сосудов масло;

6.        Пронаблюдаем явление

Что вы заметили? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. ОПЫТ 5. Давление в жидкости и газе.

Схема установки

 Ход выполнения опыта:

Рис. 6 Схема установки для демонстрации давления внутри жидкости

1.        Возьмите пластиковую бутылку объёмом 5-10 л, отрежьте дно.

2.        Возьмите пластиковую бутылку меньших размеров объёмом 0,5л, отрежьте верхнюю и нижнюю часть, привяжите к одной из частей резиновую перчатку.

3. Опустите изготовленный прибор в сосуд с водой большего объёма.

4. Наблюдайте физическое явление.

Что вы заметили? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Сделайте выводы, на основе проведенных ранее опытов:

Давление – это _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Возьмем шарик и начнем надувать его. Что мы заметим? Шарик раздувается во все стороны одинаково. Почему же так происходит?___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Закон Паскаля:________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Водолаз в жестком скафандре может погружаться в море на глубину 250 м, искусный ныряльщик - на глубину 20 м. В чем причина такой разницы? _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Сообщающиеся сосуды – это _____________________________________________________________.

Однородная жидкость в сообщающихся сосудах, установится на одной высоте. С чем это связано?

______________________________________________________________________________________

Что же будет если в сообщающиеся сосуды налить неоднородную жидкость, например, воду и масло? С чем это связанно? _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Урок физики по теме "Давление в жидкости и газе" 7 класс

Урок разработан в логике системно-деятельностного подхода. УМК Перышкин А.В....

урок физики в 7 классе по теме " Давление в жидкостях и газах"

Разработка урока с презентацией по теме " Давление в жидкостях и газах"...

Решение задач по теме "Давление в жидкостях"

Презентация содержит качественные, графические и расчетные задачи по теме "Давление в жидкостях"...

Урок физики в 7 классе по теме «Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля»

Представляю вашему вниманию урок изучения нового материала и первичного закрепления по теме «Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля», который  входит в раздел темы «Давлени...

рабочая программа по физике "Физика жидкостей и газов"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах. Физика жидкостей и газова» (далее – курс) на уровне о...