Методическая разработка урока по теме: "Линзы"
методическая разработка по физике (11 класс)

Баранова Екатерина Петровна

Проект представленного урока разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Урок является пятым в данной теме и необходим для усвоения нового материала и повторения изученного ранее. Урок проводится в классе с наличием мультимедийного оборудования, проектора и экрана.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka1.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Разработка данного урока по физике для 11 класса составлена на основе Проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 17.10.2012 г., а также ФГОС среднего (полного) общего образования от 20.06.2012 г.

На данный момент новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты для старшей школы официально не вступили в силу. Однако накопленный опыт позволяет мне выстраивать работу с учащимися в соответствии с требованиями новых стандартов.

Проект представленного урока разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Урок является пятым в данной теме и необходим для усвоения нового материала и повторения изученного ранее. Урок проводится в классе с наличием мультимедийного оборудования, проектора и экрана.

Слайды прилагаемой презентации представлены в приложении 4.

Методическая разработка урока.

Урок по теме: «Линзы». 11 класс

Цели урока: 

Формирование  понятия сферической линзы, ознакомление с основными характеристиками линз и правилами построения изображения в линзах; определение границ применимости  линз в быту и технике; способствование развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умение и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.

2. Метапредметные:

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • нравственное воспитание учащихся: товарищеская взаимовыручка, этика групповой работы.
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. Личностные:

  • участие в совместной (коллективной) учебной деятельности; умение самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками.
  • развитие активной жизненной позиции;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Тип урока: урок – проектная деятельность.

Вид урока: изучение нового материала с элементами конференции.

Дополнительные материалы к уроку:

Презентация, созданная учащимися, кроссворд.

Оборудование и раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, комплект линз, удаленный источник света, линзы с разными фокусными расстояниями для учащихся, линейки.

        

За две недели до проведения проекта класс необходимо разделить на три группы, учитывая уровень знаний учащихся. Капитанам команд выдаются карточки с заданиями. Задания учащиеся выполняют после уроков в дополнительное время, назначенное учителем.

Что сделать

В каком виде представить

I группа (слабая группа)

Сделать доклад об истории развития линз и их использования в технике от древних людей до наших дней, а также о практическом использовании линз.

1) презентация;

2) устный доклад.

II группа

Из набора полученных линз выяснить:

  1.  что это за линзы;
  2.  какую классификацию линз можно представить;
  3.  какие главные характеристики есть у линз.
  1. презентация;
  2. получить на экране изображение от удаленного источника света и определить фокусное расстояние;
  3. получить на экране изображение пламени свечи и определить главное фокусное расстояние одной из предложенных линз (провести эксперимент). Рассчитать фокусное расстояние линзы с помощью формулы тонкой линзы.

III группа

С помощью собирающей линзы получить изображение пламени свечи на экране и дать характеристики изображения. Для этого провести эксперимент, помещая свечу на разные расстояния от линзы (d>2F, d=2F,  2F>d>F, d=F, d

1) презентация;

2) рассказать о правилах построения изображения в линзах;

3) построить изображение пламени свечи в собирающей линзе на одном из расстояний, предложенных учителем, и дать характеристики этого изображения;

4) построить изображение пламени свечи в рассеивающей линзе на одном из расстояний, предложенных учителем, и дать характеристики этого изображения.

        Итогом работы является представление информации в устной форме, проведение необходимых экспериментов, систематизация найденной информации и представление её в виде презентации. Для создания презентации предлагается использование материалов из списка интернет-ресурсов (см. приложение 1). Тем самым у учащихся формируются познавательные УУД (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств; структурирование знаний) и коммуникативные УУД.

ния Участник каждой группы останется при «своих» знаниях, а материал

Проект урока

Этап урока

Цель этапа и ожидаемый результат

Время

Формируемые УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Раздаточный материал

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся к работе.

2 мин

Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование).

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Знакомятся с критериями оценивания.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме, надеюсь, Вам понравится. За Ваши ответы Вы получите в конце урока оценки.

Каждому ученику выдается таблица, с критериями оценивая выступления учащихся другой команды (см. приложение 1).

2. Сообщение темы урока.

2. На основе актуализации фоновых знаний учащихся подвести их к раскрытию темы урока.

3 мин

Регулятивные УУД (целеполагание).

На основе повторения пройденного материала и комментариев учителя предвосхищают тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о применении законов преломления света в геометрической оптике и наиболее подробно обсудим тему: «Линзы» и их использование в различных сферах жизнедеятельности человека.

Тема урока (слайд 1)

3.Представление проектов.

Научиться строить устное выступление по заданной теме; использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью.

35 мин

Познавательные УУД (структурирование знаний, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи). Коммуникативные УУД (участие в дискуссии, краткие и точные ответы на вопросы).

Первая группа учащихся рассказывает об истории открытия линз (слайд 3,

слайд 4) и об  их применении в быту и технике (слайд 13-17).

Остальные учащиеся внимательно случают и задают вопросы.

Сейчас выступит первая группа, которая готовила сообщение об истории линз. Внимательно слушаем и записываем в тетрадь основные этапы развития представлений о линзах, а также о том, где на данный момент применяются линзы.

-

Вторая группа учащихся знакомит с видами линз (слайд 5, слайд 6), рассказывает об основных характеристиках линз (слайд 7, слайд 8); экспериментально определяет фокусное расстояние собирающей линзы и выводит формулу тонкой линзы (слайд 12).

Линзы – это не простой физический прибор. Они обладают определёнными характеристиками, о которых нам расскажет вторая команда.

После выступления учащимся предлагается определить фокусное расстояние линз, находящихся у них на столах.

Учитель проверяет правильность определения фокусного расстояния у нескольких учащихся.

Собирающие линзы с разным фокусным расстоянием, линейка

Третья группа учащихся рассказывает о правилах построения изображения в собирающей (слайд 9) и рассеивающей (слайд 10) линзах и возможных характеристиках получаемых изображений (слайд 11). Демонстрируют, каким образом может изменяться изображение пламени свечи на экране, полученное от собирающей линзы.

Теперь мы определим, каким образом можно получить изображение предмета, используя правила построения изображений.  После выступления учитель предлагает построить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах на расстоянии d>2F и дать характеристики полученного изображения. Учитель проверяет правильность построения изображений.

-

4. Рефлексия

Обобщение и систематизация знаний по теме.

2 мин

Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата).

Учащиеся формулируют выводы  по пройденной теме.

Таким образом, мы познакомились сегодня с понятием линзы, дали основные характеристики линз и правила построения в линзах.

-

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Сформировать умение учащихся критически, но объективно оценивать выступления и действия (свои и чужие).

2 мин

Личностные УУД.

Учащиеся оценивают членов других команд, учитывая критерии, предложенные в начале урока.

Все вы сегодня замечательно поработали. Послушайте оценки за урок.

-

6. Домашнее задание.

Обобщение информации, полученной на уроке, для решения кроссворда.

1 мин

Записывают домашнее задание.

Дома я предлагаю Вам решить кроссворд по пройденной теме и закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания.

Ученикам раздается распечатанный на листе кроссворд (см. приложение 3).

Приложение 1. Карточка самооценки

Критерии оценивания

I группа

II группа

III группа

Презентация материала

Наглядность

Постановка эксперимента

Ответы на вопросы

Приложение 2. Список интернет-ресурсов:

  1. http://www.vmireinteresnogo.com/article/first-points;
  2. http://www.viveya.khv.ru/node/190;
  3. http://fizika.in/optika/102-linzy.html; 
  4. http://fizika.ayp.ru/6/6_3.html;
  5. http://fizmat.by/kursy/geom_optika/linzy;
  6. http://fizika.in/optika/103-postroenie-izobrazheniy-davaemyh-linzoy.html;
  7. http://optika8.narod.ru/11.Postroenie_izobrageniya_otonkoi_linzi.html;
  8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6657/%D0%9E%D0%9F%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95;
  9. http://www.e-bike.com.ua/viewarticle/id/139/;
  10. http://www.vita-club.ru/micros1.htm;
  11. http://optivisions.ru/page_106.html;
  12. http://optika8.narod.ru/15.Fotoaparat_i_dr.html.

Приложение 3. Кроссворд

1 

2

3

1

5

2

4

3

6

4

7

8

5

6

Вопросы для кроссворда.

По вертикали:

1. Наука (раздел физики) о природе и свойствах света;

2. Часть оптической системы, обращенная к глазу наблюдателя;

3. Вещество, которое применяют для изготовления линз;

4. Изменение направления хода луча при прохождении через границу раздела двух сред;

5. Линия, проходящая через центр любой оптической системы;

6. Единица измерения оптической силы линзы;

7. Прозрачное для света тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями;

8. Ученый, который доказал, что свет – электромагнитная волна.

   

По горизонтали:

1. Условная поверхность, на которой световой луч испытывает преломление или отражение;

2. Точка, в которой пересекаются лучи после преломления в линзе;

3. Оптический прибор для наблюдения за удаленными предметами;

4. Основная оптическая часть телескопа, которая собирает свет и создает изображение источника;

5. Первый изобретатель микроскопа;

6. Один из самых совершенных оптических “приборов”, которым природа снабдила человека и животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Линзы"

Разработка урока по теме "Линзы"...

Конспект урока по теме "Линзы". 8класс

В работе приводится конспект урока по теме "Линзы"....

Урок + презентация. Тема: Линзы

Сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, строить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....

Урок по теме "Линзы"

Урок изучения нового материала, с исследовательской работой учащихся....

конспект урока по теме "линза"

в проекте  (конспекте) урока по теме "Линза"  на всех этапах урока ( в соответствии структуры урока по системно-деятельностной технологии) указаны УУД, используемые на уроке ЭОР с Един...

Методическая разработка урока -проекта по теме: Линзы и их применение

Данный урок предназначен для изучения темы линзы. Урок предполагает проектную деятельность учащихся и выполнение ими части презентации по заданной теме....

Презентация к уроку по теме "Линзы. Оптическая сила линзы."

Презентация к дистанционному уроку физики в 8 классе по теме "Линзы. Оптическая сила линзы". Урок формирования новых знаний, рассчитан на 25 минут без учёта домашнего задания. Более подробна...