Методическая разработка урока по теме: "Линзы"
методическая разработка по физике (11 класс)
Проект представленного урока разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Урок является пятым в данной теме и необходим для усвоения нового материала и повторения изученного ранее. Урок проводится в классе с наличием мультимедийного оборудования, проектора и экрана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka1.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Разработка данного урока по физике для 11 класса составлена на основе Проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 17.10.2012 г., а также ФГОС среднего (полного) общего образования от 20.06.2012 г.
На данный момент новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты для старшей школы официально не вступили в силу. Однако накопленный опыт позволяет мне выстраивать работу с учащимися в соответствии с требованиями новых стандартов.
Проект представленного урока разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Урок является пятым в данной теме и необходим для усвоения нового материала и повторения изученного ранее. Урок проводится в классе с наличием мультимедийного оборудования, проектора и экрана.
Слайды прилагаемой презентации представлены в приложении 4.
Методическая разработка урока.
Урок по теме: «Линзы». 11 класс
Цели урока:
Формирование понятия сферической линзы, ознакомление с основными характеристиками линз и правилами построения изображения в линзах; определение границ применимости линз в быту и технике; способствование развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи урока:
1. Предметные:
- умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умение и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.
2. Метапредметные:
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- нравственное воспитание учащихся: товарищеская взаимовыручка, этика групповой работы.
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. Личностные:
- участие в совместной (коллективной) учебной деятельности; умение самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками.
- развитие активной жизненной позиции;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
Тип урока: урок – проектная деятельность.
Вид урока: изучение нового материала с элементами конференции.
Дополнительные материалы к уроку:
Презентация, созданная учащимися, кроссворд.
Оборудование и раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, комплект линз, удаленный источник света, линзы с разными фокусными расстояниями для учащихся, линейки.
За две недели до проведения проекта класс необходимо разделить на три группы, учитывая уровень знаний учащихся. Капитанам команд выдаются карточки с заданиями. Задания учащиеся выполняют после уроков в дополнительное время, назначенное учителем.
№ | Что сделать | В каком виде представить |
I группа (слабая группа) | Сделать доклад об истории развития линз и их использования в технике от древних людей до наших дней, а также о практическом использовании линз. | 1) презентация; 2) устный доклад. |
II группа | Из набора полученных линз выяснить:
|
|
III группа | С помощью собирающей линзы получить изображение пламени свечи на экране и дать характеристики изображения. Для этого провести эксперимент, помещая свечу на разные расстояния от линзы (d>2F, d=2F, 2F>d>F, d=F, d | 1) презентация; 2) рассказать о правилах построения изображения в линзах; 3) построить изображение пламени свечи в собирающей линзе на одном из расстояний, предложенных учителем, и дать характеристики этого изображения; 4) построить изображение пламени свечи в рассеивающей линзе на одном из расстояний, предложенных учителем, и дать характеристики этого изображения. |
Итогом работы является представление информации в устной форме, проведение необходимых экспериментов, систематизация найденной информации и представление её в виде презентации. Для создания презентации предлагается использование материалов из списка интернет-ресурсов (см. приложение 1). Тем самым у учащихся формируются познавательные УУД (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; структурирование знаний) и коммуникативные УУД.
ния Участник каждой группы останется при «своих» знаниях, а материал
Проект урока
Этап урока | Цель этапа и ожидаемый результат | Время | Формируемые УУД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Раздаточный материал |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация к учебной деятельности. | 1. Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся к работе. | 2 мин | Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование). | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Знакомятся с критериями оценивания. | Здравствуйте, садитесь. Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме, надеюсь, Вам понравится. За Ваши ответы Вы получите в конце урока оценки. | Каждому ученику выдается таблица, с критериями оценивая выступления учащихся другой команды (см. приложение 1). |
2. Сообщение темы урока. | 2. На основе актуализации фоновых знаний учащихся подвести их к раскрытию темы урока. | 3 мин | Регулятивные УУД (целеполагание). | На основе повторения пройденного материала и комментариев учителя предвосхищают тему урока. | Сегодня на уроке мы продолжим говорить о применении законов преломления света в геометрической оптике и наиболее подробно обсудим тему: «Линзы» и их использование в различных сферах жизнедеятельности человека. | Тема урока (слайд 1) |
3.Представление проектов. | Научиться строить устное выступление по заданной теме; использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью. | 35 мин | Познавательные УУД (структурирование знаний, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи). Коммуникативные УУД (участие в дискуссии, краткие и точные ответы на вопросы). | Первая группа учащихся рассказывает об истории открытия линз (слайд 3, слайд 4) и об их применении в быту и технике (слайд 13-17). Остальные учащиеся внимательно случают и задают вопросы. | Сейчас выступит первая группа, которая готовила сообщение об истории линз. Внимательно слушаем и записываем в тетрадь основные этапы развития представлений о линзах, а также о том, где на данный момент применяются линзы. | - |
Вторая группа учащихся знакомит с видами линз (слайд 5, слайд 6), рассказывает об основных характеристиках линз (слайд 7, слайд 8); экспериментально определяет фокусное расстояние собирающей линзы и выводит формулу тонкой линзы (слайд 12). | Линзы – это не простой физический прибор. Они обладают определёнными характеристиками, о которых нам расскажет вторая команда. После выступления учащимся предлагается определить фокусное расстояние линз, находящихся у них на столах. Учитель проверяет правильность определения фокусного расстояния у нескольких учащихся. | Собирающие линзы с разным фокусным расстоянием, линейка | ||||
Третья группа учащихся рассказывает о правилах построения изображения в собирающей (слайд 9) и рассеивающей (слайд 10) линзах и возможных характеристиках получаемых изображений (слайд 11). Демонстрируют, каким образом может изменяться изображение пламени свечи на экране, полученное от собирающей линзы. | Теперь мы определим, каким образом можно получить изображение предмета, используя правила построения изображений. После выступления учитель предлагает построить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах на расстоянии d>2F и дать характеристики полученного изображения. Учитель проверяет правильность построения изображений. | - | ||||
4. Рефлексия | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 2 мин | Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата). | Учащиеся формулируют выводы по пройденной теме. | Таким образом, мы познакомились сегодня с понятием линзы, дали основные характеристики линз и правила построения в линзах. | - |
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок | Сформировать умение учащихся критически, но объективно оценивать выступления и действия (свои и чужие). | 2 мин | Личностные УУД. | Учащиеся оценивают членов других команд, учитывая критерии, предложенные в начале урока. | Все вы сегодня замечательно поработали. Послушайте оценки за урок. | - |
6. Домашнее задание. | Обобщение информации, полученной на уроке, для решения кроссворда. | 1 мин | Записывают домашнее задание. | Дома я предлагаю Вам решить кроссворд по пройденной теме и закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания. | Ученикам раздается распечатанный на листе кроссворд (см. приложение 3). |
Приложение 1. Карточка самооценки
Критерии оценивания | I группа | II группа | III группа |
Презентация материала | |||
Наглядность | |||
Постановка эксперимента | |||
Ответы на вопросы |
Приложение 2. Список интернет-ресурсов:
- http://www.vmireinteresnogo.com/article/first-points;
- http://www.viveya.khv.ru/node/190;
- http://fizika.in/optika/102-linzy.html;
- http://fizika.ayp.ru/6/6_3.html;
- http://fizmat.by/kursy/geom_optika/linzy;
- http://fizika.in/optika/103-postroenie-izobrazheniy-davaemyh-linzoy.html;
- http://optika8.narod.ru/11.Postroenie_izobrageniya_otonkoi_linzi.html;
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6657/%D0%9E%D0%9F%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95;
- http://www.e-bike.com.ua/viewarticle/id/139/;
- http://www.vita-club.ru/micros1.htm;
- http://optivisions.ru/page_106.html;
- http://optika8.narod.ru/15.Fotoaparat_i_dr.html.
Приложение 3. Кроссворд
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
1 | 5 | |||||||||||||
2 | 4 | |||||||||||||
3 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
4 | 7 | 8 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
Вопросы для кроссворда.
По вертикали:
1. Наука (раздел физики) о природе и свойствах света;
2. Часть оптической системы, обращенная к глазу наблюдателя;
3. Вещество, которое применяют для изготовления линз;
4. Изменение направления хода луча при прохождении через границу раздела двух сред;
5. Линия, проходящая через центр любой оптической системы;
6. Единица измерения оптической силы линзы;
7. Прозрачное для света тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями;
8. Ученый, который доказал, что свет – электромагнитная волна.
По горизонтали:
1. Условная поверхность, на которой световой луч испытывает преломление или отражение;
2. Точка, в которой пересекаются лучи после преломления в линзе;
3. Оптический прибор для наблюдения за удаленными предметами;
4. Основная оптическая часть телескопа, которая собирает свет и создает изображение источника;
5. Первый изобретатель микроскопа;
6. Один из самых совершенных оптических “приборов”, которым природа снабдила человека и животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Линзы"
Разработка урока по теме "Линзы"...
Конспект урока по теме "Линзы". 8класс
В работе приводится конспект урока по теме "Линзы"....
Урок + презентация. Тема: Линзы
Сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, строить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....
Урок по теме "Линзы"
Урок изучения нового материала, с исследовательской работой учащихся....
конспект урока по теме "линза"
в проекте (конспекте) урока по теме "Линза" на всех этапах урока ( в соответствии структуры урока по системно-деятельностной технологии) указаны УУД, используемые на уроке ЭОР с Един...
Методическая разработка урока -проекта по теме: Линзы и их применение
Данный урок предназначен для изучения темы линзы. Урок предполагает проектную деятельность учащихся и выполнение ими части презентации по заданной теме....
Презентация к уроку по теме "Линзы. Оптическая сила линзы."
Презентация к дистанционному уроку физики в 8 классе по теме "Линзы. Оптическая сила линзы". Урок формирования новых знаний, рассчитан на 25 минут без учёта домашнего задания. Более подробна...