Развитие самостоятельности на уроках физики
статья по физике (7 класс)

Рыбакова Ирина Васильевна

Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, её значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили актуальность и определили выбор темы статьи «Развитие самостоятельности у учащихся на уроках физики».

Вопрос этот не нов. Ведь ещё в 18 в.  вопрос  о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие самостоятельности на уроках физики

Вопрос этот не нов. Ведь ещё в 18 в.  вопрос  о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». (Собрание сочинений, том 6, 1949, с.256). Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения.

Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, её значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили актуальность и определили выбор темы статьи «Развитие самостоятельности у учащихся на уроках физики».

А. Н. Бекетов, А. Я. Герд в 70-80-х предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ ( опыты, наблюдения и пр.).

Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций («новое воспитание», «педагогика действий», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. 19в. практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены основными источником знаний.

Не смотря на то, что новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности, функционирующая в настоящее время система подготовки учащихся, которая всё ещё опирается на репродуктивные формы и методы обучения, затрудняет развитие самостоятельности у учащихся. Развитие самостоятельности обеспечивается взаимодействием педагогической целостности: субъект, окружающий мир, действенные методы для развития самостоятельности, развивающие и самого учащегося и окружающий мир.

Во многом это зависит от умения педагога по созданию педагогических условий становления самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Так как наиболее распространённым видом самостоятельной работы, является работа с учебником. Это знакомство и практическое применение алгоритма работы с параграфом учебника как целостностью, взаимосвязью всех его частей будет способствовать развитию самостоятельности у учащихся.

Проблема.

Действия (умения) ученика

Наличие вводной части параграфа и её место в выделении главного.

Должен прочитать и отметить, что он уже это знает. Он должен таким образом понять, что это ступенька для познания нового

Текстовый абзац как правило является предпосылочной установкой для понимания термина.

Прочитать текстовый абзац, увидеть и попробовать проанализировать новизну в теоретическом понятии.

Осознанное выделения учащимся понятия посредством выделения сущностей.

Прочтение, анализ сущности каждого словосочетания, составление характеристики каждого слова и словосочетания понятия соотнеся его с другой предметной областью

Проделав все выше перечисленные действия при работе с параграфом, учащийся сформирует алгоритм действий.

Современные дети не воспринимают учителя как единственный источник информации и поэтому часто не слушают его рассказы и объяснения. В связи с этим необходимо сместить акцент в преподавании и уделять больше внимания самостоятельной деятельности учеников на уроках, максимально используя внутренний потенциал каждого.
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего, на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.
Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для этого.
Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только и не столько о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач, выполнения практических заданий, самостоятельности в обобщениях и т. д.
Одна из основных задач учителя – организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.
Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно.

Работа с учебником или любым другим учебным текстом должна стать обязательной частью урока физики, так как является одним из важных методов обучения. Самостоятельная работа учащегося с учебником (текстом) направлена на усвоение готовой информации, т. е. ее понимание и запоминание. В основе понимания лежит аналитико-синтетическая деятельность, этот процесс требует умственной активности. При работе с текстом ученику необходимо выделить главную мысль параграфа, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формулы и т. д. Именно в процессе понимания, а затем перекодирования информации в другую форму (план, тезисы, конспект), ученик осваивает различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.
Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся. Ведь в современных условиях от рабочего, а тем более от специалиста, требуется профессиональная мобильность, т. е. способность самостоятельно повышать, а порой и видоизменять свою квалификацию. Все это указывает на необходимость целенаправленно обучать учащихся приемам работы с книгой.

При работе с книгой я использую следующие формы и методы:

  • выделение главного в тексте;
  • поиск ответов на заранее поставленные вопросы;
  • составление конспекта или плана изучаемого материала;
  • сравнение изучаемого явления с изученным ранее;
  • поиск нового (того, о чем на уроке по данной теме не говорилось);
  • поиск применений изучаемого явления;
  • составление схем, таблиц, графиков;
  • объяснение действия прибора или физической установки;
  • составление вопросов для одноклассников по заданной теме. Причем вопросы, начинающиеся со слов «Почему…», «Как…» и т. п. ценятся выше;
  • составление кроссвордов по заданной теме;
  • формирование умения пользоваться справочной литературой и дополнительным материалом для подготовки сообщений и докладов.

Самостоятельная работа с учебником на уроках и дома, систематически проводимая и контролируемая, помогает учащимся в овладении основами физической науки, развивает умение трудиться, воспитывает культуру труда.

Умение ученика выделять главное в прочитанном тексте и составлять опорный конспект по параграфу способствует развитию самостоятельности. Это умение необходимо не только на уроках физики, но и на других таких как история, география, биология, химия и др.
Самостоятельная работа учащихся – это один из способов индивидуализации обучения.
Вроде бы закончилось время всеобщего однообразия, появились гимназии, лицеи, классы с углубленным изучением предметов. Но, по сути, не изменилось ничего, потому что основа осталась прежней: классно-урочная система.
Дети хотят преодолевать трудности, хотят развиваться. А мы стараемся понятно изложить тему и пойти дальше. И когда к концу школьного обучения мы решаем, что старшеклассники должны заниматься самостоятельно, искренне удивляемся, почему они этого не могут и не хотят. На обычных уроках учитель, даже полный самых теплых чувств к детям, все равно – главное действующее лицо. Он решает все: когда и какую тему изучать, кого и когда спросить, независимо от того, готов ученик отвечать или нет, настроен он сегодня работать или нет.
Это все потому, что и сам учитель не самостоятелен. Хочет быть самостоятельным, но не может: инструкции, программы не позволяют. Вот и приходится учителю в ограниченном пространстве «творить чудеса»: искать формы организации самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и дома, зная, что способности человека формируются только в процессе активной личной деятельности. Если же ребенок не хочет развиваться самостоятельно (а таких в последнее время становится все больше и больше), то учителю, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика необходимо создавать для учебы благоприятные условия. Он должен найти стимулирующие факторы, которые позволили бы всем ученикам заниматься предметом с интересом.

Список литературы

1. Ковтун Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности 4-5 классов как подготовка их к самообразованию. Автореферат. Казань, 1975.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В2 т.т. / Р 76 Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2. - М-Я -1999.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с. - ISBN 5-09-00 3662 - 4.

4. Дружинин В.В. Психология эмоций, чувств, воли. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности на уроке физическая культура

План-конспект урока. На уроке  показано как при обучении ловли и передачи мяча создаются благоприятные условия для формирования навыков самосоятельности....

Развитие самостоятельности на уроках физики через икт

Современные подходы в образовании требуют не поднесения готовых знаний и последующее их заучивание учащимися, а обучение методам самостоятельной работы, что позволит ученикам самим пополнять свои знан...

Реферат по теме «Развитие самостоятельности на уроках математики»

В данной работе уделяется внимание на основные виды самостоятельной работы, на приемах ориентации самостоятельной деятельности учащихся и на возможных затруднениях при проведении самостоятельной работ...

Статья "Развитие самостоятельности на уроках физики"

Статья "Развитие самостоятельности на уроках физики"...

Эссе: «Развитие самостоятельности на уроках физики».

Эссе: «Развитие самостоятельности на уроках физики»....

Развитие самостоятельности на уроках физики

Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, её значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили ...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...