Простые механизмы. Рычаг.
методическая разработка по физике

Информационная карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_uroka.rychagi._prostye_mehanizmy.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока.

Простые механизмы. Рычаг.

Обучение

Развитие

Воспитание

1.познакомить  с разными видами простых механизмов;

2.рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы; 3.проанализировать устройство и принцип действия рычага;

4. выяснить условие равновесия рычага.

1. развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, делать прогнозы, наблюдать и экспериментировать;  2.развивать логическое мышление;

3.формировать умение словесно выражать результаты собственной мыслительной деятельности.

1.пробуждать познавательный интерес к физике;

2.воспитывать положительное отношение к получению знаний и явлениям действительности; 3.формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Содержание

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы – 10мин.

3.Оглашение темы и цели урока – 2мин.

4.Изучение нового материала – 16мин.

1)Простые механизмы. 2)Теория рычага.

5.Закрепление изученного материала (решение задачи – 7мин; дополнение утверждений – 3мин.).

6.Заключительный этап – 3мин.

7.Домашнее задание

8.Рефлексия – 4мин.

1.Используемая технология развивающего обучения: проблемно-исследовательская.

2.Методы обучения:

-эвристический,

-исследовательский (частично)

3.Форма организации учебной работы учащихся:

-самостоятельная работа,

 -фронтальная работа,

 -индивидуальная работа,

- работа в группах.        

 знать:

1.виды простых механизмов;

2.устройство и принцип действия рычага;

3.условие равновесия рычага.

уметь:

1.изображать рычаг на чертеже;

2.находить точку опоры рычага;

3.измерять плечи сил;

4.использовать условие равновесия рычага для решения задач;

5.находить нужную информацию, обрабатывать и применять её.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы.

     На предыдущем уроке изучили тему «Механическая работа. Мощность». Вспомним, что такое работа. (Это перемещение тела в результате действия на него какой-либо силы.)  А как можно облегчить работу? (С помощью разных механизмов.)

     Проблемный вопрос: сейчас посмотрите на эти предметы. Бутылка минеральной воды, деревянный брусок с вбитым в него гвоздем, стоит тяжелый шкаф, орех.

     Ребята, мы с вами сегодня должны решить простые, но часто возникающие бытовые проблемы. Нужно открыть бутылку минеральной воды, вытащить гвоздь из доски, расколоть орех, перенести тяжелый шкаф из одного места на другой.

  • Давайте сначала выясним: чтобы получить нужный результат действий, нужно использовать определенное приспособление. Какие?

     Ученик. Например, открывалку для бутылок, кусачки для ореха, гвоздодер для гвоздя, деревянный каток для шкафа.

  • Ребята, что общего у этих механизмов?   Ученик дает ответ.
  • Правильно, эти приспособления действуют как рычаги, которые вы используете для выполнения механической работы. Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?

         3. Объявление темы урока и постановка цели урока.

     Откройте свои тетради и запишите дату и тему урока «Простые механизмы. Рычаг.»

     Учитель. «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю», - по преданию, эти гордые слова принадлежат греческому математику и механику Архимеду, жившему более двух тысяч лет назад и сделавшему немало выдающихся изобретений и открытий. Неужели Архимед считал себя таким силачом? Нет, он не отличался от других людей здоровьем и силой. Но он открыл закон рычага…

     В утверждении Архимеда прозвучало известное всем слово «рычаг». Архимед собирался перевернуть Землю рычагом, а что такое рычаг, какова его конструкция и где он применяется, каково условие равновесия рычага, какие ещё простые механизмы существуют? Ответы на эти вопросы – цель нашего урока.

     Постановка учебной цели.

          4. Изучение нового материала

     1).Виды простых механизмов и их применение.

Работа с текстом учебника с 171-172

Вопросы? 1.Что называют простыми механизмами?

2.Для какой цели применяют простые  механизмы?

3.Какой простой механизм применяли в Египте при строительстве пирамид?    

     На рисунке 166а видно, как человек для поднятия бочки использует наклонную плоскость. А первым человеком, применившим рычаг, был наш далекий доисторический предок, палкой сдвигавший с места тяжелые камни в поисках съедобных корней или прятавшихся под камнями мелких животных. Да-да, ведь обыкновенная палка, имеющая точку опоры, вокруг которой её можно поворачивать, - это и есть самый настоящий рычаг.

     Существует множество свидетельств того, что в древних странах – Вавилоне, Египте, Греции – строители широко использовали рычаги для подъёма и перевозки статуй, колонн и огромных камней. В то время они не догадывались о законе рычага, но уже хорошо знали, что рычаг в умелых руках превращает тяжелый груз в лёгкий.

              Слайд

     Рычаг является составной частью почти каждой современной машины, станка, механизма. Экскаватор роет канаву – его железная «рука» с ковшом действует как рычаг. Шофёр меняет скорость автомобиля с помощью рычага переключения скоростей. Аптекарь развешивает порошки на аптекарских очень точных весах, главная деталь этих весов – рычаг.

     Когда мы вскапываем грядки на огороде, лопата в наших руках тоже становится рычагом. Всевозможные коромысла, рукоятки и вороты – всё это рычаги.

     2). Изучение теории рычага.

     Рычаг – твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. На практике роль рычага могут играть палка, доска, лом и т.п.

     Таким образом, рычаг имеет точку опоры и плечо. (Слайд )

Что же такое плечо силы? И как его найти?

     Плечо это кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы (т.е. перпендикуляр, опущенный из точки опоры на линии действия силы).

     Обычно силами, приложенными к рычагу, можно считать вес тел. (слайд)

     Учитель. Плечо силы обозначается строчной латинской буквой Ɩ. Единица измерения в СИ: [Ɩ] = [м] = метр.

     Ребята, предлагаю вам в ходе мини-эксперимента вывести условие равновесия рычага.

     На доске заготовлено исходное начало чертежа.

     Демонстрационный эксперимент

     У меня на столе лежит большая демонстрационная линейка-рычаг, набор грузов и сантиметровая лента.

     При помощи этого простого рычага необходимо уравновесить два груза слева и четыре груза справа.

     Класс делится на три группы, каждой группе дается по два задания.

     Задания для первой группы

     Задание 1

     Привести рычаг в рабочее состояние.  Определить, где находится точка опоры рычага. Нарисовать на доске линейку- рычаг, показать точку опоры.

     Задание 2

     Уравновесит два груза, подвешенных слева, четырьмя грузами, подвешенными справа. Нарисовать в масштабе на доске.

     Задания для второй группы

     Задание 3

     Нарисовать силу F1, с которой действуют на рычаг грузы, расположенные слева, определить и записать ее значение.

     Задание 4

     Нарисовать силу F2, с которой действуют на рычаг грузы, расположенные справа, определить и записать ее значение.

     Задания для третьей группы

     Задание 5

     Показать и измерить левое плечо рычага Ɩ1. Показать на рисунке и записать.

     Задание 6

     Показать и измерить правое плечо рычага Ɩ2. Показать на рисунке и записать.

     Вывод.

     Задание 7

     Какая закономерность наблюдается? Определить соотношение между силами и длинами плеч. (слайд)

 Итак, мы вывели условие равновесия рычага.

     Отношение сил обратно пропорционально отношению длин их плеч:

F1/F2 = Ɩ21.

        Именно это правило равновесия рычага и вывел Архимед.

  • Какой же выигрыш в силе дает рычаг? Чему он равен? Посмотрите ещё раз на условие равновесия рычага.

 Выигрыш в силе равен обратному отношению плеч рычага.

                    5. Закрепление изученного материала (слайд)

Решение задач. Ученик у доски решает задачу, а все остальные – в тетрадях.

На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча – 5 см. Определите длину большего плеча. Сделайте рисунок.

При решении задачи мы будем применять условие равновесия рычага, вспомним его ещё раз.

А теперь давайте поиграем. Внимание на экран. Закончите предложения. (слайд)

  • Рычаг – это…
  • Рычаг находится в равновесии, если…
  • Плечо силы – это…
  • Сила измеряется в…
  • Плечо силы измеряется в…
  • К простым механизмам относятся…
  • Простые механизмы нужны для…

Выводы.

 Итак, давайте подведём итоги. Сегодня мы с вами познакомились с различными видами простых механизмов как устройств, служащих для преобразования силы; рассмотрели устройство и принцип действия рычага; выяснили условие равновесия рычага.

                    6. Заключительный этап.

     А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад каждый внес в общее дело. Поэтому я предлагаю вам оценить свою работу самим.

     Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что также следила за работой каждого на уроке.

     А сейчас откройте свои дневники, поставьте оценки и запишите домашнее задание.

(слайд)

           7. Домашнее задание

§57, 58 упр.32 (1,3)

Найти пословицы о простых механизмах.

          8.Рефлексия – 4 мин.

(слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР сайта  http://school-collection.edu.ru/...

Урок физики "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"

Урок физики с использованием ЭОР в 7 классе по теме: "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"...

"Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

Открытый урок в 7 классе.Урок изучения нового материала....

Урок по теме "ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА." 7 класс

Конспект урока по теме "Простые механизмы. Рычаг." и презентация к нему....

Презентация урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага."

Презентация к уроку изучения новой темы+физический диктант на повторение по теме "Механическай работа. Мощность"...

Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"

Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...

Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"

Этот коспект урока разработан для учителей, работающих в коррекционных школах 1-2 видаТема 79-81: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Решение задач».Цели: 1. Ввести понятие «простой м...