Простые механизмы. Рычаг.
методическая разработка по физике
Информационная карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_uroka.rychagi._prostye_mehanizmy.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока.
Простые механизмы. Рычаг.
Обучение | Развитие | Воспитание |
1.познакомить с разными видами простых механизмов; 2.рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы; 3.проанализировать устройство и принцип действия рычага; 4. выяснить условие равновесия рычага. | 1. развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, делать прогнозы, наблюдать и экспериментировать; 2.развивать логическое мышление; 3.формировать умение словесно выражать результаты собственной мыслительной деятельности. | 1.пробуждать познавательный интерес к физике; 2.воспитывать положительное отношение к получению знаний и явлениям действительности; 3.формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие). |
Содержание | Методический инструментарий | Результаты |
1.Организационный момент. 2.Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы – 10мин. 3.Оглашение темы и цели урока – 2мин. 4.Изучение нового материала – 16мин. 1)Простые механизмы. 2)Теория рычага. 5.Закрепление изученного материала (решение задачи – 7мин; дополнение утверждений – 3мин.). 6.Заключительный этап – 3мин. 7.Домашнее задание 8.Рефлексия – 4мин. | 1.Используемая технология развивающего обучения: проблемно-исследовательская. 2.Методы обучения: -эвристический, -исследовательский (частично) 3.Форма организации учебной работы учащихся: -самостоятельная работа, -фронтальная работа, -индивидуальная работа, - работа в группах. | знать: 1.виды простых механизмов; 2.устройство и принцип действия рычага; 3.условие равновесия рычага. уметь: 1.изображать рычаг на чертеже; 2.находить точку опоры рычага; 3.измерять плечи сил; 4.использовать условие равновесия рычага для решения задач; 5.находить нужную информацию, обрабатывать и применять её. |
- Организационный момент.
- Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы.
На предыдущем уроке изучили тему «Механическая работа. Мощность». Вспомним, что такое работа. (Это перемещение тела в результате действия на него какой-либо силы.) А как можно облегчить работу? (С помощью разных механизмов.)
Проблемный вопрос: сейчас посмотрите на эти предметы. Бутылка минеральной воды, деревянный брусок с вбитым в него гвоздем, стоит тяжелый шкаф, орех.
Ребята, мы с вами сегодня должны решить простые, но часто возникающие бытовые проблемы. Нужно открыть бутылку минеральной воды, вытащить гвоздь из доски, расколоть орех, перенести тяжелый шкаф из одного места на другой.
- Давайте сначала выясним: чтобы получить нужный результат действий, нужно использовать определенное приспособление. Какие?
Ученик. Например, открывалку для бутылок, кусачки для ореха, гвоздодер для гвоздя, деревянный каток для шкафа.
- Ребята, что общего у этих механизмов? Ученик дает ответ.
- Правильно, эти приспособления действуют как рычаги, которые вы используете для выполнения механической работы. Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?
3. Объявление темы урока и постановка цели урока.
Откройте свои тетради и запишите дату и тему урока «Простые механизмы. Рычаг.»
Учитель. «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю», - по преданию, эти гордые слова принадлежат греческому математику и механику Архимеду, жившему более двух тысяч лет назад и сделавшему немало выдающихся изобретений и открытий. Неужели Архимед считал себя таким силачом? Нет, он не отличался от других людей здоровьем и силой. Но он открыл закон рычага…
В утверждении Архимеда прозвучало известное всем слово «рычаг». Архимед собирался перевернуть Землю рычагом, а что такое рычаг, какова его конструкция и где он применяется, каково условие равновесия рычага, какие ещё простые механизмы существуют? Ответы на эти вопросы – цель нашего урока.
Постановка учебной цели.
4. Изучение нового материала
1).Виды простых механизмов и их применение.
Работа с текстом учебника с 171-172
Вопросы? 1.Что называют простыми механизмами?
2.Для какой цели применяют простые механизмы?
3.Какой простой механизм применяли в Египте при строительстве пирамид?
На рисунке 166а видно, как человек для поднятия бочки использует наклонную плоскость. А первым человеком, применившим рычаг, был наш далекий доисторический предок, палкой сдвигавший с места тяжелые камни в поисках съедобных корней или прятавшихся под камнями мелких животных. Да-да, ведь обыкновенная палка, имеющая точку опоры, вокруг которой её можно поворачивать, - это и есть самый настоящий рычаг.
Существует множество свидетельств того, что в древних странах – Вавилоне, Египте, Греции – строители широко использовали рычаги для подъёма и перевозки статуй, колонн и огромных камней. В то время они не догадывались о законе рычага, но уже хорошо знали, что рычаг в умелых руках превращает тяжелый груз в лёгкий.
Слайд
Рычаг является составной частью почти каждой современной машины, станка, механизма. Экскаватор роет канаву – его железная «рука» с ковшом действует как рычаг. Шофёр меняет скорость автомобиля с помощью рычага переключения скоростей. Аптекарь развешивает порошки на аптекарских очень точных весах, главная деталь этих весов – рычаг.
Когда мы вскапываем грядки на огороде, лопата в наших руках тоже становится рычагом. Всевозможные коромысла, рукоятки и вороты – всё это рычаги.
2). Изучение теории рычага.
Рычаг – твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. На практике роль рычага могут играть палка, доска, лом и т.п.
Таким образом, рычаг имеет точку опоры и плечо. (Слайд )
Что же такое плечо силы? И как его найти?
Плечо – это кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы (т.е. перпендикуляр, опущенный из точки опоры на линии действия силы).
Обычно силами, приложенными к рычагу, можно считать вес тел. (слайд)
Учитель. Плечо силы обозначается строчной латинской буквой Ɩ. Единица измерения в СИ: [Ɩ] = [м] = метр.
Ребята, предлагаю вам в ходе мини-эксперимента вывести условие равновесия рычага.
На доске заготовлено исходное начало чертежа.
Демонстрационный эксперимент
У меня на столе лежит большая демонстрационная линейка-рычаг, набор грузов и сантиметровая лента.
При помощи этого простого рычага необходимо уравновесить два груза слева и четыре груза справа.
Класс делится на три группы, каждой группе дается по два задания.
Задания для первой группы
Задание 1
Привести рычаг в рабочее состояние. Определить, где находится точка опоры рычага. Нарисовать на доске линейку- рычаг, показать точку опоры.
Задание 2
Уравновесит два груза, подвешенных слева, четырьмя грузами, подвешенными справа. Нарисовать в масштабе на доске.
Задания для второй группы
Задание 3
Нарисовать силу F1, с которой действуют на рычаг грузы, расположенные слева, определить и записать ее значение.
Задание 4
Нарисовать силу F2, с которой действуют на рычаг грузы, расположенные справа, определить и записать ее значение.
Задания для третьей группы
Задание 5
Показать и измерить левое плечо рычага Ɩ1. Показать на рисунке и записать.
Задание 6
Показать и измерить правое плечо рычага Ɩ2. Показать на рисунке и записать.
Вывод.
Задание 7
Какая закономерность наблюдается? Определить соотношение между силами и длинами плеч. (слайд)
Итак, мы вывели условие равновесия рычага.
Отношение сил обратно пропорционально отношению длин их плеч:
F1/F2 = Ɩ2/Ɩ1.
Именно это правило равновесия рычага и вывел Архимед.
- Какой же выигрыш в силе дает рычаг? Чему он равен? Посмотрите ещё раз на условие равновесия рычага.
Выигрыш в силе равен обратному отношению плеч рычага.
5. Закрепление изученного материала (слайд)
Решение задач. Ученик у доски решает задачу, а все остальные – в тетрадях.
На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча – 5 см. Определите длину большего плеча. Сделайте рисунок.
При решении задачи мы будем применять условие равновесия рычага, вспомним его ещё раз.
А теперь давайте поиграем. Внимание на экран. Закончите предложения. (слайд)
- Рычаг – это…
- Рычаг находится в равновесии, если…
- Плечо силы – это…
- Сила измеряется в…
- Плечо силы измеряется в…
- К простым механизмам относятся…
- Простые механизмы нужны для…
Выводы.
Итак, давайте подведём итоги. Сегодня мы с вами познакомились с различными видами простых механизмов как устройств, служащих для преобразования силы; рассмотрели устройство и принцип действия рычага; выяснили условие равновесия рычага.
6. Заключительный этап.
А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад каждый внес в общее дело. Поэтому я предлагаю вам оценить свою работу самим.
Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что также следила за работой каждого на уроке.
А сейчас откройте свои дневники, поставьте оценки и запишите домашнее задание.
(слайд)
7. Домашнее задание
§57, 58 упр.32 (1,3)
Найти пословицы о простых механизмах.
8.Рефлексия – 4 мин.
(слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге
Урок изучения нового материала с использованием ЭОР сайта http://school-collection.edu.ru/...
Урок физики "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"
Урок физики с использованием ЭОР в 7 классе по теме: "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"...
"Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"
Открытый урок в 7 классе.Урок изучения нового материала....
Урок по теме "ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА." 7 класс
Конспект урока по теме "Простые механизмы. Рычаг." и презентация к нему....
Презентация урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага."
Презентация к уроку изучения новой темы+физический диктант на повторение по теме "Механическай работа. Мощность"...
Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"
Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...
Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге"
Этот коспект урока разработан для учителей, работающих в коррекционных школах 1-2 видаТема 79-81: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Решение задач».Цели: 1. Ввести понятие «простой м...