Деятельностный подход при решении задач в 7 классе.
методическая разработка по физике (7 класс)
Профессия учителя вечна как мир, и во все времена она требовала, чтобы педагог был личностью, способной создать личность. Главным и постоянным требованием к педагогу является любовь к детям, педагогической деятельности, наличие специальных знаний по тому предмету, которому он учит детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, развитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение различными методами обучения и воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_pri_reshenii_zadach_v_7_klasse.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход при решении задач в 7 классе.
Профессия учителя вечна как мир, и во все времена она требовала, чтобы педагог был личностью, способной создать личность. Главным и постоянным требованием к педагогу является любовь к детям, педагогической деятельности, наличие специальных знаний по тому предмету, которому он учит детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, развитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение различными методами обучения и воспитания детей.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, которые выдвигают к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус идр.
Подготовка к уроку требует от учителя ответа на вопросы, которые отражают суть методики обучения: зачем учить? (цели), чему учить? (содержание), как учить? (методы, формы, средства обучения - технология). Важнейшим условием реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, обучение через действие, направленное на получение конкретного результата, соответствующего поставленной цели на каждом этапе обучения.
Одним из важнейших видов деятельности при обучении физике является решение задач. Посредством освоения предложенного способа решения задач будет происходить освоение и других видов деятельности, в том числе таких, как учебно-исследовательская, поисковая, творческая и др. Фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.
Учение через деятельность предполагает: учёт интересов учащихся; учение через обучение от мысли к действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей; свободную творческую работу и сотрудничество.
Необходимо помочь слабоуспевающим учащимся, учащимся с рассеянным вниманием освоить правила решения и самостоятельно решать расчётные задачи. Необходимо научить учащегося тому, как надо действовать, чтобы решать физическую задачу (деятельностный подход).
Предлагаемый доцентом физики ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Т.С.Фещенко и учителем физики ГБОУ «СОШ № 885» г.Москвы В.И.Чуриловым метод решения расчётных задач позволяет учащемуся самостоятельно решать задачи, представленные в сборниках задач по физике.
Учитель должен решить следующие образовательные задачи:
- Сформировать умение оформлять решение расчётной задачи в наглядном формате, в виде столбца связанных физических величин.
- Сформировать умение переводить единицы физических величин из одной системы в другую с применением графика.
- Сформировать умение демонстрировать с помощью графика физический смысл величин.
- Подготовка учащихся к умению записывать законы физики.
Традиционная форма подготовки расчётной физической задачи к решению путем составления блока «дано» с точки зрения анализа текста задачи не достаточна наглядно и универсальна. Не всегда этапы работ выполняются в полном объеме, т.е. не всегда указываются скрытые физические величины, нарушается логическая последовательность нахождения этих величин.
Предлагаемый метод решения задачи обучает, как можно подготовить задачу к решению и представить решение наглядно, быстро проверить и можно объяснить учащимся допущенные ошибки. Одновременно в процессе решения задач закрепляется понятийный аппарат.
Нетрудоемкое, самостоятельное решение большого количества задач ведет к получению значимых для развития личности школьника образовательных результатов, накоплению политехнических знаний и умений, расширению кругозора учащегося.
Я думаю, что освоив такой метод решения расчетных задач, учащийся сможет применить полученные знания и умения для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, которые необходимы при подготовке к ГИА, ЕГЭ.
Примеры решения задач по темам «Механическое движение», «Механическая работа»
1.Механическое движение
Этапы решения задачи
1 этап. По условию задачи устанавливается количество физических тел и их название.
2 этап. Вводим условное обозначение участка пути в виде отрезка с буквенным обозначением начала и конца.
3 этап. Под каждым участком пути выписываем в виде столбца три физических величины (s, υ, t).
4 этап. Далее записываем формулу для расчёта пути: s = υ t (1) и при необходимости формулу для расчета средней скорости:
υср = s1+ s2 + …/ t1 +t2 + … (2).
5 этап. Заполняем столбцы в третьем пункте, при этом значения некоторых физических величин выписываем по условию задачи, а неизвестных вычисляет по формуле (1) п.4. Переводим единицы физических величин. Перевод единиц скорости выполняем с применением графика.
6 этап. Строим графики движения. При этом для построения графиков достаточно числового значения скорости (например, υ = 5м/с). Записываем закон движения.
7 этап. При необходимости вычисляем значение средней скорости по формуле (2) и записываем ответ согласно условию задачи.
Пример.
Первый участок пути турист проехал на машине за один час, двигаясь со скоростью 5м/с, затем пообедал за 30 минут, а оставшийся участок пути, равный 8 км, проехал на велосипеде со скоростью 11 км/ч. Какова средняя скорость туриста на всем пути? Постройте график движения для первого участка пути.
Этап 1.
Физические тела
1.Машина 2. Велосипедист
Этап 2.
А--------------------В С------------------D
Этап 3.
Путь Скорость время | ? s1 = 9000м =9 км υ1= 5 м/с = 18 км/ч t1= 1 ч = 3600с; t2= 30 мин=0,5 ч=1800с | S2 = 8 км υ2= 11 км/ч ? t3=0,727 ч =2618с |
Этап 4
Формулы для расчета физических величин.
s = υ t (1)
υср = s1+ s2 + …/ t1 +t2 + … (2).
Этап 5
Перевод единиц
(5 м/с)
Этап 6
Построить график движения и закон движения
Этап 7
Расчет средней скорости:
υср = S1+S2/ t1 + t2 +t3 = 9 км+8 км /1 ч + 0,5 ч + 0,73 ч = 7,6 км/ч
Ответ: 7,6 км/ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический подход к решению задач с параметром и модулем
Разработка факультативного занятия для подготовки к ЕГЭ....
Предметный курс по математике «Функционально- графический подход к решению задач с параметрами и модулем» 11 класс
Цель данного курса - используя свойства функций научить учащихся решать задания с параметром и модулем....
Дифференцированный подход к решению задач по физике 7 класс. Работа и Мощность
Урок по физике 7 класс Работа и Мощность...
Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.
Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...
Элективный курс по математике для 10 класса «Функционально - графический подход к решению задач с параметрами и модулем»
Рабочая программа элективного курас по математике для 10 класса «Функционально - графический подход к решению задач с параметрами и модулем»...
Мастер - класс «Методические подходы к решению задач ЕГЭ»
Мастер-класс - это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Это своеобразная...
Статья «Применение технологий деятельностного типа для решения задач ФГОС СОО на уроках химии»
Статья посвящена современным технологиям деятельностного типа...