ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФАКУЛЬТАТИВА «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
статья по физике (9 класс)
Авторами разработан факультатив по физике «Звуковые волны». Целью факультатива является расширение знаний учащихся с внедрением этническим элементами, а также методом эксперимента, наблюдений и вычислений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikiforova_aygylana-2.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Никифоров Айгылан Егорович, магистрант 1-го курса СВФУ им. М.К. Аммосова» Физико-технический институт (г. Якутск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФАКУЛЬТАТИВА «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
Аннотация
Авторами разработан факультатив по физике «Звуковые волны» с внедрением этнических элементов. Целью факультатива является расширение знаний по теме «звуковые волны». А также показан пример практического задания.
Ключевые слова: Особенность факультатива, хомус, Audacity, колебание, частоты, звук.
Для любого человека, носителя определенной национальности, очень важна этнокультурная самобытность. В последнее время в России, в связи с реформами в образовании, в содержания образования активно внедряются этноэлементы. Важным является обращение внимания детей педагогами на культуру, традиции своего народа.
Так как физика – предмет изучающий природные явление, поэтому мы можем представить большой пласт учебного материала с использованием этнической составляющей. Нами был разработан факультатив «Звуковые волны», предполагающий включение этнического материала. В содержание факультатива был введен национальный музыкальный инструмент хомус.
Цель факультатива: расширить знание по теме «Звуковые волны».
Ожидаемые результаты: знание понятий: амплитуда, частота звука, период звука, циклическая частота звука; умение записывать звуки в программе Audacity; умение разделять звуки хомуса и вычислять частоту звука, период звука и циклическую частоту звука.
Нами использованы различные формы занятий: дискуссия, экскурсия, презентация, практические семинары, обучающие игры.
Также мы выделяем особенности данного факультатива:
- этнические элементы, введенные в предмет физика
- расширение физических знаний о звуковых волнах
- включение практических опытов для стимулирования мотивации детей в изучении физики.
Этнические особенности: Хомус – национальный музыкальный инструмент народа Саха, а также один из варганных инструментов всего мира. Хомус состоит из двух частей – это корпус (тиэрбэс), и язычка (тыл). Корпус Хомуса состоит из следующих частей. Кольцо корпуса (тиэрбэс), внешние щёчки корпуса (тас иэдэс), внутренние щёчки корпуса (ис иэдэс). А язычок состоит из колена язычка (хохуора) и кончика язычка (чыычаах). Варган – это музыкальный инструмент широко распространенный по всему миру. Его внешний вид состоит из язычка и корпуса. Его принцип работы заключается в виде свободного колебания язычка в проёме рамки, движение язычка обеспечивает палец музыканта. В качество резонатора служит ротовая полость и глотка, а также носовая полость и нижние дыхательные пути музыканта. С помощью артикуляционного аппарата и дыхания музыканта усиливается звучание, изменяется тембр и иных обертонов мы слушаем красивое звучание варгана.
Следующий особенность факультатива заключается расширение физических знаний о звуковых волнах. Из школьной программы мы ознакомились с механическим колебанием и волнами. С помощью применения практических опытов расширяются физические знания у учащихся. Практические занятие предполагают изучение и запись звуковых волн Хомуса с помощью компьютерной программы Audacity. Школьники определяют амплитуду и колебания звуковой волны Хомуса. Пример задания: Нужно взять хомус. Установить микрофон на компьютер и записать звучание Хомуса в программе Audacity. Запись показана на рисунке. Вычислили период, частоту и циклическую частоту.
Таблица 1
Данные звуковой характеристики Хомуса
Время | Период | Частота | Число колебаний | Циклическая частота |
1 сек. | 0,0064 сек. | 156,25 Гц | 156 | 981,3 Рад/с |
Из полученных данных на последующих занятиях происходит вычесление звуковых характеристик звуковых волн.
Таким образом с помощью этнокультурных элементов мы привликая внимание школьников к изучению сложных физических явлений и стимулируем интерес культурным традициям и предмету физика.
Список использованных источников:
Турсунметов К. А., Шералиев С. С. Особенности электронного учебно-методического комплекса по изучению раздела физики «Механические колебания и волны» // Современное образование (Узбекистан). 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-elektronnogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-izucheniyu-razdela-fiziki-mehanicheskie-kolebaniya-i-volny (дата обращения: 21.03.2019).
Стекольников Ю.А., Каверин О.А. Факультатив по теме "Колебание в физике и технике" //Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию инженерно-физического факультета Редколлегия: Е.Н. Герасимова, А.А. Зайцев, Н.А. Фортунова, М.А. Захарова. 2014. С. 127-131.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Звуковые волны" 10 класс, базовый уровень.
Урок рассчитан на 2 часа и основан на самостоятельной и творческой работе в группах. По итогам урока обучающиеся создают мини- проекты в группах....
9 класс Звуковые волны. тест
Два варианта по семь заданий....
Звуковые волны
Звуковые волны. Тема для учащихся основной школы. рассматриваются виды звуков по частоте, землятрясения, цунами. Показана взаимосвязь физики и биологии. примеры ультразвука и инфразвука в природе....
Урок.9кл.Звуковые колебания.Звуковые волны
Рассмотрена физическая основа возникновения звуков, звуковых волн....
Методическая разработка урока с применением интерактивных технологий: "Световые и звуковые волны"
Данный урок может быть завершающим при изучении темы "Колебания и волны"...
Методическая разработка урока физики в 8 классе на тему: «Звуковые волны в различных средах»
Методическая разработка урока физики ФИО: Распопова Татьяна НиколаевнаДолжность: учитель физикиНазвание образовательного учреждения: МКОУ Джогинская СОШКласс: 8Раздел программы: «Колебания ...
Разработка урока по теме "Звуковые волны. Что такое звук?"
Данный урок поможет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемы...