Конспект урока Закон Ома для участка цепи
план-конспект урока по физике (8 класс)

Архипова Ольга Валентиновна

Цель урока: ознакомление учащихся с законом Ома для участка электрической цепи, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zakon_oma_dlya_uchastka_tsepi.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока физики

Тема: «Закон Ома для участка электрической цепи»

Класс: 8 «А»

Разработан учителем физики О.В. Архиповой

Цель урока: ознакомление учащихся с законом Ома для участка электрической цепи, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Задачи урока:

Образовательная: научить обучающихся применению закона Ома для участка цепи путем проведения эксперимента на установление зависимости.

Развивающая: развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, создание условий для формирования мыслящей личности, способной к самовыражению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые СОТ: информационно-коммуникативная технология, технология уровневой дифференциации, проектный метод обучения, здоровьесберегающие технологии.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник, тетради, разработанная презентация, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода.

Демонстрации:

1. Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении;

2. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1

Организационный момент

Обращение учителя

2

2

Актуализация опорных знаний

Работа с творческим и с тестовым заданием

(с использованием технологии проектирования и технологии уровневой дифференциации)

12

3

Изучение нового материала

Беседа, демонстрация эксперимента, использование наглядности: компьютерная модель

20

4

Физминутка

Двигательная

2

5

Закрепление нового материала

Опрос

5

6

Подведение итогов урока

Беседа

2

7

Инструктаж к домашнему заданию

Сообщение учителя, запись на доске

2

Ход урока:

Организационный момент

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы начнем изучение новой темы в разделе физики 8 класса, которая поможет определить зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении и зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи. Попробуем самостоятельно получить формулировку закона Ома. Разделимся на три группы (по рядам). Каждая из групп, выступая в роли исследователей, попытается проанализировать увиденное на уроке, сделать собственные выводы, объяснить полученные результаты. Все это необходимо занести в «Лист исследования». В конце урока представитель от каждой группы расскажет о ваших исследованиях и результатах. Путь поиска подскажет вам ряд заданий, которые вы должны выполнить. Перед вами оценочный лист учащегося. В него вы будете вносить баллы за выполненные задания.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия:___________________________

Имя:________________________________

Учебные элементы

Общее количество баллов

1. Творческое задание

2. Тестовое задание

3. Практическое задание

4. Итоговое количество баллов

5. Оценка

Актуализация опорных знаний

(использование информационно-коммуникативной технологии и технологии уровневой дифференциации)

Первое задание творческое:

Каждая группа (ряд) делится на дифференцируемые группы А, В, С. Проводится проверка заданий по этим группам А, В, С. Затем учащиеся обмениваются своими работами с соседом по парте и проверяют работу, путем сравнивания полученных ответов с правильными, которые представлены на экране. После этого выставляются баллы в оценочный лист.

Группа А: На предоставленном изображении, на экране есть ошибки, исправьте их.

Ответ:

Группа В: Перед вами физическое лото. На маленьких карточках написаны определения. Если они соответствуют изображению на экране, то вы их поднимаете.

Ответ: амперметр – прибор для измерения силы тока, источник тока – аккумулятор, явление электризации, атом гелия

Группа С: На экране представлены различные буквы, попробуйте с их помощью, собрать формулы физических величин, характеризующих любую электрическую цепь, и дайте им определение.

Ответ:cила тока I=q/t , сопротивление R=ρl/S, напряжение U=A/q

Учитель:

- Ребята с первым заданием вы справились. Молодцы! Теперь вам предстоит выполнить тестовое задание.

Второе задание - тестовое.

Тест «Характеристики электрического тока»

Вопрос

Варианты ответов

1

1 балл

Что является носителем электрического тока в металлах?

Е) атомы;
Ж) ионы;
З) электроны;
И) протоны;

2

1 балл

Среди приведенных выражений найдите формулу силы тока

А) I=q/t 
Б) I=PU
В) I=qt
Г) I=UR

3

1балл

Выразите 0,025 В в милливольтах

И) 250 мВ
К) 25 мВ
Л) 2,5 мВ
М) 0,25 мВ

4

1 балл

Как следует включать амперметр в цепь?

Н) последовательно, независимо от полюсов;
О) последовательно, учитывая полярность
П) параллельно независимо от полюсов;
Р) параллельно, учитывая полярность

5

2 балл

Определите цену деления и предел измерения вольтметра

Н) 0,5 В и 5,5 В;
О) 1 В и 5, 5 В;
П) 0,5 В и 8 В;
Р) 1 В и 8 В

6

2 балл

При прохождении по проводнику электрического заряда, равного 6 Кл, совершается работа 660 Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника?

О) 110 В;
П) 220 В;
Р) 330 В;
С) 666 В.

7

3 балла

Два мотка проволоки одинакового сечения имеют соответственно длину 50м и 150м. Какой из них обладает большим сопротивлением и во сколько раз?

К) Первый в 3 раза;
Л) Первый в 9 раз;
М) Второй в 3 раза;
Н) Второй в 9 раз.

8

3 балла

Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить вдвое, а толщину уменьшить вдвое?

А) Увеличится в 8 раз;
Б) Увеличится в 4 раза;
В) Увеличится в 2 раза; 
Г) Не изменится.

Результат тестирования оценивается моментально, т. к. в ответе зашифровано название темы урока «Закон Ома», и тут же заносится в оценочный лист учащегося. Оценивание теста:

1-4 задания (группа А) – оценка «3»;

1-6 задания (группа В) – оценка «4»;

1-8 задание (группа С) – оценка «5».

Выступление представителей групп с результатами исследования. Из правильных ответов теста ребята должны сложить сочетание слов: «Закон Ома»

Изучение нового материала.

Учитель:

- Давайте проверим, что у нас получилось: Закон Ома. Данное словосочетание соответствует теме нашего урока «Закон Ома для участка цепи» (слайд 1).

В 1867 г ученый Г. Ом установил зависимость физических величин: сила тока, напряжение, сопротивление (слайд 2).

- От каких факторов зависят величины I, U, R?

Ученики:I от q в единицу времени, U - это характеристика поля,
R - от длины проводника l, от площади поперечного сечения S и от рода вещества проводника p.

Учитель:

- Данные величины связаны между собой. Как связаны данные величины?

Пробные ответы учеников.

Учитель:

-После многочисленных опытом Г. Ом установил, что сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка (слайд 3).

Чтобы наглядно рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, одна величина должна быть постоянной.

Сегодня вам предстоит самостоятельно повторить опыт, проведенный Г. Омом на практике и установить взаимосвязь электрических величин (эксперимент).

Каждой группе (ряду) предлагается оборудование: источники тока, ключ, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода.

Учащиеся групп А и В устанавливают зависимость силы тока от напряжения, учащиеся группы С – устанавливают зависимость силы тока от сопротивления (не менее 5 экспериментов каждая). Отчёт каждая группа оформляет на доске в виде таблицы и графика зависимости I(U) или I(R). Весь коллектив делает общий вывод и сравнивает его с предложенной ранее формулировкой закона.

Физкультминутка (двигательная).

-Я – человек!

- Всегда готов встать рядом или впереди.

- Протянуть руку помощи.

- Легко нагнуться к малому или слабому.

- Подняться после неудачи.

- Подставить плечи под груз тревог или забот.

- Обернуться к отставшим.

- Дотянуться до мечты.

- Балансировать между желаниями и возможностями.

- Перепрыгнуть через усталость и боль

- Бороться с собственной тенью.

- Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.

- Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.

Продолжение изучения новой темы.

Практическое задание: установим зависимость между I, U и R.

Выясним зависимость I = f (U) экспериментально. Соберем на столе электрическую цепь по схеме. Построим график зависимости I = f (U).

I, A

0,4

0,6

0,8

U, B

2

3

4

Учащиеся строят график и делают вывод: «Во сколько раз увеличивается напряжение U на участке цепи, во столько же раз увеличится сила тока I.

Что показал эксперимент? Какая это пропорциональность? Вывод: I ~ U

Экспериментально выясним зависимость силы тока I от сопротивления R при постоянном напряжении.

R

1

2

4

8

I

8

4

2

1

Что показал эксперимент? Какая это пропорциональность? Вывод: I ~ 1/R

Эксперимент показал, что при уменьшении сопротивления сила тока увеличивается, т.е. сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.

Проверяем правильность выполнения практического задания с помощью графиков и выводов. Ребята самостоятельно оценивают правильность выполнения задания и заносят баллы в оценочный лист.

Закрепление нового материала

Между какими величинами устанавливает связь физический закон?

Как сила тока зависит от напряжения?

Как сила тока зависит от сопротивления?

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

- Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с одним из важных законов при изучении электрических явлениях “Закон Ома для участка цепи”. Научились на основе фактов, выдвижения гипотезы, предлагаемой модели, устанавливать зависимость физических величин путем проведения эксперимента. Мне бы хотелось бы узнать:

1.Что вы узнали нового на уроке?

2.Чему вы научились на уроке?

3. Где могут пригодиться полученные знания?

Поставьте себе оценки в таблицу с учетом суммы баллов, и мы увидим, справились ли вы с поставленной задачей на уроке?

«3» 7-12 баллов;
«4» 13-23 балла;

«5» 24-27 балла.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание:

Общее задание: § 42, вопросы,

дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся: упр.19

группа А – задачи 1–2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"

Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...

План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".

План-конспект  урока физики  с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....

презентация урока "Закон Ома для участка цепи"

презентация урока "Закон Ома для участка цепи"  8 класс тип урока : урок изучения новой темы...

Урок "Закон Ома для участка цепи"

Урок фикики в 8 классе. Урок с использованием ЭОР....

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"

Конспект урока "Закон ома для участка цепи"...

План-конспект урока:"Закон Ома для участка цепи"

План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи",8 класс...